Тест "Древние мыслители о мире и человеке"

1
ТЕМА: Древние мыслители о мире и человеке
Вариант № 1
1. Представления о мире и месте в нем человека называют:
а) идеологией в) философией
б)
мировоззрением г) наукой
2.Существовало несколько сменявших друг друга исторических типов мировоззрения.
Поставьте в верной хронологической последовательности:
а) религиозное мировоззрение
б)
жизненно-практическое мировоззрение
в) мифологическое мировоззрение
г) философское мировоззрение
1-? 2-? 3-? 4-? 1-в, 2-а, 3-б, 4-г
3.Мифологическая форма мышления позволяет:
а) связать прошлое с настоящим и будущим
б) передать от поколения к поколению духовные ценности
в) утвердить определенные нормы поведения
г) все перечисленное выше
4.
Древнейшим источником философского знания в древней Индии была:
а) «Рамаяна» в) ведическая литература
б) книга «Кодзики» г) «Махабхарата»
5.Какое место в мире отводилось человеку в nредставлениях мыслителей древней
Индии?
а) первое, высшее место в мире
б) среднее положение между миром богов и духов
в) низшее положение
6.Закончите определение: «В древнеиндийской философии учение о вечном круговороте
жизни и законе воздаяния это»
:
а) йога б) дао в) карма
2
7.Что означает понятие» дао»?
а) эквивалент бога
б) свод законов и норм поведения человека на Востоке
в)
установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении
8.Платон считал идеальным государственным устройством:
а) демократию б) тиранию в) аристократию
9.. Какие высказывания принадлежат Аристотелю?
а)
« ...
всякое государство представляет собой своего рода общение, всякое же
общение организуется ради какого-то блага ... »
б)
« •••
пока в государствах не будут царствовать философы ... государствам не
избавиться от зол ...
»
в)
« •••
средний вид государственного строя наилучший, ибо только он не ведет к
внутренним распрям ... »
10.Что такое «общественный договор»?
а) переход общества от естественного состояния к
«
гражданскому обществу»
б) юридическое определение процедуры заключения международных соглашений
в) философская и юридическая доктрина, объясняющая возникновение
государственной власти соглашением между людьми
11.Специфическими свойствами мифа можно считать
1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.
2.Персонификацию природных сил.
3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и
общественной жизни.
4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.
5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования
6.Сказочные сюжеты
А. 2, 5, 6; Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны; Г. 1, 2, 3, 4
12. Человек мифологический
3
Мыслит эмоционально, у него свободно переплетаются противоположные мысли, и при
этом он не ощущает противоречий.
Считает, что каждая вещь, каждое животное живет капризами, прихотями и не
предсказуемо, как и он сам.
Представляет себе мир как своеобразную матрешку, в которой семья, род, другие
человеческие общности устроены подобно друг другу.
Все и вся персонифицирует или олицетворяет.
Твердо верит в прямую связь между земным и небесным, общественным и природным
(космическим).
А. 1, 4, 5; Б. 2, 3, 4; В. Все ответы правuльны; Г. 1, 3, 4, 5.
13. С точки зрения Платона, справедливость - это когда
А. Все равны.
Б. Есть возможность удовлетворять потребности всех и каждого.
В. Каждый занимается своим делом.
Г. Отдельный индивид заботится об общем благе.
Д. Государство берет под свою защиту гражданские права человека
14. Когда Аристотель определял человека как «политическое
животное»
он тем самым
хотел сказать, что
А. Только политика может обуздать зоологический
индивидуализм человека.
Б. Политика - главное в жизни человека.
В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути
его культурного развития.
Г. Человек - существо полисное, т. е. общественное.
Д. В политике очень много «животного».
ТЕМА: Древние мыслители о мире и человеке
Вариант № 2
1.Закончите определение: «Мировоззрение - это ...
»:
а) определенные знания людей о мире
б)
ценности, идеалы, представления, понятия о мире
в) человеческий опыт
4
г) правильны все определения
2.Н а ранней стадии общественного развития основным сnособом nонимания мира
были:
а) религия
б)
мифология в)философия
3Древние мифы о nроисхождении мира и людей делятся на:
а) мифы разрушения в) мифы развития
б) мифы творения г) мифы о героях
4.Как свидетельствуют Веды, в основе мира лежит:
а) универсальный космический порядок
б) жертвоприношение
в) «нечто одно», нерасчлененное, аморфное
5.Согласно nредставлениям философии древней Индии положение каждого социального
слоя символизировал определенный цвет. Соотнесите цвет и социальное положение:
а) земледельцы и скотоводы-вайшья а-3, б-4, в-1, г-2
б) слуги-шудры
в) мудрецы-брахманы
г) воины, правители-кшатрии
белый цвет благости и святости
красный цвет - цвет власти
желтый цвет цвет трудолюбия
4) черный цвет - цвет невежества
6.В
nредставлениях древних китайцев человек:
а) занимает срединное положение в мире
б) должен следовать естественному ходу вещей
в) тесно связан с природой
г) все перечисленное выше
7. Н
азовите - положения, которые характерны для конфуцианства:
а) гуманность, милосердие должны пронизывать отношения между людьми
5
б) высшей ценностью считался индивид
в) необходимо следовать строгому порядку, нормам, включающим этикет
г) государство - большая семья, где государь и «сын Неба», и «отец и
мать народа»
8.Какие взгляды на общественное устройство развивал Платон? Какие -
Аристотель?
1) создал учение об идеальном справедливом государстве, в котором правят
философы
2) считал, что индивидуальное должно быть подчинено всеобщему
не отрицал частную собственность
4) разделил людей в обществе на три группы: мудрецы, воины, крестьяне и
ремесленники
5) считал, что государству предшествует семья.
6) считал, что опорой государства должны быть средние слои общества
не признавал рабов гражданами государства
наилучшей формой правления считал « политию»
Платон - 1.2.4,7 Аристотель 3,5,6,7,8
9.По мысли Аристотеля nравление большинства в интересах общей пользы - это:
а)аристократия б)демократия в)полития
10. Какое (какие) из следующих определений мифологии можно считать правомерным?
Наука о мифах.
Совокупность сказаний о богах и героях.
Система фантастических представлений о мире, обществе и человеке.
Бессознательно-стихийная ложь первобытного человека.
Праформа (первая, исходная форма) духовной культуры человечества
Иррациональная составляющая человеческого бытия.
А. Правомерны все ответы; Б.
1,2,3,5;
В.1; Г.
4,
б.
11. Тотем есть не что иное, как
А. Предмет произвольной природы, способный охранять его обладателя от опасностей и
бед и приносить ему удачу.
6
Б. Животное или растение, считающееся предком и покровителем человека (рода).
В. Дух, персонифицирующий то или иное природное явление.
Г. Предмет, служащий вместилищем незримой, сверхъестественной си
лы.
12. Когда Аристотель определял человека как «политическое
животное»
он тем самым
хотел сказать, что
А. Только политика может обуздать зоологический
индивидуализм человека.
Б. Политика - главное в жизни человека.
В. Животное начало в человеке всегда было и остается главным препятствием на пути
его культурного развития.
Г. Человек - существо полисное, т. е. общественное.
Д. В политике очень много «животного».
13.Что означает понятие» дао»?
а) эквивалент бога
б) свод законов и норм поведения человека на Востоке
в)
установленный миропорядок, находящийся в пути, движении, изменении
14.Специфическими свойствами мифа можно считать
1.Единство желаемого и действительного, слова и вещи.
2.Персонификацию природных сил.
3.Синкретическое (внутренне не расчлененное) представление о явлениях природы и
общественной жизни.
4.Возвышение и облагораживание страха человека перед бесконечностью Вселенной.
5.Индивидуально – личностный характер мифологического повествования
6.Сказочные сюжеты
А. 2, 5, 6; Б. 1, 2, 3; В.Все ответы правильны; Г. 1, 2, 3, 4