Конспект урока "Описание памятника А.С. Пушкину в Москве" 9 класс

ГБОУ АО «Вычегодская СКОШИ» Новик Надежда Григорьевна –
учитель русского языка и литературы
Конспект урока русского языка. Тема: «Описание памятника А.С.Пушкину в Москве»
(подготовка к сочинению «Памятник любимому поэту»). 9 класс.
Цели:
1.0 Образовательные:
1.1 познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры;
1.2 познакомить с особенностями сочинения - «Описание памятника»: научить
определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника, его
деталях, окружении;
1.3 закреплять умение отбирать и систематизировать материал по теме;
1.4 писать сочинение в определенном жанре, выбирать соответствующий теме тип
речи;
1.5 закреплять умение составлять самостоятельно план описания памятника;
1.6 конкретизировать понятия: «пьедестал», «постамент», «монумент», «архитектура»,
«скульптура», «статуя».
2.0 Развивающие и коррекционные:
2.1 развивать речевую деятельность самостоятельные связные высказывания в устной и
письменной форме;
2.2 развивать логическое мышление и память;
2.3 развивать навык чтения с губ;
2.4 следить за произношением учащихся;
2.5 развитие самостоятельности, чувств, эмоций.
3.0 Воспитательные:
3.1 развивать интерес к русскому искусству, историческому прошлому России.
Технология: технология коллективного способа обучения, диалоговая технология,
технология сотрудничества, здоровьесберегающие технологии, ИКТ.
Средства здоровьесберегающих технологий: выполнение санитарно-гигиенических
требований, регламентированных СанПиНами.
Методы: аналитическая беседа, работа с книгой, анализ эпизода, устное рисование,
выразительное чтение, словарная работа, рассказ учителя.
Формы: коллективная, частично индивидуальная, групповая
Эпиграф:
Ничего не боялся я столько,
Как жить в городе без истории,
Преданий и памятников.
Аполлон Григорьев.
Х О Д У Р О К А.
1.1 Различение предложений на слух.
Мы читаем, любим, заучиваем наизусть стихи А.С.Пушкина.
Имя Пушкина известно не только в нашей стране, но и далеко за ее пределами.
А.С.Пушкин оставил нам стихотворения и поэмы, повести и драмы.
В течение своей короткой, но плодотворной жизни Пушкин написал более 800 лирических
стихотворений.
Не меркнет с годами, а разгорается новым пламенем всенародная любовь к поэту.
1.2 Вступительное слово учителя:
Аполлон Григорьев сказал (обращение к эпиграфу): «Ничего не боялся я столько, как жить в
городе без истории, преданий и памятников». Как вы понимаете смысл высказывания А.Григорьева?
Почему автор боялся жить в таком городе?
У каждого города есть свои памятники. Это символы гордости и славы. Они языком искусства
рассказывают о подвигах на полях сражений и в мирном труде, о любимых писателях и ученых.
На одной из шумных площадей Москвы на высоком постаменте стоит бронзовая фигура поэта.
Она хорошо знакома не только москвичам, но и людям, живущим в отдаленных уголках нашей страны
и за рубежом.
На пьедестале даже зимой лежат живые цветы, и чьи-то заботливые руки всегда их обновляют.
Это памятник великому Пушкину А.С.
1.3.Постановка цели урока:
Сегодня на уроке мы должны подготовиться к сочинению-описанию памятника Пушкину в
Москве, а именно – собрать материал к данному сочинению. Запись в тетрадях темы урока. Но
невозможно описывать памятник, не зная его специфики, как скульптурного сооружения. По ходу
рассказа проведем словарно-лексическую работу.
2.1. Беседа о специфике памятника как скульптурного сооружения.
Что такое «памятник»?
Памятник – скульптура или архитектурное сооружение в память кого – чего – нибудь.
Памятник трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие, например, от
картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для
лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал. (Запись в тетрадях слов, синонимов,
объяснение значений слов учащимися, работавшими со словарями)
Пьедестал (от фр. Pied нога)
Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину,
стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: мрамор, гранит, бронза.
Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий
коллектив. Создатель памятника, автор его скульптор (ваятель). Над пьедесталом работает
архитектор, декоратор заботится об окружении, о деталях окружения памятника (фонари, ограда).
Показ слайдов.
2.2. Уточнение понятий « памятник архитектуры и скульптуры» (используется мультимедиа-
проектор для показа серии памятников архитектуры и скульптуры).
Учащиеся вспоминают лексическое значение слов:
Скульптура 1) искусство создания объемных художественных произведений путем резьбы,
высекания, лепки или отливки;
2) произведение такого искусства.
Архитектура – строительное искусство, зодчество.
Какие памятники искусства знаете с уроков истории?
(Через проектор демонстрируются памятники искусства; учащиеся определяют, какой памятник
перед ними скульптура или архитектурное сооружение.)
1) Собор Василия Блаженного (Покровский собор) 18век; находится в Москве на Красной
площади.
2)Екатерининский дворец 18век; находится в Пушкине (Царское Село) под Санкт
Петербургом.
3) Памятник Н.В.Гоголю в Москве (скульптура Н.В.Гоголя).
4) Триумфальная арка – 18век; находится в Москве.
5) Храм Покрова на Нерли – 17век; находится на Владимиро – Суздальской земле.
6)Памятник Петру 1 – в Санкт – Петербурге.
2.3 Дополнение предложений однородными членами предложения (запись в тетради).
Памятник - … произведение искусства, … , можно рассматривать с разных точек зрения: …,
…, … . Для лучшего обзора скульптура помещается на …( …).Обычно памятники стоят под
открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным: …, …, … .
Создатель памятника, автор его - … ( … ), над пьедесталом работает … ( … ).
(Словарь: трехмерное, объемное, спереди, сбоку, сзади, постамент, пьедестал, мрамор, гранит,
бронза, скульптор, ваятель, архитектор, зодчий.)
Чтение с доски групп слов:
Пьедестал, постамент;
скульптор, ваятель, художник, архитектор, зодчий, строитель;
скульптура, статуя, монумент (большой памятник);
памятник (кому?) Пушкину, скульптура (кого?) Пушкина.
3.1. Работа над конкретным материалом – описание памятника Пушкину в Москве.
Сообщения учащихся:
1) История создания памятника.
История создания памятника занимает длительный период. Идея создания памятника
Александру Сергеевичу Пушкину возникла после его смерти в 1837 году. Возникла мысль о
создании «народного памятника» в Михайловском, где поэт любил бывать.
В 1855 году восемьдесят два чиновника Министерства иностранных дел обратились к
правительству с прошением об открытии повсеместной в России подписки по сбору средств на
сооружение памятника в Санкт-Петербурге. Правительство дало разрешение. Многие люди:
рабочие, крестьяне, известные писатели, артисты – принимали участие в сборе средств на
создание памятника. К 1880 году было собрано сто шесть тысяч пятьсот семьдесят пять
рублей десять копеек.
2). Автор памятника – А.М.Опекушин.
Создатель памятника талантливый скульптор Александр Михайлович Опекушин (1838-1923).
Он много и тщательно работал над проектом памятника великому русскому поэту. Опекушин
заполнил изображениями фигуры Пушкина в самых разнообразных позах 10 больших альбомов,
сделал из глины и пластилина более 30 проектов памятника. Но в окончательном варианте
Опекушин придерживался первоначального замысла показать поэта, углубленного в свои мысли,
как бы обдумывающего новое произведение. Монумент Опекушина очень прост, не подавляет
своими размерами. Бронзовая фигура кажется очень естественной, живой.
3).Выяснение замысла, идеи памятника.
3.2. Выявить идею поможет сопоставление московского памятника с памятником Пушкину
скульптора М. Аникушина.( Показ слайдов.) Беседа с классом.
- В чем вы видите различия двух памятников?
- Возраст
- Окружение памятников
- Поза
- Черты лица, выражение лица
3.3. Вывод учителя:
Аникушин изображает Пушкина в момент чтения стихов. Все детали памятника: и поворот
кисти правой руки, и приподнятая голова, и живой, острый взгляд – подчеркивает страстность,
увлеченность поэта, его жизнерадостность. Это ранний Пушкин.
Опекушин воссоздает Пушкина зрелых лет. Это гениальный поэт, прозаик, историк, автор
«Капитанской дочки», «Истории Пугачева». Об этом напоминает и надпись на пьедестале:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал».
П о э т и ч е с к а я м и н у т к а.
Задание учащимся:
- Восстановите стихотворение А.С.Пушкина «Зимнее утро» и прочитайте выразительно.
(Учащимся раздаются отрывки из стихотворения, они расставляют их в нужном порядке и
выразительно зачитывают.)
3.4. Описание памятника А.С.Пушкина.
Беседа:
- В какое время изображает Пушкина А.М.Опекушин?
(Опекушин изображает Пушкина на прогулке, ведь их так любил поэт.)
- Как вы думаете, почему скульптор выбрал именно этот образ?
(Прогулки помогали ему мыслить, восстанавливали его душевное равновесие, давали пищу уму и
сердцу.)
- Дополните предложения:
Скульптура Пушкина выглядит очень естественно: правая рука … … …, левая - … … . Немного
выдвинутая вперед левая нога … … … . Голова …, глаза …, … смотрят на нас. Пушкин в
творческом размышлении: в лице … и даже грусть. Но весь общий внешний вид это образ …,
… человека.
Его одежда …, … , обычна для тех времен. На сюртук накинут длинный плащ, который падает
вниз складками.
Скульптура Пушкина стоит на … , на котором высечены строки из его стихотворения.
( Учащиеся дополняют предложения словами и словосочетаниями, отобранными при
выполнении домашнего задания).
-Запишите данный текст в тетради.
3.5 Словарная работа.
Пьедестал, постамент, скульптор, ваятель, художник, архитектор, статуя, монумент, цилиндр.
3.6. Определите тип речи своего сочинения.
В сочинении должно преобладать описание с элементами повествования, возможно рассуждения.
3.7. Примерный план сочинения:
Учащиеся работают в парах: сильные – составляют план самостоятельно; слабые – дополняют
недостающие пункты плана.
Планы обсуждаются, корректируются и записываются в тетради.
История памятника (где и когда был установлен).
Автор памятника – скульптор А.Опекушин.
Замысел художника.
Воплощение идеи памятника в его общем виде, деталях, в окружении.
Памятник – в пространстве улицы, площади.
Впечатление от произведения А.Опекушина.
4.1.Заключительное слово учителя:
Скульптор в холодном металле запечатлел состояние творческого вдохновения поэта, момент
зарождения стиха. Очень точно об этом писал А.В.Луначарский: «Пушкин это творчество.
Изобразить момент творчества необычайно трудно. Но всякий другой Пушкин, не творящий, есть
случайный Пушкин. Только Пушкин творящий - есть подлинный Пушкин».
4.2. Подведение итогов урока, выставление оценок.
4.3. Д/З - Подготовиться к сочинению.