Конспект урока ""Правда" Сони Мармеладовой" 8 класс

Урок литературы в 10 классе
«Правда» Сони Мармеладовой.
Учитель Крюкова В.А., МБОУ «СОШ № 9» г. Курска
Цели урока:
1. Обучающие:
определить, в чем заключается “правда” Сони Мармеладовой;
проследить, как на протяжении романа меняется взгляд Раскольникова на
“преступление” Сонечки;
как происходит открытие христианских ценностей Раскольникова через “правду”
Сонечки;
осмыслить слова Достоевского, вынесенные в эпиграф урока.
2. Развивающие:
формирование коммуникативной компетенции учащихся, умения критически
анализировать, систематизировать и оценивать информацию; находить причинно-
следственные связи; работать с текстом;
развивать творческие способности учащихся и устную речь;
расширять кругозор.
3. Воспитывающие:
воспитание нравственных понятий (любовь, жалость, сострадание, вера);
совершенствование навыков индивидуальной и групповой работы.
Оформление: портрет Ф. М. Достоевского художника О. Кандаурова, серия
иллюстраций И. Глазунова к роману «Преступление и наказание», «Между крестом и
топором» Э. Неизвестного, запись романса «Моя свеча» в исполнении Ж. Бичевской,
буклет для каждого учащегося (портрет Ф. М. Достоевского, высказывания: «В
сегодняшнем мире… тревожный набат Достоевского гудит неумолчно, взывая к
человечности и гуманизму» Ч. Айтматов, «У Достоевского лицо духовника, всё, о чём он
говорит, он говорит доверительно, наклоняясь к вашему уху. В храме другой язык, чем на
улице. К чтению Достоевского приходится готовить душу, как к исповеди, иначе ничего
не поймешь» В. Распутин).
Эпиграфы:
Обрести Христа – значит обрести собственную душу.
Ф.М. Достоевский.
Единство, - возвестил оракул наших дней, -
Быть может спаяно железом лишь и кровью…
Но мы попробуем спаять его ЛЮБОВЬЮ,
А там посмотрим, что прочней.
Ф. Тютчев.
Ход урока
- Сегодня мы вновь обратимся к страницам романа «Преступление и наказание»
замечательного писателя-гуманиста Ф. М. Достоевского, которого современные
литературоведы называют пророком.
Слайд №1
Изображение книги
с иллюстрацией к роману
Ещё в 19 веке он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказались человек и
современный мир.
Долгое время бытовало мнение, что он гениальный художник, но слабый,
реакционный мыслитель.
Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда
стало ясно, что насилие в любой форме может привести только к катастрофе, к
уничтожению жизни на Земле, для нас открывается истинная глубина идеи-формулы
Достоевского: « Смирись, гордый человек!»
Слайд № 2
Высказывание Ч. Айтматова.
Иллюстрация к роману Э. Неизвестного
Я приглашаю вас вместе со мной выяснить, в чём видел Достоевский источник
обновления жизни, как решает вопрос, что нужно сделать, чтобы изменить существующий
миропорядок.
Слайд № 3
Портрет Достоевского
Поразмышляем над словами Достоевского: «Обрести Христа значит обрести
собственную душу».
Слайд № 4
Иллюстрация книги и свечи.
Эпиграфы к уроку.
Высказывания Ф. Достоевского и Ф. Тютчева
Не устарели ли эти слова в наше непростое, а порой и безжалостное время?
Чтобы разобраться в этих сложных вопросах, нужно сравнить «две правды» - «правду»
Раскольникова и «правду» Сони Мармеладовой. Это поможет более глубоко уяснить
конфликт в романе.
Запись темы урока и эпиграфа в тетради.
Раздать карточки для индивидуальной работы.
- Как объяснил Раскольников свой первый визит к Соне?
Слайд № 5
Иллюстрация Э. Неизвестного
Родион Раскольников. Раскольников и Соня
(«Пойдём вместе... Я пришёл к тебе. Мы вместе прокляты, вместе и пойдём! Разве ты
не то же сделала? Ты тоже переступила… Смогла переступить. Ты руки на себя наложила,
ты загубила жизнь свою».
Он хочет понять, как она, преступница, живёт, чем дышит, что поддерживает её, во
имя чего она преступила).
- Обратите внимание на детали поведения Раскольникова и Сони. Попробуйте их
объяснить.
(Раскольников, стараясь не глядеть на неё, прошёл в комнату; Соня, совсем
растерявшаяся, вся в невыразимом волнении; краска бросилась в её бледное лицо; ей было
и тошно, и стыдно, и сладко).
- Замечает ли Раскольников разницу между своим преступлением и преступлением
Сони?
Слайд № 6
Кадр из фильма.
Раскольников с топором
(Нет, он видит в ней своеобразную «союзницу» по преступлению. Правда, потом
понял, до какой чудовищной боли истерзала Соню мысль о бесчестном и позорном её
положении).
- Во имя чего же преступила Соня? По каким принципам она живёт?
(часть 4, гл.4).
Возьмём для анализа эпизод, который рисует первую встречу Раскольникова и Сони.
Прочтите вопросы, которые задаёт Раскольников Соне. Вопросы, которые пробуждают в
ней мучительные, унизительные воспоминания, рисуют безвыходный тупик, в который
могут попасть близкие ей люди.
(«Соня молча смотрела на своего героя, так внимательно и бесцеремонно
осматривавшего её комнату и даже начала, наконец, дрожать в страхе, точно стояла перед
судьёй и решителем своей участи.
- Вы гуляли?
- Катерина Ивановна вас чуть не била у отца-то?
- Не каждый день получаете-то?
- Катерина Ивановна в чахотке, в злой; она скоро умрёт,- сказал Раскольников.
- Ну а коли вы, ещё при Катерине Ивановне, теперь заболеете и вас в больницу свезут,
ну что тогда будет?- безжалостно настаивал он.
- С Полечкой, наверное, то же самое будет,- сказал он вдруг).
- На чьей стороне здесь правда?
(Пока на стороне Раскольникова. «Никому ты этим не поможешь, и никого ни от чего
не спасаешь», - говорит он Соне).
- А к самому Раскольникову откосятся эти слова? Помог он кому-то своим
преступлением? Да и возможно ли это?
Что может противопоставить ему Соня?
(Ничего, практически ничего.
«- Нет. Нет! Не может быть, нет!- так отчаянно громко вскрикнула Соня, как будто её
вдруг ножом ранили,- Бог, бог такого ужаса не допустит.
- Других допускает же.
- Нет, нет. Её бог защитит, бог!- повторяла она, не помня себя.
- Да, может, и бога-то совсем нет,- с каким-то даже злорадством ответил Раскольников
и посмотрел на неё.
По лицу Сони пробежали судороги, она горько заплакала).
- Разговор идёт на надрыве, на пределе человеческих возможностей. Зачем это
необходимо Раскольникову? Сказалась жестокость его натуры?
(Специально мучает Соню, чтобы испытать глубину её человеческого терпения,
«ненасытимого сострадания», её стойкости, истоки которой ему непонятны. Важно ему и
переубедить Соню, заставить пойти его дорогой.
Например, вопрос Раскольникова после клеветы Лужина, будто Соня украла сто
рублей, могла попасть на каторгу:
- Ну-с, так вот, если б вдруг всё это теперь на наше решение отдали: Лужину ли жить
и делать мерзости, или умирать Катерине Ивановне? Как бы вы решили: кому из них
умереть?
Если бы Соня ответила, что лучше жить Катерине Ивановне с детьми, то Раскольников
тем самым был бы ею оправдан (т.е. он тоже имел право убить старуху-процентщицу).
Но вопрос непонятен Соне, Она возражает: «И кто тут меня судьёй поставил: кому
жить, кому не жить?»).
Раскольников вдруг понимает, что перед Соней ему даже стыдней, чем перед своей
совестью.
- Сколько принесла Соня, когда впервые пошла на улицу? Символика цифр.
(30 целковых, молча отдала Катерине Ивановне,
30 копеек на опохмелье отцу.
Предательство отца и мачехи. За 30 сребренников Иуда продал Христа- цена
предательства. За 30 сребренников Катерина Ивановна продает чистую душу Сони).
- Почему Соня не кончает жизнь самоубийством?
(«А с ними-то что будет?»).
-Что понял Раскольников после разговора с Соней?
(«И тут только понял он вполне, что значили для неё эти бедные, маленькие дети-
сироты и эта жалкая, полусумасшедшая Катерина Ивановна с своею чахоткой и со
стуканьем об стену головой»).
- Жизнь тяжела и для Сони, и для Раскольникова. Но как воспринимают её герои?
(Раскольников протестует. Он не хочет принять жизнь такой, какая она есть. Теория
героя толкает его на путь насилия над другими. Идея и преступление Раскольникова
рождают конфликт в его душе, ведут к разъединению с людьми, заставляют героя
презирать себя больше всего за человечность и чуткость к страданиям других людей,
считая это проявлением слабости.
Пример с пьяной и обесчещенной девочкой на бульваре, за которой идёт жирный
франт.
Обратить внимание на иллюстрацию Э.Неизвестного «Между крестом и топором»
Слайд № 7
Иллюстрация Э. Неизвестного
«Между крестом и топором»
Соня идёт другой дорогой Она смиряется и страдает. Жизнь Сони строится по законам
самопожертвования. Она хочет, прежде всего, сама быть лучше. В позоре и унижении, в
условиях, казалось бы, исключающих всякую моральную чистоту, она сохранила в себе
чуткую и отзывчивую душу.
Во имя любви к людям Соня избирает путь насилия над собой, ради спасения других
идёт на позор и унижение).
-Что показалось странным Раскольникову у Сони?
(Соня и Лизавета дружили. У Сони «Новый завет» Лизаветы, её крестик).
-Раскольников настойчиво просит прочитать ему легенду о воскресении Лазаря. Как
реагирует Соня на просьбу?
(Соня недоумевает: «Зачем вам? Ведь вы не веруете?»).
-Обратите внимание, как меняется робкая, покорная Соня, когда затронута самая
сокровенная струна её души – вера в бога?
Слайд № 8
Иллюстрация Э. Неизвестного
Раскольников и Соня читают легенду
о воскресении Лазаря
начале чтения руки дрожали, голоса не хватало, не выговаривала первого слова, но
с третьего слова голос зазвенел и порвался, как натянутая струна, стыдится, что голос
дрогнет, дух пересекало, в груди восторженное волнение, вся дрожала.
И вдруг вся преобразилась.
Соня читает, желая, чтобы он, ослеплённый и неверующий, уверовал в Бога. Соня
ждёт чуда).
- Что мог испытывать в это время Раскольников? Что происходило в его душе?
Душевное состояние Раскольникова нам поможет романс «Моя свеча» в исполнении Ж.
Бичевской.
- Как раскрывается Соня для Раскольникова в этом эпизоде?
(Понял жертвенность Сони, её чистоту. Достоевский подводит читателя к мысли о
том, что единственная система нравственных ценностей, испытанная временем, -
Евангелие. Отказываясь от неё, человек невольно встаёт на путь зла, возвращаясь-
духовно возрождается.
Тоска по милосердию и взаимопониманию приводит Раскольникова к Соне и через неё
возвращает ему мир христианских ценностей.
Главное- люби других как себя, вот что главное).
- Вспомните, что больше всего поражает нас в отношениях людей друг к другу, когда
вы попадаете в Петербург Достоевского?
Слайд № 9
Иллюстрация И. Глазунова
«Петербург Достоевского»
(Бесчеловечность, люди разобщены нравственно одиноки, злорадны, жестоки.
Например, раздавленного телегой Мармеладова приносят в комнату, хозяйка кричит, т.к.
испачкали кровью пол).
- Что открылось Раскольникову, когда он познакомился с Соней?
(сцена признания в убийстве)
именем Бога на устах падает Соня на постель, но уже через минуту сжимает руку
убийцы. Этот жест многое говорит о ней: лишь на минуту оставляет она Раскольникова,
затем страстное, мучительное сочувствие и сострадание к нему заставляют её крепко
обнять Раскольникова и заплакать навзрыд).
- Каково выражение лица Сони в экстремальных ситуациях?
(Как у ребёнка. Дети - образ Христа, чистота души. Чистую душу помогла сохранить
христианская религия).
- Что испытывает в этот момент Раскольников?
(Раскольников, поражённый силой участия Сони, испытывает давно уже незнакомые
ему чувства: в этот момент душевные муки оставили его, две слезы выкатились из глаз и
повисли на ресницах.
Раскольникову открылся другой мир, мир Сони и Лизаветы, они живут по другим
законам, где главное- чуткость, любовь, сострадание. В отчаянии обращается он за
советом к Соне и слышит: «Пойди сейчас, сию же минуту, стань на перекрёстке,
поклонись, поцелуй сначала землю, которую ты осквернил, а потом поклонись всему
свету, на все четыре стороны, и скажи всем, вслух: «Я убил!». Тогда Бог опять тебе жизнь
пошлёт.
Слайд № 10
Иллюстрация.
Раскольников и Соня
Так Достоевский проводит библейскую идею о покаянии как способе духовного
исцеления согрешившего).
- Итак, сопоставление двух правд Раскольникова и Сони – помогает понять, что
источник обновления мира Достоевский видел не в переустройстве общества, а в
нравственном усовершенствовании личности.
О чём заставил задуматься роман?
(Что делать, чтобы изменить мир: протест или смирение?
Чем руководствоваться в жизни?
Как влияет на человека окружающая среда?).
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
- Сегодня мы вместе перелистали роман «Преступление и наказание», роман о
страдании, о необходимости и способности одного человека взять на себя груз боли и
скорби другого, разделить этот груз как бы поровну. «Вместе страдать пойдём»,- говорит
Соня Раскольникову, Но только любовь, чистая и бескорыстная, способна отважиться на
это «вместе». Подтверждение сказанному в словах Ф.И. Тютчева (на доске)
Слайд № 11
Кадр из фильма
Соня и Раскольников
Финал романа остался открытым. Рухнула идея Раскольникова.
Достоевский, осудив кровавую «пробу» своего героя, провёл его через все круги ада и
дал ему возможность возродиться для новой жизни. После духоты каморки Раскольников
увидел широкую и вольную степь (символ обновленной жизни).
«Их воскресила любовь»
Слайд № 12
Обложка книги
Этому можно по-человечески радоваться. Но нельзя забывать, что никакая любовь не
сможет воскресить раздавленного телегой Мармеладова, раздавленную жизнью Катерину
Ивановну («Заездили клячу! Надорвалась!»), тысячи других безвинных жертв.
Нельзя забывать, что несправедливый и жестокий мир остался, что в нём Лужин
проповедует свои идеи и не собирается добровольно уступать свои позиции.
Да и Соню с сиротами спасла не вера в Бога, а Свидригайлов, пошляк и циник.
Поэтому Достоевский так и не написал роман о переродившемся Раскольникове (т. е. не
всё так однозначно: какой дорогой идти).
Слайд № 13
Спасибо за урок!
Кадр из фильма
Домашнее задание.
Мини сочинение «В чём прав и в чём неправ Достоевский, противопоставляя
«правде» Раскольникова «правду» Сони Мармеладовой.
Приложение к уроку.
Карточки для самостоятельной работы
КАРТОЧКА №1.
Перечитайте главу 4 части 4, главу4 части 5, главу 8 части, изображающие три
встречи Раскольникова с Соней Мармеладовой. Впервые на страницах романа Соня
предстаёт перед нами в рассказе Мармеладова, затем в сцене гибели Мармеладова и,
наконец, в каморке Раскольникова.
1. Что подчёркивает писатель во внешнем облике Сони, изображая её в этих
сценах? Почему?
2. С какой целью приходит Раскольников к Соне в первый раз? Почему
разговаривает с ней безжалостным тоном? Почему задаёт ей вопросы, на
которые Соня не может ответить?
3. Почему во время разговора с Соней всплывает имя Лизаветы? Какую роль в
данной сцене играет Библия в старом кожаном переплёте? Почему при
чтении Библии Раскольников выбирает эпизод воскресения Лазаря? Какие
чувства борются в данный момент в душе Раскольникова? Какие аргументы
«необыкновенного человека» опровергает «слабенькая» Соня?
КАРТОЧКА №2.
1. С какой целью Раскольников приходит в каморку Сони во второй раз? После
каких событий? Что изменилось за это время? Что изменилось в настроении
Раскольникова и в его намерениях?
2. 2. Почему, прежде чем признаться Соне, Раскольников предложил ей решить
дилемму? Почему он признаётся Соне в убийстве?
3. Разговаривая с Соней, какую причину называет Раскольников среди главных,
толкнувших его на убийство? Почему? Может ли его понять Соня? Почему
Раскольников не сразу принимает совет Сони?
КАРТОЧКА №3
1. Над какими проблемами современности заставил вас задуматься роман
«Преступление и наказание»?
2. Что, на ваш взгляд, делать, чтобы изменить мир (протест или смирение,
сострадание)? В чём нравственная норма поведения человека в обществе? Чем
руководствоваться в жизни – разумом или верой?
3. Насколько влияет на судьбу человека среда, нравственная ответственность
человека за свои поступки?
Литература
Овчинников Л. В. Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» и фольклор
// Литература в школе. 1992. 3, 4.
Влащенко В. И. Начало изучения романа «Преступление и наказание» на уроках
литературы // Литература в школе. 1992. 5, 6.
Селезнев Ю. Слово воплощенное // Литература в школе. 1994. 2.
Росляков Л. Н. Нравственные ориентиры, без которых невозможно жить: Изучение
романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Литература в школе.
1994. 2.
Кожинов В. «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского // Литература в
школе. 1994. 5.
Тарасов Б. Н. Две Европы Достоевского: Вторая Европа Достоевского // Литература в
школе. 1995. 4, 5.
Гусакова Н. Л. Материалы к урокам по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и
наказание» // Литература в школе. 1996. 5.
Айзерман Л. С. Русская классика накануне XX века // Литература в школе. 1997.
1.
Малыгина И. М. Диалог героев А. Платонова и Ф. Достоевского // Литература в
школе. 1998. 7.
Тарасов Б. Н. Два пути Раскольникова. Закон «я» и закон «любви» // Литература в
школе. 1999. 3.