Презентация "Древние письменные памятники"

Подписи к слайдам:
  • Помолившись Богу поутру, Наклонился над листом святой, Буквы подносил к его перу Лучезарный ангел золотой. И ложилась букв славянских вязь, И строка бежала за строкой, Книгою великой становясь, Посланной всевышнего рукой.
Основными источниками при изучении истории русского языка являются его древние письменные памятники. После крещения на Руси появились рукописные книги, писанные на старославянском языке, занесенные сюда из Византии и Болгарии. Затем стали создаваться древнерусские книги, написанные по старославянским образцам, а позже русские люди начали пользоваться взятой у южных славян азбукой и в деловой переписке.
  • В кирилловском письме большие буквы употреблялись только в начале абзаца. Большая прописная буква затейливо разрисовывалась, поэтому первая строка абзаца называлась красной (то есть красивой строкой). Буквица не только украшалась, само ее начертание передавало определенный смысл. В буквицах можно увидеть изгиб крыла, поступь зверя, сплетение корней, извивы реки, контуры двух двойников - солнца и сердца. Каждая буквица индивидуальна, неповторима...
Еще одним элементом украшения рукописных книг являлись иллюстрации. Так, в "Букваре" Карийона Истомина 1693 года (первом иллюстрированном русском учебнике) каждая буква азбуки сопровождалась рисунками. Вот, например, страница, посвященная букве "Н".
  • Еще одним элементом украшения рукописных книг являлись иллюстрации. Так, в "Букваре" Карийона Истомина 1693 года (первом иллюстрированном русском учебнике) каждая буква азбуки сопровождалась рисунками. Вот, например, страница, посвященная букве "Н".
  • Древнейшая русская книга
  • «Остромирово Евангелие»
  • (1056 – 1057 гг.)
  • «Остромирово Евангелие» является старейшей русской датированной книгой. Это Евангелие (т.е. список Евангелия) было написано в 1056—1057 годах в Великом Новгороде диаконом Григорием по заказу новгородского посадника Остромира, как свидетельствует об этом сделанная самим диаконом Григорием запись в конце книги.
Писец Григорий писал Остромирово Евангелие почти семь месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах. Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».
  • Писец Григорий писал Остромирово Евангелие почти семь месяцев. За день он успевал написать не более 3 страниц. Создание рукописи - это тяжёлый и изнурительный труд. Рабочий день длился летом от восхода и до заката солнца, зимой же захватывали и тёмную половину дня, когда писали при свечах или лучинах. Успешное окончание книги было праздником. Радуясь, писец оставлял в конце книги, например, такую запись: «Яко же радуется жених о невесте, тако радуется писец, видя последний лист».
  • В фундаментальной «Истории русской словесности», вышедшей в 1900 году, Н.П. Полевой писал: «В этой драгоценной рукописи мы обладаем величайшим сокровищем: как в смысле древности, так и в смысле внешней красоты памятника — это замечательный образец письменного искусства наших предков. Никому из славян, кроме нас, русских, не выпало на долю счастье сохранить подобный памятник от своей рукописной старины».
Значимость Евангелия для средневековой культуры выражалась и в том драгоценном декоре, которым всегда украшались эти книги. Оклад Евангелия, как правило, представлял собой икону, и сам нередко являлся ценным произведением искусства.
  • Евангелие действительно было первой по важности, по значимости книгой в древнерусской культуре.
  • В греческом языке словом «Евангелион» обозначалась не просто хорошая новость, а — весть с поля боя о победе, т.е. весть об избавлении, о спасении. В этом смысле христианское Евангелие — это Благая Весть о самой существенной победе — победе над смертью, т.е. о Воскресении Христа, о спасении и избавлении человечества (от господства греха и смерти).
  •  
  •  
  • В 1564-м, возникло у нас книгопечатание.
  • Иван Федоров считается официально признанным русским первопечатником благодаря тому, что позаботился указать на титульном листе своего самого раннего “Апостола” дату выхода тома в свет.
  • А уже в 1565 г. типография Федорова выпустила другую книгу — “Часовник”, которая пользовалась большой популярностью, поскольку именно по ней в старину многих обучали грамоте. Первопечатнику впоследствии даже пришлось дважды переиздавать этот “бестселлер”.
  • В 1568-м Иван Грозный указал построить в городе новую печатню. До 1600 г. у нас было отпечатано всего 11 наименований книг.
  • За годы правления государя Михаила Федоровича, уже 180 наименований; при сыне его, царе Алексее Михайловиче, — 187.
  • При Петре Великом российские делатели печатного слова выпустили уже более 650 разных книг. В 1705 г. Петр распорядился учредить гражданскую типографию, где выпускалась бы не религиозная литература, а “книги, наукам приличным в школах учащимся потребные и всему гражданству полезные”.
  • Во второй половине XVIII в. В январе 1783 г. появился указ Екатерины II “О позволении во всех городах и столицах заводить типографии и печатать книги на российском и иностранных языках”.
  • Уже в середине 1780-х знаменитый русский просветитель Николай Новиков создал “Общество старающихся о напечатании книг” — фактически первое в стране издательское объединение.
  • Молчат гробницы, мумии и кости,- Лишь слову жизнь дана: Из древней тьмы, на мировом погосте, Звучат лишь Письмена. И нет у нас иного достоянья! Умейте же беречь Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья Наш дар бесценный — речь! И. Бунин