Конспект урока "Душа слова" 11 класс

Урок русского языка в 11 классе
Тема урока: «Душа слова ».
Тип урока: урок-исследование с использованием этимологических
словарей
Цели и задачи урока:
показать язык как развивающееся явление;
повышение интереса к изучению русского языка;
установление связи между историческим значением слова и его
написанием в современном языке;
способствовать формированию навыков работы со справочной
литературой;
развивать навыки исследовательской работы;
расширить кругозор учащихся.
повторить на уроке различных видов языкового анализа.
обогащение словарного запаса.
воспитание патриотизма, речевой культуры, эстетического вкуса.
Оборудование:
Словари, карточки с заданиями, доска, картины с пейзажем русской
природы
План урока:
1. Организационный момент.
2. Закрепление изученного ранее.
3. Художественное чтение.
4. Актуализация знаний, целеполагание.
5. Интеллектуальная разминка.
6. Поисковая работа(индивидуальные задания)
7. Творческая работа.
8. Домашнее задание. Подведение итогов урока.
Слово – дело великое. Великое потому,
что словом можно соединить людей,
словом можно разъединить людей,
словом можно служить любви,
словом можно служить вражде и ненависти.
Берегитесь такого слова, которое
разъединяет.
Л.Н.Толстой.
Этапы урока:
Организационный момент.
Слово учителя
-Ребята, все вы хорошо знаете, как велика роль слова в нашей жизни. Об этом
свидетельствуют и слова Л.Н.Толстого, ставшие эпиграфом к нашему уроку. В самом
деле, «слово – дело великое»!
Даже само слово «человек» по одной из этимологических версий происходит от
славянского «селовек» или «словек», то есть существо словесное, обладающее даром
слова. И как в человеке, согласно святоотеческому преданию, мы различаем дух, душу и
тело, так и в произнесенном слове можно различить те же составляющие.
Карточка №1
Ученик читает текст, вставляет пропущенные орфограммы и знаки препинания
«Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог»,- говорит апостол Иоанн.
СЛОВОМ Бог сотворил все. И сказал Бог: «Да будет свет!», - и невидимое через слово
приняло свое бытие. Слово являет величайшую творческую силу во Вселенной. «Словом
Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их».
Именно Православие сформировало основы великой культуры русского народа,
воздвигло Святую Русь, где евангельские принципы стали принципами жизни всего
общества. Именно нашей стране, нашему народу Творец Вселенной дал язык редкой
красоты, богатства и выразительности. Не случайно письменный славянский язык
возникает как язык богослужебный, азбука которого составлена святыми мужами
Кириллом и Мефодием для проповеди Евангелие среди славян.
Учитель
Запишите слова Измаила Ивановича Срезневского:
« Народ выражает себя всего полнее и вернее в языке своем. Народ и язык, один без
другого, представлен быть не может».
Нет, наверное, такого человека, который хотя бы раз в жизни не обращался к словарям.
Словари – лучшие помощники в овладении грамотности и культуры.
- Какие словари вам известны?
-Не стоит забывать первых создателей словарей: княгиню Екатерину Дашкову, адмирала
Александра Шишкова, Владимира Даля. А вот в рамках городского фестиваля «Дни
русского языка имени О.Н.Трубачева» мне особенно хотелось вспомнить этого
замечательного филолога. Ведь титанический труд этого ученого-этимолога поражает.
Поражает и увлекает сама удивительная наука этимология – наука о происхождении слов
и родственных связей их со словами других языков, а точнее наука об истине («этимос»-
на древнегреческом- «истина»)
40 лет Олег Николаевич отдал воссозданию истинной правды о жизни, мировоззрениях,
верованиях и судьбах наших далеких предков на основе реконструкции лексического
фонда праславянского языка.
Индивидуальное сообщение учащегося
Олег Николаевич Трубачев родился 23 октября 1930 года.
Он работал над первым «Этимологическим словарем славянских языков». Переводил и
дополнял знаменитый «Этимологический словарь русского языка немецкого ученого
Макса Фасмера. Писал широко известные книги о драматических судьбах славянских
народов, ареалах расселения их далеких предков и родичей сотни и тысячи лет назад.
Реконструировал их древние «мертвые» языки, нанося на бесчисленные карточки
забытые слова, имена и названия, сохранившиеся в чудом уцелевших рукописях, трудах
античных авторов, на каменных плитах, на предметах быта и оружии из археологических
раскопок.
А за истину во все времена подвижникам приходилось бороться, не щадя своих сил.
Не случайно о возглавляемом Трубачевым секторе этимологии и ономастики в институте
русского языка имени В.Виноградова Академии наук СССР, а позже – РАН говаривали:
«Отряд Трубачева сражается!» Сражается с попытками умалить и принизить роль славян
в мировой истории, принизить значимость языка – как вторичного, чуть ли не
производного от других.
В словарях 60-70 х годов прошлого века многочисленны пометки «заимствовано из…»
навязывалась мысль, что славяне вышли на сцену мировой истории лишь в 7-8 веках-
безъязыкими, немыми и ну давай собирать названия для окружающих предметов и
явлений из чужеземных языков… а значит, не было у славян и коренных земель, и
оправданы территориальные притязания на их нынешние земли! Одно из таких
притязаний летом 1943 г. в осажденном фашистами Сталинграде пережил 13-тилетний
Олег Трубачев, описал те трагические дни в своем дневнике. Свои сражения Словом с
лукавыми притязателями Трубачев начал еще студентом филфака, затем аспирантом,
собирая материалы к монографиям «История славянских терминов родства и некоторых
древнейших терминов общественного строя» и «Ремесленная терминология в славянских
языках».
Так сложилась серия его первых работ «Языкознание и этногенез славян» (этногенез
происхождение народов).
Трубачев доказал, что на каждое понятие, явление, предмет были у наших предков свои
слова с самых древнейших времен. На международных форумах ученый вел
доказательные дискуссии на языках оппонентов. Сокурсница ученого по филфаку
Днепропетровского университета Лилия Сухинина вспоминала на чтениях, что в далекие
60-е годы студент Трубачев взял себе за правило ежедневно заполнять по 40 слов
изучаемого им языка «мертвого» или «живого», а позже довел это количество до 80-100 в
день.
Академик Трубачев в 2000 году совместно со своими учениками разработали
образовательную программу «Историческая память России». В рамках ее задумывался
курс лексикографии для школ и вузов.
Учитель
Предлагаю заглянуть в словари. А точнее, в этимологические словари. Перед нами
открывается неведомый мир русского слова, истоки его возникновения от зачастую уже
забытого корня, его первоначальный смысл, драматическая кочевая- через разные народы
и земли- судьба на протяжении многих сотен лет.
(Читает подготовленный ученик):
К словам привыкаешь день ото дня,
они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
-Извини меня!-
Это значит:
-Исключи меня из вины!-
У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Обереги меня!-
Это значит:
-Берегами меня окружи!-
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня!-
Это значит:
-Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
(С.Островой)
Можно воспринимать слова как загадки, которые можно разгадать, стоит заглянуть
в словари. (Сливки- потому что их сливают, сметану – сметают, а творог – творят) Вот
ведь как интересно!
Недаром генетики называют Слово социальной хромосомой народа. И пока она
здорова – здоров и народ, больна – болен народ.
Насколько болен наш народ, можно определить, вспомнив, что современный
русский язык насчитывает около полумиллиона слов, гигантские богатства! А многие
молодые люди общаются с помощью 2-х-3-х десятков.
- Давайте назовем их (Как бы, короче, типа, балдеть, реально, конкретно)
Один из путей излечения народа от оскудения речи, а значит, оскудения души, ума, всей
нашей жизни – обращение к чистым родникам русского слова- словарям.
О.Н.Трубачев мечтал о том, чтобы словари стали настольными книгами. «Изучение их
воспитывает не просто грамотных и образованных граждан, но-Личностей!»
Дома вы должны были найти материал о происхождении своих имен и фамилий,
пользуясь справочной литературой и этимологическими словарями. Что у вас
получилось?
- ответы учеников
Напомню, что раздел лексикологии, посвященный изучению собственных имен,
называется ономастикой.
А вот раздел лексикологии, посвященный изучению географических названий, называется
топонимикой.
Дома у нас работали эксперты. Они произвели этимологический анализ некоторых
слов, значит, исследовали происхождение слова, выяснили древнее звучание слов, их
морфемный состав и значение.
Карточка №2
Гидроним "Волга" так или иначе связан со славянским словом "вода", которое в
древнерусском языке и в некоторых диалектах звучало как "волога" (отсюда, кстати, и имя
реки Вологды и старинного города на ней). Весь вопрос в том, сколь далеко в глубины
прошлого общеиндоевропейского языкового единства уходят корни данного лексического
субстрата. Когда-то существовал древний народ "пани". Оказывается, предводителя
панского народа величали Вала! Такое имя нам знакомо уже из Библии: Ваал - верховное
древнесемитское языческое божество, чье настоящее имя было Баал. Имя
древнеарийского Вала (доиндоевропейского Ваала) сохранилось во многих современных
географических названиях: Валаам, Валдай и др. Особенно показателен второй топоним,
образованный путем соединения двух архаичных корней "вал" +"дай" (по типу "Дай, Бог"
или Дажбог"). Думается, не надо напоминать, что Волга берет свое начало на Валдае.
Обожествленная ипостась ведийского Вала обнаруживается сплошь и рядом. Во-
первых, от древнеарийского теонима произошло имя чисто русского скотьего бога Велеса
(поэтому неудивительно такое пристрастие ведийского Вала к похищению коров). Во-
вторых, корни данного божества уходят в глубины доарийской этнокультурной и
лингвистической общности: имя Вала (Ваал, Баал) вполне сопрягается с именем другого
славянского божества - Бела, или Белбога. В-третьих, архаичный корень "вал" получил
широкое распространение и в других мифологических именах: например, у скандинавов
известен Вали, ребенок-мститель, сын верховного бога Одина; тот же корень присутствует
и в широко известных названиях "валькирии" и "валгала".
Названия рек уходят в глубину веков. И разгадка их происхождения позволит лучше
понять нашу древнюю историю. Вернувшись из туристической поездки в древний русский
город Каргополь, что стоит на реке Онега, я стал задумываться о происхождении названий
Каргополь, Онега... По одной из версий Каргополь - каргино поле, где карга - ворона.
Слово "карга" на татарском и есть ворона. На русском это слово сейчас обычно
используется только в значении "старуха" (злая и безобразная). Но на древне - русском -
"карга" была тоже ворона. Меня заинтересовало, что многие старые русские слова и
названия Северных (в основном) рек оканчиваются на "-га". Например: нога, телега,
вьюга. Или реки: Онега, Молога, Чурьега, Пинега. Да и та же Волга.
Корень "га" в санскрите означает аспект движения (сравни с йога, что означает
буквально "путь к себе"). И точно такое же значение этот корень имел и в
старославянском языке. Отсюда нетрудно догадаться, что означает "кар"+"га" - это
перемещающийся в пространстве "кар", то есть ворона (птица, которая говорит "кар"). В
названиях рек "-га" - тоже характеризует движение, то есть, можно считать "-га" в данном
контексте и есть "река". Так Онега будет "Большая река" (название реки
трансформировалось сначала в прибалто - финское "Enojogi", где "Eno" - Большой,
Великий, Главный). Следует сказать, что Волга означает то же самое - "Большая река" или
"Великая река". "Вол" - великий, большой (сравни с древнерусским "вол" - великая,
большая скотина, кастрированный бык), "га" - движение, течение, река.
А.А. Тюняев, президент Академии фундаментальных наук, активно участвующий в
работе секции "Древнейшая история Руси" подтверждает, что имя Волги "Великая" –
давно признано этимологами. Также он доказывает, что название "Ока" - означает "вода",
"река" и от него пошли лат. aqua, франц. eau, ит. acqua, исп. agua, гот. аhа и другие. В
частности, и финское jokki (joki), эстонское - jõgi, вепское - jogi
Учитель
Мы с вами родились на Волге. Это наше Отечество, наша Родина
С высока ее недруг судит,
Предъявляя смертельный счет,
А Россия была и будет,
А Россия не пропадет.
Заведут в глухое болото
И укажут ей ложный брод.
Там погибла целая рота,
А Россия не пропадет.
Хороша! – и берут завидки
Через черный нагрянут ход,
Обберут Россию до нитки,
А Россия не пропадет.
Мир, как бомба возле взорвется,
Будет всем в аду горячо.
А Россия сама спасется
И врагу подставит плечо.
Н.Рачков
Учитель:
- О чем это стихотворение?
- О России, о Родине.
Учитель:
- А задумывались ли вы, ребята, о происхождении, строении, значении слова “Родина”?
Сегодня я вам предлагаю познакомиться с биографией этого слова. Мы будем работать по
такой схеме:
1. Лексическое значение слова.
2. Этимология слова.
3. Подбор однокоренных слов.
4. Подобрать синонимы и антонимы к слову.
5. Слово родина во фразеологических оборотах.
6. Слово родина в текстах художественной литературы.
Определить лексическое значение слова родина.
Отечество, родная страна.
Место рождения, происхождения кого – чего - нибудь, возникновения чего – нибудь.
Определить этимологическое значение слова.
Что такое этимология? Каким словарем мы будем пользоваться?
Ученики:
- Этимология – это наука о происхождении слов, их родословная. Мы будем пользоваться
этимологическим словарем.
Родина – (общеслав). Суффиксальное производное от “род”. Исходное значение – “семья”,
далее – “место рождения” ( еще у Пушкина) и “ отчизна, отечество” ( с Державина).
Учитель:
- Подберите однокоренные слова.
Ученики:
- Род, родители, родной, рождение, рождаемость, рождество, прародина, родич, сородич,
безродный, родоначальник, родословная, родинка, благородный.(ученики записывают в
тетрадь).
Учитель:
- Подберите синонимы и антонимы к слову родина.
Ученики:
- Родная страна(или земля);отечество, отчизна.
Отчий край, край отцов(высок);родная сторона(или сторонка) (народно-поэтич.); родные
палестины.
Слово родина во фразеологических оборотах.
Учитель:
- Что такое фразеологический оборот?
Ученики:
- Это устойчивое сочетание слов.
Учитель:
- Пользуясь фразеологическим словарем, найдите фразеологические обороты со словом “
родина” или с родственными словами.
Ученики:
- Фразеологизмов со словом родина на обнаружено.Есть только с родственными словами.
Родиться в сорочке(рубашке) – быть счастливым, удачливым во всем.
Син. Родиться под счастливой звездой. От народного поверья: если младенец родился в
плодной облочке – “ в сорочке”( “в рубашке”) это значит, у него будет счастливая
жизнь.
Слово родина в текстах художественной литературы.
Учитель:
- Творчество многих поэтов и писателей связано с темой родины. Нам даже не хватит
времени, чтобы их перечислить, поэтому мы остановимся только на некоторых. Начнем с
устного народного творчества.
Пословицы и поговорки о родине.( работаем с интерактивной доской.)
Задача: подобрать к 1-ой части 2-ую.
За морем теплее, а у нас светлее.
Глупа та птица, которой гнездо свое не мило.
Выйду на путь слезки текут; вспомню своих – и тошно по них.
На родной стороне и камушек знаком.
Дома все споро, а вчуже житье хуже.
Своя ноша не тянет, свой дым глаза не ест.
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Учитель:
- Выпишите понравившуюся пословицу. Объясните, как вы ее понимаете.
- Теперь перейдем к художественной литературе. Я вам предлагаю отрывок из
произведения Ф. А. Абрамова “ Родное гнездо”.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Беседа.
Что такое хутор, чем он отличается от большого села? ( хутор – небольшое селение.)
Можно ли назвать любящими сыновей Степана Григорьевича? О чем они позаботились?
Почему страдал старик? Какие чувства он испытывал? Что было предметом его
переживаний?
Составьте план текста.
Языковой анализ текста.
Какие слова и словосочетания в первом предложении образуют антонимическую пару?
Найдите предложения с однородными членами во втором и третьем абзацах текста. Чем
они отличаются?
Как выдумаете, почему объекты, которые оказались в центре села, даны в виде сухого
перечня – нераспространенные однородные члены?
Какие слова в тексте объединены понятием родины? (родной дом, отцом, печь,
село,хуторе, район, дорога…).
Учитель:
- Для Абрамова понятие Родины связано со многими словами и выражениями, этот
писатель не одинок в своей любви к Родине. Трепетные слова, связанные с этим понятием,
находим у Лермонтова, Есенина, Блока, Толстого и Рачкова, чьи слова сегодня служат
эпиграфом к нашему уроку. Посмотрите, сколько раз повторяется в этом стихотворении
слово Россия.(6 раз).
- Ребята, понятие Родины у каждого свое. Например, на данном видеоряде ведь тоже
выражено понятие Родины, только красками. Попробуйте за художников назвать это
(демонстрируется видеоряд с картинами русских художников).
- Запишите эти слова. Родина – это…
Домашнее задание: написать мини-сочинение «Я люблю свою Родину, потому что…»
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Степан Григорьевич последним перебрался в большое село: не стало больше сил жить на
хуторе, ведь зимой только и ходу, что на лыжах.
Сыновья, не последние люди в районе, поставили отцу дом в центре села. Удобно. Все под
рукой, все рядом: магазин, почта, сельсовет, медпункт. И первые две недели старик
нахвалиться не мог новым житьем. А потом стали замечать: у Степана Григорьевича одна
дорога каждый день – в верхний конец села.
Выйдет на крутой угор, встанет возле старой лиственницы и часами со слезой на глазах
смотрит за реку, на зеленый запустевший бережок, где еще недавно стоял его родной дом,
дымилась старая, еще отцом битая печь.
Карточка №1
Ученик читает текст, вставляет пропущенные орфограммы и знаки препинания
«Вначале было слово, и слово было у Бога, и слово было Бог»,- говорит апостол Иоанн.
СЛОВОМ Бог сотворил все. И сказал Бог: «Да будет свет!», - и невидимое через слово
приняло свое бытие. Слово являет величайшую творческую силу во Вселенной. «Словом
Господним небеса утвердишася, и духом уст Его вся сила их».
Именно Православие сформировало основы великой культуры русского народа,
воздвигло Святую Русь, где евангельские принципы стали принципами жизни всего
общества. Именно нашей стране, нашему народу Творец Вселенной дал язык редкой
красоты, богатства и выразительности. Не случайно письменный славянский язык
возникает как язык богослужебный, азбука которого составлена святыми мужами
Кириллом и Мефодием для проповеди Евангелие среди славян.
(Читает подготовленный ученик):
К словам привыкаешь день ото дня,
они первородного смысла полны…
И когда я слышу:
-Извини меня!-
Это значит:
-Исключи меня из вины!-
У слова цвет своего огня
Свое пространство. Свои рубежи.
И когда я слышу:
-Обереги меня!-
Это значит:
-Берегами меня окружи!-
У слова есть корни. И есть родня.
Оно не подкидыш под сирым кустом.
И когда я слышу:
-Защити меня!-
Это значит:
-Спрячь меня за щитом!
Вслушайся. Вникни. Не позабудь.
У слова свой норов. Свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть-
Слово тебе сотворит добро.
(С.Островой)
Индивидуальное сообщение учащегося
Олег Николаевич Трубачев родился 23 октября 1930 года.
Он работал над первым «Этимологическим словарем славянских языков». Переводил и
дополнял знаменитый «Этимологический словарь русского языка немецкого ученого
Макса Фасмера. Писал широко известные книги о драматических судьбах славянских
народов, ареалах расселения их далеких предков и родичей сотни и тысячи лет назад.
Реконструировал их древние «мертвые» языки, нанося на бесчисленные карточки
забытые слова, имена и названия, сохранившиеся в чудом уцелевших рукописях, трудах
античных авторов, на каменных плитах, на предметах быта и оружии из археологических
раскопок.
А за истину во все времена подвижникам приходилось бороться, не щадя своих сил.
Не случайно о возглавляемом Трубачевым секторе этимологии и ономастики в институте
русского языка имени В.Виноградова Академии наук СССР, а позже – РАН говаривали:
«Отряд Трубачева сражается!» Сражается с попытками умалить и принизить роль славян
в мировой истории, принизить значимость языка – как вторичного, чуть ли не
производного от других.
В словарях 60-70 х годов прошлого века многочисленны пометки «заимствовано из…»
навязывалась мысль, что славяне вышли на сцену мировой истории лишь в 7-8 веках-
безъязыкими, немыми и ну давай собирать названия для окружающих предметов и
явлений из чужеземных языков… а значит, не было у славян и коренных земель, и
оправданы территориальные притязания на их нынешние земли! Одно из таких
притязаний летом 1943 г. в осажденном фашистами Сталинграде пережил 13-тилетний
Олег Трубачев, описал те трагические дни в своем дневнике. Свои сражения Словом с
лукавыми притязателями Трубачев начал еще студентом филфака, затем аспирантом,
собирая материалы к монографиям «История славянских терминов родства и некоторых
древнейших терминов общественного строя» и «Ремесленная терминология в славянских
языках».
Так сложилась серия его первых работ «Языкознание и этногенез славян» (этногенез –
происхождение народов).
Трубачев доказал, что на каждое понятие, явление, предмет были у наших предков свои
слова с самых древнейших времен. На международных форумах ученый вел
доказательные дискуссии на языках оппонентов. Сокурсница ученого по филфаку
Днепропетровского университета Лилия Сухинина вспоминала на чтениях, что в далекие
60-е годы студент Трубачев взял себе за правило ежедневно заполнять по 40 слов
изучаемого им языка «мертвого» или «живого», а позже довел это количество до 80-100 в
день.
Академик Трубачев в 2000 году совместно со своими учениками разработали
образовательную программу «Историческая память России». В рамках ее задумывался
курс лексикографии для школ и вузов.
Карточка №2
Гидроним "Волга" так или иначе связан со славянским словом "вода", которое в
древнерусском языке и в некоторых диалектах звучало как "волога" (отсюда, кстати, и имя
реки Вологды и старинного города на ней). Весь вопрос в том, сколь далеко в глубины
прошлого общеиндоевропейского языкового единства уходят корни данного лексического
субстрата. Когда-то существовал древний народ "пани". Оказывается, предводителя
панского народа величали Вала! Такое имя нам знакомо уже из Библии: Ваал - верховное
древнесемитское языческое божество, чье настоящее имя было Баал. Имя
древнеарийского Вала (доиндоевропейского Ваала) сохранилось во многих современных
географических названиях: Валаам, Валдай и др. Особенно показателен второй топоним,
образованный путем соединения двух архаичных корней "вал" +"дай" (по типу "Дай, Бог"
или Дажбог"). Думается, не надо напоминать, что Волга берет свое начало на Валдае.
Обожествленная ипостась ведийского Вала обнаруживается сплошь и рядом. Во-
первых, от древнеарийского теонима произошло имя чисто русского скотьего бога Велеса
(поэтому неудивительно такое пристрастие ведийского Вала к похищению коров). Во-
вторых, корни данного божества уходят в глубины доарийской этнокультурной и
лингвистической общности: имя Вала (Ваал, Баал) вполне сопрягается с именем другого
славянского божества - Бела, или Белбога. В-третьих, архаичный корень "вал" получил
широкое распространение и в других мифологических именах: например, у скандинавов
известен Вали, ребенок-мститель, сын верховного бога Одина; тот же корень присутствует
и в широко известных названиях "валькирии" и "валгала".
Названия рек уходят в глубину веков. И разгадка их происхождения позволит лучше
понять нашу древнюю историю. Вернувшись из туристической поездки в древний русский
город Каргополь, что стоит на реке Онега, я стал задумываться о происхождении названий
Каргополь, Онега... По одной из версий Каргополь - каргино поле, где карга - ворона.
Слово "карга" на татарском и есть ворона. На русском это слово сейчас обычно
используется только в значении "старуха" (злая и безобразная). Но на древне - русском -
"карга" была тоже ворона. Меня заинтересовало, что многие старые русские слова и
названия Северных (в основном) рек оканчиваются на "-га". Например: нога, телега,
вьюга. Или реки: Онега, Молога, Чурьега, Пинега. Да и та же Волга.
Корень "га" в санскрите означает аспект движения (сравни с йога, что означает
буквально "путь к себе"). И точно такое же значение этот корень имел и в
старославянском языке. Отсюда нетрудно догадаться, что означает "кар"+"га" - это
перемещающийся в пространстве "кар", то есть ворона (птица, которая говорит "кар"). В
названиях рек "-га" - тоже характеризует движение, то есть, можно считать "-га" в данном
контексте и есть "река". Так Онега будет "Большая река" (название реки
трансформировалось сначала в прибалто - финское "Enojogi", где "Eno" - Большой,
Великий, Главный). Следует сказать, что Волга означает то же самое - "Большая река" или
"Великая река". "Вол" - великий, большой (сравни с древнерусским "вол" - великая,
большая скотина, кастрированный бык), "га" - движение, течение, река.
А.А. Тюняев, президент Академии фундаментальных наук, активно участвующий в
работе секции "Древнейшая история Руси" подтверждает, что имя Волги "Великая" –
давно признано этимологами. Также он доказывает, что название "Ока" - означает "вода",
"река" и от него пошли лат. aqua, франц. eau, ит. acqua, исп. agua, гот. аhа и другие. В
частности, и финское jokki (joki), эстонское - jõgi, вепское - jogi
С высока ее недруг судит,
Предъявляя смертельный счет,
А Россия была и будет,
А Россия не пропадет.
Заведут в глухое болото
И укажут ей ложный брод.
Там погибла целая рота,
А Россия не пропадет.
Хороша! – и берут завидки
Через черный нагрянут ход,
Обберут Россию до нитки,
А Россия не пропадет.
Мир, как бомба возле взорвется,
Будет всем в аду горячо.
А Россия сама спасется
И врагу подставит плечо.
Н.Рачков