Сюжетные уроки физической культуры в начальной школе


Сюжетные уроки физической
культуры в начальной школе.
Калинин Алексей Михайлович.
МОУ средняя школа №12
г.Муром.
Введение.
Одним из наиболее важных вопросов физического воспитания младших школьников
является поиск наиболее эффективных средств и методов, которые способствовали бы
ускоренному развитию двигательных функций, прививали бы устойчивый интерес к
учению, формировали бы нравственные черты характера.
Наиболее эффективным вариантом урока у детей младшего возраста являются уроки,
где большую часть времени занимают подвижные игры. Для активизации двигательной
активности ребенка вовсе не безразлично, захвачен ли школьник процессом обучения или
он оставляет его безразличным. Поэтому важно делать урок занимательным. Говоря о
занимательности, имеется в виду не развлечение детей пустыми забавами, а
занимательность форм, в которые облекаются физические упражнения. В этом смысле
игра делает урок эмоционально-насыщенным.
Увлекает младших школьников выполнение движений под дидактический рассказ.
Учитель рассказывает какой-то сюжет, а ученик сопровождают рассказ
соответствующими действиями, стараясь творчески воспроизвести всю ситуацию в
действии. Желательно чтобы рассказы носили тематический характер и имели
стихотворную форму.
Характерные особенности игровых уроков.
Игровым называется урок, в основной части которого, через подвижную игру,
решается образовательная задача. Игровые уроки бывают двух типов: собственно игровой
урок, т.е. состоящий из подвижных игр и смешанный. Собственно игровые уроки для
упрощения называются просто игровыми, они применяются только в начальной школе,
особенно большое внимание уделяется им в 1-2 классах. Различают уроки сюжетные или
тематические и нетематические. Сюжетные уроки позволяют приблизить содержание
учебного материала к возрастным особенностям детей, обеспечить преемственность
дошкольного и школьного периодов развития ребенка. Физические упражнения,
применяемые на данном уроке должны быть доступными, занимательными для детей.
Лучше всего проводить эти упражнения под стихотворные тексты учителя. Объяснение
каждого упражнения должно носить сюжетный характер, что позволяет детям
самостоятельно имитировать движения. В данном случае физические упражнения
приобретают форму игры. Такой прием развивает у детей любознательность,
воображение, стимулирует образность движений.
Нетематические игровые уроки состоят из подвижных игр и упражнений, которые не
имеют общего сюжета или темы. Все игры входящие в данный урок должны быть
разнопланового характера, то есть решать различные педагогические задачи. Такие уроки
можно также проводить и с учениками среднего школьного звена (5-7 кл).
Ниже я привожу разработки нескольких тематических и нетематических уроков,
которые уже были проведены неоднократно и вызывали у детей большой интерес.
Хотелось бы отметить, что сохраняя сюжет урока можно изменить подбор упражнений и
игр сопровождая их соответствующим текстом, который при желании можно сочинить
самому, найти в литературных источниках, либо обратиться к литераторам.
Практическая часть.
Нетематические уроки.
Вариант №1
Задачи: 1. закрепить навык перестроений
2. формировать навык бега
3. совершенствовать метание в подвижную цель
4. воспитывать внимание, смелость, настойчивость
Схема урока.
I часть II часть III часть
Построение «Дружные ребята» «Охотники и «Угадай, чей
«К своим флаж зайцы» голосок.
кам
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Вариант №2
Задачи: 1. совершенствовать бег с изменением направления;
2. повторить строевые упражнения;
3. совершенствовать скоростные способности.
Схема урока.
I. часть II. часть. III. часть.
«Класс смирно!» «Два мороза» «Заяц, сторож «Пустое место»
«Гонка мячей» и Жучка»
0 5 10 15 20 25 30 35 40 45
Приложения.
Правила подвижных игр, используемых в данной
разработке.
Охотники.
Выбирают 3-5 водящих — «охотников». Остальные изображают зверей. Охотники
располагаются в разных местах с маленьким мячом в руке. «Звери» размещаются
свободно по площадке. По сигналу учителя дети начинают бегать по площадке в разных
направлениях. По второму сигналу останавливаются не сходя с места. Охотники тоже, не
сходя со своих мест. Запятнанные игроки меняются с охотниками местами и игра
продолжается.
УСЛОВИЯ: 1. не разрешается сильно бросать мяч.
2. если охотник не попал в цель, за мячом бежит сам.
3. играющим разрешается увертываться от мяча, не сходя с места.
Хитрая лисица.
На одном конце площадки чертят 3-4 круга на одной линии. Выбирают водящего —
«хитрую лису». Остальные игроки делятся на группы. Каждая группа помещается в своем
круге. Водящий становится вне кругов. По сигналу учителя водящий начинает игру.
Двигаясь между кругов, водящий приглашает игроков из кругов следовать за ним.
Приглашая игроков, водящий делает реальные движения — приседания, подскоки и т.д.
Приглашенные игроки следуя за ним, подражают его движениям. Внезапно водящий
говорит: «Охотник» — игроки бегут как можно быстрее в свой круг. Водящий тоже
старается вбежать в один из кругов. Игрок, оставшийся без места, остается водящим и
игра продолжается.
УСЛОВИЯ: 1.водящий, двигаясь между, игроками принимает сразу всю группу
одного круга, затем другую.
2. играющие должны повторять движения водящего.
3. бежать в свой круг разрешается только после сигнала «Охотник».
Прыгуны.
На пол кладут палки. Под текст песни дети прыгают над палками, то скрещивая, то
разводя ноги, не задевая палку.
«Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Скок-скок, скок-скок
Надо зайке поскакать.
УСЛОВИЯ:1. прыгать, не задевая и не сдвигая палку с места.
2. соблюдать ритм прыжков, начиная и заканчивая прыжки в
соответствии с началом и окончанием чтения стихов.
3. прыжки можно усложнить за счет хлопков перед собой, над головой,
за спиной.
К своим флажкам.
Все играющие, разделившись, на несколько команд, выстаиваются в шеренги (круги,
колонны). У капитанов — по флажку разного цвета. По сигналу преподавателя все
играющие, кроме капитанов делают 10 шагов вперед и выполняют общеразвивающие
упражнения. По сигналу: «К своим флажкам» играющие бегут и выстраиваются у
своих капитанов. Выигрывает команда, которая построилась быстрее всех.
Веселые ребята.
На противоположных сторонах площадки отмечаются линиями два дома. По
середине площадки становится водящий. Остальные играющие находятся на в одном из
домов. Водящий, стоя лицом к играющим громко произносит: « Раз, два, три». Играющие
отвечают хором:
«Мы веселые ребята,
Любим бегать и играть,
Но, попробуй нас догнать».
После этого перебегают в противоположный дом. Водящий ловит пробегающих.
Затем игра продолжается.
Охотники и зайцы.
Чертятся два круга, один в другом. «Охотник» стоит во внутреннем кругу (огороде).
Зайцы находятся в большом круге и прыгают то в огород то обратно. По сигналу
«Охотник» ловит зайцев, находящихся в огороде, догоняя их до пределов большого круга.
Побеждает тот кто ни разу не пойман. И лучший охотник, поймавший большее число
зайцев.
Угадай, чей голосок.
Играющие становятся в круг, водящий в середине круга, закрыв глаза. Взявшись, за
руки играющие идут то вправо, то влево и говорят.
«Вот построились мы в круг,
Повернулись разом вдруг.
А как скажем скок, скок, скок—
Угадай, чей голосок.
Слова «Скок, скок, скок» говорит тот, на кого указал учитель. Ведущий открывает
глаза и угадывает, кто говорил.
Класс смирно.
Ученики построены в шеренгу. По команде учителя выполняют упражнения
(команда выполняется, если учитель произносит слово «класс»). Кто ошибается ,делает
шаг вперед и продолжает играть. Проигрывают отошедшие на большее количество шагов.
Гонка мячей.
Играющие становятся в круг в трех шагах друг от друга и рассчитываются на первый
второй. Первые номера — одна команда, вторые — другая. Два рядом стоящих игрока
назначаются капитанами, и им дается по мячу. По сигналу учителя, капитан одной
команды передает мяч вправо, другой — влево своему ближайшему игроку, то есть через
игрока соперника. Получив мяч, игрок передает мяч следующему ближайшему игроку и
т.д. Когда мяч дойдет до капитана, он поднимает руки с мячом вверх. Выигрывает
команда, сумевшая быстрее другой провести мяч по кругу.
Два мороза.
На противоположных сторонах площадки чертятся два дома. В одном находятся все
играющие, кроме двух морозов, которые стоят посередине площадки. Морозы говорят:
«Мы два брата молодые,
Два мороза удалые.
Я мороз красный нос,
Я мороз синий нос.
Кто из вас решится
В путь — дороженьку пуститься».
Дети хором отвечают:
«Не боимся мы угроз,
И не страшен нам мороз».
После этого перебегают в противоположный дом. Игроки, которых коснулись
морозы, считаются замороженными, но продолжают играть. Побеждают те кого не разу не
заморозили.
Заяц, сторож и Жучка.
На одной стороне зала за линией располагаются игроки (серые и белые зайцы), на
другой — огород, охраняемый сторожем и Жучкой. Сначала по сигналу в огород входят
серые зайцы, приседают со словами:
«Зайцы серые сидят
И капуту едят».
Сторож на это отвечает:
«У меня собаки злые,
Берегитесь их косые.»
После этих слов выбегает Жучка и начинает ловить зайцев, которые, спасаясь от
Жучки, бегут в свое логово. Затем в игру вступают белые зайцы, со словами:
«Зайцы белые сидят
И капуту едят».
В конце игры подсчитывается, каких зайцев (белых или серых) было поймано
больше.
Пустое место
Все играющие, за исключением водящего, становятся в круг и кладут руки за спину.
Водящий идет за кругом со словами:
«Вокруг домика хожу,
На крылечко гляжу.
Войти в него хочу
И тихонечко стучу».
После этих слов он дотрагивается до кого-либо и бежит в другую сторону по кругу.
Игрок, которого он коснулся, бежит в обратную сторону, стремясь быстрее водящего
прибежать на свое место. Водит тот, кто не успел встать на пустое место.