Конспект урока "Образ человека – главная тема искусства" 6 класс

Учебный предмет
Изобразительное искусство
Класс
6
Тип урока
Комбинированный
Тема урока
Образ человека – главная тема искусства
Цель урока
- формировать представление об истории возникновения портрета;
- развивать умение видеть, понимать и использовать основные средства художественной выразительности в изображении портрета;
- воспитывать нравственно-эстетическое отношение к миру, искусству
Методы
Формы обучения
Беседа, практический, творческий поиск, частично-поисковый;
индивидуальная, фронтальная
Термины, понятия
Портрет; разновидности портрета: бюст, миниатюра, парадный, групповой, камерный
Образовательные
ресурсы
http://ru.wikipedia.org/wiki
http://www.artsait.ru
Оборудование
альбом, краски, карандаши
Зрительный ряд
Мультимедийный ряд: презентация «Портрет».
Планируемый результат
Предметные: познакомятся с именами выдающихся живописцев, научатся принимать активное участие в обсуждении нового материала; изучат богатство
выразительных возможностей цвета в живописи; смогут анализировать новый материал, определять понятие «импрессионизм», анализировать работы великих
художников-импрессионистов в жанре натюрморта, научатся передавать цветом настроение в натюрморте;
Метапредметные: научатся обмениваться мнениями, излагать свое мнение в диалоге; строить речевые высказывания; адекватно выражать и контролировать свои
эмоции;
Личностные: проявляют интерес к изучению нового материала; осознают свои эмоции, умеют чувствовать настроение в картине; проявляют интерес к
произведениям искусства.
Личностные УУД
Регулятивные УУД
Познавательные УУД
Коммуникативные УУД
Устанавливать связь между целью
учебной деятельности и её результатом;
умение обсуждать и анализировать
собственную художественную
деятельность и работу одноклассников с
позиции творческих задач данной темы,
с точки зрения содержания и средств его
выражения
Применять установленные правила в
решении задач; преобразовывать
практическую задачу в
познавательную; вносить
необходимые коррективы на основе
оценки сделанных ошибок;
совместно с учителем и
одноклассниками давать оценку
своей деятельности на уроке.
Ориентироваться в разнообразии
способов решения задач; развивать
познавательные мотивы и стремление к
познанию нового материала;
использовать общие приемы в решении
задачи; проводить сравнение;
уметь определять уровень усвоения
учебного материала.
Слушать и понимать речь других;
Уметь с достаточной полнотой и
точностью выражать свои мысли;
Формулировать свои затруднения при
решении учебных задач.
Технология изучения.
Формируемые
умения
Деятельность учителя
Формы
организа-
ции
совзаимо-
действия
Деятельность
обучающегося
Р: волевая
саморегуляция;
определяют цель,
проблему
в учебной деятельности.
К: планирование
учебного
сотрудничества с
учителем и со
сверстниками.
Л: проявляют интерес к
поставленной задаче;
осознают свои эмоции
Приветствие, проверка готовности к уроку.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит… - написал Александр Сергеевич Пушкин, увидев свой портрет,
написанный Орестом Адамовичем Кипренским. Поэт, без сомнения, походил на себя: то же
вытянутое лицо, те же курчавые волосы и живые глаза, бакенбарды, обрамляющие четкие и
тонкие черты. Но куда же подевались присущие ему озорство и ирония? Перед Пушкиным
предстал величественный мудрец, немного усталый и печальный. Таким увидел поэта
художник. Именно таким, через сто семьдесят лет, представляем Пушкина и мы.
- Какие ведущие жанры изобразительного искусства нам известны?(ответы учащихся)
- Как на ваш взгляд, какая тема главная? (Тема жанр) (Портрет)
- То есть изображение кого? (Изображение человека)
Сформулируем тему урока.
Фронталь-
ная работа
Беседа с
постановкой
проблемы
Самооценка
готовности к
уроку. Участвуют
в беседе и
целеполагании.
П: самостоятельно
классифицируют
группы цветов;
сравнивают цветовые
отношения по
заданным критериям;
К: излагают свое
мнение; работают в
группе, обмениваются
мнениями, учатся
понимать позицию
партнера; получают
эстетическое
наслаждение от
произведений искусства
Жанр, посвященный изображению человека или группы людей, называется портретом. Само слово
“портрет” можно перевести как “извлечение сущности”, т.е. выявление внутреннего содержания.
Нарисовать портретируемого, чтобы он был похож не единственная и далеко не главная задача
портретиста. От него требуется передать также внутренний мир, душевное состояние человека, его
положение в обществе, выразить свое личное отношение к модели.
Самые ранние из сохранившихся произведений портретного жанра гигантские скульптурные
изображения древнеегипетских правителей фараонов, высеченных из камня. Жанр скульптурного
портрета достиг совершенства в Древней Греции. Наряду с обычным развивался и аллегорический
(иносказательный) портрет. В Древнем Египте фараоны изображались в виде бога Осириса, царицы
богини Исиды. Жанр живописного портрета сложился позднее, в эпоху Возрождения. Тогда
портрет стали разделять на парадный и камерный. Парадный портрет изображает человека в
момент его торжества. Об этом красноречиво говорит весь его вид: пышная одежда со знаками
отличия и украшениями, вычурная горделивая поза. Кажется, что модель откровенно позирует
художнику.
Полная противоположность парадному камерный портрет. Само название говорит о том, что он
предназначен не для парадных залов, а для небольших помещений (слово “камера” означает на
латыни “комната”). Камерный портрет вводит нас во внутренний мир человека, часто
неизвестного. Поза модели непринужденна. Создает впечатление, что портретируемый даже не
подозревает о том, что его рисуют.
Своего величайшего расцвета портретная живопись достигла в 17 веке. Из этой эпохи дошли до
нас образы господ и крестьян, детей и стариков, королей и шутов… В Россию жанр портрета
пришел только в 18 веке вместе с европейскими художниками, приглашенными Петром Первым.
Сначала на портретах, называвшихся тогда “парсунами” или “персонами”, изображали самого царя
и его приближенных.
Фронтальная
и индиви-
дуальная
работа
Объясни-
тельно-
иллюстра-
тивный.
Частично
поисковый
Знакомятся с
художественными
произведениями,
анализируют по
заданному
алгоритму.
Знакомятся с
основными
понятиями
Позднее, в первой половине 19 века, главной моделью становится герой, романтическая личность.
Отечественная война 1812 года выдвинула на первый план людей активных, решительных. Во
второй половине 19 века романтизм уступает место реализму, а парадный портрет камерному.
Большую роль в этом сыграли передвижники. Так сокращенно называли себя члены Товарищества
передвижных выставок. Его вдохновителем был блестящий портретист Иван Николаевич
Крамской.
Из всего огромного количества портретов в мире есть один, о котором знает практически каждый
человек на земле, но хранящий даже по прошествии многих лет, свою загадку. Как вы думаете, что
это за портрет?
Джоконда!
Почему этот портрет Леонардо да Винчи до сих пор поражает людей? Почему загадку этой
картины пытается разгадать каждый, кто смотрит на портрет, но она так и остается неразгаданной?
К: умение находить
несколько вариантов
решения проблемы.
Л: осознают
многообразие взглядов,
свою позицию
Р: различают
художественные
средства и их
возможности;
планируют деятельность
в учебной ситуации;
определяют способы
достижения цели
Задание: выполнить построение головы человека. Работа выполняется поэтапно под
руководством учителя (учитель на доске – дети в альбомах)
Индивиду-
альная
работа
Репродуктив
ный
Дети, соблюдая
определённый
план действий,
выполняют
практическую
работу. С
помощью учителя
выполняют работу
Р: осознание
учащимися того, что
уже усвоено и что еще
подлежит усвоению;
П: умение
структурировать знания;
оценка результатов
деятельности
К: излагают свое
мнение в диалоге
Что нового узнали на уроке?
Почему не всякое изображение человека можно назвать портретом?
В чем отличие парадного портрета от камерного?
Индивиду-
альная и
фронтальная
работа.
Выставка
работ
учащихся.
Отвечают
на поставленные
вопросы,
анализируют свои
работы и работы
одноклассников.
Обобщают
полученные на
уроке знания.
Оценивают
результаты работы