Презентация "Фонетика. Орфоэпия"
Подписи к слайдам:
Фонетика. Орфоэпия.
- Фонетические средства языковой выразительности.
- Автор: И.С.Грязнова,преподаватель русского языка
- Место работы: ГОБУ СПО ДВГКГБ,г. Благовещенск
- 1.Что изучает фонетика. Понятие о транскрипции.
- 2.Ударение. Особенности русского ударения.
- 3.Основные правила русского литературного произношения.
- 4.Фонетические средства языковой выразительности.
- раздел языкознания, который изучает звуки речи, способы их образования, классификацию, ударение, особенности деления слов на слоги.
- это часть слова, произносимая одним толчком выдыхаемого воздуха.
- Как определить количество слогов?
- Сколько слогов в словах: спорт, травма, книжечка, домовладелец, индустриализация?
- запись звучащего слова с помощью условных знаков.
- Сделайте транскрипцию и произведите фонетический разбор слов: травяной, портфель, транскрипция
- выделение слога в слове большей силой голоса:
- дорОга, дорогА, замечАтельный
- Особенности ударения изучает наука акцентология.
- 1.Свободное, разноместное:
- компас, добыча, документ, медикамент
- (На какой слог в каждом слове падает ударение?)
- 2
- подвижное
- неподвижное
- прАв, правА, прАвы
- берегУ, бережЕшь, бережЕт,
- бережЕм, бережЕте, берегУт
- 3.Некоторые слова помимо основного ударения имеют добавочное, которое обычно стоит на первом месте.
- Это чаще всего сложные, сложносокращенные слова, слова с приставками сверх-, анти-, интер-, архи- и др.: сбЕркАсса, свЕрхдержАва, дЕзинформАция
- 4. Предлоги, союзы, частицы чаще всего безударны. Вместе с ударным словом они составляют единство – фонетическое слово: нАдо же.
- Иногда ударение может переходить на предлог, тогда слово становится безударным: нА берег, пО двое.
- Равноправные:
- бАржа – баржА, базИлика – базилИка
- заржАветь – заржавЕть, пЕтля - петлЯ
- Искристый – искрИстый, тЕфтели – тефтЕли
- Неравноправные:
- творОг (осн. вар-т) – твОрог (доп. вар-т)
- мышлЕние - мЫшление
- Некоторые варианты связаны с профессиональной сферой употребления:
- Искра – искрА
- эпилЕпсия – эпилепсИя (мед.)
- флЕйтовый – флейтОвый (муз.)
- кОмпас – компАс (мор.)
- Смыслоразличительная
- * пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения смысла слов:
- мУка – мукА
- остротА (чего-либо) – острОта (остроумное выражение)
- Ударение в русском языке играет смыслоразличительную роль
- Отзыв
- отзЫв
- занятОй
- зАнятый
- бронИровать
- бронировАть
- видение
- видЕние
- языкОвый
- языковОй
- Форморазличительная
- * пары слов, в которых разноместность ударения предназначена для различения грамматических форм слов:
- рУки - рукИ
- бЕлок (мн.ч. Род.п. слова белка) – белОк (им.п. , в значении белок яйца, глаза)
- 1.Ударный слог полной формы остается ударным и в краткой:
- красИвый – красИва, ленИвый – ленИва
- 2.Часто в кр.ф. ударение смещается на окончание, если это форма ж.р.:
- сЕрый - сЕр, сЕры, сЕро, cерА
- 3.В сравнит. степени:
- сильнА – сильнЕе,
- НО
- красИва – красИвее
- ???Быстры, быстра, годно, годна, густы, густа, грамотны, грамотна, внимательнее, грустнее.
- бЕлы – белЫ, велИки – великИ
- вИдны – виднЫ, врЕдны – вреднЫ
- высОко – высокО, гОдны – годнЫ
- крУпны – крупнЫ, мИлы – милЫ
- мАлы – малЫ, нОвы – новЫ
- нУжны – нужнЫ, пОлны – полнЫ
- стАры – старЫ, ширОки - широкИ
- 1. Звонить, включить, вместить: при изменении формы ударение падает на окончание:
- звонИт, (по)звонИм, (пере)ключИшь, вместИт
- 2.Глаголы на –ировать:
- конструИровать,приватизИровать,блокИ-ровать
- НО бомбардировАть, пломбировАть, премировАть, нормировАть, гофрировАть
- 3. Формы прош вр.:
- -обычно ударение падает на тот же слог, что и в инфинитиве: сидЕть – сидЕла
- -в гл. брать, быть, взять, вить, врать, гнать, дать, ждать, жить, звать, лгать, лить, рвать, пить и др. ударение в форме ж.р. переходит на окончание: ждать – ждал – ждАло – ждАли - ждалА
- -приставка ВЫ- в гл. принимает ударение на себя: вЫжить – вЫжила, вЫлить – вЫлила
- -очень часто в возвратных гл. ударение переходит на окончание (в форме м. р. – на постфикс –ся): начАться – началсЯ, началОсь, началИсь, началАсь
- это раздел языкознания, который изучает употребление норм литературного произношения и вырабатывает произносительные рекомендации – орфоэпические правила.
- ОРФОЭПИЧЕСКИЕ
- НОРМЫ
- Орфоэпические нормы - это произносительные правила устной речи. Их изучает специальный раздел
- языкознания – орфоэпия (от греч. orthos – «правильный» и epos – «речь»).
- усвоить основные правила русского литературного произношения;
- научиться внимательно и критично слушать свою речь и речь окружающих;
- слушать и изучать образцовое произношение, которым должны владеть дикторы радио и телевидения;
- анализировать свои ошибки и недочеты и исправлять их.
- Для успешного овладения
- орфоэпической нормой необходимо:
- Произношение гласных : учитывается сильная и слабая позиция
- ише[и]мия, алле[и]ргия
- Произношение согласных
- Оглушение и уподобление – основные законы произношения согласных.
- фармацев[ф]т, фельд[т]шер, мед[т]сестра, диагноз[с]
- Для каждого слова запишите произносительную помету:
- Хлеб, сад, порог, Бог
- Молотьба, ложка, сделать, вокзал, здесь, гвозди, о капитализме, легкий
- Уважайте «остатки» старомосковского произношения
- чн - [шн]
- конечно
- скучно
- скворечник
- прачечная
- яичница
- девичник
- горчичник
- двоечник
- Сочетание ЧН
- Чаще всего читается [чн]: посадочный, маскировочный, алчный
- Сохраняется [шн]: конечно, нарочно, скворечник, яичница, пустячный; Ильинична
- Двоякое произношение: булочная, прачечная, копеечный, порядочный, сливочный
- Сочетание ЧТ:
- Произносим [шт]: что, чтобы, кое-что, ничто, НО не[чт]о
- Во всех остальных случаях произносим [чт]: почта, почти, мечта
- Произношение двойных согласных:
- Ма[с:]а, гру[п:]а, програ[м:]а (если ударение падает на предшествующий слог),
- НО
- гру[п]ка, програ[м]ка
- В остальных случаях произносим как один звук: гри[п], гра[м], мета[л]
- Низший
- Разжать
- Дрожжи
- Счастье
- Образчик
- Докладчик
- Двадцать
- Городской
- Учиться
- Произношение заимствованных слов:
- В большинстве случаев согласные перед Е смягчаются:
- катет, музей, ректор, академия
- Бизнес, рейтинг, компьютер, кафе, бутерброд, резюме, менеджер, модерн, модель, партер, идентичный, тезис, темп, теннис, тест, тире
- Академия, бассейн, декада, кофе, крем, Одесса, патент, паштет, пресса, сервиз, тенор, термин, шинель, юриспруденция
- Трудные случаи произношения звуков
- афера
- Е [Э]
- Ё [О]
- бытие
- оседлый-оседлость
- опека
- гравёр
- блёклый
- принёсший
- манёвры
- осуждённый
- отключённый
- включённый
- иноплеменный
- житие
- недоуменный
- Две группы глаголов на -ировать
- баллотИровать
- блокИровать
- гарантИровать
- дисквалифицИровать
- дискутИровать
- инсценИровать
- копИровать
- бомбардировАть
- гравировАть
- гофрировАть
- группировАть
- пломбировАть
- премировАть
- формировАть
- блокИрованный
- премирОванный
- Причастия
- Слова могут иметь основное и побочное ударение
- вЕроисповЕдание
- гОсслУжба
- ОстросюжЕтный
- пОстскрИптум
- в сложных и сложносокращенных словах
- в словах с иноязычными приставками
- прОамерикАнский
- нЕфтепровОд
- гАзопровОд
- трУбопровОд
- мУсоропровОд
- НО: прОвод
- области
- областЕй
- ведомости
- ведомостЕй
- вОзрасты
- вОзрастов
- отрасли
- Отраслей
- мощности
- мОщностей
- прибыли
- прИбылей
- тОртов
- торты
- аэропорты
- аэропОртов
- Ударение в существительных(род.пад. мн.ч.)
- Ударение в кратких прилагательных и причастиях
- Он прав – она правА – они прАвы
- Он весел – она веселА – они вЕселы
- Он глуп – она глупА – они глУпы
- Он глух – она глухА – они глУхи
- Он груб – она грубА – они грУбы
- Он создан – она созданА – они сОзданы
- Он взят – она взятА – они взЯты
- Глаголы с ударением на основе во всех формах, кроме формы женского рода
- Он брал – она бралА – они брАли
- Он взял – она взялА – они взЯли
- Он гнал – она гналА – они гнАли
- Он рвал – она рвалА – они рвАли
- Он звал – она звалА – они звАли
- Он снял – она снялА – они снЯли
- Он спал – она спалА – они спАли
- НО:
- Он клал – она клАла – они клАли
- Глаголы с ударением на приставке, кроме формы женского рода
- Он зАдал – она задалаА – они зАдали
- Он нАчал – она началА – они нАчали
- Он Отбыл – она отбылА – они Отбыли
- Он пОнял – она понялА – они пОняли
- Он прИнял – она принялА – они прИняли
- Он зАнял – она занялА – они зАняли
- Он нАнял – она нанялА – они нАняли
- Глаголы с ударением на окончании
- включИть – ты включИшь – он включИт – они включАт
- заключИть – ты заключИшь – он заключИт – они заключАт
- звонИть – ты звонИшь – он звонИт – они звонЯт
- облегчИть – ты облегчИшь – он облегчИт – они облегчАт
- повторИть – ты повторИшь – он повторИт - они повторЯт
- приободрИть – ты приободрИшь – они приободрЯт
- усугубИть – ты усугубИшь –он усугубИт - они усугубЯт
- Ударение по аналогии
- монолог-диалог-каталог-некролог
- кулинар-кулинария
- ветеринар-ветеринария
- рефлекс-рефлексия
- сосредоточить-сосредоточение
- обеспечить-обеспечение
- упрочить-упрочение
- ген-генезис
- Украина-украинский
- красивый-красивее
- сведения-осведомиться
- черезвычайный
- Не вставляйте лишние звуки в следующие слова:
- компроментировать
- конкурентноспособный
- константировать
- интригант
- юристконсульт
- прецендент
- дермаНтин
- подскользнуться
- инциНдент
- Пользуйтесь словарями!!!
- Орфографи-ческий словарь
- Толковый словарь
- Орфоэпический словарь
- Аллитерация – повторение однородных согласных, придающее литературному тексту, обычно стиху, особую звуковую и интонационную выразительность, создают звуковой образ.
- Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой. (А.С.Пушкин)
- Ассонанс – созвучие гласных звуков (преимущественно ударных), которое служит для создания звукового образа.
- Быстро лечу я по рельсам чугунным,
- Думаю думу свою. (Н.А.Некрасов)
- Смуглый отрок бродил по аллеям,
- У озерных грустил берегов,
- И столетие мы лелеем
- Еле слышный шелест шагов.
- Иглы сосен густо и колко
- Устилают низкие пни…
- Здесь лежала его треуголка
- И растрепанный том Парни.
- ГОВОРИТЕ
- ПРАВИЛЬНО!