Методическая разработка "Методика изготовления мягкой игрушки"

Муниципальное бюджетное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества»
г.о. Зарайск
объединение декоративно- прикладного творчества «Игрушечка»
ТЕМА: «Методика изготовления мягкой игрушки»
Подготовлено:
Поликарповой
Натальей Евгеньевной.
январь 2020г.
Обаяние мягких игрушек покоряет всех. Их изготовление не требует
большого труда и особых талантов. Вы можете убедиться в этом сами, если
попробуете сделать какую - нибудь модель.
Я хочу рассказать вам , как можно сделать подарок себе и своим близким
своим руками.
А какой самый лучший подарок? Ну конечно же это вещь, сделанная своими
руками и подаренная от самого сердца.
Мягкая игрушка сделанная своими руками может стать отличным сувениром.
Раньше сувениром считался такой подарок, который прежде всего напоминал
о человеке, сделавшим его. Игрушки , сделанные с любовью своими руками
несут доброту и душевное тепло, которые вы подарите вместе с сувениром
своим близким и друзьям.
И сейчас мы с вами будем учить шить мягкую игрушку.
1.Материалы и инструменты.
Для работы вам понадобятся лоскуты драпа, меха, фетра, поролона,
искусственной кожи, трикотажа, кримплена, байки, ситца, сатина, плюша,
бархата и др. Можно использовать и старые вещи, но предварительно
постирайте, почистите, отутюжите ткань, расчешите мех.
Для набивки игрушки может послужить мягкий трикотаж, вата, поролон, но
лучшим материалом является синтепон.
ИНСТРУМЕНТЫ:
набор игл;
нитки;
ножницы;
проволока для каркасов;
палочки для набивки игрушки;
карандаш, портняжные мелки; ластик; калька; ватман; картон, копировальная
бумага; клей «ПВА».
2.Работа с выкройками.
Выкройки в натуральную величину переведите на кальку , затем увеличьте
на ксероксе или по клеточкам до нужного вам размера. Окончательный
вариант деталей выкройки лучше перевести на тонкий картон или плотный
ватман. Детали из плотного материала не помнутся от многократного
использования, их сложнее потерять в ворохе других лап, носов и хвостов.
Размечать мех или материал также легче, положив на него плотную
выкройку. Разметка делается на темных материалах острым обмылком или
мелком, на светлых- фломастером или шариковой ручкой.
Детали из меха раскраиваются без припуска на шов, так как их сшивают
ручным петельным швом или обметочным швом на машинке. Детали из
трикотажа или тонких тканей часто приходится сначала дублировать
клеевым флизелином, затем выкраивать с прибавкой 0,5-1 см. Их в
большинстве случаев можно сшивать на машинке прямым швом.
На местах сгиба (на повороте морды, изгибе лапы) ткани, особенно плотные
и хлопчатобумажные, рекомендуется слегка рассекать мелкими надрезами
перпендикулярно к линии. Тогда при выворачивании сшитой детали на
лицевую сторону ткань не будет тянуть и собираться в складки.
Искусственный мех и трикотажное полотно само растянется по форме.
Мелкие складки, выточки, соединения сложных деталей, направление ворса
для меха или рисунка на ткани, указанные на выкройке, следует точно
переводить на мех или ткань.
3. Подбор материала
Драп и искусственный мех с длинным и коротким ворсом — это основные
материалы для изготовления игрушек. При их умелом комбинировании
игрушки получаются очень выразительными.
Например, из драпа — основные детали( голова, туловище, лапы, ступни); из
меха — мелкие детали( ушки, чубчик, грудка, лоб, хвостик).
Подбирая материал для работы, вы можете использовать яркие кусочки
фетра. Этот материал кажется плотным, на самом деле он легко
прокалывается иглой. Из фетра особенно хорошо получаются клювы, носы,
уши, ступни и другие мелкие детали, но важные детали игрушек.
Рекомендую применять в работе войлок. После стирки он становится
пушистым, а при раскрое его края не осыпаются.
Из кримпленовых кусочков хорошо мастерить удлиненные детали( руки,
ноги, лапы), разнообразные дополнения к работе (фартуки, воротнички,
галстуки, жилетки и т.п.).
Из трикотажа, байки, синпепона, меха с коротким ворсом можно сделать
накладки на мордочку игрушки.
Белоснежный тканный синтепон при необходимости можно покрасит в
нужный цвет гуашью, акварелью или краской «Фантазия».Цветные куски
используйте для изготовления маленьких деталей: накладок,губ, ушек,
подглазников, ладошек и др.
Глаза можно делать из синтетической пленки,кусочков кожи, пуговиц. Они
получаются выразительными, но подходят более крупным игрушкам. А
меленьким зверюшкам пришейте глаза из бисера, бусинок, мелкий пуговиц
на ножке.
Для работы пригодится и искусственная кожа. Из нее кроят носы, коготки,
ошейники и другие украшающие детали.
4. Цветовое решение игрушки.
Цвет- одно из важнейших средств создания образа вашей игрушки. Дайте
волю своей фантазии при подборе материалов как для самих изделий, так и
для их оформления. Игрушка будет выглядеть привлекательнее, если
выбранные вами лоскутки будут сочетаться друг с другом по цвету.
Хорошо комбинируются такие цвета:
белый- черный- красный;
белый- рыжий- желтый- коричневый;
белый- серый- голубой- синий- черный;
белый- пестрый- любой темный.
При изготовлении одной игрушки желательно подобрать три- четыре цвета.
Можно использовать и нетрадиционные расцветки. Например, туловище
выполнить из клетчатой или пестрой ткани, словно вы ее одели в
комбинезончик: голову, лапки, ушки выполнить в традиционной гамме
цветов.
5.Раскрой деталей.
Подобрав материалы, из которых вы будите выполнять детали игрушки,
приступайте к их раскрою.
Положите выкройку на изнаночную сторону материала и обведите ее ручкой
или карандашом, Линии делай точными и тонкими, чтобы не получилось
искажений. Если детали парные, переверните выкройку на другую сторону и
обведите ее повторно. Чтобы не запутаться, пометьте зеркальные детали
цифрами.
Сначала обведите крупные детали, затем- поменьше. Старайтесь экономнее
использовать материал и располагать детали ближе к друг другу, чтобы
отход- выпад был как можно меньше.
Не забудьте на изнаночной стороне детали отметить все точки соединения с
другими деталями так, как указано на выкройке.
Убедитесь, что все детали нарисованы на материале правильно,и поставлены
все нужные обозначения, начинайте выкраивать.
Мягкую и плотную ткань раскраивайте, широко разводя рукоятки ножниц,
тогда линии срезов получаются ровными и плавными.
Меховые детали раскраивайте кончиками ножниц, разрезая только тканевую
основу, чтобы не повредить ворса. Следите за его направлением, указанным
на выкройке стрелкой, в противном случае игрушка может получиться
невыразительной.
При раскрое деталей из синтепона их не следует обводить ручкой. Лучше
приколоть деталь выкройки булавкой к материалу, а затем, придерживая
рукой, аккуратно выкроить, не задевая лекало.
Убедившись, что игрушка выкроена правильно, приступите к ее пошиву.
6. Пошив игрушки.
При изготовлении игрушек применяются следующие виды швов
Шов «вперед иголку»- используется для сметывания деталей ( причем
,деталей крупных) игрушки, чтобы затем выполнить основной шов более
аккуратно, без смещения деталей относительно друг друга.
Шов «назад иголку» применяется при стачивании деталей преимущественно
из ткани.
Шов «через край» удобен в изготовлении накладок.
Шов «петельный» это основной шов в работе с мягкой игрушкой. Им лучше
всего сшивать детали игрушки. Если игрушка из меха или меха и ткани, то
сшивайте детали с изнаночной стороны. Внимательно следите за тем, чтобы
мех не попадал в шов. Если игрушка небольшого размера из плотной ткани,
то сшивать детали следует с лицевой стороны. Аккуратно выполненный
петельный шов украсит вашу игрушку.
Шов «зиг-заг» чаще применяется при аппликационных работах с плотной
тканью, клеенкой, кожей, когда деталь меньшего размера накладывается на
деталь большего размера и она, таким образом, выполняет роль украшения.
Шов «стыковочный» используют при сшивании меха с лицевой стороны, а
также набивочных отверстий и сборке игрушек (пришивае голов,
лап,ушей,накладок, хвостов). На лицевой стороне изделия этот шов
абсолютно незаметен.
Шов «подшивочный или потайной» также может использоваться при
сборке игрушек или при подшивке изделия из сыпучих тканей.
В своей работе применяете тот шов, который на ваш взгляд, необходим в
каждом конкретном случае.
Крупные детали из любого материала сначала сметайте с изнаночной
стороны, а затем сшейте петельным швом руками или прострочите на
машинке. В незаметном месте оставьте отверстие размером 3-4 см для
выворачивания и набивки игрушки.
Маленькие детали из фетра, войлока, сукна, драпа сшивайте с лицевой
стороны петельным швом. Шов должен быть аккуратным, отверстие для
набивки- минимальным (1 — 1,5 см).
Не забудьте сшить парные части игрушки ( лапы, крылья и др.) Затем
выверните все детали, помогая себе палочкой или тупой стороной
карандаша. Не пользуйтесь при этом ножницами, пинцетом или другими
острыми инструментами, т.к. Они могут порвать швы и ткань.
Вывернув все заготовки, хорошенько расправ те их, чтобы детали имели
правильную форму.
7. Каркасные игрушки. Шарнирное соединение деталей.
Прежде чем набивать игрушку, подумайте, насколько она должна быть
динамичной. Динамику может определить проволочный каркас, с помощью
которого игрушка получается подвижной. Кроме того, каркас придает ей
большую устойчивость.
Для этой цели лучше использовать медную проволоку различной толщины в
соответствии с размерами игрушки. Концы проволоки загибают, чтобы не
было прокола в материале, и вставляют в готовые изделия, которые затем
набивают. После этого приступают к сборке деталей.
Каркасы можно вставлять как во всю игрушку, так и в отдельные ее части:
хвост и туловище, крылья и туловище, ноги и туловище, уши и голову, рога и
голову.
Другой способ придать динамику игрушке- это веревочный шарнир. Но для
этого детали должны быть выкроены и сшиты раздельно.
Вам потребуется длинная иголка с большим ушком и нитки № 10. Один
конец нитки закрепляют на внутренней стороне лапы и пропускают иглу с
ниткой через туловище, захватывают верхнюю часть другой лапы с
внутренней стороны и возвращают нитку через туловище в исходную точку.
Нитки подтягивают как можно крепче и закрепляют под лапой.
В случае с шарнирным креплением готовые детали сначала набивают голову
и только после этого крепят с помощью шарнира.
8.Набивка деталей игрушки.
Существует множество материалов для набивки игрушек, каждый имеет свои
преимущества и некоторые недостатки.
Гранулит мелкие круглые гранулы. Их используют для придания
устойчивости низа игрушки, для плотной набивки низа лап. Если всю
игрушку заполнить гранулитом, это придаст ей подвижность. Ваш медведь
будет мягко заваливаться в бок и принимать забавные выразительные позы.
Стоячую игрушку набивать гранулитом не стоит- она может оседать по
собственному усмотрению.
Синтепон наиболее популярная и удобная набивка. В зависимости от ее
плотности игрушка будет мягкой , как любимая подушка, или тугой, как
футбольный мяч. Часто сочетают плотную набивку концов лап гранулинов и
синтепон в качестве основной. Можно поместить гранулит в маленькие
мешочки и заложить их в нужных местах для фиксации.
Ватин тяжелее синтепона. Его куски приходится слегка надрезать, затем
рвать на мелкие кусочки. Чем мельче деталь игрушки, тем мельче должны
быть кусочки ватина.
Хлопчатобумажная вата- удобная набивка, особенно для детей, но
игрушка утяжеляется по сравнению с набивкой синтепоном. Мелкими
кусочками ваты удобно заполнять на конце носа или хвоста.
В дело могут пойти и мелкие лоскутки тонких шелковых тканей. Их удобно
использовать как для мягкой , так и для каркасной игрушки.
Есть и такой прием в набивке: если вы хотите удержать на шее
игрушки тяжелую голову, сверните руликом кусок драпа или другой
плотной ткани. Воткните его в шею, чтобы нижний конец рулика
упирался в живот или грудь игрушки, а на верх конец наденьте голову.
Достаточно экзотичным подарком может быть набивка сеном душистых
трав. Мелко сушенная душца, мята, лаванда мягко заполнит меховую
игрушку или игрушку подушку, сшитую из плотной ткани. Для тонких
тканей такая набивка не годится.
Набивать игрушку следует, начиная с концов лап.
Если вы используете проволочный каркарс, набивка продолжается
после того, как вы вставите каркас. Закладывать набивку в узкие места, куда
не проходят ваши пальцы, можно закругленными кончиками ножниц,
пустыми авторучками, спицами с круглой головкой. Плотность набивки
зависит от характера игрушки, от присутствия или отсутствия в ней каркаса и
от вашей фантазии. Набивкой можно добиться нужной вам формы, сгладить
недостатки, придать окончательный вид «новорожденному» зверю или
птице.
9. Сборка игрушки.
Практика показала, что многие шьют отдельные части игрушки хорошо, даже
отлично, но вот сборка... Сборка требует не только аккуратности, но и
фантазии. Можно изменить даже «характер» игрушки, расположив голову
прямо, набок или чуть наклонив ее.
Для работы иглу возьмите подлиннее, иголку потолще; № 30,№20, № 10.
Готовые части пришивайте к туловищу в указанных местах- по пунктирной
линии, либо по меткам на выкройке.
10.Оформление игрушек.
Полностью сшитая игрушка требует окончательных штрихов. Ведь от форты
и цвета ее глаз, носа. Цвета ушей будет зависеть ее характер. Что ей
подойдет- покупные пластмассовые глаза с нарисованными ресницами или
темные стеклянные бусины? А может, смешные пуговицы? Глаза или яркую
подложку можно найти и в рисунке яркой декоративной ткани. Если вы
умеете вышивать или за вас это сделает машинка — попробуйте вышить
шелковыми нитками подходящие глаза для своего творения.
Носы шьются из меха, бархата, трикотажа, выкраиваются из кожи или
замши. Скроенный из ткани кружок затягивается прочной ниткой и
набивается ватой или синтепоном. Затем нитка стягивается окончательно, и
готовый шарик пришивается к морде. В дело идут также носы от старых
игрушек, пуговицы, бусины и т. д.
Уши обычно шьются из двух видов материала- внутренняя часть всегда
светлее наружной. Комбинируется также мех снаружи. И тонкая ткань
изнутри, длинный ворс и бархат. Жесткие уши получаются из кожи или
замши, скроенные в один слой. На ушах часто делается выточка. Чтобы
слегка закруглить ушную раковину. Уши можно пришивать снаружи, на
готовую набитую голову, или вшивать в прорезанные на затылке отверстия с
изнаночной стороны. Набивка в уши обычно не кладется, а самые длинные
можно вставить каркас.
Хвост можно сшить из одной полосы ткани. Проблема обычно состоит в
том, что шить его с изнанки, а затем выворачивать на лицо довольно трудно.
Можно сделать это поэтапно: кончик хвоста сшивается с изнаночной
стороны и выворачивается , затем отгибается на изнанку следующий участок,
процедура повторяется. Самые безнадежно тонкие хвосты прошиваются