Конспект урока "Великая Отечественная война в стихотворениях русских поэтов" 8 класс

1
Тема: «Великая Отечественная война в стихотворениях русских
поэтов».
Цели урока: проверить знания учащимися текста рассказа Платонова «Возвращение»,
гуманистического смысла рассказа; учить выразительно читать стихотворения, высказывая свое
мнение, определяя тему произведения; воспитывать глубокое уважение к ветеранам войны.
Х О Д У Р О К А
I. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.
1) Беседа с элементами пересказа п о т е к с т у р а с с к а з а
П л а т о н о в а « В о з в р а щ е н и е » .
а) Назовите героев рассказа Платонова «Возвращение», описания которых даны:
«...был малорослый и худощавый мальчуган, но зато головастый, лобастый, и лицо у
него было спокойное, словно бы уже привычное к житейским заботам, а маленькие карие
глаза его глядели на белый свет сумрачно и недовольно, как будто повсюду они видели
один непорядок»;
«...кожа на лице его, обдутая ветрами и загоревшая на солнце, имела коричневый цвет;
серые глаза... глядели... скромно, даже застенчиво, и говорил он хотя и прямо, но
деликатно и любезно <...> глухой, хриплый голос пожилого человека, его темное грубое
лицо и выражение силы и беззащитности на нем»;
«...у нее было живое сосредоточенное лицо ребенка, делающего все в жизни по правде и
всерьез, и доброе сердце, потому что она не обижалась...»;
«...была миловидна, проста душою и добра своими большими рабочими руками и
здоровым, молодым телом <...> любили ее, как старшую сестру... за ее большой рост и
сердце, вмещающее, как у истинной сестры, всех братьев в одну любовь и никого в
отдельности».
б) Какой прием использует автор рассказа «Возвращение», поэтизируя образ
героини: «...волосы Маши пахнут, как осенние павшие листья в лесу, и он не мог их
никогда забыть».
в) Почему фраза Петруши «А я хочу, чтоб вам больше досталось» заставила
родителей содрогнуться?
г) «Иванов закрыл глаза, не желая видеть и чувствовать боли упавших
обессилевших детей, и сам почувствовал, как жарко у него стало в груди, будто сердце,
заключенное и томившееся в нем, билось долго и напрасно всю его жизнь и лишь теперь
оно пробилось на свободу, заполнив все его существо теплом и содроганием. Он узнал
вдруг все, что знал прежде, гораздо точней и действительней. Прежде он чувствовал
другую жизнь через преграду самолюбия и собственного интереса, а теперь внезапно
коснулся ее обнажившимся сердцем».
Какую роль играет этот отрывок в понимании смысла названия рассказа
Платонова «Возвращение»?
2
д) Алексей и Любовь Ивановна говорят о тяготах жизни на фронте и в тылу. Как вы
считаете, существовало ли где-нибудь на территории нашей страны или на линии фронта
спокойное место, где не было бы слез, горя, смертей?
III. Сообщение темы и целей урока.
1. С л о в о у ч и т е л я , б е с е д а п о т е м е .
Семьдесят лет отделяет нас от времен Великой Отечественной войны, от
Победы. Все меньше остается среди нас ветеранов, которые могут как
очевидцы и участники рассказать о том, чем была война для нашей
страны. Может быть, через много лет люди почти не будут вспоминать
об этой войне. К сожалению, Великая Отечественная война не была
войной последней. Поэтому переживания, связанные с войнами, понятны
нам и сейчас. Люди не могут привыкнуть к смерти, к голоду, к потере
близких людей, к тревоге за судьбу своих детей и своей страны.
Эти чувства сохраняет и передает прежде всего поэзия.
Несмотря на то , что казалось бы на войне не до искусства , без
него человеку ни на фронте , ни в тылу было не прожить, и поэзия была
самым популярным жанром.
Рокот боевых труб, пламенное слово комиссара, раскатистая строевая
песня, а иногда и задушевный разговор, у солдатского костра, - все это
отчетливо слышится в произведениях, поэтов военной поры. Стихи и поэмы,
овеянные жестокой правдой времени. Многие написаны на одном дыхании.
И рождались они в содрогающихся от разрывов землянках, в гуле воинских
эшелонов, в затемненных тыловых городах, куда судьба занесла осколки
эвакуированных семей.
IV. Работа по теме урока
2) Выразительное чтение стихотворения и краткая биография о
поэте.
(Дети читают стихотворения в слух, а учитель дает биографию)
Давид Самуилович Самойлов авторский псевдоним, настоящее имя Давид
Самуилович Кауфман; 1920—1990) русский советский поэт, переводчик.
Родился в еврейской семье. Отец Самуил Абрамович Кауфман был известным врачом,
главным венерологом Московской области; мать — Цецилия Израилевна Кауфман
(18951986).
В 1938—1941 годах учился в МИФЛИ (Московский институт философии, литературы и
истории). В 1941 году добровольцем ушёл на фронт, был разведчиком, получил серьёзное
ранение.
Печататься начал с 1941 года. После войны много переводил с венгерского, литовского,
польского, чешского языков, языков народов СССР и др.
Большую часть последних лет жизни провёл в Пярну (Эстонская ССР).
Первая книга стихов «Ближние страны» вышла в 1958 году. Затем появились поэтические
сборники лирико-философских стихов «Второй перевал» (1962 год), «Дни» (1970 год),
«Волна и камень» (1974 год), «Весть» (1978 год), «Залив» (1981 год), «Голоса за холмами»
(1985 год) — о военных годах, современном поколении, о назначении искусства, на
исторические сюжеты.
3
Является автором стихотворения "Песенка гусара" ("Когда мы были на войне..."), на
которое была положена музыка бардом Виктором Столяровым в начале 1980-х.
Выпустил юмористический сборник (не стихи) «В кругу себя». Писал работы по
стихосложению.
Давид Самойлов умер 23 февраля 1990 года в Таллине. Похоронен в Пярну (Эстония) на
Лесном кладбище.
Сороковые
Сороковые, роковые, военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные и перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы. Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке в своей замурзанной ушанке,
Где звёздочка не уставная, а вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете, худой, весёлый и задорный.
И у меня табак в кисете, и у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю, и больше нужного хромаю,
И пайку надвое ломаю, и всё на свете понимаю.
Как это было! Как совпало – война, беда, мечта и юность!
И это всё в меня запало и лишь потом во мне очнулось!..
Сороковые, роковые, свинцовые, пороховые…
Война гуляет по России, а мы такие молодые!
М. Львов «Чтоб стать мужчиной, мало им родиться»
Родился Михаил Давыдович 4 января в селе Насибаш (Башкортостан) в семье сельского
учителя. Получил среднее образование в педагогическом техникуме, после него
закончил Литературный институт им. Горького.
Первая книга Львова была издана в 1940 году.
Работал на военных стройках Урала. Был солдатом Уральского добровольческого
танкового корпуса. Переводил на русский язык произведения национальных поэтов
СССР. В частности, переводил на русский язык классиков казахской литературы
Беимбета Майлина, Сакена Сейфуллина, Абу Сарсенбаева (каз.) и др. Наиболее известны
его стихотворения военного времени: «Чтоб стать мужчиной мало им родиться…»,
«Высота», «Письмо», «Звездочёту», «Первый день» и др. По словам самого Львова:
«Поэзия стояла на страже великих ценностей, как часовой несменяемый, и всё и в
жизни, и в стихах поколения было освещено высоким пламенем времени трагического
и героического».
Награждён орденом Дружбы народов, орденом «Знак Почёта» и медалями.
4
Чтоб стать мужчиной — мало им родиться,
Как стать железом — мало быть рудой.
Ты должен переплавиться. Разбиться.
И, как руда, пожертвовать собой.
Как трудно в сапогах шагать в июле.
Но ты — солдат и все сумей принять:
От поцелуя женского до пули,
И научись в бою не отступать.
Готовность к смерти — тоже ведь оружье,
И ты его однажды примени...
Мужчины умирают, если нужно,
И потому живут в веках они.
- Как вы думаете, что же необходимо, чтобы стать настоящим мужчиной?
(Ответы учеников: готовность к смерти, храбрость, мужество)
Алексей Сурков родился 1 октября 1899 года в деревне Середнево
Рыбинского уезда Ярославской губернии , в бедной крестьянской семье. В
12 лет отправляется на заработки в Петербург “ в люди” . Великую
Октябрьскую революцию встретил как молодой член большевистской
партии.Осенью 1918 года ушел на фронт и под Нарвой получил боевое
крещение. Попал в плен. В каторжных условиях плена созревало
чувство гнева и воли к борьбе. После освобождения из плена , Сурков
жил на родине, в деревне. Руководил комсомольской организацией, стал
журналистом, работал в литературных организациях.
Первая книга стихов вышла в 1930 году под названием “Запев”.
22 июня 1941 года Сурков написал одно из лучших своих стихотворений
–“Песня смелых
Чтение учеником стихотворения “Песня смелых”.
Стелются черные тучи,
Молнии в небе снуют.
В облаке пыли летучей
Трубы тревогу поют.
5
С бандой фашистов сразиться
Смелых Отчизна зовет.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Ринулись ввысь самолеты,
Двинулся танковый строй.
С песней пехотные роты
Вышли за Родину в бой.
Песня - крылатая птица -
Смелых скликает в поход.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
Славой бессмертной покроем
В битвах свои имена.
Только отважным героям
Радость победы дана.
Смелый к победе стремится,
Смелым дорога вперед.
Смелого пуля боится,
Смелого штык не берет.
22 июня 1941
1.Какие глаголы помогают создать в стихотворении картину боя?
2. Почему поэт называет песню крылатой птицей?
3. Какую роль сыграла она в первые дни войны?
V. Подведение итогов урока.
1. С т и х о т в о р е н и я и п е с н и о в о й н е это тревоги, горечь,
сожаление, страдание; они рассказывают о войне, о подвигах солдат, о
потерях, об ожиданиях встреч, о тяжести разлук и утрат.
6
Так ли уж необходимы нам страницы и строки о Великой Отечественной
войне?
Она отдалилась от нас более чем на полвека, а о ней появляются все
новые произведения. «Завершится» ли она, эта тема? Или Великой
Отечественной суждена бесконечная жизнь?
Я знаю: никакой моей вины
В том, что другие не пришли с войны.
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но сумел сберечь,
Речь не о том, но все же, все же, все же...
Как отнестись к этому признанию А. Т. Твардовского, создавшего в
годы войны одно из самых любимых солдатами произведений из
неразлучной «Книги про бойца» – поэмы «Василий Теркин» и единственного
в своем роде стихотворения «Я убит подо Ржевом»?
При входе на Пискаревское кладбище в Санкт-Петербурге читаем:
«Никто не забыт, и ничто не забыто» последние слова реквиема павшим,
созданного Ольгой Берггольц (запомните имя поэта, неотделимое от
героической эпохи осажденного Ленинграда!).
«Эта память – наша совесть», сказал поэт Юрий Воронов, который на всю
жизнь запомнил ленинградскую блокаду, пережитую в детстве, и только ей
отдал свой поэтический дар, создав одну-единственную книгу «Блокада»,
которую мы читали в 6 классе.
Так нужна ли нам память о войне? «Нужна ли», ответил бы своим
«Реквиемом» поэт Р. Рождественский:
... Это надо не мертвым!
Это надо живым!
По образному выражению Блока:
Мы, дети страшных лет России,
Забыть не в силах ничего!
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: (разноуровневое)