Конспект урока "Стежок к стежку, игла рисует..." 5 класс

Муниципальное автономное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №1
Камышловского городского округа
«Стежок к стежку, игла рисует...»
(Вышивка крестом)
Подготовила:
Мингалева Алена 5а класс
Руководитель:
Микушина Наталья Михайловна
Учитель черчения
Камышлов 2013.
Содержание
2
Введение …………………………………………………………………………3
Приложение ………………………….…………………………………….…..20
Глава 1. История вышивки………………………………………………... ......6
Глава 2. Всё, что нужно для работы ………………………………………....10
2.1.Технология выполнения вышивки крестом…..…..……………….……..10
1. 2.2.Материалы, инструменты, оборудование…………………………….….14
2. 2.3. Правила техники безопасности……………………….…………………..16
3. Глава 3. Расчет себестоимости изделия……………………………...............17
Заключение……………………………………………………………. ….........18
Список источников………………………………………………………….… 19
3
Введение
Один стежок, другой стежок,
Не спи, моя иголка,
Раскрылся лист, расцвёл цветок
Лазоревого шелка…
Тамара Габбе
Вышивание крестом несложное рукоделие, которым, тем не менее, можно
«заболеть» на всю жизнь. Этот вид вышивки прекрасно подходит для
проработки мелких деталей с многочисленными цветовыми переходами, а
издалека смотрится почти как живопись. Можно стать обладателем уникальной
копии полотна знаменитого художника, овладев искусством превращения
бесценного шедевра мировой живописи в вышитую крестом картину.
Вышивка крестом – это один из древнейших видов рукоделия, которым
увлечено множество мужчин и женщин по всему миру. И это не удивительно,
ведь, всё, что надо для вышивания – это терпение, терпение и еще раз терпение.
Вышивке, как и любой творческой деятельности, нужно отдаваться сполна!
Ей требуется уделять много свободного времени, необходимо настроить себя на
хорошее настроение и воспринимать свою работу как полезный и изысканный
труд.
Выходит, что вышивание крестом это в какой-то мере роскошь.… Но,
стремление создавать прекрасные творения своими руками, было, есть и будет!
Тот, кто увлечен вышиванием, знает, почему он так любит это занятие всё дело
в процессе созидания, когда на глазах происходит рождение красоты, и в чувстве
удовлетворения и радости, происходящем с окончание работы. Ведь вышивание
это тот вид рукоделия, который создается на многие годы, делая теплым и
уютным ваш дом, радуя и привлекая интерес окружающих.
4
Вышитые картины это один из тех элементов декора интерьера, которые
никогда не выйдут из моды. Вышитыми картинами и панно украшали свои дома
еще наши бабушки и прабабушки. Тем не менее, красивые вышитые
натюрморты, пейзажи, портреты и иконы способны преобразить и украсить
самый современный интерьер. Картины ручной работы – это всегда неповторимо
и оригинально, они привлекают внимание и производят неизгладимое
впечатление на гостей.
Вышитые картины ценны еще и тем, что они несут не только внешнюю
красоту, но и гораздо большее – тепло умелых рук, любовь, положительную
теплую энергетику. Поэтому интерьер, в котором есть вышитые картины,
становится таким теплым, домашним.
Картины можно вышивать различными материалами: цветными нитями
(крестиком, гладью и т.д.), атласными и шелковыми лентами, бисером. На
сегодня самыми популярными являются объемные картины, вышитые лентами, а
также вышивка крестиком.
Благодаря современным технологиям, можно разработать индивидуальную
схему вышивки буквально под любое понравившееся изображение или
фотографию. Богатый выбор нитей, лент и самих тканей для вышивки делают
процесс создания картин еще интереснее, а результат намного красивее.
Вышитыми картинами можно украсить любую комнату в квартире кухню,
гостиную, спальню и даже детскую. Главное, чтобы картина рама, и рисунок)
гармонично вписалась в стиль интерьера и по цвету, и по тематике. Для кухни
подойдет вышитая картина-натюрморт, с аппетитными фруктами и красивыми
вазами. Для гостиной можно вышить чей-то портрет или живописный пейзаж в
таких тонах, которые подойдут под цветовое решение комнаты. В детской
комнате тоже найдется место для яркой и красочной вышитой картины с
изображением сказочных персонажей или забавных зверюшек.
5
Вешать вышитые картины нужно примерно на уровне глаз человека, чтобы
была возможность оценить всю красоту этой ручной работы. Если вышитых
картин в доме много, то те, что размером побольше, нужно разместить на стене
немного выше, а маленькие – ниже.
Цель: Научиться технике «вышивка крестом» для создания композиции.
Задачи проекта:
1. Изучить историю появления вышивки крестом;
2. Выбрать интересный сюжет картины для вышивания, чтобы украсить
комнату;
3. Овладеть техникой «вышивка крестом»;
4. Научиться выполнять расчёты при покупке рабочих материалов.
6
Глава 1. История вышивки.
Натянутый на пяльцах холст
Манит своею новизною,
Как будто говорит со мною,
Хоть с виду скромен он и прост.
Несёт в своей он чистоте
Цветы, иконы и картины,
Как в море, в нём живут глубины
И небеса на высоте.
Евгения Краснова
Вышивка — это искусство, при котором узор, рисунок, выполнен на
ткани нитками с помощью иголки было известно в далёкой древности. Самые
древние вышивки, сохранившиеся до наших дней, датируются учеными VI-V
веками до н.э. Созданы они были на территории Древнего Китая. Основой для
вышивки послужили шелковые ткани, рисунок выполнялся волосом, шелком-
сырцом, золотыми и серебряными нитями. Вышивкой украшали не только
одежду, но и ковры с изображением деревьев и птиц. Вышитые ткани найдены и
в гробницах фараонов в Древнем Египте. Высоким мастерством вышивания
владели древние греки и римляне, арабы. В средние века, благодаря крестовым
походам, европейцы познакомились с культурой и искусством Востока, и
вышивание стало модным и в Европе. Вышиванием занимались даже
царственные особы. В эпоху Возрождения вышивание достигло вершины своего
развития. Вышивкой украшали одежду самые знатные и богатые люди.
Уникальные произведения искусства, созданные зачастую безвестными
мастерами, ныне хранятся в музеях.
О существовании вышивки в эпоху Древней Руси говорят находки
археологов, относящиеся к 9-12 веках. Человек издавна передавал и красоту
природы, и свои ощущения, и переживания условными знаками и узорами:
7
прямыми и волнистыми линиями, крестами, квадратами, треугольниками,
ромбами, кругами. И наши предки восточные славяне различные явления в
природе изображали с помощью знаков. По народному поверью, вышивка
должна была не только украшать одежду, скатерти, полотенца, но и оберегать от
всякого зла. Вышивали мастерицы растительный орнамент, условные
изображения людей, зверей, птиц. И все эти вышивки состояли из
геометрических орнаментов: прямоугольников, ромбов. Располагали такие
вышивки-обереги на вороте рубахи, подоле, оплечье, груди, на полотенцах и
скатертях обеих сторон), на простынях (по нижнему краю), на платках. Из
достаточно простых знаков-символов составлялись более сложные орнаменты. В
народных вышивках можно увидеть знак Солнца (например, в виде ромба),
изображение Матери сырой земли фигуру женщины с протянутыми к Солнцу
руками. Часто в орнаментах изображали птиц, при этом лебедь олицетворял
девушку-невесту, верность; уточка, курочка выступали символами трудолюбия и
плодородия; голубь символом супружеской верности и счастливой семьи; пава
символом счастливой любви; а конь с всадником символом мужества.
Женская фигура олицетворяла плодородие земли и всего живого, птицы на её
руках – подвластные ей стихии, а мужская фигура служила символом рода.
Одежду шили из выкроенных, по прямой, отрезков ткани, на которых легко
вышивать по прямой нитке. Русская одежда различалась по назначению
(будничная, праздничная, венчальная, траурная). Также она имела особенности в
зависимости от возраста, места проживания (северорусская, южнорусская) и т. д.
Площадь, занятая вышивкой, и яркость узора зависели от назначения одежды и
возраста женщины. Самой нарядной была рубаха молодой, недавно вышедшей
замуж женщины. Её она имела право носить только до рождения первого
ребёнка. Такие рубахи вышивались красными нитками и отличались сложным
узором. Вышивкой в костюме молодой женщины украшали также передник,
подол сарафана или юбки. Оформление женского праздничного костюма
завершал роскошный головной убор, который украшался цветным или золотым
8
шитьём. С рождением каждого ребёнка количество узоров в костюме женщины
уменьшалось, цвет становился менее ярким, а головной убор скромнее и
проще.
В старину крестьяне одежду шили чаще всего из домотканого холста, а на
нем четко выделялись продольные и поперечные нити. Сама ткань служила
канвой для вышивки, крестом вышиты гроздья винограда, цветы, ягоды красные,
а листья черные. Такие цвета характерны для славянской вышивки. Но русская
народная вышивка бывает и одноцветной; цвет ниток может даже совпадать с
цветом ткани: белое на белом, кремовое на кремовом. В книге «Русское
народное прикладное искусство» о таком виде вышивки, как крестецкая строчка
так написано: «Выдернет мастерица нитки из ткани, а из оставшихся нитей
сделает крупную сетку, на сетке выполнит геометрический орнамент из ромбов,
розеток, звездочек. Нити в вышивке лягут плотно, аккуратно, и весь узор
получится симметричным, спокойным, уравновешенным... Выполняют
крестецкую строчку белыми нитками на белом или очень светлом цветном фоне.
Поэтому все изделие кажется особенно чистым, строгим и торжественным».
Свое название крестецкая строчка получила от поселка Крестец, что на Валдае.
Вышивкой в основном занимались женщины. Вышивать девочек учили с 5-
6 лет. А каждая девушка готовила специальные вышитые полотенца (около ста) -
приданое, которыми она одаривала на свадьбе новую родню и всех почётных
гостей.
Вышивальщиц можно увидеть на картинах известных художников: Алексея
Гавриловича Венецианова «Крестьянская девушка за вышиванием», Василия
Андреевича Тропинина «Золотошвейка»
В 18-19 веках вышивали и льняными, и шелковыми, и шерстяными
нитками. Даже металлическими, хотя и редко. И кружева в 17 веке иногда плели
9
из золотых и серебряных нитей. Вышивку дополняли бисером, жемчугом.
Теперь же чаще вышивают шелком или мулине.
В современной вышивке сохраняются лучшие традиции народного
вышивального искусства. Украшенные вышивкой декоративные занавеси,
панно, салфетки органически включаются в обстановку современной квартиры и
играют значительную роль в украшении быта.
10
Глава 2. Всё, что нужно для работы
2.1.Технология выполнения вышивки крестом.
Ткани и нитки для вышивки выбирают в зависимости от назначения
будущего изделия, характера узора и способа его выполнения.
Крестом вышивают по тканям, на которых отчетливо видны нити основы.
Один стежок крестом должен полностью заполнять один маленький квадратик
ткани. Поэтому крестом вышивают на полотнах, сотканных на основе квадрата,
то есть на полотнах, где нити основы и утка расположены под прямым углом
друг к другу и где эти нити одинаковой толщины. Лучше всего в качестве ткани
для счетной вышивки использовать полотна наподобие льняных.
Для выполнения вышивки применяются льняные и хлопчатобумажные
мерсеризованные нитки и мулине разных цветов. Мулине имеет прочную
окраску, блеск и необходимую прочность. Пригодны также шерстяные,
штапельные, шелковые, синтетические нитки (кашмилон, лавсан, капрон), ирис,
хлопчатобумажный и шерстяной гарус. Моток мулине раскрывают и разрезают в
том месте, где находится узелок. Моток состоит из 14 пасм, в каждой из которых
6 тонких ниточек.
Аккуратное и надежное закрепление нити это основа вышивки. Это
красота изнанки и долговечность вышивки. Плохо закрепленные кончики нитей
вылезут при первой же стирке. Есть простые (даже где-то банальные)
требования к этому важному аспекту вышивания:
никаких узлов;
стараться не прятать кончики темных нитей под стежки, выполненные
светлыми нитями. Иногда, правда, это требование выполнить невозможно,
например, единичный темный стежок глаза на светлом лице, и тогда нужно
внимательно смотреть, чтобы спрятанный кончик не просвечивал на лицевую
сторону;
11
при окончании вышивки нитью, закреплять ее не менее, чем под 4-5 стежками
на изнаночной стороне;
уже закрепленный кончик нити обрезать вплотную к ткани, иначе к концу
работы ваша изнанка будет похожа на махровое полотенце.
Если вы вышиваете четным количеством нитей, то стараться закреплять
нить в начале вышивки, используя метод «петля».
Стремление к красивым и ровным крестикам, как и к красивой изнанке,
может только вызывать уважение. Конечно, само понимание ровных крестиков
приходит не сразу, но, вкладывая душу в вышивку, не стоит забывать и о
технике. Добиться идеальных крестиков будет легче, если придерживаться
некоторых правил:
не использовать слишком длинную нить;
внимательно следить за тем, чтобы верхние стежки были всегда
направлены в одну сторону ( «/» – нижний стежок,» \» верхний стежок);
при вышивке нить скручивается, и это значительно ухудшает внешний вид
крестиков. Дайте игле свободно повисеть несколько секунд, и нить
раскрутится сама;
при вышивке любым количеством нитей, кроме одной, нужно следить за
тем, чтобы ниточки ложились ровно, не перекручиваясь между собой.
Вышивка простым крестиком. (см.рис 1)
Для удобства лучше всего натянуть работу на специальную рамку для
вышивания–пяльцы.
Для того, что бы вышивка была более наглядная, все верхние стежки должны
лежать в одну сторону одном направлении), для этого нужно сразу
привыкнуть выполнять нижний стежок крестика от верхней левой стороны к
12
нижней правой. Строчка из крестиков вышивается в два приема: сначала
вышиваем строчку из нижних стежков в нужном количестве, затем заканчиваем
крестики верхними стежками.
Удлиненный крестик. (см. рис 2)
Выполняются ряды из удлиненных крестиков в два приема, начиная справа
сверху: выведите иглу на лицевую сторону в точку 1 и введите ее в точку 2.
Повторяйте вышивку, двигаясь влево.
Дойдя до конца ряда, выведите иглу на лицевую сторону в точку 3 и введите ее в
точку 4, пересекая первый стежок. Повторяйте вышивку, двигаясь вправо.
Удлиненный крестик со строчкой. (см. рис 3)
Начинаем справа сверху: Выведите иглу на лицевую сторону в точку
введите в точку 2, затем в точки 3 и 4, потом выведите в точке 5и введите в
точку 6 , выполнив стежок швом «назад иголка» в середине креста. Подведите
иглу с изнаночной стороны под точку 3, чтобы начать следующий крест слева.
Вышивка прямым крестом. м. рис 4)
Верхний ряд вышивки выполняется слева направо: Выведите иглу на
лицевую сторону в точке 1 и введите в точку 2, затем выведите в точке 3 и
введите в точку 4. После подведите иглу с изнаночной стороны вышивки под
точку 5, чтобы начать следующий элемент вправо.
Чередующиеся крестики. (см. рис 5)
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в
последовательности, указанной на рисунке, придерживаясь ее, вышивайте
маленькие крестики под удлиненными и наоборот.
Шитье двойным крестом. (см. рис 6)
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в
последовательности, указанной на рисунке, чередуя в первом ряду большой и
13
маленький крестики. На обратном пути, справа налево, вышивайте только
маленькие.
Шов звездочка. (см. рис 7)
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в
последовательности, указанной на рисунке, выполняя косой крестик поверх
стежков вертикального креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но
двигаясь, справа налево.
Шов левиафан. м. рис 8)
Начинаем вышивать слева сверху. Вышивку выполняйте в
последовательности, указанной на рисунке, выполняя прямой крестик поверх
стежков большого косого креста. Второй ряд вышивайте в том же порядке, но
двигаясь, справа налево.
Многие работы вышиваются достаточно долго, и в итоге вышивка
загрязняется. Поэтому в конце работы вышивку надо постирать в чуть теплой
воде с добавлением уксуса (во избежание линьки, к тому же ниткам вернется их
изначальный блеск). Для стирки надо использовать нежные стиральные порошки
(лучше жидкие) или детское мыло. Вышивка ни в коем случае не выкручивается,
аккуратно отжимается через полотенце и вешается сушиться, но не до полного
высыхания, а до слегка заметной влажности. После стирки работу лучше
прогладить. Вышитые работы гладятся с изнанки через влажную марлю.
Для кого-то вышить большую работу за пару месяцев это нормально, а
кто-то может вышивать ее год и дольше. Вышивка должна приносить радость.
Причем источником могут быть совершенно разные стадии: выбор проекта,
начало, процесс, окончание или же любование результатом.
14
2.2.Материалы, инструменты, оборудование.
Пяльцы, ножницы большие,
За работой я опять.
Я в своей родной стихии –
Начинаю вышивать.
Под иглою проступают
Виноградные листы,
Сердце сладко замирает
В предвкушенье красоты.
Евгения Краснова
Приступая к вышиванию, необходимо иметь несложные, но удобные в
работе инструменты и приспособления:
пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования
натяжения ткани;
набор игл, разных по длине и толщине, с удлинённым ушком для
вышивания (игла должна быть немного толще рабочей нитки, чтобы отверстие
прокола свободно пропускало её), и иглы для вышивания атласными лентами
при оформлении работы;
наперсток предохраняет палец от травм, помогает делать твердые и
четкие проколы ткани иглой подбирала его по размеру пальца правой руки
так, чтобы не соскальзывал, но и не сдавливал палец);
ножницы маленькие с закругленными концами (для отрезания
рабочей нитки от вышиваемого изделия) и большие с прямыми концами ля
обработки края изделия и разрезания мотков ниток);
карандаши - твердый и мягкий - для перевода и подрисовки узора.
Основная часть швов при вышивании крестом выполняется по счету нитей
ткани, поэтому необходимо подобрать ткань светлого тона: белую, желтую,
голубую, светло-зеленую, бежевую полотняного переплетения. Это может
15
быть льняная ткань, лен с лавсаном, домотканое полотно, канва. Для вышивания
крестом использую канву.
Вышивают разными нитками: ирисом, мулине, штапельными, шелковыми,
шерстяными, катушечными. При выборе ниток я остановилась на мулине они
самые практичные, яркие, при стирке не меняют цвет.
16
2.3. Правила техники безопасности.
Очень важно обратить внимание на рабочее место при вышивании. Лучше
всего оборудовать его у окна, потому что необходимо хорошее освещение во
время работы, это позволит Вам сохранить свое зрение.
В темное время суток обязательно используйте настольную лампу или же
специальную лампу для вышивания, которая имеет прищепку в основании и
крепится непосредственно на пяльцы.
Рабочий стул должен быть удобным, с твердой спинкой и соответствовать
росту, чтобы работа над изделием не утомляла. Сидеть необходимо свободно и
ровно. Корпус держать прямо, слегка наклонив голову к работе. Ноги не должны
висеть, необходимо их поставить на что-нибудь твердое.
Если у Вас не очень хорошее зрение или же Вы работаете с мелкой канвой,
то обязательно используйте подходящие Вам очки или лупу для вышивания,
которая крепится на пяльцы.
Так же необходимо соблюдать правила техники безопасности при работе с
иглой и ножницами:
осторожно пользоваться инструментами;
не вкалывать во время работы иглу в одежду или не оставлять ее на
рабочем месте;
игла всегда должна быть с ниткой, в случае потери ее сразу же надо искать
(для этого полезно иметь магнит, с его помощью можно легко найти упавшую иглу);
не шить ржавой иглой;
иглы хранить в игольнице;
иглу не брать в рот;
хранить ножницы в специальной укладке;
не откусывать нитку зубами, а отрезать ножницами;
передавать ножницы друг другу только кольцами вперед.
17
Глава 3. Расчет себестоимости изделия.
Денежные затраты на вышивку могут быть самые разные. Если
использовать материалы, которые уже есть дома (игла, мулине, пяльцы, ткань),
то ничего больше покупать не надо, и не нужно будет тратить деньги. Но если
есть желание, то в магазинах «Ткани» можно приобрести готовые наборы для
вышивания, которые стоят от 38 рублей (размер13 ×14) и более набор входят
не только ткань, игла, мулине, но и схема рисунка), или же можно приобрести
канву по цене от 350 рублей за 1 метр и нитки мулине по 10 рублей.
Чтобы изготовить такое панно, как моё, понадобилось приобрести канву по
цене 350 рублей за 1x1 м. Мы купили 1/4 метра и заплатили 87,50 рублей, нитки
«мулине» 7 пасм по 10 рублей, 70 рублей. Остальные материалы были у нас
раньше, деньги на них мы не тратили.
Общие затраты: 87,50+70=157,50 рублей.
Если бы такую же вышивку мы купили в магазине, то за работу
профессиональной вышивальщице пришлось бы заплатить больше. Получается,
что экономнее делать уютнее свой дом своими руками!
18
Заключение
Когда я собиралась вышивать, я решила, что моя вышивка должна быть
красивой, аккуратной, нужной, недорогой, сделанной от всего сердца. Очень
надеялась, что порадовала маму и папу, когда подарила им подарок, сделанный
своими руками.
Ещё я поняла, что мастера вышивания дарят людям радость и красоту.
Чтобы научиться хорошо вышивать нужны: терпение, аккуратность, ловкость
рук, фантазия, цветовосприятие, стремление к творчеству.
Выводы:
работая над проектом, познакомилась с историей русской вышивки;
освоила технологию вышивания крестом;
радовалась успехам;
мама и папа оценили роботу, и теперь панно украшает наш дом;
Заканчивая работу, я подвожу итоги своей вышивальной деятельности на
данном этапе. Главное это, конечно же, огромное эстетическое душевное
удовольствие, которое я получила, проходя все этапы вышивания картины.
Проведя за работой много часов и дней, я еще раз столкнулась с
необходимостью дисциплины, организованности, контроля над собой. В
приподнятом восторженном состоянии я настраиваюсь на другие работы.
Спасибо тебе, вышивание!
19
Список источников
1. Гринофф Джейн. Вышивка крестиком. Настольная книга. М.:
Издательство: Эксмо, 2006.
2. Джен Итон. Вышивка крестом. Шедевры мировой живописи. М.:
КОНТЭНТ, 2009г.
3. Ерёменко Т.И. Иголка-волшебница. Просвещение, 1987.
4. Литвинец Э.Н. Учись вышивать. Серия «Сделай сам». М.: Знание, 1991.
5. Т.В.Миронова, С.О.Ермакова. Вышивка крестом. Большая коллекция
узоров. – М.: Мир книги, 2009г.
6. И.Н.Наниашвили. Вышивка крестом. Клуб семейного досуга. Белгород,
2010г.
20
Приложение
Рис 1 Вышивка простым крестиком.
Рис. 2 Удлиненный крестик.
Рис.3 Удлиненный крестик со строчкой.
21
Рис. 4 Вышивка прямым крестом.
Рис. 5 Чередующиеся крестики.
Рис. 6 Шитье двойным крестом.
22
Рис. 7 Шов звездочка.
Рис. 8 Шов левиафан.