Методический материал "Искусство на уроках литературы и русского языка"

Публичное представление
собственного инновационного
педагогического опыта
«Искусство на уроках литературы и
русского языка»
учителя русского языка и литературы
ГБОУ КШ 1778
«Московский Шереметьевский
кадетский корпус»
Шабровой Светланы Анатольевны
Русское искусство – родной брат русской литературы.
У них одна и та же душа, одни и те же стремления,
одни и те же любви и ненависти упования, надежды
и задачи, одна и та же натура создателей и творцов.
В Стасов.
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и
познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в
нашу жизнь. Каждый человек, какую бы специальность он не выбрал для
того, чтобы быть по-настоящему культурным человеком, должен научиться
любить и понимать произведения искусства, знать творчество крупнейших
художников.
В развитии искусства, в характере и особенностях отдельных его
направлений большая роль принадлежит творческим личностям
художников, которых история назвала великими или замечательными, они
своей деятельностью участвуют в формировании и развитии современного
искусства.
Воспитать чуткость к красоте и через достижения искусства углубить
прочтение классики, привить любовь и развить интерес к изучению
живописи и литературе помогают нетрадиционные формы и методы урока.
Считаю, что такие уроки эффективны независимо от того изучают ли
ученики новый или обобщают уже пройденный материал. А главное, эти
занятия способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса ребят,
развивают эстетический вкус, умение понимать и ценить произведения
искусства, творческий потенциал. Приобщают ребят к тайне слова и
изображения поэта слова или художника, помогают понять
глубину содержания авторской мысли, дать верную оценку героям,
их поступкам, нарисовать их психологический портрет, а самое
главное, научить внимательно и вдумчиво читать и
интерпретировать прочитанное произведение.
Всегда очень тщательно подбираю вопросы для анализа текста и
репродукции картины, индивидуальные задания, которые
заставляют учащихся не просто воспроизводить содержание
произведения, но и вести диалог о прочитанном и увиденном,
рассуждать, сопереживать событиям и героям, испытывать
положительные эмоции, рассказывать о них, высказывать своё
мнение в дискуссии.
Традиционным стало на уроках литературы и русского языка обеспечение
условий для решения таких задач как:
- расширить представления учащихся о мире прекрасного:
- проанализировать увлекательную историю отечественной художественной
культуры 19-20 веков:
- в доступной форме показать учащимся те многообразные связи, которые
существуют между разными видами искусства – живописью и литературой.
Живо и интересно на уроках литературы проходит работа с репродукциями
русских художников. Представим, что мы находимся на выставке, где
представлены в хронологическом порядке по времени создания портреты
А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.А. Ахматовой – живописные,
графические, скульптурные. Экскурсия по такой галерее дает возможность
учащимся увидеть отличие представленных портретов по технике, жанру,
стилистике, способности постижения поэта, понять итоги творческих
дерзаний, мучительных поисков, талантливых постижений натуры каждого
из них: торжественность А.А. Пушкина, печаль М.Ю. Лермонтова, величие
А.А. Ахматовой.
Сравнительный анализ портретов А.С. Пушкина и «портрет в круге» М.Ю.
Лермонтова «В зеркале» дают возможность открыть учащимся новое ранее
ими не замеченное в поэтах, отметить их индивидуальность: предстать перед
обществом самим собой.
При изучении романа А.С. Пушкина «Дубровский» картина В.В. Пукирева
«Неравный брак» помогает учащимся почувствовать и пережить горькую
печаль и страдание Маши Троекуровой.
Богатство таинственных взаимосвязей человека с миром природы оттеняют
пейзажи И. Левитана «Золотая осень», Ф.Васильева «Оттепель».
Аллегорическое изображение природы, действенное отношение к красоте,
природе родного края – на полотне В.Л. Боровиковского «Зима. Старик,
греющий руки у камина».
Особое внимание на уроках литературы уделяю истории создания картин
«Прощай свободная стихия» И. Репина и И. Айвазовского, «Сокольники»
И. Левитана и Н. Чехова. Творческое исследование дает возможность
учащимся понять чувство, настроение, стремление соотнести природу с
состоянием героя художника.
Кадетский компонент предусматривает для учащихся обучение
литературы на сопоставительном анализе полотен В.И. Сурикова,
В.В. Верещагина, А.А. Дейнеки и художественных произведений
Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», Л.Н. Толстого «Севастопольские рассказы»,
«Война и мир», Ю.В. Бондарева «Горячий снег»,экскурсий в Третьяковскую
галерею, углубить знания о батальных сценах, отвергающих
несправедливые войны и прославляющих героизм русского народа.
Уроки, основанные на оригинальной организации учебного материала,
включают и практические занятия, которые предполагают такие виды
работы как:
- интерпретация произведения в контексте художественной культуры и
традиции;
- составление тематического словаря-тезауруса;
- подбирать соответствующей теме материала эпиграф, составлять простой и
сложный план,
- написание разножанровых творческих работ в соответствии и с
требованиями ЕГЭ;
- создание и показ собственных презентаций, видеороликов, плэйкастов.
Работа с литературными текстами и произведениями живописи позволяет не
только совершенствовать важнейшие речевые умения, но и сформировать
элементарные навыки анализа и выразительного чтения художественного
произведения и помогает реализовать шире идею межпредметных связей на
уроках литературы и русского языка.
Можно с уверенностью заявить: интегрированный урок имеет
психологическое преимущество: снимает напряженность, неуверенность,
помогает сознательному усвоению подробностей, фактов, деталей тем
самым обеспечивает становлению творческих способностей учащихся,
пробуждает интерес к предмету. Стремлюсь каждый день добиться
намеченных высот вместе с учениками. Убеждена, что не только умение
дать новые знания кадетам, но и познать новое от своих учеников - вершина
учительского счастья.