Конспект урока "Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора"

План урока № 16
по предмету «Русская литература»
Тема урока: Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы
и образы в романе.
Цели:
Обучающие: показать, в чем видит писатель источник обновления жизни, как решает вопрос, что
делать, чтобы изменить существующий миропорядок; рассмотреть сцены, в которых звучит протест писателя
против бесчеловечности общества, осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как
происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.
Развивающие: обеспечить ситуации, способствующие развитию умения анализировать.
Воспитательные: создать условия, обеспечивающие воспитание интереса к русской литературе.
Средства обучения: роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».
Ход урока
1. Организационная часть
1.1 Доклад дежурного.
1.2 Сообщение темы урока.
1.3 Постановка целей и задач урока.
1.4 Сообщение плана работы.
2. Слово учителя
В романе «Преступление и наказание» две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна
одна правда, другая — ложна.
Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего.
Соня
Раскольников
Кроткая, добрая
Гордый нрав, оскорбленное, униженное самолюбие
Спасая других, берет на себя тяжести греха. В
духовном плане — мученица
Пытаясь доказать свою теорию, совершает
преступление. В духовном плане — преступник, хотя
берет на себя грех всего человечества. Спаситель?
Наполеон?
Рассказ о ее поступке в кабаке в самой разнузданной
обстановке
Знамение для Раскольникова. Жить, жертвуя собой,
это оправдание его предчувствий
Живет, исходя из требований жизни, вне теорий
Теория рассчитана безукоризненно, но человек не
может переступить через кровь, спасая людей. Итог
тупик. Теория не может учесть все в жизни
Полуграмотна, плохо говорит, читает только
Евангелие
Образован, хорошо говорит. Свет разума заводит в
тупик
Божественная правда — в ней. Она выше духовно. Не
сознание делает человека, а душа
В нем правда ложная. В рай ценой чужой крови
попасть нельзя
У нее есть смысл жизни: любовь, вера
У него нет смысла жизни: убийство — это бунт для
себя, индивидуалистический бунт
Почему Раскольников выбрал в собеседники именно Соню? Соня, и Раскольников переступили
нравственные законы общества ради других. Но Соня сделала это ради конкретных людей, «убив себя», а
Раскольников ради абстрактного человечества, «убив других». Поэтому Соня нравственный ориентир
автора.)
Анализ первого эпизода (ч. 4, гл. 4)
1. Докажите, что во время первой встречи Раскольников «проверяет Соню на прочность».
(Раскольников, выбрав Соню, считал, что у них много общего: он, убив старуху, совершает бунт; она, убив
себя, приносит жертву. Он проверяет, до каких пор «простирается Сонино терпение, должна же и она
взбунтоваться».)
2. Проследите, как Раскольников пытается сломить Соню. Покажите, что он в этом эпизоде
выступает как змей-искуситель. (Раскольников говорит Соне: Знаю «и про то, как вы в 6 часов пошли».
«Катерина Ивановна ведь вас чуть не била». «А с вами что будет?» «Катерина Ивановна в чахотке, в
злой, она скоро умрет». «А коли вы теперь заболеете». «Дети на улицу всей гурьбой пойдут». «С
Полечкой, наверно, то же самое будет».)
3. В чем же «правда» Сони, но каким принципам она живет? Во имя чего «преступила» героиня?
(«… и тут только понял он вполне, что значили для нее эти бедные, маленькие дети сироты, и эта жалкая
полусумасшедшая Катерина Ивановна». Соня переступила чтобы спасти от голодной смерти брата и сестер,
больную мачеху и пьяницу-отца. Во имя любви к ним готова перенести любые страдания. Это человек с
чуткой душой, наделенный даром бесконечного сострадания к людям.)
4. Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как ее воспринимают эти герои?
(Раскольников протестует, он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория толкает его на путь
насилия над другими. Соня идет другой дорогой. Она смиряется и страдает. Ее жизнь строится по законам
самопожертвования. В позоре и унижении она сохранила в себе чуткую и отзывчивую душу. Во имя любви к
людям она избирает путь насилия над собой, ради спасения других идет на унижение и позор. Это один из
путей, по мнению Достоевского, решения проблемы обновления мира.)
5. Что показалось странным Раскольникову у Сони, почему? (Раскольникову кажется странным, что
Соня и Лизавета дружили, у Сони «Новый завет» Лизаветы, крестик, выражение лица в экстремальной
ситуации, их отношения основаны на человечности и человеколюбии, уважении и взаимном сострадании.)
6. Всегда ли в разговоре с Раскольниковым Соня кроткая, тихая? (Когда речь зашла о принципах
жизни Сони ее вера в бога перед нами не тихая, покорная Соня, а решительная, гневная, сильная,
уверенная. Достоевский хочет убедить нас, что именно христианская религия помогла Соне сохранить чистую
душу, только вера в бога дает ей силы. Раскольников живет разумом, Соня руководствуется сердцем и
религиозной верой.)
7. Итак, что главное в поведении Сони? (Соня не возмущается, не протестует, а смиряется и страдает.
Нравственная суть народной жизни, по мнению Достоевского в смирении и способности к состраданию.
Искупить свою вину страданием предлагает Соня Раскольникову, отвечая на его вопрос «что делать»?
Достоевский в одной из записных книжек писал: «Нет счастья в комфорте, покупается счастье страданием.
Человек не родится для счастья, человек заслуживает свое счастье, и всегда страданием».)
8. Каков результат первого разговора Раскольникова и Сони? (Результат этого мучительного
разговора: Соня не бунтует, а только надеется на Бога. Раскольников чувствует ее силу. Отсюда — его
понимание Сони: «ненасытимое страдание», «всему страданию человеческому поклонился», «юродивая»
святая.)
9. Почему Раскольников заставляет Соню читать Евангелие? (Раскольников не случайно заставляет
Соню читать Евангелие, каждый из них вкладывает свой смысл в это чтение. В сцене «Воскресение Лазаря»
два героя: Лазарь и Иисус. Это сцена веры в Воскресение. А в системе образов романа тоже два героя: Соня
и Раскольников. Соня ставит и себя, и Раскольникова на место Лазаря это надежда на воскресение.
Поэтому она сначала не хотела читать. Это для нее слишком личное, сокровенное. Раскольников ставит и
себя, и Соню на место Иисуса: он взял на себя право распоряжаться жизнью людей, а Соня святая,
мученица.)
Анализ второго эпизода (ч. 5, гл. 4)
1. Зачем Раскольников приходит к Соне второй раз? (Раскольников приходит к Соне, чтобы
сознаться в убийстве. Он чувствует ее нравственную силу и поэтому считает, что она выдержит.)
2. Докажите, что Раскольников хочет спровоцировать Соню на бунт. С каких позиций Соня
оценивает преступление Раскольникова? (Раскольников начинает с проверки своей теории, пытаясь опять
спровоцировать Соню на бунт. Но она понимает все с позиций народной нравственности. На Руси
преступников считали несчастными, так как они нарушили божеские заповеди.)
3. Что в разговоре с Соней заставляет Раскольникова понять ложность своей теории? (Соня не
может понять причины, побудившие Раскольникова пойти на убийство. Можно понять, если человек голоден,
если он хочет помочь матери, но ради какой-то идеи понять сложно. Раскольников понимает вздорность
своей теории: «Все вздор». Но отказаться от нее он не готов: «Я в каторгу-то, может, и не хочу».)
4. Докажите, что писатель утверждает в романе «правду» Сони Мармеладовой. конце романа
герой принимает путь Сони: «... он ничего бы не разрешил теперь сознательно; он только чувствовал…»)
5. Как это произошло? (1. При первой встрече Раскольников поддается обаянию человеколюбия Сони,
склоняется перед страданием человеческим в ее лице: « припав к полу, поцеловал ее ногу...: Я не тебе
поклонился, я всему страданию человеческому поклонился»; 2. Религиозность Сони влияет на него, и он
просит ее прочитать легенду о воскрешении Лазаря. Чуда воскрешения ждет теперь Раскольников от Сони; 3.
На Сенной площади, когда он вспоминает советы Сони, у него рождается ощущение полноты жизни: «... все
разом в нем размягчилось, и хлынули слезы... он стал на колени среди площади, поклонился до земли и
поцеловал эту грязную землю с наслаждением и счастием». Так, утверждая «правду» Сони, Достоевский
хочет убедить нас, что источник обновления мира не в борьбе и протесте. Уничтожение зла писатель видел не
в переустройстве общества, а в нравственном усовершенствовании личности.)
6. Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге? Как вы ответите на
вопросы, которые задает себе Раскольников об отношении каторжников к нему и к Соне?
7. Какой сон приснился Раскольникову на каторге? (Отражением постоянных раздумий
Раскольникова является его сон в эпилоге. Страшная картина погибающего мира озаряется надеждой на
появление избранных — тех, кто должен спастись и спасти других. Конечно же властелины по теории
Раскольникова, готовые к преступлению, не могут быть чистыми. Значит, здесь идет речь о других людях,
воплощающих в себе высшую ценность. Кто же это люди, зараженные трихинами? Люди, одержимые
безоглядной верой в себя, свои идеи, они страшны, ибо не способны слышать и понимать друг друга, не
способны почувствовать угрозу гибели. В свое время идея Раскольникова повлекла страшную цепочку: смерть
старухи-процентщицы смерть Лизаветы болезнь и смерть матери почти смерть Раскольникова
(мысли о самоубийстве). Сон подчеркивает и наметившиеся в подсознании героя новое соотношение людей.
Если раньше он считал, что «... людей с новою мыслию... необыкновенно мало рождается», то сон пронизан
другим чувством: мир страдает от недостатка чистых людей; тех же, кто выдает свои идеи за великие истины,
ужасающие много.
Среди окружающих Раскольников видит черты необыкновенных: в Лужине и Свидригайлове, которые
ему неприятны; Катерина Ивановна трижды поизносит слово «тварь» в адрес окружающих, обзывает их (на
поминках). Раскольников сидел и слушал молча и с отвращением. Очевидно, ему тягостны притязания такого
жалкого существа на особое положение; Порфирий Петрович тоже из категории, считающих себя в молодости
необыкновенными. Для многих заманчиво желание ощутить себя лучше других.)
8. Где же искать «чистых»? Не среди ли тех, кого Раскольников считал раньше обыкновенными?
Так начинается переоценка ценностей в Раскольникове, что говорит об изменении его взглядов. Новый взгляд
на жизнь породил и новый взгляд на Соню, что-то неведомое открывается ему в ней, удивительная сила
спасительной чистоты (встает перед ней на колени, плачет...). Эти слезы новый рубеж: начинается контакт
с окружающими, Раскольникову легче дышать, мы видим его на берегу большой реки, необозримые степные
просторы открываются ему... Новая жизнь начинается с очищения, с осуждения себя. Стать человеком, по
мнению героя, — сердцем принять нормы человеческих взаимоотношений, освященные религией.
В конце романа, истерзавшись до одиночества, сомнений и мук совести, Раскольников принимает путь
смирения, сострадания, а в конечном счете отказывается от какого-либо протеста. Достоевский понимал,
что такой финал противоречит логике развития образа Раскольникова. В записных книжках автора
сохранились другие варианты финала романа: Раскольников бежит за границу или кончает жизнь
самоубийством. Есть и другая запись: «Прощения не просит у народа... Соня и любовь сломали». Да и в
окончательной редакции покаяние и смирение Родиона звучат неубедительно.
И все-таки звучат! Достоевский хочет убедить читателя в бессмысленности и вредности активной
борьбы, прежде всего, для самого человека! Всеобщая гармония и счастье людей могут быть достигнуты лишь
деятельной христианской любовью, страданием и смирением. В реальной жизни этот призыв Достоевского
означал лишь отступление перед миром зла и насилия.
Итак, мы видим, что трагическая ошибка Раскольникова, выразившаяся в стремлении перешагнуть через
общепринятые нравственные нормы во имя великих целей, подстерегает многих и таит огромную опасность:
высокая цель может оказаться миражом, а жизнь, отданная ей, — напрасно прожитой.)
3. Подведение итогов урока.
Итог урока. Образ Сони — один из важнейших в романе. Соня нравственный ориентир автора,
символ самоотрицания и жертвенности. Героиня противопоставила уму Раскольникова душу и сердце, она
оказалась сильнее его в нравственном плане. Именно Соня спасает героя, ведет его к вере через любовь и
надежду. Итак, сопоставление двух «правд Раскольникова и Сони заставляет задуматься над
актуальными и сегодня проблемами: что делать, чтобы изменить мир (протест или смирение, сострадание)? В
чем нравственная норма поведения человека в обществе? Чем руководствоваться в жизни разумом или
верой? Насколько влияет на судьбу человека среда, нравственная ответственность человека за свои поступки,
поведение?
4. Домашнее задание
Подготовиться к написанию сочинения.