Методические рекомендации по применению игровых технологий в дополнительном образовании на занятиях «Азы компьютерной грамотности»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования
Центр технического творчества городского округа Тольятти
Методические рекомендации по применению игровых
технологий в дополнительном образовании на занятиях
«Азы компьютерной грамотности»
МБОУ ДО ЦТТ г.о. Тольятти
Автор: Вдовкина Светлана Михайловна
Педагог дополнительного образования
Тольятти, 2016
Аннотация
В данной статье рекомендуется применение игровых технологий в
дополнительном образовании на занятиях по азам компьютерной грамотности,
рассматриваются виды занятий с использованием игровых технологий,
излагается технология и методика проведения игр.
Методические рекомендации предоставляют возможность пополнить
методическую копилку педагогу дополнительного образования, а именно
откроют новые и интересные формы и приемы работы, которые не только
сформируют у детей положительную мотивацию в получение новых знаний,
но и усовершенствуют навыки работы за компьютером.
Содержание
1. Аннотация
2 Содержание
2. Введение
3. Основная часть
4.Заключение
5.Использованные ресурсы
Введение
Актуальность
Организация учебно-познавательной деятельности детей на занятиях
требует создания таких условий, при которых в наибольшей мере реализуются
индивидуальные возможности каждого ребенка. Для решения этой задачи в
области дополнительного образования рекомендуется применять игровые
технологии. Для того чтобы процесс обучения был не только занимательным,
но и увлекательным.
В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при
обучении компьютерной грамотности детей дошкольного и младшего
школьного возраста выходит на первый план. Это связано с тем, что эти
методики, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в
группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой
деятельности, интеллектуального развития ребенка.
Игра, являясь простым и близким человеку способом познания
окружающей действительности, является одним из доступных путей к
овладению теми или иными знаниями, умениями, навыками.
Использование игровых форм организации образовательной деятельности
способствует повышению познавательной активности обучающихся,
формированию интереса к знаниям, развитию учебной мотивации и
инициативы. Кроме того, использование игровых форм обучения
предупреждает утомление. При использовании дидактических игр решаются и
воспитательные задачи, например, воспитание терпения и терпимости,
формирование аккуратности и умения доводить начатое дело до конца. В
групповой работе развитие умения работать сообща, прислушиваясь к
мнению других детей, терпимо относясь к критике в свой адрес, деликатно
отзываясь об ошибках своих товарищей; приобретаются навыки публичных
выступлений, желание и умение добиваться поставленной цели. Игра позволяет
заинтересовать учащихся изучаемым материалом, преподнести знания в более
легкой и «ненавязчивой» форме.
Целью моей работы является изучение дидактических возможностей
использования игровых технологий
Задачи:
1.Проанализировать классификацию педагогических игр.
2.Изучить преимущество игровых технологий.
3.Обобщить опыт использования игровых технологий.
Объект исследования: познавательная деятельность детей на занятиях
по азам компьютерной грамотности.
Предмет исследования: игровые технологии как одна из форм
организации познавательной деятельности на занятиях .
Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно
обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в
форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще,
педагогическая игра обладает существенным признаком - четко
сформулирована цель обучения и соответствующий ей педагогический
результат, которые характеризуются учебно-познавательной направленностью.
В настоящее время проведение занятий на основе игровых методик при
обучении азам компьютерной грамотности выходит на первый план.
Существует множество педагогических игр. Каждая игра имеет свои цели и
задачи. Одни направлены на отдых детей, другие на закрепления
приобретённых знаний, третье – на проверку смекалки и воле к победе.
Игры, использующиеся на занятиях по азам компьютерной грамотности,
делятся на деловые, ролевые, инновационные игры, дидактические. Имеется
определенная сложность в определении типа игры, так как некоторые
принципы построения у различных игр сходны, но, тем не менее, у них есть
существенные, принципиальные различия. Все игры, так или иначе, решают
своим воздействием на участников три основные задачи: образовательную,
воспитательную, развивающую.
Например, деловая игра представляет собой форму воссоздания
предметного и социального содержания будущей профессиональной
деятельности специалиста, моделирования таких систем отношений, которые
характерны для этой деятельности.
Деловая игра по азам компьютерной грамотности по теме «
Информация» предлагается виде игры «Что? Где? Когда?». Она может быть
использована в закреплении нового материала или повторения пройденного.
В ролевой игре предполагает отработку тактики поведения, действий,
выполнения функций и обязанностей конкретных лиц. Для проведения этих игр
разрабатывается ситуация, между учащимися распределяются роли с
обязательным содержанием.
Например, на занятии по теме «Системы и множества» нужно узнать,
сколько одинаковых героев есть в сказках «Маша и медведь» и «Колобок»?
Дети делятся на группы. Каждой группе раздается набор картинок (Маша,
медведь, внучка, волк, лиса, дедушка, заяц). Дети инсценируют сказку-игру, в
результате выполнения которой один из предметов предложенного множества
будет отсеян, при этом они играют роли "волка", "лисы" и т.д. Задача педагога
помочь детям провести мини-спектакль (ролевую игру), цель которой
выделить предмет из данной совокупности.
Применение инновационных игр в педагогическом процессе выполняет,
прежде всего, развивающую задачу: их особенностями являются, прежде всего
рефлексивность и направленность на самоорганизацию способов
осуществления деятельности. Участники попадают в конкретные игровые
ситуации, каждый со своей точкой зрения. Они могут приходить из различных
специализированных предметных областей, могут иметь любые
концептуальные и мировоззренческие представления, несовпадающие
социальные установки. Для того чтобы сорганизовать их действия в единой
коллективной деятельности, необходимо направлять их в продуктивное
взаимодействие.
Дидактическая игра – основной акцент при проведении дидактической
игры делается на занимательность, которая реализуется с помощью игровых
атрибутов, вспомогательных средств. Элементы забавы при этом служат также
средством развития мотивационной сферы учебной деятельности, что
способствует повышению результатов обучения, так как для победы в
дидактической игре необходимо, прежде всего, знание предмета. Безразличие к
обучению в игровой ситуации исчезает потому, что появляется азарт, желание
быть первым, в игровую деятельность включаются даже самые пассивные
ученики.
Элементы занимательности в дидактической игре служат своеобразной
разрядкой напряженной обстановки в классе и способствуют концентрации
внимания учеников для последующей углубленной работы над изучаемым
материалом.
Дидактические игры, различны по цели, форме, содержанию, в сущности
своей представляют разнообразные интеллектуальные задачи, объяснение
материала, его повторение, обобщение, облеченные в занимательную форму.
Подготовка и проведение игры включает в себя следующие этапы:
Первый этап подготовка:
разработка сценария,
план игры,
общее описание,
содержание инструктажа,
подготовка материального обеспечения.
Второй этап проведение игры.
Постановка проблемы,
Условия,
Правила,
Регламент,
Распределение ролей,
Формирование групп,
Консультации.
Третий этап анализ и обобщение.
Вывод из игры,
Рефлексия игры,
Оценка и самооценка работы,
Выводы и обобщения.
Анализ содержания и методов формирования представлений у детей
показал, что средством формирования представлений о компьютерной
грамотности могут и должны стать дидактические игры и упражнения.
Игры упражнения. Они занимают обычно 10 15 минут и направлены
на совершенствование познавательных способностей учащихся, являются
хорошим средством для развития познавательных интересов, осмысления и
закрепления учебного материала, применения его в новых ситуациях. Это
разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады,
головоломки, загадки. Например, нужно найти неверную пару: хранить
винчестер, передавать модем, смотреть- монитор, слушать принтер.
Игры путешествия. Они служат, в основном, целям углубления,
осмысления и закрепления учебного материала. Активизация ребенка в играх
путешествиях выражается в устных рассказах, вопросах, ответах. Например,
можно отправиться на улицу художников. Детям дается задания помочь
художникам раскрасить жителей в яркие цвета. Для этого заходят в программу
графический редактор Paint и знакомятся с «жителями этого города» Для этого
они пользуются различными знаками, жестами, рисунками.
Игра–соревнование может включать в себя все вышеназванные виды
дидактических игр или их отдельные элементы. Для проведения этого вида
игры дети делятся на группы, команды, между которыми идет соревнование.
Существенной особенностью игры соревнования является наличие в ней
соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают
ведущее место в основных игровых действиях, а сотрудничество, как правило,
определяется конкретными обстоятельствами и задачами. Например, используя
шифр, нужно найди слово, спрятанное за этими цифрами.
Игра соревнование позволяет педагогу в зависимости от содержания
материала вводить в игру не просто занимательный материал, но весьма
сложные вопросы. В этом ее основная педагогическая ценность и
преимущество перед другими видами дидактических игр.
В реальной практике обучения все виды игр могут выступать и как
самостоятельные, и как взаимно дополняющие друг друга. Использование
каждого вида игр и их разнообразных сочетаний определяется особенностями
учебного материала, возрастом ребёнка и другими педагогическими факторами.
В процессе работы при использовании игровых технологий решаются
следующие поставленные задачи:
развить и расширить познавательные интересы воспитанников;
воспитать компьютерную и информационную культуру;
развить творческие и интеллектуальные качества личности ребёнка;
сформировать устойчивый интерес к предмету информатики;
способствовать развитию самостоятельного мышления;
способствовать воспитанию духа сотрудничества на занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что от использования
игровых технологий есть безусловный положительный эффект. Игра не
просто способ хорошо провести время и даже не только средство, чтобы увлечь
учеников, это возможность глубоко, по-настоящему прожить любую тему,
прорастить в себе знание. Игра порождает целый веер ролей: ее надо
разрабатывать, вести, выполнять функции персонажей. И в этом смысле
современные игровые технологии не угроза педагогике, а еще одна
возможность для развития ребенка.
Преимущества игровых технологий:
Позволяют активизировать и интенсифицировать образовательный
процесс.
Осуществляются межпредметные связи.
Меняется мотивация обучения нания усваиваются не про запас, не
для будущего времени, а для обеспечения непосредственных
игровых успехов обучающихся в реальном для них процессе).
Сокращение времени накопления опыта (опыт, который в обычных
условиях накапливается в течение многих лет, может быть получен
с помощью деловых игр в течение недели или месяца).
Заключение
Не будем забывать о том, что ребенок приходит на дополнительные
занятия по азам компьютерной грамотности, как правило, после уроков,
отсидев за школьной партой целый день. Поэтому не стоит стремиться к тому,
чтобы обстановка на занятиях была приближена к обычному уроку.
Желательно максимально использовать игровые приёмы, коллективные формы
работы, предоставляя возможность детям обыгрывать различные ситуации.
Главной задачей педагога является привитие интереса к изучению основ
компьютерной грамотности, использование творческого подхода и развитие
творческого потенциала детей. Поэтому я рекомендую целесообразно
использовать игровые технологии, которые помогают провести занятия в
красочной интересной форме, объяснять новый материал, отработать навыки
работы по отдельным темам.
Использованные ресурсы
1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М., 1998.
2. Финогенов А.В. Игровые технологии в школе: Учеб.-метод. пособие/
А.В.Финогенов, В.Э. Филиппов. Красноярск: Краснояр. гос. ун-т, 2001.
3. Плешакова А.Б. Игровые технологии в учебном процессе: [Пед. вузы]/
А.Б.Плешакова // Современные проблемы философского знания. Пенза,
2002.
Интернет - ресурсы
1. www.o-detstve.ru/forteachers/primaryschool/outofclass/10484.html
2.www.rusedu.info/CMpro-p-p-27-page.html
3.edu-lider.ru/игровые-технологии-в-образовании/