Конспект урока "Древние корни народного искусства" 5 класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 49 с углубленным изучением
отдельных предметов» г. Белгорода
Разработка урока изобразительного искусства по теме
"Древние корни народного искусства",
5-й класс ,программа Б.М.Неменского
Составитель:
Учитель изобразительного искусства Вереитинова Е.И.
Белгород, 2015
Аннотация
Приобщение учащихся к народному (крестьянскому) искусству
осуществляется в системе Природа Человек Культура (Искусство),
исходя из того, что народное искусство это и сама природа, и
историческая память народа, его отношение к миру. Такой подход дает
возможность рассматривать произведения крестьянского искусства с точки
зрения отражения в них поэтических представлений человека о мире родной
природы и большом мире Вселенной, сущностных сил мастера-земледельца,
всей полноты его художественного дарования, а также во взаимосвязи с
памятниками устно-поэтического, музыкального народного творчества.
Восприятие произведений крестьянского искусства в системе Природа
Человек Культура помогает увидеть и понять общность и различие между
аналогичными предметами искусства своего родного края и других регионов.
Любовь к родному краю начинается с детства. Надолго она сохраняется в
душе человека, если правильно его воспитали. С раннего возраста у ребёнка
развиваются чувства, черты характера, которые связывают непосредственно
со своим народом, своей страной. Корни этого влияния в языке,
национальных песнях и танце, в музыке, художественной деятельности.
В формировании познавательного интереса, эмоционально-ценностного
отношения учащихся к крестьянскому искусству, огромное значение имеет
знакомство с живыми предметами быта и обихода. С такими предметами есть
уникальная возможность познакомиться в этнографическом уголке на
пришкольном участке. Это даст возможность раскрыть глубину и
многоплановость произведений народного искусства, развить у учащихся
потребность видеть высшее в повседневном и привычном, воспитывать
чувство сопричастности к материально-духовному наследию наших предков,
талантом которых создавалась уникальная народная художественная
культура родного края.
Эпиграф к уроку
«...Русское народное искусство, как и искусство любого народа, это
прежде всего мир особого отношения человека к своему труду, к своей
деятельности вообще и к жизни в целом
Д. С. Лихачева
Тема: "Древние корни народного искусства", 5-й класс ,программа
Б.М.Неменского
Форма урока: урок экскурсия, (этнографический уголок на пришкольном
участке)
Тип урока: комбинированный, урок с элементами музейной педагогики,
исследовательским материалом, моделированием, проектированием
коллективно-творческая мастерская.
Методы обучения: словесный, объяснительно-иллюстративный,
репродуктивный, частично-поисковый, метод музейной педагогики,
(экскурсия), практический (коллективно групповая работа ).
Образовательные задачи:
1. Познакомить учащихся с одним из видов изобразительного искусства
ДПИ, Познакомить учащихся с бытом крестьян и крестьянского
искусства на примере школьного этнографического уголка.
2. Понимать особенности с художественно-образный язык декоративно-
прикладного искусства, значение древних корней народного искусства
3. Знакомство с гончарным искусством нашего края и его особенностями;.
4. Формировать умения и навыки выявлять в произведениях крестьянского
искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного
элементов языка, единство материала, формы и декора
5. Создавать собственные проекты импровизаций в русле образного языка
народного искусства (вариации орнаментальных мотивов).
Развивающие задачи:
1. Формировать понимание роли символики в жизни древних славян;
погрузиться в атмосферу Древней Руси, познакомиться с ее культурой и
бытом.
2. Активизировать мыслительную деятельность, расширять кругозор
учащихся.
3. Развивитие творческой и познавательной активности.
4.Формировать компетентности: коммуникативные, информационные .
Воспитательная задача:
1. Формировать интерес, уважение и любовь к малой родине
к её традициям и народной культуре.
2. Воспитывать уважение к сохранению и восстановлению народных
традиций Белгородской области.
3. Развивать коммуникативные качества учащихся через умение работать в
группах.
Материал к занятию:
Предметы декоративно-прикладного искусства и народных промыслов,
выполненные из различных материалов в этнографическом уголке.
Альбом, графический материал.
Планируемые результаты:
- личностные
приобщение к русской культуре;
привитие интереса к изучению ремесел;
профориентация
- метапредметные
развитие нравственно – эстетического чувства;
развитие художественного воображения;
повышение интереса к истории родного края, технологии, музыке;
принятие и осмысление информации в разных формах народной культуры
- предметные
знание о народно-художественных промыслах Белгородского края,
знания об истории возникновения, художественных и культурных
особенностях;
План урока
1. Организационный момент.
2.Выход на тему урока.
3.Актуализация опорных знаний.
4. Формирование новых знаний.
5.Постановка художественных задач
6.Практическая работа.
7.Подведение итогов.
8.Экспресс выставка
9. Домашнее задание.
10.Рефлексия.
1.Организационный момент .Проверка готовности детей к уроку.
Приветствует детей, настраивает на доброжелательное отношение друг к
другу.
2. Выход на тему урока. Учитель: В течение этого учебного года мы будем
изучать декоративно-прикладное искусство и его место в жизни человека.
Декоративное искусство наиболее прочно связано с повседневной жизнью и
бытом человека. У нас сегодня не класс, а небольшой музей декоративно -
прикладного искусства,этнографический уголок нашего пришкольного
участка.
Учитель: Давайте посмотрим, чем же славились наши предки?
Дети: Славились добрыми мастерами, людьми, которые создавали своими
руками сказочную красоту.
2.Актуализация опорных знаний
Учитель:Что же такое декоративно-прикладное искусство?
Дети: Декоративно-прикладное искусство (ДПИ) получило название от
латинского decor украшаю. Все предметы, окружающие человека, должны
быть не только удобными, практичными, но и красивыми.
Дети: Это создание художественных изделий, имеющих практическое
назначение в быту и отличающихся декоративной образностью.
Учитель: Давайте назовем, какие предметы применялись в быту наших
предков?
Дети: (посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и т.д.).
Именно потому, что в предметах этого искусства удобство, утилитарность
сочетается с красотой, оно и называется «декоративно-прикладным», т.к.
слово декоративное-означает «украшающее», а прикладное-применимое к
быту.
На протяжении всей истории человек создавал предметы, которые
обеспечивали его жизнь и его быт. При этом он не просто их создавал, но и
стремился к тому, чтобы они были удобными для пользования и красивы, т.е.
совершенствовал их конструкцию и декор
Учитель: Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности.
Цвет и форма часто имеют символическое значение.
Еще наши далекие предки украшали свои изделия простейшими
орнаментами. Человек пытался разобраться, как устроен мир, найти
объяснения непонятному, загадочному, таинственному. Он стремился
привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься. И делал он это
при помощи своего искусства.
4. Формирование новых знаний.
Знакомство с крестьянским подворьем.
Русский крестьянин исстари жил землей. Нежилые крестьянские постройки
составляли хозяйственный двор. Часто их собирали вместе и ставили под
одной крышей с избой. Строили хозяйственный двор в два яруса: в нижнем
находились хлева для скотины, конюшня, а в верхнем - огромный сенник,
забитый душистым сеном. Значительную часть хозяйственного двора
занимал сарай.
Учитель: Что это за помещение?
Дети: Сарай —постройка крестьянского двора, для хранения рабочего
инвентаря - сохи, бороны, а также телеги и саней, и др. ельскохозяйственные
орудия. Чем зажиточней крестьянин, тем больше по размеру был его
хозяйственный двор.
Учитель: Отдельно от дома обычно ставили баню, колодец, да амбар.
Учитель: Что это за помещение?
Дети: Амбар строили для хранения главного богатства земледельца: рожь,
пшеница, овес, ячмень. Недаром на селе говаривали: "Каково в амбаре,
таково и в кармане".
На двери амбара вешали замок - пожалуй, единственный во всем хозяйстве.
Учитель: А нередко под амбаром был и погреб, ставили его на виду против
окон и поодаль от жилья, чтобы в случае возгорания избы сохранить годовой
запас зерна вы видите здесь такое помещение?
Дети рассматривают помещение погреба на участке, его обустройство :
лаз, который называется творилами ,который в зимнее время сверху как
всегда утеплялся, сусеки для хранения картофеля, свеклы, моркови и т.д.
Учитель: А что хранили крестьяне в погребе в летнее время?
Дети: В летнее время погреб использовался как холодильник, в котором
размещали молоко и скоропортящиеся продукты.
Учитель: А как называлась наземная постройка для скота?
Дети: Помещение для скотаназывался- Хлев .
Хлев строился иногда внутри сарая, т. е. покрывался общей с ним крышей.
Поверх хлева, если он находился под крышей сарая, наметывали сено. Но
устраивались и сенники на хлевах.
А как вы думайте. Чем занимались дети?
Сообщение о труде крестьянских детей.
- Детей приучали к работе не позднее, чем с семи лет, считая, “маленькое
дело лучше большого безделья”. Человек, по мнению крестьян, может только
тогда хорошо выполнять тяжелую работу пахаря, жницы, плотника, если
привычка к труду вошла с раннего детства.
Хозяйственные обязанности мальчиков в русской крестьянской семье.
С 6–7 лет у ребёнка появлялись хозяйственные обязанности. Мальчик
постепенно переходил в отцовскую трудовую сферу. В 6 лет им поручали
таскать во время молотьбы снопы, в 8 лет пасти лошадей, в 9-10
бороновать, в 12 – пахать, а в 16-17 косить.
Хозяйственные обязанности девочек.
Девочек приучали к труду раньше мальчиков. С 6 лет они садились уже за
прялку, следили за цыплятами, с 7 лет учились вышивать, с 10 должны
были уметь мыть пол, посуду, гладить бельё, доить корову, ухаживать за
младшими сестрами и братьями.
Поощрение детей родителями.
Учитель: Ребята, как вы думаете, как поощряли раньше родители за такой
нелёгкий труд своих детей?
Чаще всего поощрение было словесным и очень скромным. Сильно хвалить
за работу было непринято, считалось, что этим можно было испортить
ребёнка. Именно потому, что поощрения были скромные, детьми они очень
ценились высоко.
Крестьянские дети в основном находились на своем дворе, пока их родители
трудились на поле. Здесь они и с малышами играли, и птицу кормили, и
пряли, и вышивали. Двор обносился забором .(обычно из досок или плах)
заплотом. или плетёным ограждением "тыном" (плетёнка, плетень)
старинный, простой и наиболее доступный способ создания ограды.
Учитель: А что такое плетень?
Дети: Это такое забор который плели из тонких и гибких стволов молодых
веток ивы.
Учитель: Такое ограждение преграждало проникновение на двор и огород
птицы: например кур, гусей.
Учитель: А чем ещё чем служил плетень?
Дети Плетень один из самых важных оберегов, он защищал, не пускал во
двор чужаков и врагов, на него вешали подковы, горшки, старые лапти для
отпугивания злых сил. И нередко на плетне можем видеть различные
гончарные изделия, которые прожаривались на солнце.
Учитель: А что же гончарные изделия?
Дети: Гончарное произво
́
дство —ремесло, служившиее для изготовления
ёмкостей для приёма пищи или сосудов для хранения жидких и сыпучих
материалов. Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее
не исчезало из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из
поколения в поколение Горшок («горнец») и «гончар» («горънчар»)
происходят от древнерусского «грънъ» («горн» – плавильная печь), по В.
Далю: (так же и для цветов) округлый, облый глиняный сосуд различного
вида, выжженный на огне. Также низкий устойчивый сосуд с широким
горлом, может иметь разнообразное предназначение.
Знакомство с гончарным искусство нашего края
Учитель :Гончарное искусство Белгородчины из самых древних промыслов.
Он складывался и развивался , исходя из природных условий: климата,
рельефа, полезных ископаемых; например кокого ?
Дети: Глины.
Наиболее интенсивно развивался этот промысел в слободе Борисовка.
Вначале это было кустарное производство. Работали на дому, как правило,
всей семьей.
В 1886 г. сорок три двора занимаются промыслом, в 1904 около ста
дворов.
Впоследствии производство оформилось до уровня общественного: была
создана артель "Свобода", позже гончарная мастерская, еще позже
гончарный и майоликовый цеха и, наконец, в 1969 фабрика
художественной керамики.
Работавшие стали профессионалами, то есть весь год работали в
производстве, оставив землю. В других районах этого не произошло.
В Стрелице Шебекинского района несмотря на то, что уже в 1850 году было
зафиксировано изготовление изделий из глины, эта работа была сезонной, то
есть в свободное от работы на поле время.
Изначально в Борисовке делались вещи, обслуживающие быт и досуг
крестьянина и горожанина: крынки для молока, горшки, цветочники,
игрушки-свистульки в виде домашних животных.
Удивительна гибкость промысла в следовании за спросом: как только в этих
краях стал активно разводиться картофель, борисовцы стали делать посуду
для его жарки, появились чайники.
Позже в Борисовке стали производиться вещи декоративно-прикладного
характера: подсвечники, напольные вазы, индивидуальные заказы.
Сообщения детей:
I ученик.Труд гончара был очень тяжелым. Работали на дому.
Сопутствующие болезни гончара ревматизм и заболевание легких.
"Каторжнее этой работы и на каторге не сыщешь", говорили гончары о
своей работе. Немалыми были и изначальные затраты на производство: два
рубля инструмент, гончарный круг, двадцать пять рублей стоил горн для
обжига. Глину брали из близлежащего карьера (мера полтора пуда глины
в хуторе Круглом около Борисовки стоила пятнадцать коп.) и на себе или
телеге доставляли, выгружали летом во дворе, зимой в доме, поливали
водой и вымешивали ногами.
II ученик.Гончары начинали работу такими словами:
Мать – сыра-земля, поклонюсь тебе я у копанца,
Мать – сыра-земля, помолюсь тебе я у топанца,
В руки взяв свои попрошу прощеньица,
Промну всю тебя на лавочке.
Бога милого испрошу я молитвой верною,
Помощь дать гончару в деле скудельном.
На кружале сольюсь своей душенькой,
С Землёй-Матушкой, да с кормилицей.
И совью горшок рукой верною,
Рукой верною да умелою.
Станешь звонким от солнца-пожарища,
Засияешь всем молодой красой.
Кормить будешь всех как от старого и до малого.
А состаришься…тебя не выброшу.
Ну, а смерть придёт – эх-ма! Сотворю сызнова.
III ученик.На вертящемся гончарном круге глине руками и ножом
придавали нужную форму горшка, подставки, крынки... (свистки и игрушки в
основном делали вручную). С круга предметы ставились на полки для
"сырой" просушки дней на семь. Перед обжигом посуду смазывали дегтем и
перекаленным свинцом и обжигали. Обжиг шел чаще на улице или в
специальном помещении.
Темп производства самый высокий был в Борисовке: семьдесят—сто
горшков в день, тогда как в других селениях тридцать пять—пятьдесят.
IV ученик.В Борисовке промысел достиг уровня художественного и стал
называться "художественной керамикой", имеющей свою сложную
технологию. Глин было более десятка: глина красная, глина краснояружская,
При производстве учитывались разные свойства глины: физическое,
пластическое, технологическое, огнеупорность. С годами были созданы
особые глазури и краски, необходимые для производства керамики, в том
числе и художественной. Усовершенствовалась технология производства и
процесс декорирования изделий.
Учитель: Борисовская керамика является одним из самых крупных в России
производителей майоликовой толстостенной керамики из красной глины.. В
настоящее время выпускается более 200 наименований изделий майоликовой
керамики. В основном они представлены различной посудой, которую любая
хозяйка с удовольствием может поставить на обеденный стол. Производятся
также изделия цветочной группы и различная сувенирная продукция с
символикой района и области. С 1978 года многие изделия, производимые на
Борисовской фабрике, отнесены к изделиям народных художественных
промыслов Художественным советом Белгородской области .
Горшки редко орнаментировались, их украшением служили узкие
концентрические круги или цепочка из неглубоких ямочек, треугольников,
выдавленных вокруг венчика или на плечиках сосуда, волнистые и прямые
линии.
Учитель : Для чего служил орнамент на глиняной посуде?
Дети: Так крестьянин выражал условными знаками свои понятия об
устройстве мира человека.
Учитель: А что обозначали эти знаки?
Дети: Прямая горизонтальная линия обозначала землю,
волнистая горизонтальная – воду
вертикальная линия превращалась в дождь;
огонь, солнце изображались крестом или кругом с крестом.
Учитель: Да, дети из этих элементов и их сочетаний и выстраивался узор.
таким образом, человек выражал свои представления о мире в образах.
Шли века, крестьянское искусство развивалось, но самое лучшее не исчезало
из этой огромной сокровищницы народного опыта, переходя из поколения в
поколение. Изготовление различных видов гончарных изделий: бытовых
(посуда горшки, глечики, кринки, макитра, махортка, миска, чашка,
макорта, горшки-формы); декоративных (кувшины «куманец»); игрушек
(различные фигурки птиц и зверей, свистульки); кирпича, кафеля
занимало значительное место в общей картине бытования ремесел и
промыслов Белгородчины.Отсутствие украшений было обусловлено
назначением горшка: быть всегда в печке, лишь ненадолго в будни
показываться на столе во время завтрака или обеда.
Учитель: Какие виды изделий мы видим и для чего они предназначались?
5.Постановка художественных задач. И так, давайте сейчас смотреть и
любоваться предметами быта, о которых мы, современные люди, уже давно
забыли. Смотрите внимательно, потому что - то, что вы увидите, вам
пригодится при выполнении задания.
Знакомство с глиняными изделиями.
ГОРШОК БРАТИНА
Горшок Братина посуда, в которой подавалась еда к столу, отличается от
обыкновенного горшка ручками. Ручки к горшку приклеиваются так, чтобы
за них было удобно браться, но они не должны очень сильно выходить за
габариты горшка.
ГОРШОК ДЛЯ ТОПЛЕНИЯ МАСЛА
Горшок для топления масла специализированная форма керамической
посуды, имела волнистую каёмку и непосредственно ручку для снятия с
печи.
ЕНДОВА
Ендова низкая, большая керамическая, луженая братина, с рыльцем, для
пива, браги, меду; в ендове подают питья на пирах; она же есть в
распивочных и кабаках, на кораблях и пр.
Кувшин кувшинчик умалительно, кукшин,кука – глиняный, стеклянный
или металличесюй сосуд, сравнительно высокий, бочковатый, с
пережабиною под горлом, с ручкою и носком, иногда с крышкою, урна, ваза.
КУВШИН КРУПНИК
Кувшин крупник (или пудовик) – ёмкость для хранения сыпучих продуктов
КУБЫШКА
МИСКА
Миски – небольшие глиняные или деревянные мисочки для индивидуального
пользования.
ОПАРНИЦА– керамическая посудина, горшок, в котором готовится опара
под кислое тесто. Посуда для подготовки опары и выхаживания теста на
пироги, белые булки, блины. поехали». Термин бытовал на всей территории
России.
КАШНИК ГОРШОК
Кашник маленький горшочек с одной ручкой. Предназначался для жарки и
подачи на стол густых (вторых) блюд и каш.
КИСЕЛЬНИЦА
Кисельница большая миска с носиком. Кисельница кувшин для подачи
киселя на стол. Удобный предмет и для ковша и для половника и для кружки,
а также с носиком для слива остатка киселя.
КРИНКА
Крынка глиняный сосуд для хранения и подачи молока на стол.
Характерной особенностью кринки является высокое, довольно широкое
горло, плавно переходящее в округлое тулово. Молоко в таком сосуде
дольше сохраняет свою свежесть, а при прокисании дает толстый слой
сметаны, который удобно снимать ложкой. В русских деревнях кринкой
часто называли также глиняные чаши, миски, кружки, используемые для
молока.
Учитель:А чем украшают Борисовские мастерасвои изделия:
Дети: А украшают цветочной росписью в бело-коричнево-черной гамме.
Какую используют краску?
Дети: Современные мастера применяют желтую, белую, зеленую краску.
Учитель: Из каких элементов можно составить узор?
Дети: Из знаков солнца, воды, ростков это элементы, из которых можно
сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.
Цвет в узоре имел особое значение. Красный цвет выражал восторг, радость,
жизнь. Это цвет солнца, огня, жизни. Красный цвет олицетворял мужское
начало. Белый цвет связывался со светом, чистотой и олицетворял женское
начало. Желтый цвет символизировал солнце, черный – землю.
6. Практическая работа.
Учитель: Видите, как много было у крестьян различных предметов быта. А
чтобы нам лучше изучить утварь крестьянскую, давайте попробуем сделать
эскизы этих изделий. Пусть каждый из вас постарается украсить свою вазу,
кувшин (чашу) чародейными узорами.
Ребята могут придумать свою форму вазы и разукрасить ее, используя
полученные знания о знаках-символах на уроке.
Дети находят в предметы. Поясняют, для чего этот предмет нужен был в
доме, как его использовали. Учитель помогает, если у ребят возникают
трудности в объяснении.
7.Подведение итогов.
Учитель:Сегодня на уроке мы с вами, ребята, узнали, что в украшение
предметов человек вкладывал не только свое понимание красоты, но и
определенный смыслв изображаемый им мир, свое желание жить в согласии
с природой свободней и уверенней.
Учитель: Где же корни народного искусства, что побудило людей своими
руками создавать красоту?
Дети: (красота природы, окружающего мира).
Учитель :Что значит прикладной характер декоративного искусства?
Дети: Люди украшали предметы, которыми пользовались.
Что мы теперь знаем о предметах ДПИ?
Дети: Мы знаем, что в предметах ДПИ форма и декор едины, символичны,
условно стилизованы.
Учитель: Что значит символичное изображение. Приведите примеры.
Учитель: А что значит стилизованное изображение?
8.Экспресс выставка. Анализ работ и типичных ошибок.
9.Дом задание.Найти материал о ДПИ нашего края.
10. Рефлексия. Выражение своего эмоционального состояния от урока.
Используемая литература.
1. Н.А.Горяева О.В. Островская Декоративно-прикладное искусство в жизни
человека. Под редакцией Б.М. Неменского. МОСКВА “ПРОСВЕЩЕНИЕ”
2010 г.
•Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»
http://festival.1september.ru/
•Издательский дом «ПЕРВОЕ СЕНТЯБРЯ»: www.1september.ru
Информационно-образовательный портал «Сетевой класс Белогорья»
•Газета «Искусство»: http://art.1september.ru/
•Особенности обучения школьников по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»:
http://art.1september.ru/article.php
•ИЗДАТЕЛЬСТВО «ПРОСВЕЩЕНИЕ»: Изобразительное искусство:
Методические пособия: http://prosv.ru/info.aspx?Ob_no=12791
•Н. А. Горяева / методическое пособие к учебнику «декоративно-прикладное
искусство в жизни человека» 5 класс под редакцией б. М. Неменского:
http://www.prosv.ru/ebooks/goryaeva_prikladnoe_isskustvo