Конспект урока "Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?" 6 класс

Урок истории в 6-ом классе
«Кто он Иван Грозный - великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
Цель урока: оценить результаты деятельности Ивана Грозного; определить его роль в истории страны;
развивать умение уч-ся осуществлять комплексный поиск, определять роль политического деятеля в
истории, работать с картой, анализировать информацию, делать выводы, развивать навыки ведения
дискуссии и ораторское мастерство.
Оборудование урока: Карта «Русское государство в XVIв »; презентация «Иван Грозный»,
видеоматериалы, выставка литературы
Тип урока: урок-диспут
Ход
I. Орг. момент
II.Постановка проблемы :
В российской истории, пожалуй, нет другой личности, которая вызывала бы больше
разногласий среди исследователей, чем личность царя Ивана Васильевича, прозванного
современниками Грозным. Большинство крупнейших русских историков XIX-ХХ столетий в
своих трудах обращались к той эпохе, анализируя и давая оценку, как личности самого царя, так
и времени его правления. Одних исследователей ввергают в ужас страшные проявления его
беспощадной деспотичной натуры. Другие отдают предпочтение значимости целей, которые
ставил перед собой Грозный царь, и признают его одним из величайших деятелей русской
истории. Сегодня мы попытаемся дать свою оценку деятельности царя Ивана Васильевича и ответим на
вопрос-
«Кто он Иван Грозный -великий правитель и реформатор или жестокий тиран и деспот?»
II. Давайте вспомним каким был Иван IV( просмотр видеоматериалов)
III. Готовясь к сегодняшнему уроку вы получили задание –определить своё отношение к
личности Ивана Грозного- «За» и «Против»
Организуется дискуссия по проблеме урока
С одной стороны можно долго говорить, что Иван Васильевич величайший из
правителей, но так ли это на самом деле? Кто желает подтвердить данное утверждение
(выступления учащихся)
Что могут возразить те, кто считает Ивана Васильевича жестоким тираном и
деспотом
(выступления учащихся)
Вопросы к обсуждению:
1.Личность Ивана IV
2.Меры по укреплению авторитета страны
3.Реформы Избранной Рады
4.Расширение территории страны, завоевательная политика
5.Введение опричнины.
6.Опричный террор.
7.Последствия опричнины
8.Неудачи в Ливонской войне
9.Итоги царствования Ивана IV.
IV.Подведение итогов .Основные выводы (опора на презентацию)
V.Домашнее задание - повторить записи в тетрадях, подготовиться к тестированию
Приложение
«За» Ивана Грозного
Иван Грозный - кто он??? Великий правитель- реформатор или жестокий
тиран, поправший все законы!
Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем...
Документы
ПАТРИАРХ ИОВ (ум. в 1607 г., первый русский патриарх, современник Ивана Грозного):
«Благочестивый же тот царь и великий князь всея Руси Иван Васильевич (Иван
Грозный. Сост.) был разумом славен и мудростью украшен, и богатырскими
победами славен, и в ратном деле весьма искусен, и во всем царском правлении
достохвально себя проявил, великие и невиданные победы одержал и многие
подвиги благочестия совершил. Царским своим неусыпным правлением и многой
премудростью не только подданных богохранимой своей державы поверг в страх и
трепет, но и всех окрестных стран иноверные народы, лишь услышав царское имя
его, трепетали от великой боязни. О прочих же его царских добродетельных делах
скажем в своем месте».
ДЖЕРОМ ГОРСЕЙ ( английский дворянин, дипломат, встречался с царем Иваном
Грозным):
Царь Иван Васильевич правил более шестидесяти лет. Он завоевал Полоцк ,
Смоленск и многие другие города и крепости в семистах милях на юго-запад от
города Москвы в областях Ливонии, принадлежавших польской короне, он
завоевал также многие земли, города и крепости на восточных землях Ливонии и в
других доменах королей Швеции и Польши; он завоевал царства Казанское и
Астраханское, все области и многочисленные народы ногайских и черкесских
татар и другие близкие к ним народы, населявшие пространства в две тысячи миль
по обе стороны известной реки Волги и даже на юг до Каспийского моря. Он
освободился от рабской дани и поборов, которые он и его предшественники
ежегодно платили великому царю Скифии, хану крымских татар , посылая ему,
однако, небольшую мзду, чтобы защищаться от их ежегодных набегов. Он завоевал
Сибирское царство и все прилежащие к нему с Севера области более чем на 1500
миль. Таким образом, он расширил значительно свою державу во всех
направлениях и этим укрепил населенную и многочисленную страну, ведущую
обширную торговлю и обмен со всеми народами, представляющими разные виды
товаров своих стран, в результате не только увеличились его доходы и доходы
короны, на сильно обогатились его города и провинции.
…[За время своего правления этот царь] построил свыше 40 прекрасных
каменных церквей, богато украшенных и убранных внутри, с главами,
покрытыми позолотой из чистого золота. Он построил свыше 60 монастырей
и обителей, подарив им колокола и украшения и пожертвовав вклады, чтобы
они молились за его душу.
Он построил высокую колокольню из тесаного камня внутри Кремля,
названную Благовещенской колокольней, с тридцатью великими и
благозвучными колоколами на ней, которая служит всем тем соборам и
великолепным церквам, расположенным вокруг; колокола звонят вместе
каждый праздничный день (а таких дней много), а также очень заунывно в
каждую полуночную службу. <…>
Царь, среди многих других подобных своих деяний, построил за время
царствования 155 крепостей в разных частях страны, установив там пушки и
поместив военные отряды. Он построил на пустующих землях 300 городов,
названных «ямами», длиной в одну-две мили, дав каждому поселенцу
участок земли, где он мог содержать быстрых лошадей столько, сколько
может потребоваться для нужд государственной службы. Он построил
крепкую, обширную, красивую стену из камня вокруг Москвы, укрепив ее
пушками и стражей».
К.Д. КАВЕЛИН (русский историк и юрист XIX в.):
Он жил в несчастное время, когда никакая реформа не могла улучшить нашего
быта. Опричники, взятые из низших слоев общества, ничем не были лучше бояр;
дьяки были только грамотнее, сведущее в делах, чем вельможи, но не уступали им
ни в корыстолюбии, ни в отсутствии всяких общих нравственных интересов;
общины, как ни старался Иоанн поднять их и оживить для их же собственной
пользы, были мертвы; общественного духа в них не было, потому что в них
продолжался прежний полупатриархальный быт. За какие реформы ни принимался
Иоанн, все они ему не удались, потому что в самом обществе не было еще
элементов для лучшего порядка вещей. Иоанн искал органов для осуществления
своих мыслей и не нашел; их неоткуда было взять. Растерзанный, измученный
бесплодной борьбой, Иоанн мог только мстить за неудачи, под которыми
похоронил он все свои надежды, всю веру, все, что было в нем великого и
благородного, — и мстил страшно <…>.
А.А. ЗИМИН, А.Л. ХОРОШКЕВИЧ (советские историки):
«Тяжелое сиротское детство, самоуправство Шуйских наложили отпечаток на всю
его жизнь, лишив его доверия к подданным- его нужно пожалеть!!!. Тем не менее
это был проницательный политик, понимавший по-своему правильно сложные
внешне- и внутриполитические задачи России. Грозный боролся со Старицким
князем Владимиром и его окружением, что объективно означало осуществление
настоятельной потребности упрочения единства русских земель. Он много сделал
для развития экономических отношений со странами Востока и Запада. Это
отвечало насущным интересам широких кругов феодалов и купечества. На заре
самостоятельной деятельности Иван IV умел ценить талантливых и самобытных
сподвижников. Но мнительный характер и обостренное чувство собственного
величия неизбежно приводили его к разрыву с теми, кто искренно, настойчиво и
дальновидно проводил мероприятия, направленные на укрепление самодержавия».
ИЗ «КАЗАНСКОЙ ИСТОРИИ» (XVI В.):
Была в царствование его великая тишина по всей Русской земле, и улеглись всякие
беды и мятежи, и прекратился сильный разбой, и хищения, и воровство, которые
были при его отце, и варварские набеги прекратились, ибо испугались крепкой
силы его поганые цари и устрашились меча его нечестивые короли, и
военачальники ногайские, мурзы, дрогнули перед блистанием копий его и щитов, и
затряслись и побежали немцы во главе с магистром от доблестных воинов, и
пресек стремления воинственных казанцев, и заставил смиренно преклониться
черемисов! И расширил он во все стороны русские границы, продолжил их до
берегов морских, и наполнил их бесчисленными людскими селениями, и одержал
много побед над врагами, так что боялись и трепетали они от одного имени его
воевод. И звали его во всех странах могущественным и непобедимым царем, и
боялись поганые народы приходить войной на Русь, слыша, что еще жив он, зная
грозность его…»
Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.):
«В заключение скажем, что добрая слава Иоаннова пережила его худую славу в
народной памяти: стенания умолкли, жертвы истлели, и старые предания
затмились новейшими; но имя Иоанново блистало на Судебнике и напоминало
приобретение трех царств могольских: доказательства дел ужасных лежали в
книгохранилищах, а народ в течение веков видел Казань, Астрахань, Сибирь как
живые монументы царя-завоевателя; чтил в нем знаменитого виновника нашей
государственной силы, нашего гражданского образования; отвергнул или забыл
название мучителя, данное ему современниками, и по темным слухам о
жестокости Иоанновой доныне именует его только Грозным, не различая внука с
дедом, так названным древнею Россиею более в хвалу, нежели в укоризну. История
злопамятнее народа!»
Ю.А. КУРДИН (современный историк):
«Казанский поход и завоевание Астраханского царства, органично связанные в
сознании современников с именем Ивана IV, составили сюжетную основу
многочисленных произведений фольклора. Царь-победитель стал героем
большинства исторических песен XVI века. Образ его запечатлели сказки,
предания, легенды; он проник даже в заговоры.
Во время Казанского похода 1552 г. Иван Грозный выступал в роли освободителя
населения огромного региона, страдающего от татарских набегов. Местное
население, преимущественно мордовское, в большинстве своем действительно
встречало царя как освободителя.
Против Ивана Грозного
Иван Грозный - кто он?- великий правитель- реформатор или жестокий
тиран, поправший все законы!
Знай прошлое, живи настоящим, думай о будущем...
Документы
Н.М. КАРАМЗИН (русский историк XIX в.):
«Москва цепенела в страхе. Кровь лилася; в темницах, в монастырях стенали
жертвы; но... тиранство еще созревало: настоящее ужасало будущим! Нет
исправления для мучителя, всегда более и более подозрительного, более и более
свирепого; кровопийство не утоляет, но усиливает жажду крови: оно делается
лютейшею из страстей.
А.Г. КУЗЬМИН (советский историк):
«Опричнина — одна из самых трагических страниц русской истории. После
колоссального десятилетнего взлета в 50-е гг. XVI века следствием опричнины
стало падение экономических, политических, социальных показателей жизни
страны на многие десятилетия, и, главное, были утрачены многие перспективы
будущего развития. Формально опричнина занимает 1565–1572 годы. За это время
на Россию обрушился террор, какового не бывало, по крайней мере, после татаро-
монгольского нашествия: беспрестанные и бессмысленные казни людей,
служивших государству; десятки тысяч новгородцев, спущенных в Волхов, —
такового не было ни при одном ливонском, литовском или шведском нашествие».
А.М. КУРБСКИЙ (XVI в., современник Ивана Грозного):
«Царь же, хоть и удостоен царского величия, но в чем дарований от Бога не
получил, должен искать доброго и полезного совета не только от советников, но и
от простых людей, поскольку дар духа дается не по богатству внешнему и по силе
царства, но по правости душевной. Ведь смотрит Бог не на могущество и гордость,
но на правость сердечную, и дает дары тем, кто воспринимает их доброй волей
своей. Ты же все это забыл. Отрыгнул вместо благоухания смрад! И вот еще что
забыл или не знаешь, что все бессловесные в своих поступках душевной природой
бывают движимы, а точнее, принуждаются ею, и чувствами руководятся, а люди —
не только существа из плоти, но и бестелесные силы, то есть святые ангелы, а
поэтому советом и разумом управляются, как Дионисий Ареопагит и другой
великий учитель пишут об этом. Вот бы тебе об учениях тех древних блаженных
мужей поведать ему! К тому же и о том следовало немного вспомнить, что еще и
сейчас всеми там из уст в уста передается, то есть про деда того царя, князя
великого Иоанна, столь широко границы свои раздвинувшего и, что еще
удивительней, великого царя ордынского, у которого в неволе был, изгнал он и
царство его разорил. А достиг этого не из-за кровопийства своего и любимого им
грабительства, ни в коем случае, но, воистину, из-за частых советов с мудрыми и
мужественными синклитами его ведь, говорят, очень любил он советоваться и ни
чего не начинал без глубочайшего и обстоятельного обсуждения. Ты же против
всех их, не только тех древних прежденазванных великих святых, но и против
недавнего того славного государя вашего выступил — ведь все они в один голос
провозглашают: любящий совет любит душу свою; а ты говоришь: «Не держи
советников более мудрых, чем ты!»
В.О. КЛЮЧЕВСКИЙ (русский историк XIX–XX в.):
Грозный царь больше задумывал, чем сделал!!!, сильнее подействовал на
воображение и нервы своих современников
Мнение других историков
Результаты опричнины- страна разорена…пример –новгородский погром
Иван Грозный устроил новгородский погром в результате, было казнено с
применением различных пыток множество горожан, включая женщин и
детей. По сообщению русской повести о разгроме Новгорода
Иван велел
обливать новгородцев зажигательной смесью и затем, обгорелых и ещё
живых, сбрасывать в Волхов; иных перед утоплением волочили за санями; «а
жен их, мужеск и женск пол младенцы» он повелел «взяху за руце и за нозе
опако назад, младенцев к матерем своим и вязаху, и с великия высоты повеле
государь метати их в воду». Священники и монахи после различных
издевательств были забиты дубинами и сброшены туда же. Современники
сообщают, что Волхов был запружен трупами и живое предание об этом
сохранялось ещё в XIX веке. Людей забивали до смерти палками, бросали в
реку Волхов, ставили на правёж, чтобы принудить их к отдаче всего своего
имущества, жарили в раскаленной муке. Новгородский летописец
рассказывает, что были дни, когда число убитых достигало полутора тысяч;
дни, в которые избивалось 500 − 600 человек, считались счастливыми.
Шестую неделю царь провёл в разъездах с опричниками для грабежа
имущества; были разграблены монастыри, сожжены скирды хлеба, избит
скот
Приблизительно погибло от 10 до 15 тысяч человек во время Новгородского
погрома
Из Новгорода Грозный отправился к Пскову. В Пскове царь собственноручно
убил игумена Псково-Печерского монастыря Корнилия. Об убийстве
преподобного рассказывает Третья Псковская летопись, упоминает Андрей
Курбский, а также «Повесть о начале и основании Печерского монастыря»
(конец XVI века)
«Для России время правления Ивана Грозного осталось одной из самых
мрачных полос ее истории.