Конспект урока "«Песня про…купца Калашникова». Иван Грозный в изображении М. Ю. Лермонтова" 7 класс
1
7 класс
Программа Г.С.Меркина
Урок № 20.
Тема. «Песня про… купца Калашникова». Иван Грозный в изображении М.Ю.Лермонтова.
Цель:
воссоздать атмосферу эпохи, нашедшей отражение в произведении М.Ю.Лермонтова;
выявить различия между реальными историческими событиями и эпохой Ивана Грозного
в изображении М.Ю.Лермонтова;
формировать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы учебником,
иллюстрациями, лексической работы;
развивать интерес к истории России, нравственно-эстетические представления учащихся
в ходе выявления лексического значения слова «православный».
Оборудование: учебники литературы для 7 класса, рабочие тетради, мультимедийная
презентация.
ХОД УРОКА.
І. Проверка домашнего задания.
Выразительное чтение наизусть стихотворения М.Ю.Лермонтова «Родина».
II. Изучение нового материала.
1.Сообщение темы, цели, плана урока.
2.Работа над темой урока.
2.1. Беседа по первичному восприятию.
- Где происходят события?
- Назовите главных действующих лиц поэмы. Кто вызывает ваши симпатии и антипатии?
Почему?
2.2. Лексическая работа.
- Объяснить значение слов и выражений: опричник, православный народ, кручиниться,
зазубрилась сабля, отороченный, фата, молвить, сваха, перевенчана, горю пособить,
простоволосая, сказывать, стольник, трапеза, аргамак, яхонтовый, вечерня, тороватый.
Аргамак - порода быстрых и легких верховых лошадей.
Стольник - дворцовый, затем придворный чин в Русском государстве 13—17 вв. В 16—17
вв. стольники прислуживали во время торжественных трапез ("столов") у великих князей и
царей, служили у царей "в комнатах" и сопровождали их в поездках.
2.3.Обращение к статье учебника «О творческой истории "Песни о купце Калашникове"
М.Ю. Лермонтова».
- Когда была написана «Песня...»?
2.4.Слово учителя.
Действие поэмы относится к русскому Средневековью, эпохе Ивана Грозного,
неоднократно запечатленной в памятниках народного творчества. В основе сюжета событие,
вероятное в царствование Ивана IV; какие-то факты, возможно, почерпнуты из «Истории
государства Российского» Н.М. Карамзина, например упоминание о чиновнике Мясоеде-Вислом
и его жене, обесчещенной опричниками царя.
- Какой сюжет из книги Кирши Данилова заинтересовал М.Ю. Лермонтова?
Сюжет песни о Мастрюке Темрюковиче.
2
2.5.Сообщение учащегося о сюжете о Мастрюке Темрюковиче (В.Г.Белинский «Статьи о
народной поэзии»).
Лучшие исторические песни - об Иване Грозном. Тон их чисто сказочный, но образ
Грозного просвечивает сквозь сказочную неопределенность со всею яркостию громовой молнии.
В драгоценном сборнике Кирши Данилова, к сожалению, далеко не вполне перепечатанном
Сахаровым, есть песня под названием "Мастрюк Темрюкович", в которой описывается кулачный
бой царского шурина, Мастрюка, с двумя московскими удальцами. Грозный пировал по случаю
женитьбы своей на Марье Темрюковне, сестре Мастрюковне, купаве крымской, царевне
благоверной, дочери Темрюка Степановича, царя Золотой Орды. На пиру все были веселы; не
весел один Мастрюк Темрюкович, шурин царский: он еще нигде не нашел борца по себе и
думает Москву загонять, сильно царство Московское. Узнав о причине его кручины-раздумья,
царь велел боярину Никите Романовичу искать бойцов по Москве. Два братца родимые по базару
похаживают, а и бороды бритые, усы торженые, а платье саксонское, сапоги с раструбами. Они
спрашивают боярина: "Сметь ли нога ступить с царским шурином и сметь ли его побороть?"
Царь велел боярину сказать им: "Кто бы Мастрюка поборол, царского шурина, платья бы с плеч
снял, да нагого с круга спустил, а нагого как мать родила, а и мать на свет пустила". Прослышав
борцов, "скачет прямо Мастрюк из места большого, угла переднего, через столы белодубовы,
повалил он тридцать столов, да прибил триста гостей: живы - да негодны, на карачках ползают
по палате белокаменной: то похвальба Мастрюку, Мастрюку Темрюковичу". Но эта похвала
худо кончилась для Мастрюка: Мишка Борисович его с носка бросил о землю; похвалил его
царь-государь: "Исполать тебе молодцу, что чисто борешься". А и Мишка к стороне пошел, ему
полно бороться. А Потанька бороться пошел, костылем подпирается, сам вперед подвигается, к
Мастрюку приближается; смотрит царь-государь, что кому будет Божья помочь; Потанька
справился, за плеча сграбился, согнет корчагою, воздымал выше головы своей, опустил о сыру
землю - Мастрюк без памяти лежит, не слыхал, как платье сняли: был Мастрюк во всем, стал
Мастрюк ни в чем, со стыда и сорома окарачках под крылец ползет. Как бы бела лебедушка по
заре она проклинала, говорила царица царю, Марья Темрюковна: "Свет ты, вольный царь Иван
Васильевич! такова у тебя честь добра до любимого шурина, а детина наругается, что детина
деревенской; а почто он платье снимает?" Говорил тут царь-государь: "Гой оси ты, царица во
Москве, да ты Марья Темрюковна! а не то у меня честь во Москве, что татары-те борются;
то-то честь в Москве, что русак тешится; хотя бы ему голову сломил, до люби бы я
пожаловал двух братцов родимы-их, двух удалых Борисовичей".
- Как изображен Иван Грозный у Карамзина и у Лермонтова?
Карамзин утверждает, что тирания и деспотизм царя — следствие дурного характера;
Лермонтов — в поступках Грозного отражается столкновение условий исторического
развития России и нереализованных возможностей русского царя как исторического деятеля.
2.6. Сообщение учащегося об эпохе Ивана Грозного и опричнине.
Иоа
́
нн IV Васи
́
льевич (прозвание Ива
́
н Гро
́
зный) — великий князь Московский и всея
Руси, первый царь всея Руси.
Сын великого князя Московского Василия III и Елены Глинской. По отцовской линии
происходил из московской ветви династии Рюриковичей, по материнской — от Мамая,
считавшегося родоначальником литовских князей Глинских. Бабка по отцу, Софья Палеолог —
из рода византийских императоров.
Пришёл к власти в 7-летнем возрасте. После восстания в Москве 1547 года правил с
участием круга приближённых лиц, который князь Курбский назвал «Избранной радой». При
нём начался созыв Земских соборов, составлен Судебник 1550 года. Проведены реформы
военной службы, судебной системы и государственного управления, в том числе внедрены
элементы самоуправления на местном уровне. Были захвачены Казанское и Астраханское
ханства.
В 1560 году Избранная рада пала, её главные деятели попали в опалу, и началось
полностью самостоятельное правление царя. Вторая половина правления Ивана Грозного была
3
отмечена полосой неудач в Ливонской войне и учреждением опричнины, в ходе которой был
нанесён удар старой родовой аристократии и укреплены позиции поместного дворянства.
В 1565 году Грозный объявил о введении в стране Опричнины. Страна делилась на две
части: «Государеву светлость Опричнину» и земство. В Опричнину попали, в основном, северо-
восточные русские земли, где было мало бояр-вотчинников. Центром Опричнины стала
Александровская слобода — новая резиденция Ивана Грозного.
Опри
́
чнина — период в истории России (с 1565 по 1572 год), обозначившийся
государственным террором и системой чрезвычайных мер. Также «опричниной» называлась
часть государства, с особым управлением, выделенная для содержания царского двора и
опричников («Государева опричнина»). Опричниками назывались люди, составлявшие тайную
полицию Ивана Грозного и непосредственно осуществлявшие репрессии.
Малю
́
та Скура
́
тов (настоящее имя Григо
́
рий Лукья
́
нович Скура
́
тов-Бе
́
льский) - русский
государственный, военный и политический деятель, один из руководителей опричнины, думный
дворянин, любимый опричник и сподручник Ивана Грозного.
Год и место рождения неизвестны. Прозвище «Малюта» получил за свой малый рост или,
возможно, за свой говор: «Молю тя…». Имя «Малюта» сделалось в народе нарицательным
названием палача и злодея.
2.7. Обращение к иллюстрации в учебнике («Царь Иван Васильевич IV Грозный».
Миниатюра из «Царского титулярника»), репродукциям картин русских художников.
2.8. Сообщение о «Царском титулярнике».
«Большая государева книга, или Корень российских государей», известная как «Царский
титулярник», созданная в 1672 г. рукопись, богато иллюстрированная портретами русских
монархов и гербами русских земель, — самый знаменитый из русских справочников-
письмовников по титулам русских и иностранных царствующих лиц и политических деятелей,
составлявшихся в XV—XIX вв. в качестве пособия в дипломатической переписке.
2.9. Сообщение о картинах В.М. Васнецова «Царь Иван Васильевич Грозный»,
Н.В.Неврева «Опричники», И.Е. Репина «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года».
2.10. Беседа.
- Как изображен Иван Грозный в начале поэмы?
2.11. Выразительное чтение поэмы учащимся от слов «Не сияет на небе солнце красное...»
до слов «И семьей ты вскормлен Малютиной».
2.12. Обращение к иллюстрации В.М. Васнецова «Пир у Грозного».
- Почему пир Ивана Грозного соотнесен с солнцем, небом, месяцем, тучами?
Царский пир Ивана Грозного приобретает в этом сравнении с солнцем, с тучами
характер незыблемости, всеобъемлемости.
- В каких произведениях устного народного творчества князь сравнивается с красным
солнышком? Почему?
Владимир в былинах постоянно называется Красное Солнышко. В этом сравнении
проявляются представления об идеальном князе.
- Является ли Владимир в былинах главным героем?
В былине Владимир никогда не был предметом непосредственного изображения и
повествования.
- Какова роль Ивана Грозного в «Песне...»? Какая деталь позволяет установить связь
между героем произведения М.Ю. Лермонтова и реальным историческим лицом?
Роль Ивана Грозного в поэме более значительна. В его описание введена реально-
историческая деталь — знаменитый царский посох с железным наконечником. Посох вызывает
в памяти страшные эпизоды жестокой встречи посла Андрея Курбского Василия Шибанова,
4
которому Иван Грозный пронзил ногу этим посохом, убийство сына, которого в припадке гнева
царь ударил в висок посохом.
Свой золоченый ковш царь повелевает поднести не князьям и боярам, а только
опричникам. И стоит одному из них — Кирибеевичу — остаться равнодушным к царскому
угощению, как мгновенно государь закипает неудержимым гневом. Своего верного опричника он
подозревает в измене, в черной зависти и грозит ему жестокой карой.
III. Подведение итогов урока.
В лермонтовской поэме пиршество царя — это веселье для всех по указу, поэтому оно
приобретает черты необходимой маски, отсутствие которой опасно. Несомненно, в этой
атмосфере пира Грозного проступают реально-исторические черты жестокого быта московского
царя, который, по воспоминаниям современников, в темном разгуле топил свои муки совести,
свои тяжелые думы и страшные воспоминания.
Знакомая ситуация русского эпоса — пирующий с богатырями князь - в лермонтовской
поэме оказалась наполнена конкретно-историческим ее держанием. Но при этом не исчезла связь
с народной традицией. Ее и присутствие в устойчивых поэтических формулах сохраняет
представление об идеальной героической эпохе.
IV. Домашнее задание.
1.Выучить наизусть фрагменты «Песни…»:
1 вариант – от слов «Государь ты наш, Иван Васильевич!..» до слов «На четыре стороны
развеется»;
2 вариант – от слов «За прилавкой сидит молодой купец…» до слов «Заметает след
человеческий…»
2.Подготовить выразительное чтение 2 и 3 глав «Песни…»
Литература - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Остап и Андрий – сопоставительная характеристика героев повести Н. В. Гоголя «Тарас Бульба»" 7 класс
- Конспект урока "Осень в поэзии, живописи, музыке"
- Конспект урока "Описание. Пейзаж" 7 класс
- Презентация "И. Акимушкин "Это всё собаки""
- Презентация "В. В. Бианки "Синичкин календарь. Январь""
- Презентация "С. Михалков «Дядя Стёпа»" 1 класс