Исследовательская работа "Женский летний костюм" 9 класс

МБОУ «Шеморданский лицей» Сабинского муниципального района,
Республики Татарстан
Исследовательская работа
на тему: «Женский летний костюм»
Работа выполнена: Давлетовой Э.Р.,
учителем технологии
Казань, 2015 г.
Содержание
1. Обоснование возникшей проблемы и потребности
2. Схема обдумывания
3. Выявление основных параметров и ограничений
4. История и современность
5. Теоретические сведения
6. Разработка идей и вариантов
7. Эскиз
8. Требования к изделию
9. Дизайн спецификаций
10. Инструменты и оборудования
11. Материалы
12. Техника безопасности
13. Технология изготовления
14. Контроль качества
15. Экологическое обоснование
16. Экономическое обоснование
17. Реклама
18. Самооценка
19. Словарь терминов
20. Использованная литература
1.Обоснование возникшей проблемы и
потребностей
Наступила долгожданная весна самое любимое и желанное время года.
Дни становятся всё теплее, в кабинетах стоит жара. Пора снимать поднадоевшие
зимние костюмы и одеться во что – то светлое и легкое, но в то же время
выглядеть по-деловому – строго, ведь школа есть школа и одежда
предпочтительней классического стиля. В магазине я редко нахожу
оригинальную и подходящую мне одежду, её часто приходиться укорачивать
или переделывать. А ещё может оказаться, что такой же костюм носит ученица.
А ведь учитель должен существенно отличаться от своих учеников. Выходом из
создавшейся ситуации служит индивидуальный пошив, который позволяет не
затрачивая больших материальных затрат выглядеть оригинально и
неповторимо.
2. Схема обдумывания
Чтобы ничего не упустить в работе, нужно составить включающие
необходимые факторы.
3. Выявление основных параметров и ограничений
Изделие должно быть красивым, аккуратным.
Возникающие дефекты должны быть устранены в процессе работы.
Изделие должно отличаться от ассортимента, который предложен в
магазинах на данный момент.
Я постараюсь выполнить все свои требования.
4. История и современность
Возникновение одежды явилось прямым следствием борьбы человека за
своё существование. Первоначально одежда создавалась для того, чтобы
предохранять тело от вредных или неприятных воздействий природы. Её
украшали разнообразными предметами - оберегами, бусами, кусками цветных
тканей, вышивкой, ювелирными изделиями и др. Постепенно одежда сама была
превращена в своеобразное украшение человека.
Памятники культуры и искусства различных стран и эпох донесли до нас об
идеале внешности человека, который во все времена был неразрывно связан с
красотой его одежды. Большое влияние на развитие одежды оказали стиль и
мода той или иной эпохи.
Мода возникла в очень отдалённые времена, когда в обществе ещё только
складывались классовые отношения. Цель моды составлял поиск новых до того
неведомых форм одежды. Для каждого стиля были характерны свои направления
и средства художественной выразительности в линиях, пропорциях, формах и
колоритах. На каждом этапе развития общества в пределах данного стиля
происходили различные видоизменения в одежде, которые называют модой.
Отличными особенностями современной моды являются универсальность,
функциональность и демократичность. Она помогает найти пути и средства
совершенствования выражения индивидуальных качеств человека, воспитывая
его на лучших образцах русской и национальной культуры с учетом
современного дизайна. Молодежная мода широко использует всегда популярный
среди юношей и девушек спортивный стиль. Особое значение приобретают
универсальные предметы - юбки, брюки, жилеты и так далее, которые
комплектуются в различных вариантах.
5. Теоретические сведения
Костюм - довольно часто встречается в национальной одежде разных стран.
В женской деловой и классической одеждах встречаются как костюмы с
короткими юбками, так и с длинными, с разрезом и без. Шьют их из самых
разнообразных тканей, применяя различные отделки. В наше время красота и
изящество костюма зависит не только от изделия, но и от мастерства портного.
Костюм - универсальная модель, не выходящая из моды.
Отметим, что юбка всегда была постоянной принадлежностью народного
костюма. Зачастую показателем благосостояния служили несколько юбок,
надеваемых одна на другую. Однако время шло, в Европе происходили большие
экономические и политические сдвиги, бурно развивалась торговля. Людям, в
первую очередь женщина, требовались всё новые - новые наряды для самых
различных случаев жизни (балы, визиты, прогулки, утренние, обеденные и
вечерние туалеты и т.д.). Чтобы добиться разнообразия форм женской одежды, в
конце XIV века мастерам пришлось разрезать в перечном направлении, т.е.
разделить его на лиф и юбку. Теперь это кажется элементарным, но,
оказывается, такая идея могла возникнуть лишь в результате овладения
большими практическими и научными знаниями.
Сегодня модельеры в поисках новы форм всё чаще и чаще обращаются к
историческому костюму. И на показах преуспевающих Кутюрье мелькают и
силуэты 20-х годов; и вычурные громоздкие формы барокко и рококо, и
элементы традиционно народного костюма за внешней, простотой скрывающие
тонкий вкус и неувядающее обаяние. Первостепенное значение в моде
приобретает материалы и их оформление.
6. Разработка идей и вариантов
Решение есть, осталось выбрать какой именно модели оно у меня будет.
Я представила перед собой несколько эскизов, и из них выбрала самый
оптимальный вариант. Затем я пролистала журнал «Бурда». В одном из них я
нашла выкройки костюма. Решила их взять как за основу изделия, а фасон
костюма поменять: сделать необычный вырез горловины, укоротить рукава,
сделать костюм приталенным, выполнить вышивку люрексом на подоле
юбки, а к краям костюма пришить серебристую тесьму.
7. Эскиз
8. Требования к изделию
9. Дизайн – спецификация
427 руб.
Одежда
Пошив
Работа
Инстру-
менты и
оборудо-
вания
Мате-
риалы
Пользо-
ватель
изделия
Ножницы
Шв. маш.
Руч. игла
См. лента
Булавки
Мел
Карандаш
Линейка
Выкройка
Осн. ткань
Тесьма
Пуговицы
Нитки
Нитки-
люрекс
Молния
Бумага для
вы-кройки
Женс-
кий пол
Должно быть
красивым и
аккуратным
Иметь низкую
себестоимость
Должно иметь
большой срок службы
Изготовление костюма
Размер
финансо-
вых зат-
рат
Назначе-
ние
изделия
Способ
изготов-
ления
Место
приме-
нения
10. Инструменты и приспособления
Для выполнения данной работы мне понадобится следующие
инструменты и приспособления:
Ножницы;
Швейная машина;
Ручная игла;
Сантиметровая лента;
Булавки;
Мел или карандаш;
Линейка;
Выкройки.
11. Материалы
Для моего костюма понадобится следующие материалы:
Основная ткань – 150 см;
Тесьма-150 см;
Пуговицы -5 штук;
Нитки - 2 катушки;
Нитки - люрекс - 2 катушки;
Молния - 1 штука;
Бумага для выкройки -2 штука;
12. Техника безопасности
Чтобы не пораниться при работе, я соблюдала следующие правила ТБ. При
работе с ножницами.
1. Ножницы класть сомкнутыми лезвиями от работающего.
2. Передавать ножницы нужно кольцами вперёд.
3. Хранить ножницы в определённом месте - в подставке или рабочей
коробке.
4. Ножницы должны быть хорошо отрегулированы и заточены.
При работе с иглой и булавками.
1. Хранить иглы и булавки в определенном месте – в игольнице, в
подушечке.
2. Шить с напёрстком.
3. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведённую для
этого коробку.
4. Иглы нельзя брать в рот, вкалывать в одежду.
5. Иглы должны быть хорошо отшлифованы, не ржавые.
При работе за швейной машиной.
1. Волосы должны быть спрятаны под косынку.
2. Сидеть на всей поверхности стула.
3. На платформе машины не должно быть посторонних предметов.
4. Перед работой проверить: не остались ли в изделии булавки и иглы.
5. Не наклоняться близко к движущимся и вращающимся частям машины.
6. Следить за правильным положением рук.
При работе с электрическим утюгом.
1. Проверить исправность шнура.
2. Включать и выключать утюг сухими руками, держа за корпус вилки.
3. Ставить утюг на подставку, следить за тем, чтобы подошва утюга не
касалась шнура.
4. Следить за правильной установкой положения терморегулятора.
5. Не оставлять утюг без присмотра, по окончании работы выключать.
6. Под ногами должен находиться резиновый коврик.
13. Технология изготовления
А) Изготовление выкроек.
На листе готовых выкроек я нашла нужный мне размер платья и, подложив
бумагу на готовые выкройки, обвела все контуры нужных деталей. Также
отметила нужные контрольные метки и точки. Затем вырезала все детали платья
и сделала надписи на деталях выкройки, обозначающие направление долевых
нитей, середины, контрольные точки.
1. Средняя часть переда -
2. Боковая часть переда -
3. Средняя часть спинки -
4. Боковая часть спинки -
5. Рукав -
6. Подборт -
7. Обтачка спинки -
8. Передняя часть юбки -
9. Задняя часть юбки –
Б) Раскрой изделия
Раскрой произвела в следующей последовательности:
1. Определила лицевую сторону ткани, направление долевой нити,
произвела ВТО для предупреждения усадки.
2. Настелила ткань, разложила выкройки на ткань с учетом направления
долевой нити, величины припусков на обработку срезов. Все детали парные,
поэтому я сложила ткань пополам и сколола ее булавками. Экономно разложила
сначала крупные детали выкройки, затем мелкие.
3. Приколола выкройки к ткани, обвила контуры деталей выкройки
портновским мелом с учетом припусков; проверила правильность раскладки,
вырезала детали, сняла выкройки, и сколола парные детали кроя.
В) Пошив костюма
Название действий
Последовательность
выполнения
Инструменты и
приспособления
Изготовления юбки
1. Обработка выточек
Перевести выточки на парные
детали. Стачать выточки по
намеченным линиям на
переднем и заднем
полотнищах юбки. Заутюжить.
Карандаш, шв. машина,
утюг
2. Стачивание деталей
Выполнить средние и боковые
швы. Припуски каждого шва
обметать и разутюжить.
Иголка, ножницы, шв.
машина, утюг
3. Пришив молнии
Притачать раскрытую тесьму-
молнию к заднему полотнищу.
Затем закрыть и притачать
переднему полотнищу.
Приутюжить.
Тесьма-молния, шв.
машина, игла,
ножницы, утюг
4. Обработка верхнего и
нижнего срезов юбки
Обметать верхние и нижние
срезы. Затем подогнуть на 1
см. и застрочить.
Приутюжить.
Шв. машина, утюг
5. Обработка петли и
пришивание пуговицы
На переднем полотнище
изготовить петлю. К заднему
полотнищу.
Игла, пуговицы
Изготовление пиджака
1. Обработка срезов.
Обработать срезы от
осыпания
Машина «Оверлог»
2. Обработка выточек.
Перевести выточки на парные
детали. Стачать выточки по
намеченным линиям на
спинке и полочке. Заутюжить.
Карандаш, шв.
машина, утюг
3. Обработка бортов.
Сложить лицевыми сторонами
борта с подбортами. Обтачать.
Приутюжить.
Шв. машина, утюг
4. Соединение деталей
Стачать 2 детали спинки.
Разутюжить. Соединить
боковые части спинки с
средней частью сточным
швом. Разутюжить.
Соединить среднюю часть
переда с боковой сточным
швом. Разутюжить. Стачать
спинку с передом по
боковым и плечевым швам.
Разутюжить
Шв. машина, утюг
5. Обтачка горловины
спинки
Обтачку сложить с
горловиной спинки
лицевыми сторонами и
обтачать срезы.
Игла, ножницы, шв.
машина
6. Соединение плечевых
швов
Плечевой шов прошить
вместе с обтачкой
горловины. Заутюжить швы.
7. Обработка рукавов.
Стачать рукава. Разутюжить
швы. Подогнуть нижний
срез рукава и застрочить.
Шв. машина, утюг
14. Контроль качества
Я хочу, чтобы моё изделие выглядело безупречно, хорошо сидело на фигуре, и
поэтому я выполнила все требования, предъявляемые к качеству готового
изделия
1.Машинные строчки должны быть ровными и проходить на определенном
расстоянии от сгиба ткани, а уголки деталей тщательно выправлены.
2.Каждый шов, обработанный срез и готовая деталь должны проходить влажно-
тепловую обработку.
3.Внешний вид должен соответствовать выбранной модели, эстетическим и
гигиеническим требованиям.
4. Парные детали должны быть одинакового размера и симметрично
расположены. Не должно быть искривление и нарушение формы детали.
5. Цвет ниток должен соответствовать цвету изделия.
6.После выполнения влажно тепловой обработки изделие не должно иметь
заминов, складок и морщин
8. Соединение рукава с
проймой
Притачать рукава к пройме.
Шв. машина
9. Обработка нижнего
среза
Нижний срез подогнуть на
1 см. и сколоть булавкой.
Дать строчку, начиная с борта
и продолжить по низу изделия.
Шв. машина, булавки
10. Обработка застёжек
Наметить места расположения
петель. Зигзагом обработать
петли и прорезать. Наметить
места расположения пуговиц.
Пришить пуговицы.
Карандаш, шв. машина,
лезвия
11. Отделка костюма.
Выполнить ВТО изделия.
Пришить отделку к пиджаку
по линии горловины, борта и
низа изделия, а также по
линии низа рукава. Выполнить
вышивку на юбке
Утюг, игла, пяльцы,
тесьма, нитки – люрекс
15. Экологическое обоснование.
Все материалы, используемые для пошива этого костюма, выполнены из
экологически чистого материала, и поэтому изготовление и эксплуатация этого
изделия не повлекут нарушений в жизнедеятельности человека. А отходы ткани
не будут загрязнять окружающую среду и не повредят экологии.
16. Экономическое обоснование
12. Расчёт себестоимости изделия
Стоимость материальных затрат составила:
Ткань – 150 см – 264 рублей;
Тесьма – 350 см – 77 рублей;
Пуговицы – 4 штуки – 40 рублей;
Нитки – 2 катушки – 14 рублей;
Нитки – 2 катушки – 30 рублей;
Итого 425 рублей (Ц1);
В материальные затраты входит также расход электроэнергии (Т). Он
включает в себя:
1. Работу на швейной машине Т1 – 4 часа;
2. Влажно тепловую обработку Т2 – 0,5 часов;
3. Затраты на освещение Т3 – 2 часа;
1. Полная потребляемая мощность современной швейной машины около 0,1
кВт. Если сегодня плата за 1 кВт электроэнергии составляет 2,23 рубля, то
стоимость работы на машине за 4 часа составляет 0, 89 рублей.
Цэм= 2,23руб × (0,1 кВт/час × 4 час.) = 0,89 руб.
2. При изготовлении костюма необходимо учитывать применение утюга.
Общее время работы с утюгом равно 0,5 часа. При мощности утюга 1000 Вт,
расход электроэнергии составляет 1,10 рубля.
Цэу=2,23 руб. ×1кВт ×0,5 час. = 1,10 руб.
3. Затраты на освещение составили 0,45 рублей
«24»
Цэо=2,23 руб. × 0,1 кВт × 2 час. = 0,45 руб.
Общие затраты на электроэнергию составляют:
Т= Цэм +Цэу +Цэо= 0,89 руб.+1,10 руб.+0,45 руб. = 2,45 руб.
Итак, себестоимость платья с учётом оплаты труда, составляет:
С = Цэ + Ц1= 2,45 +425 =427,45 руб.
17. Реклама
Хотите выглядеть оригинально и со вкусом? Приходите в наше ателье
«Швея» и вы всегда будите, неотразимы в изделиях сшитых нашими
мастерицами, которые помогут вам выбрать стиль соответствующий именно вам
и сошьют высококачественное изделие.
Наш адрес: Шемордан, ул. Школьная, Ателье «Швея».
18. Самооценка
Я хотела сшить костюм для работы и праздников, отличный от других, и у
меня это получилось. Я довольна качеством изделия, его удобством и внешним
видом, а также его не высокой ценой. Этот костюм хорошо сидит на моей
фигуре, оригинален и красив. Дизайн костюма своеобразен, отделка пиджака и
вышивка юбки удачно сочетаются между собой.
А самые строгие судья – это мои ученицы, заинтересовались необычным
костюмом, и было видно, что им нравится.
19. Словарь терминов
Смётывание (сметать)- временное соединение двух деталей, примерно
равных по величине. Применение: сметывание боковых срезов, плечевых срезов,
рельефов.
Примётывание (приметать) - временное прикрепление мелкой детали к
крупной (неосновной к основной). Применение: приметывание манжеты к
рукаву.
Вымётывание (выметать) - закрепление обтачного и вывернутого края
стежками временного назначения с закреплением канта. Применение:
вымётывание воротника, бортов, клапанов.
Намётывание (наметать) - соединение двух деталей, наложенных одна на
другую, стежками временного назначения. Применение: намётывание карманов.
Замётывание (заметать) - подгибание края детали и временное закрепление
прямыми стежками. Применение: замётывание низа изделия, рукава.
Обмётывание (обметать) - обработка среза детали косыми стежками или
петлеобразными постоянного назначения. Предохраняет срез от осыпания.
Применение: обмётывание срезов, петель.
Подшивание (подшить) - прикрепление подогнутых краёв стежками
постоянного назначения. Применение: подшив низа изделия, рукава.
Размётывание (разметать) - раскладывание припусков швов на две стороны
и закрепление их стежками временного назначения. Применение: размётывание
швов, встречных складок, рельефов.
Вмётывание (вметать) - соединение двух деталей по овальному контуру.
Применение: вмётывание рукава в пройму, воротника в горловину.
Пришивание (пришить) - прикрепление одной детали к другой или
фурнитуры стежками постоянного назначения. Применение: пришивание
пуговиц, отделочных деталей.
Приутюживание (приутюжить) - уменьшение толщины шва, сгиба, складок.
Применение: приутюжить сгиб, край, карман.
Разутюживание (разутюжить) - Раскладывание припусков швов или складок
в разные стороны и закрепление их с помощью утюга в этом положении.
Проутюживание (проутюжить) - удаление сгибов и заминов с материала или
деталей. Применение: проутюживание ткани перед раскроем.
Отутюжтивание (отутюжить) - Проглаживание утюгом через влажную
тряпку (платье, материю).
Стачивание (стачать) - это ниточное соединение двух или нескольких
приблизительно равных по величине деталей, совмещенных по срезам.
Применение: стачивание плечевых, боковых срезов и т.д.
Притачивание (притачать) - это соединение двух или нескольких деталей
разных по величине. Применение: притачать клапаны к полочке.
Обтачивание (обтачать) - это соединение двух деталей с последующим
выворачиванием их на лицевую сторону. Применение: обтачивание клапана,
воротника, бортов.
Втачивание (втачать) - это ниточное соединение двух деталей по овальному
контуру.
20. Использованная литература
1. Мельникова Л.В., Короткова М.Е., Н.П. Земганно. Обработка тканей:
Учеб. Пособие для учащихся 9-10 кл. сред. общеобразоват. шк. М.:
Просвещение, 1986. – 208 с.
2. Труханова А. Т. Технология женского лёгкого платья. изд. «Легкая
индустрия», 1969. 368 с.
3. Чернякова В.Н. Технология обработки ткани. М.:Просвещение, 1994.
4. Фефелова Л.Н. Если Вы любите шить. Руководство по моделированию,
раскрою и технологии пошива женской одежды. Новосибирск: Изд-во
Новосибирского университета, 1991 г. 312 с.
5. Журнал Бурда мода - 2009год
6. Учебник – Трудовое обучение