Памятка по русскому языку и литературе 5-11 класс
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 7
г. Вязьмы Смоленской области
ПАМЯТКИ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 5-11 КЛАССОВ
Составила Чижик Ирина Николаевна,
учитель русского языка и литературы
2013
Вязьма
Рецензия
Рецензия – это анализ произведения, эпизода, его содержательной стороны и
художественных достоинств, авторской идейно - нравственной позиции, то
есть критический разбор.
Рецензия – это отзыв, цель которого – стремление разобраться в
прочитанном, где высказывается не только своя оценка произведения или
эпизода, но и частичный его анализ: обращается внимание на особенности
раскрытия идейного содержания произведения или эпизода, на роль
отдельных художественно-выразительных средств.
Чтобы грамотно написать рецензию, необходимо хорошо владеть
материалом, ориентироваться в нём. В противном случае рецензия получится
неубедительной!
Приблизительная схема работы над сочинением – рецензией
1. Внимательно прочитайте (или перечитайте) рецензируемый текст.
2. Укажите тему, главную мысль текста, как автор раскрывает их в этом
тексте.
3. Каково отношение автора к поднятой в тексте проблеме? Каково ваше
отношение?
4. В чём художественное своеобразие текста, какими средствами автор
достигает выразительности?
5. Ваша общая оценка прочитанного.
6. Главное: высказывайте своё мнение, рассуждайте, анализируйте, не
подменяйте пересказом содержание.
План самостоятельного анализа художественного произведения
1. История создания: когда написано произведение, какое место занимает
оно в творчестве автора, какие явления эпохи отражены.
2. Тема: избегая пересказа содержания, коротко сказать, что изображается
в произведении.
3. Проблема: основной вопрос (или вопросы), который ставится и
решается в произведении.
4. Идея: ответ, который даёт писатель на поставленный вопрос, то есть
главная мысль произведения. Показать, как с главной идеей связаны
второстепенные.
5. Направление, творческий метод: назвать метод (реализм, романтизм,
сентиментализм и т.п.), показать, какие характерные для данного
направления черты присущи ему.
6. Основные образы: дать групповые характеристики, выделить
индивидуальное своеобразие главного героя каждой группы.
7. Художественное своеобразие: 1) род (эпос, лирика, драматургия),
жанр. Например, «Поднятая целина» - произведение эпическое, роман;
2) сюжет, композиция. Найти основные элементы сюжета (экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация, развязка), охарактеризовать
построение сюжета; 3) пейзаж (своеобразие пейзажа и его роль в
раскрытии характеров и идеи произведения); 4) поэтика (привести
примеры эпитетов, сравнений, метафор, показать их художественную
роль в создании картин и образов; 5) язык героев и автора (показать
индивидуальное своеобразие языка героев, его роль в обрисовке
характера, употребление книжных и разговорных слов, архаизмов и
историзмов, неологизмов, диалектизмов; 6) особенности стиха (каким
стихотворным размером написано, какие рифмы).
8. Значение произведения: место произведения и его значение для
развития литературы и общественной жизни своего времени и
последующих эпох.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ЯЗЫКА
ТРОП – употребление слова или выражения в переносном значении.
ГИПЕРБОЛА – художественное преувеличение тех или иных свойств
изображаемого предмета. «В сто сорок солнц закат пылал» (В.Маяковский).
ИРОНИЯ – троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или
выражения в значении, противоположном буквальному. «Гвоздин, хозяин
превосходный,/ Владелец нищих мужиков» (А.С. Пушкин).
ЛИТОТА – художественное преуменьшение тех или иных свойств
изображаемого предмета. «В больших сапогах, в полушубке овчинном,/ В
больших рукавицах… а сам с ноготок!» (Н.А.Некрасов).
МЕТАФОРА – перенесение свойств одного предмета или явления на другой
по принципу их сходства, скрытое сравнение. «Покатились глаза собачьи/
Золотыми звёздами в снег» (С.А. Есенин).
МЕТОНИМИЯ – перенесение свойств одного предмета или явления на
другой по принципу их смежности (материал - изделие из него, содержимое -
содержащее, продукт -его производитель, действие-орудие действия и т.д.).
«И вы, мундиры голубые,/ И ты, послушный им народ» (М.Ю. Лермонтов).
ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – троп, состоящий в перенесении свойств человека на
неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность
метафоры. «Зима не даром злится,/ Прошла её пора - / Весна в окно стучится
/ И гонит со двора» (Ф.И.Тютчев).
ПЕРИФРАЗ – оборот, состоящий в замене названия предмета или явления
описанием их существенных признаков или указанием на их характерные
черты. «Улыбкой ясною природа/ Сквозь сон встречает утро года»
(А.С.Пушкин).
СИНЕКДОХА – перенесение значения одного слова на другое на основе
количественных соотношений: часть вместо целого, целое вместо части,
единственное число вместо множественного и т.д. «И гордый внук славян, и
финн, и ныне дикий/ Тунгус, и друг степей калмык» (А.С.Пушкин).
СРАВНЕНИЕ – сближение двух предметов или явлений с целью пояснения
одного из них при помощи другого. «как выжженная палами степь, черна
стала жизнь Григория». (М.А.Шолохов).
ЭПИТЕТ – художественное определение, придающее выражению образность
и эмоциональность. «Отговорила роща золотая/ берёзовым весёлым языком»
(С.А.Есенин).
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ – обороты речи, строящиеся на отступлении
от привычного речевого стандарта и придающие выразительность
художественной речи.
АНАФОРА – единоначатие, повторение слова или группы слов в начале
нескольких стихов, строф, фраз. «Люблю тебя, Петра творенье,/ Люблю твой
строгий, стройный вид» (А.С.Пушкин).
БЕССОЮЗИЕ – (асиндетон) – пропуск союзов между однородными членами,
придающий художественной речи компактность, стремительность,
динамичность. «Швед, русский – колет, рубит, режет,/ Бой барабанный,
крики, скрежет…» (А.С.Пушкин).
ГРАДАЦИЯ – цепь понятий или определений с постепенным нарастанием
или убыванием значимости». «Не жалею, не зову, не плачу…» (С.А.Есенин).
ИНВЕРСИЯ – нарушение привычного, естественного для русского языка
порядка слов. «Швейцара мимо он стрелой/ Взлетел по мраморным
ступеням» (А.С.Пушкин).
МНОГОСОЮЗИЕ – (полисиндетон) – намеренный повтор союза обычно в
начале смежных строк. «Ох, лето красное!/ Любил бы я тебя,/ Когда б не
зной, да пыль, да комары, да мухи». (А.С.Пушкин).
ПЛЕОНАЗМ – употребление слов, излишних для выражения мысли, с целью
усиления выразительности речи. «Мария Годунова и её сын Фёдор отравили
себя ядом. Мы видели их мёртвые трупы». (А.С.Пушкин).
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – оборот, в котором эмоциональная значимость
высказывания подчёркивается вопросительной формой, хотя на этот вопрос
ответа не требуется. «Куда ты скачешь, гордый конь,/ И где опустишь ты
копыта?» (А.С.Пушкин).
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ – обращение, носящее условный характер,
сообщающее поэтической речи нужную информацию: торжественную,
патетическую, ироническую. «А вы, надменные потомки,/ Известной
подлостью прославленных отцов…» (М.Ю.Лермонтов).
СИНТАКСИЧЕСКИЙ ПАРАЛЛЕЛИЗМ – торжественное или сходное
построение смежных фрагментов художественного текста (чаще –
стихотворных строк или строф). «Я звал тебя, но ты не оглянулась,/ Я слёзы
лил, но ты не снизошла». (А.Блок).
ЭЛЛИПСИС – стилистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого-
либо слова, легко восстанавливаемого из контекста. «Зверю – берлога,/
Страннику – дорога,/ мёртвому – дроги,/ Каждому – своё». (М.И.Цветаева).
ЭПИФОРА – повтор слов или сочетания слов в конце смежных стихов, строф
или фраз. «Деточка, / Все мы немножко лошади,/ Каждый из нас по-своему
лошадь» (В.Маяковский).
ПЕРИОД – (от греч. обход, окружность) – большое сложное законченное
предложение, разделённое отчётливой паузой на 2 части, которые
произносятся с повышением голоса. «как плавающий в небе ястреб…, так
Тарасов сын Остап налетел вдруг на хорунжего». (Н.В.Гоголь).
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ – экспрессивный синтаксический приём письменного
литературного языка: предложение интонационно делится на
самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные
предложения («И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь». (П.Г.Антокольский).
ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Член
предложения
Вопрос
Часть речи
Подлежащее
кто? что?
Имя существительное,
местоимение
Сказуемое
что делать? каков?
Глагол, имя прилагательное,
краткое прилагательное
Дополнение
падежные вопросы,
кроме именительного
Имя существительное,
местоимение
Определение
какой? чей?
Имя прилагательное
Обстоятельство
где? куда? откуда?
зачем? почему? как?
сколько?
Наречие, имя существительное
ЧАСТИ РЕЧИ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: кто? что?
2. Называет предмет.
3. Имеет постоянные признаки: одушевленное – неодушевленное (кто?
что?), собственное – нарицательное, род (женский, мужской, средний),
склонение (1 ж. р. и м. р. с окончанием –а-, -я-, 2 м.р. и с.р., 3 ж.р. без
окончания ).
непостоянные признаки: число (мн.ч и ед.ч.), падеж.
4. СКЛОНЯЕТСЯ (изменяется по падежам)
И.п (есть) кто? что?
Р.п (нет) кого? чего?
Д.п (рад) кому? чему?
В.п (вижу) кого? что?
Т.п (доволен) кем? чем?
П.п (думаю) о ком? о чем?
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
1. ВОПРОСЫ: какой? какая? какие? какое?
2. Называет признак предмета.
3. Зависит от имени существительного (род, число, падеж определяется по
имени существительному).
4. Имеет постоянные признаки: качественное (обозначают признаки
предметов, имеет степень сравнения, можно образовать краткую форму,
подобрать антонимы), относительное (обозначают материал, из которого
сделан предмет),
притяжательное (признак предмета по его принадлежности какому-нибудь
человеку или животному),
непостоянные признаки: род, число, падеж.
ГЛАГОЛ
1. ВОПРОСЫ: что делает? что делать? что будет делать?
2. Называет действие предмета и его состояние, процесс (прыгает, зеленеет,
радуется).
3. Имеет постоянные признаки: вид (совершенный, несовершенный),
спряжение (1,2).
непостоянные признаки: наклонение (изъявительное, условное,
повелительное), время (настоящее, будущее, прошедшее), лицо (1,2,3) число,
род.
4. Спрягаются (изменяется по лицам) только глаголы настоящего и
будущего времени.
Ед.ч. мн.ч
1 лицо я мы
2 лицо ты вы
3 лицо он они
НАРЕЧИЕ
1. ВОПРОСЫ: Где? Куда? Откуда? Почему? Зачем? Как? Когда? В какой мере?
В какой степени? В какой мере? Какое?
2. Обозначает признак действия, признак другого признака, признак
предмета.
3. Наречие не изменяется.
ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.
1. ВОПРОСЫ: Сколько? Какой? Какая? Какие?
2. Называет количество предметов (сколько?) – количественные
числительные, порядок предмета при счете (какой? какая? какие? какое?) –
порядковые числительные.
3. Имена числительные бывают:
- простые (из корня, корня и суффикса) три,
тринадцать
- сложные (из двух корней) пятьдесят
- составные (из нескольких слов) двадцать один
МЯГКИЙ ЗНАК НА КОНЦЕ СЛОВ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
ЧАСТЬ РЕЧИ
Ь ПИШЕТСЯ
Ь НЕ ПИШЕТСЯ
ИМЯ СУЩ.
Ж.р. 3скл.:
Дочь, ночь, тень
1.м.р.: плащ, меч
2.р.п., мн.ч.: (нет) туч,
рощ
ИМЯ ПРИЛАГ.
---------
В кратких именах
прилагательных:
Хорош, пахуч, свеж
ГЛАГОЛ
1.Неопред.форма
(инфинитив): беречь,
стеречь
2. 2 лицо ед.ч.:
приедешь, ругаешься
3. в повел.накл.: съешь,
назначь
------------
НАРЕЧИЕ
ВСЕГДА
ИСКЛЮЧЕНИЯ:
Уж, замуж, невтерпеж
ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ
1. 2 спряжение:
все глаголы на –ить– кроме: брить, стелить
7 глаголов на –еть– ненавидеть, смотреть, терпеть, обидеть, вертеть,
зависеть, видеть
4 глагола на –ать– слышать, гнать, держать, дышать
1 спряжение:
Все остальные глаголы.
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Поставь глагол в неопределенную форму, определи вид. Посмотри на что
оканчивается (-ить-, -еть-, ать- т.д.). Вспомни слова – исключения (помни о
родственных словах: слышать – услышать, гнать – пригнать). Определи
спряжение. Если 1 спряжение, то пиши – е – (3 лицо, мн.ч -ут-, -ют-), 2
спряжение – и – (3 лицо, мн.ч. -ат-, -ят-)
ПРАВОПИСАНИЕ - ТСЯ И – ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ
Задай к глаголу вопрос. Если в вопросе есть ь знак, то пиши его в глаголе,
если нет – то не пиши его в глаголе.
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ ГЛАГОЛОВ
1. -ЫВА-, -ИВА-, -ОВА-, ЕВА-.
Поставь глагол в форму 1 лица ед.ч., если нет изменений суффикса, то
пиши -ыва-, ива-
если превращается в суффикс -у-, -ю-, то пиши -ова-,-ева-
1 лицо, наст., буд., времени
Инфинитив
(формы прош. времени)
-у-, -ю-
-ова-(ть),-ева-(ть)
-ыва-, -ива-
-ыва-(ть), -ива-(ть)
(выращивать – выращиваю, забрасывать - забрасываю)
(горевать – горюю, бинтовать - бинтую).
2. Как выбрать букву для обозначения гласного звука?
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную
форму, посмотри на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем
времени.
ПРАВОПИСАНИЕ ГЛАСНЫХ НА КОНЦЕ НАРЕЧИЙ
1. С приставками на-,за-, в- пишется – о. С приставками из- (ис-), до-, с-
пишется –а. Можно проверять словом «окно» с предлогом: налево (на окно).
2. Без приставок пиши –о или –е.(крепко, певуче)
О - Ё ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц
Часть речи
В корне
В суффиксе
В окончании
Имя сущ.
Можно подобрать
родственное слово
с гласной е. то
пиши ё. Если нет
то - о. Если
сомневаешься -
посмотри в
словаре (шепот–
шептать, шофер)
Под ударением о,
без ударения е
(ключом, сердцем,
грушей)
Наречие
Как у имен
существительных.
Под ударением о,
без ударения е
(горячо, певуче)
Глагол
Как у имен
существительных.
Всегда под
ударением ё
(бережёшь)
КАК ПРОВЕРИТЬ БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ
1. УЗНАЙ ЧАСТЬ РЕЧИ.
2. РАЗБЕРИ СЛОВО ПО СОСТАВУ.
- ОКОНЧАНИЕ (ИЗМЕНЯЕМАЯ ЧАСТЬ СЛОВА)
КАК НАЙТИ ОКОНЧАНИЕ
ГЛАГОЛ
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
1. УЗНАЙ ВРЕМЯ.
- ЕСЛИ НАСТОЯЩЕЕ
ИЛИ БУДУЩЕЕ,
ПРОСПРЯГАЙ (ИЗМЕНИ
ПО ЛИЦАМ).
- ЕСЛИ ПРОШЕДШЕЕ –
ИЗМЕНИ ПО РОДАМ
ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ
ПО ПАДЕЖАМ) И ПО
РОДАМ
ПРОСКЛОНЯЙ (ИЗМЕНИ
ПО ПАДЕЖАМ)
(М.Р., Ж.Р., СР.Р.) И
ЧИСЛАМ.
ОРФОГРАММА В ОКОНЧАНИИ
1. НАСТОЯЩЕЕ И
БУДУЩЕЕ ВРЕМЯ.
ПОСТАВЬ В
НЕОПРЕДЕЛЕННУЮ
ФОРМУ.
все глаголы на –ить– кроме:
брить, стелить
7 глаголов на –еть–
ненавидеть, смотреть,
терпеть, обидеть,
вертеть, зависеть, видеть
4 глагола на –ать–
слышать, гнать, держать,
дышать ОТНОСЯТСЯ КО
2 спряжение.
Все остальные глаголы
1 спряжения.
2. ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ
ИЗМЕНИ ПО РОДАМ И
ЧИСЛАМ.
1. ПРОВЕРЬ ВОПРОСОМ
(КАКОЙ? КАКАЯ?
КАКОЕ? Т.Д.).
1. ОПРЕДЕЛИ СКЛОНЕНИЕ
- 1 СКЛОНЕНИЕ Ж.. и М
. РОД С ОКОНЧАНИЕМ –
А, - Я (ОНА, ОН)
- 2 СКЛОНЕНИЕ М. РОД
(ОН) БЕЗ ОКОНЧАНИЯ И
СР.РОД (ОНО)
- 3 СКЛОНЕНИЕ Ж. РОД
(ОНА), БЕЗ ОКОНЧАНИЯ.
2. ЗАМЕНИ СЛОВОМ:
1.СКЛ. ЗЕМЛЯ
2.СКЛ. ОКНО
3.СКЛ. РОЖЬ (СТЕПЬ)
- ОСНОВУ (У ГЛАГОЛА –ТЬ, -ТИ, -ЧЬ В ОСНОВУ НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ)
- КОРЕНЬ (ПОДБЕРИ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА)
ЕСЛИ ОРФОГРАММА В КОРНЕ: ПОСТАВЬ В СИЛЬНУЮ ПОЗИЦИЮ ИЛИ
ПОСМОТРИ В СЛОВАРЕ.
- СУФФИКС И ПРИСТАВКУ (ВСПОМНИ НАПИСАНИЕ СУФФИКСОВ И
ПРИСТАВОК)
Если глагол стоит в прошедшем времени, то поставь его в начальную форму, посмотри
на суффикс в основе. Напиши этот суффикс в прошедшем времени.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ
Точка ставится:
1. В конце повествовательного предложения: В мёртвом молчании лежала степь.
2. В том числе и перед союзами и, а, но, если ими начинается самостоятельное предложение:
Самые рискованные операции удаются лучше тщательно подготовленных, но чаще самые
крупные дела проваливаются из-за одного неверного шага.
3. 2. В конце предложения, выражающего повеление или просьбу (при спокойном тоне речи):
Напиши письмо.
Восклицательный знак ставится:
1. В конце восклицательных предложений: Какой чудесной стала жизнь!
2. После: а) обращений: Вперёд, друзья!; б) междометий: Бух! Ухнуло где-то в лесу.; в) слов
да и нет, стоящих перед предложением: Нет! Никогда я зависти не знал.
3. В конце предложений, выражающих повеление или просьбу, если они произносятся с
восклицательной интонацией: «Отворяй!» - сказал Пугачёв.
Вопросительный знак ставится:
1. В конце вопросительного предложения: Знаете ли вы украинскую ночь?
2. После прямой речи перед авторскими словами: «Давно ты замужем?» - спросил я её.
3. После косвенного вопроса вопросительный знак не ставится: Выясните у него, что нам
делать.
Многоточие ставится:
1. Для выражения незаконченности высказывания, а также перерыва внутри предложения,
который вызван волнением говорящего: Помогите мне собраться… А потом посидим
напоследок вместе, как сиживали когда-то…Давно…
2. Для обозначения пауз при описании быстро сменяющихся явлений: Хлынули потоки
дождя…запрыгал угловатый град…крутятся, вьются деревья…
3. Для обозначения недосказанности, которая сопровождается многозначительным
размышлением или сильным чувством: Разговор мальчиков угасал вместе с огнями…
4. В цитатах – для указания на пропуски слов и предложений.
Запятая ставится:
1. Для разделения однородных членов предложения: а) если они не соединены союзами:
Стал накрапывать редкий, мелкий дождь.; б) если они связаны противительными
союзами а, но, да (= но): И растёт ребёнок там не по дням, а по часам.; в) если они
соединены повторяющимися соединительными или разделительными союзами и-и, ни-ни,
да-да, или-или, либо-либо, то-то, не то-не то: Простим горячке юных лет и юный жар, и
юный бред.; г) если однородные члены соединены двойными союзами, то запятая ставится
перед второй частью двойного союза: Он хорошо знает как русский, так и немецкий язык.
2. Для выделения обращений: Куда так, кумушка, бежишь ты без оглядки?
3. Для выделения вводных слов и вводных предложений: Это показалось ему, по-видимому,
странным.
4. Для выделения междометий: Ах, как скоро ночь минула!
5. Для выделения слов да, нет, конечно, ладно, обозначающих подтверждение, согласие, и
слова что, употребляемого для вопроса: Да, были люди в наше время! Что, испугался?
6. Для выделения обособленных второстепенных членов: а) определений, особенно
причастных оборотов: Усталая, она замолчала. Небо, золотое и багровое, отражалось в
воде.; б) приложений: Могучий лев, гроза лесов, лишился силы.; в) деепричастий и
деепричастных оборотов: Закаркав, отлетела ватага чёрных ворон.; г) распространённых
обстоятельств: Несмотря на все мои старания, я никак не мог заснуть.; д) уточняющих
членов предложения: Недалеко от нас, выстрела за два, был аул.; е) дополнений,
вводимых предлогами кроме, помимо, вместо, сверх, за исключением: Все, кроме матери,
отправились на поле.
7. Для разделения сложносочинённых предложений с союзами: Дождь капал, ветер выл
уныло, и с ним вдали перекликался часовой.
8. Для отделения придаточных предложений от главного: Нужно такую жизнь строить,
чтобы в ней всем было просторно.
9. Для разделения предложений, входящих в состав бессоюзного сложного предложения:
Лошади тронулись, колокольчик загремел, кибитка полетела.
Точка с запятой ставится:
1. Для разделения распространённых однородных членов без союзов, особенно если внутри
них уже есть запятые: Но куклы даже в эти годы Татьяна в руки не брала; про вести
города, про моды беседы с нею не вела.
2. Для разделения предложений, входящих в состав сложного предложения и связанных
сочинительными союзами или без союзов, если они сильно распространены, если внутри
них есть уже запятые или если они достаточно самостоятельны по значению: У меня была
только синяя краска; но, несмотря на это, я затеял рисовать охоту.
3. Для разделения распространённых соподчинённых (однородных) придаточных
предложений: Был тот предночный час, когда стираются очертания, линии, краски,
расстояния; когда ещё дневной свет путается, неразрывно сцепившись с ночным.
Двоеточие ставится:
1. Перед однородными членами предложения после обобщающих слов: Нас было двое: брат
и я.
2. Перед предложением, обозначающим причину, доказательство или раскрывающим
содержание предыдущего и присоединяемым к нему без союзов: Сержусь-то я на самого
себя: сам кругом виноват.
3. Перед чужими словами или мыслями, изречениями, цитатами, когда они следуют за
словами автора без подчинительных союзов и союзных слов: Швейцар поразил его
словами: «Не приказано принимать».
Тире ставится:
1. Между подлежащим и сказуемым, если сказуемое выражено именем существительным,
числительным, инфинитивом глагола и связка отсутствует: Книга – источник знания.
2. После однородных членов предложения перед обобщающим словом: В поле, в роще, в
воздухе – всюду царствовало безмолвие.
3. Для выделения вводных слов и предложений, вставляемых в середину предложения с
целью пояснения или дополнения его: Тут делать нечего – друзья поцеловались.
4. Перед сказуемым, между сказуемыми или между подлежащими (в бессоюзном сложном
предложении) для выражения быстроты действия или перед неожиданной мыслью:
Шагнул – и царство покорил.
5. Для выражения резких противопоставлений: Я царь – я раб, я червь – я бог!
6. В бессоюзном сложном предложении: а) если первое предложение обозначает условие или
время: Много снегу – много хлеба.; б) если то, о чём говорится в одном, сравнивается с
содержанием второго: Молвит слово – соловей поёт.; в) если второе предложение
заключает в себе результат того или вывод из того, о чём говорится в первом: Хвалы
приманчивы – как их не пожелать?
7. Для выделения слов автора, когда они вставлены в прямую речь или когда они следуют за
прямой речью: «Выслушайте меня, - сказала Надя, - когда-нибудь до конца».
8. Между репликами диалога: «Но ведать я желаю: вы сколько пользы принесли?» - «Да
наши предки Рим спасли».
9. Между двумя словами, обозначающими место, время, количество. Здесь тире обозначает
«от…до»: На линии Горький – Москва ходят хорошо оборудованные теплоходы.
Скобки ставятся:
1. В скобки ставятся вводные слова и предложения, приводимые в качестве замечания, и
вообще различные пояснения или дополнения высказываемой мысли: В жаркое летнее
утро (это было в исходе июля) разбудили нас с сестрой ранее обыкновенного.
Кавычки ставятся:
1. Для выделения прямой речи: Могучий Олег головою поник и думает: «Что же гаданье?»
2. Для выделения слов, употребляемых не в своём обычном значении; слов, употребляемых
иронически; слов, впервые предлагаемых или, наоборот, устарелых, а так же слов
необычных: Как человек опытный, дельный, Зверьков начал наставлять меня на «путь
истины». Рано весной, как только сойдёт снег и станет обсыхать «ветошь», т.е.
прошлогодняя трава, начинаются «палы», или лесные пожары.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАУРА
1. В.Ф. Греков, С.Е. Крючков, Л.А. Чешко. Русский язык 10-11 класс. М.: Просвещение,
2011 год.
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Дидактические игры "Глагол" 5-7 класс
- Дидактические игры "Имя числительное" 7-8 класс
- Презентация "Технологическая карта модели урока. Род неизменяемых существительных" 6 класс
- Презентация "Род неизменяемых существительных" 6 класс
- Технологическая карта урока "Род неизменяемых существительных" 6 класс
- Конспект урока "Род неизменяемых существительных" 6 класс