Презентация "Каргопольская глиняная игрушка"

Подписи к слайдам:
  • Игнатенко Олеся Сергеевна
Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы — органически соотнося его с живой традицией промысла.
  • Отражение природных мотивов и образов можно найти в каргопольской глиняной игрушке. В окрестных каргопольских деревнях издревле изготовлялись глиняные игрушки, которые в далеком прошлом имели отношение к первобытным обычаям, связанным с культом плодородия. Современные мастера каргопольской глиняной игрушки черпают свое творческое вдохновение в народном быту, местном изобразительном искусстве, фольклоре, одновременно воспитывая у себя поэтическое видение окружающего мира и природы — органически соотнося его с живой традицией промысла.
Деревня Гринёво – родина каргопольских игрушечников.
  • Деревня Гринёво – родина каргопольских игрушечников.
Сказка: «Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал…».
  • Сказка: «Зимой ночи длинные, темнеет рано, скучно в крестьянской избе ребятам. И вот однажды захотел старик своих внуков порадовать игрушкой. А купить-то не на что. Выглянул он в окно. Кого только нет на скотном дворе: козы и свиньи, собаки и коровы, лошади и овцы. Подумал-подумал старик и придумал: сделаю-ка я им игрушки сам, И сделал…».
  • «Архангельская область», Москва, Советская Россия», 1987.
У. И. Бабкина, композиции: «Кадриль», «Гармонист», «Дерево с тетеревами», деревня Гринево, 1972.
  • У. И. Бабкина, композиции: «Кадриль», «Гармонист», «Дерево с тетеревами», деревня Гринево, 1972.
  • «Каргополье» Москва, «Советская Россия», 1984.
У. И. Бабкина, композиция: «Кадриль», деревня Гринево, 1972.
  • У. И. Бабкина, композиция: «Кадриль», деревня Гринево, 1972.
Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами-тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.
  • Среди изображений на каргопольской глиняной игрушке есть дерево с сидящими на нем птицами-тетерками, точно такое же, как и в местной вышивке, в резьбе и росписи по дереву. Подобное сочетание птиц и дерева (вероятно, березки, которая по народным преданиям была средоточием сил земных) символизировало передачу солнечного тепла засеянным полям и нивам.
У. И. Бабкина, композиция «Дерево с тетеревами», деревня Гринево, 1972.
  • У. И. Бабкина, композиция «Дерево с тетеревами», деревня Гринево, 1972.
У. И. Бабкина, композиция «Гармонист», деревня Гринево, 1972.
  • У. И. Бабкина, композиция «Гармонист», деревня Гринево, 1972.
Ульяна Ивановна Бабкина, фото 1972 г.
  • Ульяна Ивановна Бабкина, фото 1972 г.
Чудо-игрушки — разноцветные зверушки.
  • Чудо-игрушки — разноцветные зверушки.
Конь — олицетворение солнца.
  • Конь — олицетворение солнца.
  • Конечки-бегунки, верные помощники земледельца.
У каждой игрушки своя приговорка. Медведка — добрый хозяюшко леса.
  • У каждой игрушки своя приговорка. Медведка — добрый хозяюшко леса.
  • Коровушка — кормилица крестьян. Буренка — крутые рога .
  • У. И. Бабкина. Игрушка «Медведь и корова», 1969.
И. В. Дружинин. Игрушка «Олень и собака», 1936.
  • И. В. Дружинин. Игрушка «Олень и собака», 1936.
И. В. Дружинин. Игрушка «Баба», 1936.
  • И. В. Дружинин. Игрушка «Баба», 1936.
В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в старинном наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ отголосок древних представителей о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.
  • В пластике и орнаменте каргопольских глиняных «баб» сохранились черты, присущие женским изображениям древних земледельцев. Глиняная «баба» в старинном наряде словно являла собой образ мира. Символичной была каждая деталь. Запечатленный в игрушке образ отголосок древних представителей о небесном огне, дающем плодородие земле. Изображенное на переднике «бабы» огненно-красное солнце словно согревает распаханное поле с зернами яровых посевов.
Полкан — человек с туловищем лошади — образ богатыря.
  • Полкан — человек с туловищем лошади — образ богатыря.
  • У. И. Бабкина. Игрушка «Полкан», 1979.
Игрушка каргопольских мастеров донесла до нас древний, пришедший с Востока персонаж, распространенный в русской лубочной картинке и крестьянской росписи — птицу Сирин. В Каргополе мастера лепят «сиринов» и по сей день в виде птички-свистульки, но с женской головой, иногда с распростертыми крыльями. Лишь подуешь в такую свистульку, запоет птица Сирин весело-превесело.
  • Игрушка каргопольских мастеров донесла до нас древний, пришедший с Востока персонаж, распространенный в русской лубочной картинке и крестьянской росписи — птицу Сирин. В Каргополе мастера лепят «сиринов» и по сей день в виде птички-свистульки, но с женской головой, иногда с распростертыми крыльями. Лишь подуешь в такую свистульку, запоет птица Сирин весело-превесело.
Колбасенко М.Н., Севастьянова З. П. Дидактические материалы по экологии. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2003.
  • Колбасенко М.Н., Севастьянова З. П. Дидактические материалы по экологии. – Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2003.
  • Колбасенко М. Н. Методика преподавания факультативных курсов по экологии 1- 4 классы (региональный компонент). - Архангельск, Поморский государственный университет имени М. В. Ломоносова, 2002.