Презентация "Каргопольская игрушка" 4 класс

Подписи к слайдам:
Народная глиняная игрушка
  • Каргопольская игрушка
  • Автор
  • Старикова В.В.
  • учитель технологии
  • высшей квалификационной категории
  • МОУ «СОШ № 2 им. А.С.Пушкина»
  • г. Костомукши РК
Маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла. Удивительно щедрая эта земля! Полной мерой таланта и мастерства наделила она людей. А они по силе и таланту создавали на этой земле красоту.
  • Маленький кусочек земли северной, далеко запрятанный за дремучими лесами и неприступными болотами, - стал одним из тех заповедных мест, где много веков назад родилась и сохранилась до наших дней самобытная русская культура, искусство, ремесла. Удивительно щедрая эта земля! Полной мерой таланта и мастерства наделила она людей. А они по силе и таланту создавали на этой земле красоту.
  • Каргополь
Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.
  • Каргопольская игрушка - русский художественный промысел, распространенный в районе города Каргополя Архангельской области.
Мастера в основном занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Из остатков глины мастера лепили игрушки. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
  • Мастера в основном занимались изготовлением глиняной посуды - печных горшков, кубов, кринок, мисок. Из остатков глины мастера лепили игрушки. Глиняные лошадки, упряжки, фигурки людей и животных стоили недорого, их лепили скорее для собственного удовольствия, чем ради заработка.
Еще совсем недавно на Русском Севере, неподалеку от города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица- игрушечница. Пустела деревня Гринево, не оставалось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы старая Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои простоватые на вид массивные фигурки – приземистых мужиков, баб и животных.
  • Еще совсем недавно на Русском Севере, неподалеку от города Каргополя, в почти опустевшей деревушке Гринево жила добрая старушка Ульяна Бабкина, мастерица- игрушечница. Пустела деревня Гринево, не оставалось в ней игрушечников, и вовсе погиб бы промысел, если бы старая Ульяна Бабкина не продолжала лепить с прежним упорством свои простоватые на вид массивные фигурки – приземистых мужиков, баб и животных.
У.Бабкина. Двуглавый конь. Каргополь. 1970-е гг. Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Благодаря им живет народная каргопольская игрушка.
  • Охотно учила бабка Ульяна своему мастерству всех, кто только хотел, и успела приготовить себе смену. Благодаря им живет народная каргопольская игрушка.
Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят по частям: основа — торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность.
  • Технология выполнения каргопольской игрушки самая обыкновенная. Для лепки берут красную глину. Игрушку лепят по частям: основа — торс с головой, к торсу присоединяли скатанные калачиком руки, оформляли шляпками и другими деталями. Места соединения деталей сглаживали, и фигурки приобретали монолитность.
Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят.
  • Животных мастера очеловечивают, они заняты теми же делами, что и люди: медведи, козлы, бараны играют на музыкальных инструментах, несут посуду, курят.
Самый фантастический персонаж — важно стоящий на четырех конских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек-полуконь, таинственный русский кентавр, а по-местному — Полкан. В честь Полкана в начале лета близ городов и сел устраивался веселый праздник с ярмаркой, игрищами, кулачным боем.
  • Самый фантастический персонаж — важно стоящий на четырех конских ногах бородатый крепыш в широкополой шляпе, сказочный получеловек-полуконь, таинственный русский кентавр, а по-местному — Полкан. В честь Полкана в начале лета близ городов и сел устраивался веселый праздник с ярмаркой, игрищами, кулачным боем.
Старая каргопольская игрушка была неяркой, даже блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу . Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, охристая, коричневая.
  • Старая каргопольская игрушка была неяркой, даже блеклой. Для ее украшения мастерицы использовали мел, печную сажу . Набор красок ограничен: голубой, кирпично-красный, зеленая, черная, охристая, коричневая.
Современная игрушка имеет яркие цвета.
  • Современная игрушка имеет яркие цвета.
Применяются три приема окраски:
  • Применяются три приема окраски:
  • сплошная окраска;
  • комбинация из пятен и сочетания прямых и волнистых линий;
  • сочетание штрихов в виде своеобразного геометрического узора.
  • Так изображали Солнце
  • Засеянное поле
  • Потоки воды
  • Хлебные колосья
  • Что же символизируют рисунки на древних игрушках
Ресурсы:
  • http://www.rukukla.ru/article/gigr/vid/kargopolckaa_igru6ka.htm каргопольская игрушка
  • http://kargopol.beregini.ru/ - каргопольская игрушка
  • http://igrushka.kz/vip57/karigr.php - каргопольская игрушка
  • http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9A%D0%B0%D1%80%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%BE%D0%BB%D1%8C%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%B8%D0%B3%D1%80%D1%83%D1%88%D0%BA%D0%B0 ВикипедиЯ
  • http://www.rustrana.ru/article.php?nid=28722 – каргопольская игрушка