Конспект урока "Холокост: память и предупреждение" 9 класс


1
Холокост: память и предупреждение
План урока:
1. Активизация познавательной деятельности учащихся.
2. Корни Холокоста (из истории антисемитизма).
3. Причины нацистского геноцида.
4. Окончательное решение еврейского вопроса. Институты
Холокоста:
А) айнзатцгруппы и их действие на территории СССР;
Б) трагедия Бабьего Яра;
В) гетто и сопротивление народа;
Г) лагеря смерти.
5. Холокост и современность.
6. Подведение итогов урока.
Ход урока.
Активизация познавательной деятельности учащихся.
Люди!
Покуда сердца
стучатся, -
помните!
Какой
ценой
завоевано счастье, -
пожалуйста,
помните!
Р. Рождественский «Реквием».
Сегодня мы начинаем урок с изучения нового учебного
материала, тема которого «Холокост: память и предупрежд ение
Холокост это явление сложное, нуждающееся в
пристальном внимании и углубленном размышлении историков и
политологов.
Сегодня на уроке мы попытаемся разобраться в причинах и
сущности этого трагического феномена
Трагедия Холокоста это не только часть истории евреев, это
часть всемирной истории. Разговор о катастрофе, постигший
народы в годы Второй мировой войны это разговор и о
проблемах современной цивилизации, о её болезнях, об
угрожающих ей опасностях.
Десятилетиями это была для нас закрытая тема. Факты были
известны, но немая память плохой, ненадежный союзник людей.
Мы должны говорить на эту тему, мы должны быть откровенными
при её обсуждении, мы не должны бояться остроты возникающих
вопросов.
Огромное количество людей пострадало во время Второй
мировой войны. Среди жертв были люди самых разных
2
национальностей это и русские, и поляки, французы и цыгане,
евреи и украинцы и т.д. Но только евреев и цыган убивали только
за одну национальную принадлежность. Так в результате
целенаправленного и планомерного уничтожения были лишены
жизни в Европе свыше 6 млн. евреев, из них около 2,5 млн. были
жителями бывшего СССР. До сих пор численность этого народа не
может вернуться к отметке 1939-1940 г.
Корни Холокоста (из истории антисемитизма).
Вопрос. Прежде чем ответить на вопрос, что такое
Холокост, давайте, вспомним, что такое геноцид и
антисемитизм?
Геноцид это убийство, направленное против национальной
или этнической группы. «Геноцид не обязательно предполагает
немедленное уничтожение народа или этнической группы, хотя
может проявляться и в массовых убийствах. Чаще всего геноцид
выступает как ряд спланированных акций, следующих одна за
другой или происходящих одновременно; их цель уничтожение
тех черт народа, которые определяют его своеобразие.
Ликвидируются условия полного экономического существования;
представителей народа лишают свободы, здоровья, уничтожают их
человеческое достоинство» (Лемке Р.)
Антисемитизм одна из форм национальной нетерпимости,
выражающаяся во враждебном отношении к евреям. «Простой
факт антипатии к евреям или повышенной чувствительности к их
недостаткам не есть антисемитизм. Антисемитизм есть страх,
презрение и ненависть по отношению к еврейскому народу и
желание подвергнуть его дискриминации» (фр. Философ Жан
Маритэн).
Вторая мировая война связала понятия геноцид,
антисемитизм с новым для европейцев словом Холокост.
Холокост это тоже геноцид, «этническая чистка»,
уничтожение огромного слоя народа при молчаливом
попустительстве или равнодушии большинства нации. Холокост
слово греческого происхождения, в переводе означает
всесожжение, все уничтожение. Этим словом принято обозначать
тотальное уничтожение , истребление гитлеровцами европейских
евреев. По-русски это катастрофа, а на иврите шоа.
Каковы же корни Холокоста? Многие считают, что корни
Холокоста уходят в антисемитизм. Всегда ли он существовал?
Исследованием этого вопроса занимались многие. Автор
известного исследования «История антисемитизма» Лев Поляков
считает, что происхождение этого понятия связано с эпохой
эллинизм (от походов А. Македонского до 30 г. до н.э.).Он
называет источником зависти и недоброжелательства, которые
испытывали к евреям представители многих народов Востока
3
(прежде всего принадлежавшие к образованным слоям)
привилегию освобождающую от необходимости приносить жертвы
императорам. Другая причина неприязни к евреям успехи
еврейского прозелитизма (обращение язычников в иудаизм). Что
действительно выделяло евреев из среды населявших империю
народов это отношение к Богу, соблюдение субботы, пищевые
запреты и посты, глубочайшая вера в своё избранниче ство (отсюда
и презрение к окружающим язычникам).
Историк античности С.Я. Лурье приходит к выводу, что
«постоянной причиной, вызывавшей антисемитизм, была та
особенность еврейского народа, вследствие которой он, не имея ни
своей территории, ни своего языка, будучи разбросанным, по
всему миру, тем не менее, оставался национально -
государственным организмом».
Ученическое сообщение.
Христианский антисемитизм ведет своё начало с момента
осознания христианами евреев как народа, ответственного за
братоубийство и усиливается в период гонений на христиан.
Проблема евреев в средневековой Европе это, прежде всего
проблема чужих.
Большинство евреев кормилось от торговли, т.к. иудаизм не
считал эту деятельность предосудительной. В христианском же
мире сложилось неодобрительное отношение к ростовщичеству.
Ссужать деньги под проценты считалось греховным, и осуждалось.
На отношение христиан к евреям огромное влияние
оказывали непрекращающиеся богословские споры, которые имели
две стороны: с одной, требовали обязательного сохранения
остатков иудаизма, а с другой не менее обязательное
уничтожение евреев.
В этих условиях евреи пытались обезопасить себя, найдя
внушительных светских покровителей. Короли, епископы,
императоры выдавали грамоты иудеям о привилегиях, брали на
себя обязанность их защищать, а евреи за это платили налоги.
Ситуация изменилась с началом Крестовых походов, начались
погромы, избиения. Погромщики воспринимали себя как борцов за
веру.
В 1215 г. IV Лютеранский собор принял решение о ношении
евреями специального отличительного знака звезды Давида, и не
рекомендовал совместное проживание евреев и христиан. В
результате в принудительном порядке стали создавать еврейские
кварталы гетто, которые были разрушены лишь в
наполеоновскую эпоху.
Во времена Крестовых походов родилась черная еврейская
легенда, о том, что якобы евреи в канун Пасхи совершали
страшный ритуал, повторявший распятие Христа, ритуал
4
совершался над маленькими детьми якобы с целью получения
крови для изготовления пасхальной мацы. С этого момента и до
конца XVIII в. повсеместно начинаются процессы, на которых
подозреваемых в убийствах евреев пытками заставляли признаться
в преступлениях.
С этого момента начинаются гонения на евреев. В 1290 г.
евреи были изгнаны из Англии, в 1394 г. из Франции, в 1492 г.
из Испании, в Германии такого всеобщего изгнания не было, т.к.
отсутствовала центральная власть. Евреи вынуждены были
мигрировать на Восток. Восточной границей еврейского мира
стала Украина. Вот почему в годы Второй мировой войны очень
много евреев оказалось на территории Польши и Украины.
Положение евреев изменилось в XVII-XVIII вв. особенно в
протестантских странах, где они впервые почувствовали себя
нормальными гражданами.
Что касается России, то до XVIII в. русские князья, а затем
цари не позволяли евреям селиться в своих владениях. Только
после разделов Польши в конце XVIII в. вместе с новыми
территориями в составе Российской империи оказались польские
евреи. Эти территории стали местом их легального проживания, а
еврейское население было ограниченно в праве свободного
передвижения. Это ограничение было частично отменено в
царствование Александра II, но евреи по-прежнему оставались
неполноправным народом в составе империи. За что Россия в
конце XIX- начале XX в. воспринималась как рассадник
антисемитизма. Государственный антисемитизм сохранялся и в
советское время. Эта политика была характерна не только для
России, но и для других государств. Но только в Германии
антисемитизм вылился в государственно-организованный геноцид:
к уничтожению евреев были подключены все средства, которыми
располагало фашистское государство, на службу уничтожения
были поставлены достижения технической мысли.
Причины нацистского геноцида.
Вопрос. Подумайте, чем объясняется особая ненависть фашистов к
евреям? Почему Гитлер хотел уничтожить весь еврейский народ?
При ответе используйте документ 1.
Этому способствовала экономическая депрессия, крайний
национализм, как реакция на поражение в первой мировой войне,
беспорядки, разочарование в демократии (необходимо было найти
виновника; необходимы экономические богатства и евреи
финансировали революцию в России). Все это пробудило в немцах
яростный антисемитизм. Воспользовавшись этим, Гитлер
утверждает расистскую теорию, немцы стали вести борьбу за
чистоту немецкой расы. Евреи были обвинены в поражении
5
Германии, в распространении коммунистических идей, в
стремлении разрушить демократические режимы в Европе.
Вначале немцы ограничили права евреев, затем вытеснили их из
общественной, политической и экономической жизни Германии, а
чуть позже перешли и к физическому уничтожению.
Окончательное решение еврейского вопроса. Институты
Холокоста.
Гитлер, сделавший антисемитизм важнейшей составной
частью нацистской идеологии, провозгласил необходимость
«окончательного решения» еврейского вопроса, то есть
поголовное уничтожение евреев. Реализация этих планов началась
с момента вторжения в Польшу, а затем в СССР.
По мнению Гитлера, само понятие еврей было
сформулировано недостаточно точно, четко и ясно. Евреями также
необходимо было считать детей от смешанных браков, тех, у кого
евреями были только дед или бабка, даже лиц нееврейского
происхождения, состоящих в браке с евреями. Часто
определяющим фактором при осуждении человека на смерть
являлась его внешность.
Основными институтами Холокоста были: айнзатцгруппы
(марши смерти), гетто, трудовые лагеря, лагеря смерти.
Айнзатцгруппы и их действие на территории СССР.
Ученическое сообщение.
Схема
Гиммлер
(главный руководитель всех германских полицейских служб)
РСХА
(имперское главное управление безопасности во главе с
Гейдрихом, а после его смерти Кальтенбруннером)
Айнзатцгруппы
(оперативные группы)
Айнзатцкоманды Зондеркоманды
(оперативные команды) (особые команды)
Вслед за германскими армиями на оккупированные
территории СССР вступали мобильные подразделения
айнзатцгруппы. В состав каждой группы входило от 1 тыс. до 1200
чел. Профессиональный состав групп был тщательно продуман и
взвешен. Сюда входили эсэсовцы, гестаповцы, сотрудники
вспомогательной полиции из местных и даже 10-15 женщин на
группу.
6
Было создано 4 айнзатцгруппы: «А», «В», «С», «Д», которым
заранее определялись районы действия (стрелочки прикрепляются
к карте):
группа «А» действовала в Прибалтике и под
Ленинградом;
группа «В» в Белоруссии и на московском направлении;
группа «Д» - на Черноморском побережье, в Крыму и на
Кавказе;
группа «С» - на Украине.
Каждая айнзатцгруппа делилась на айнзатцкоманды и
зондеркоманды.
Главной задачей их было уничтожение вражеских элементов
в районе боевых действий и армейского тыла, истребление лиц
нежелательных в расовом отношении: мужчин, женщин и детей
(детей в целях обеспечения безопасности на завоеванной
территории, чтобы они не смогли отомстить, когда вырастут). У
каждого была памятка, где было записано: «У тебя нет сердца и
нервов, на войне они не нужны. Уничтожь в себе жалость и
сострадание, убивай всякого и этим ты спасешь себя от гибели,
обеспечь будущее своей семье и прославься навек».
Сразу после того, как немцы занимали город, они начинали
расправу с коммунистами, командирами Красной Армии и
евреями.
Евреев вынуждали выходить из городов на окраины,
заставляли рыть глубокие рвы, а затем расстреливали.
Всего за годы войны айнзатцгруппами было истреблено около
1 млн. граждан.
Стихотворение. Муса Джалиль «Варварство»
Они их собрали,
Спокойно до боли,
Детишек и женщин
И выгнали в поле.
И яму себе
Эти женщины рыли
Фашисты стояли,
Смотрели, шутили
Затем возле ямы
Поставили в ряд
Измученных женщин
И хилых ребят.
Поднялся наверх
Хищноносый майор,
На этих людей
Посмотрел он в упор.
А день был дождливый,
7
Касалися луга
Свинцовые тучи,
Толкая друг друга.
Своими ушами
Я слышал тогда,
Как реки рыдали, как выла вода
Кричали ручьи,
Словно малые дети
Я этого дня
Не забуду до смерти.
И солнце сквозь тучи
(Я видел все это!),
рыдая, ласкало детей
своим светом.
Как ветер ревел,
Как, сердечен и груб,
С корнями тот ветер
Вдруг вывернул дуб.
Дуб рухнул огромный
Со вздохом тяжелым.
И в ужасе дети
Вцепились в подолы.
Но звук автомата
Сумел вдруг прервать
Проклятье, что бросила
Извергам мать!
У сына дрожали
Ручонки и губки.
Он плакал в подол
Её выцветшей юбки.
Всю душу её
На куски разрывая,
Сын будто кричал,
Уже все понимая:
«Стреляют! Укрой!
Не хочу умирать!»
Нагнувшись, взяла его
На руки мать,
Прижала к груди:
«Ну не бойся, сейчас
Не будет на свете,
Мой маленький, нас
Нет, больно не будет
Мгновенная смерть
Закрой только глазки
8
Не надо смотреть.
А то палачи закопают живьем.
Нет, лучше от пули
Мы вместе умрем»,
Он глазки закрыл,
Пуля в шею вошла
Вдруг молния
Два осветила ствола
И лица упавших,
Белее чем мел
И ветер вдруг взвизгнул,
И гром загремел.
Пусть стонет земля,
Пусть рыдает крича,
Как молча, слеза
Будет пусть горяча!
Планета!
Живешь миллионы ты лет,
Садам и озерам
Числа твоим нет.
Но видела ль ты
Хоть единственный раз
Позорнее случая,
Чем тот, что сейчас?
Исполнителя преступных приказов (их было около 500 тыс.
чел.) были самые обычные немцы, оторванные от своих контор и
ремесленных верстаков. Это были в основном сорокалетние отцы
семейств, по состоянию здоровья или в озрасту не пригодные для
службы в вермахте, среди них были даже сторонники социал -
демократической и коммунистической партий. Их специально не
готовили к преступной работе, просто они подвер нулись под руку,
когда понадобилось преступить к «окончательному решению»
еврейской проблемы. Причем можно было отказаться от участия в
операции по любым, в том числе и этическим причинам. Об этом
солдатам регулярно напоминали офицеры. Этим правом
воспользовались только 20 человек, в том числе один офицер.
Вопрос. Чем можно объяснить такую жестокость немцев
по отношению к мирному населению и в том числе
еврейскому народу?
Слепо подчинялись приказам, т.к. это черта нации;
заставляли это выполнять;
были равнодушны к судьбе своих жертв;
не представляли себе масштабов преступлений;
9
убивали потому, что хотели убивать, т.к. это
соответствовало их системе ценностей;
убивали не для Гитлера, а для Германии, непохожие на
немцев евреи были воплощением мирового зла и
поэтому они рассматривали свою деятельность, как
ликвидацию «преступного народа».
Трагедия Бабьего Яра.
В Литве, в Бе