Конспект урока "Цепная и параллельная связь предложений в тексте"

1.Небеснюк Ольга Николаевна
2. МБОУ лицей №1 г. Славянск-на-Кубани
3. Учитель русского языка и литературы
На современном этапе развития образования технология педагогической
мастерской признана одним из современных способов ведения урока. Разработка
урока «Цепная и параллельная связь в тексте» основана на соблюдении методики
построения мастерских. В качестве основных элементов технологии
педагогической мастерской в рамках урока находят реализацию следующие
методические приёмы: индукция, самоконструкция, социоконструкция,
социализация, разрыв, творческое конструирование знания, рефлексия.
Первое задание педагогической мастерской (индуктор) должно мотивировать
учащихся на их дальнейшую творческую деятельность. Важно, чтобы индуктор
помог создать проблемную ситуацию, сформировать вопросное состояние у
ребенка, требующее открытия новых знаний о предмете. Индуктором в процессе
урока выступает текст. В результате работы с данным индуктором учащиеся
преодолевают этап самоконструкции, в результате которого детьми создаются,
открываются собственные гипотезы. Они сами на основе собственного
наблюдения получают знания, представления, которое необходимо предъявить
группе или всем участникам мастерской. Все это происходит на следующем этапе
социализации - когда ребята делятся своими наблюдениями о тексте и
«псевдотексте» с членами группы, а затем совместно выводят признаки текста.
Элементы самоконструкции и социализации находят реализацию и на следующем
этапе, когда учащиеся получают задание поработать с двумя тестами и обводят те
средства, при помощи которых связаны предложения в 1 и 2 текстах. Открытие
нового знания на данном этапе реализуется через ассоциативно-образное
мышление. Вид сцепления позволяет вызвать в представлении ребенка живой
образ цепи и параллельных линий.
Важную роль в ходе занятия и главную нагрузку несет этап разрыва. Важно,
чтобы у участника мастерской в этот момент возникло осознание неполноты или
несоответствия старого знания новому, внутренний эмоциональный конфликт,
подвигающий к углублению в проблему. Дети с удивлением вновь делают
открытие перед ними появляется текст, который на первый взгляд не обладает
выявленным ими признакам текста. Именно поэтому первое впечатление у них
может слоиться ошибочным. Но они узнают, что это текст Н.В. Гоголя, в котором
реализуется художественный замысел автора- показать через речь героя весь ужас
и трагизм его положения.
Рефлексия последний и обязательный этап отражение чувств, ощущений,
возникших у участников во время проведения мастерской. Это богатейший
материал для рефлексии самого мастера, для усовершенствования им
конструкции мастерской, для дальнейшей работы
Урок «Цепная и параллельная связь предложений в тексте»
-Ребята, перед вами на столах находятся небольшие отрывки. Ознакомьтесь с
ними и попытайтесь ответить на вопрос, можно ли назвать их текстами.
Поделитесь своими предположениями друг с другом в группах.
Текст1.
Незабываемое впечатление оставила гроза в деревне. Громом называется явление
в атмосфере, сопровождающее молнию. Началась она вечером. Светлая заря, ещё
не закрытая чёрной приближающейся тучей, озаряла ровным светом нашу
спальню. Люблю грозу в начале мая, когда весенний первый гром, как бы резвяся
и играя, грохочет в небе голубом. Вдруг страшный громовой удар потряс весь
дом, и полил дождь, не прекращавшийся в течение целого часа. Вызывается
колебаниями воздуха в результате быстрого нагревания и расширения воздуха на
пути молнии. Сквозь незанавешенные окна постоянно видна была молния. Не
смолкавшие ни на минуту раскаты грома сковали нас и держали в состоянии
непрекращающегося страха. Казалось, что какая-то сила сносит наш домик,
стоящий на высоком берегу реки и ничем не защищённый от ветров. Гремят
раскаты громовые, вот дождик брызнул, пыль летит, повисли перлы дождевые, и
солнце нити золотит.
- Да, действительно, этот отрывок нельзя считать текстом. Тогда, в соответствии с
вашими наблюдениями давайте выведем основные признаки текста:
1) завершённость, смысловая законченность, которая проявляется в
полном (с точки зрения автора) раскрытии замысла и в возможности
автономного восприятия и понимания текста;
2) связность, проявляющаяся, во-первых, в расположении предложений в
такой последовательности, которая отражает логику развития мысли
(смысловая связность); во-вторых, в определённой структурной
организованности, которая оформляется с помощью лексических и
грамматических средств языка;
3) цельность, которая проявляется во вместе взятых связности,
завершённости и стилевом единстве.
-Ребята, давайте вновь обратимся к нашим отрывкам и попытаемся ответить на
вопрос, сколько авторов рассказывают о грозе? На основании чего вы
определили?
-То есть мы с вами можем добавить ещё один признак текста. (стилевое единство)
-Ребята, любой текст представляет собой соединение предложений по
определенным правилам. Предложения могут связываться в один текст по-
разному. А вот как мы с вами сейчас и установим.
Перед вами 2 текста. Определите, желательно обведите в кружок те средства, при
помощи которых связаны предложения в 1 тексте. Обсудите выявленное в
группах.
В одной стране за стеклянной
горой, за шелковым лугом стоял
нехоженый, невиданный густой
лес. В том лесу, в самой его
чащобе, жила старая медведица. У
этой медведицы было два сына.
Когда медвежата подросли, то
решили пойти по свету искать
счастья.
Но счастья на чужой земле, вдали
от матери братья не нашли и
вернулись на родину. Там и
прожили они счастливо до конца
своих дней.
Лес поздней осенью был
хорош. Выпал первый снег.
Кое-где на берёзках еще
оставался жёлтый лист. Ели и
сосны казались зеленее, чем
летом. Сухая осенняя трава
выглядывала из-под снега
жёлтой щёткой. Мёртвая
тишина царила кругом, точно
природа, утомлённая летней
кипучей работой, теперь
отдыхала.
-Образ какой фигуры или предмета у вас возникает, когда вы видите подобный
виз связи (цепь). Ребята, а почему цепь так названа (каждое новое звено
«цепляется» за предыдущее, образуя единство). Назовите мне те единицы, при
помощи которых происходит сцепление предложений в единый текст
(лексические повторы, синонимы, местоимения и др.)
- А теперь обратимся ко второму тексту. Можем ли мы выделить здесь
сцепляющие элементы? Если бы мы с вами представили, что каждое предложение
это прямая линия, то как бы вы расположили данные линии, чтобы показать
положение предложений в тексте (параллельно). Да, действительно, перед нами
второй вид связи предложений в тексте- параллельный. Ребята, если не при
помощи лексических средств, повторов, синонимов, тогда при помощи чего, как
вы думаете, организуется смысловое единство второго текста? (параллелизм их
структуры; единство форм выражения сказуемых.)
- Мы с вами вспомнили признаки текста, открыли два вида связей предложений в
тексте, а теперь я предлагаю вам познакомиться еще с одним фрагментом. Ваша
задача- доказать или опровергнуть утверждение, что перед вами текст.
(осуществляется работа в группах)
Сегодня, однако ж, меня как бы светом озарило: я вспомнил тот разговор двух
собачонок, который слышал я на Невском проспекте. "Хорошо, - подумал я сам в
себе, - я теперь узнаю все. Нужно захватить переписку, которую вели между
собою эти дрянные собачонки. Там я, верно, кое-что узнаю". Признаюсь, я даже
подозвал было к себе один раз Меджи и сказал: "Послушай, Меджи, вот мы
теперь одни; я, когда хочешь, и дверь запру, так что никто не будет видеть, -
расскажи мне все, что знаешь про барышню, что она и как? Я тебе побожусь,
что никому не открою". Но хитрая собачонка поджала хвост, съежилась
вдвое и вышла тихо в дверь так, как будто бы ничего не слышала. Я давно
подозревал, что собака гораздо умнее человека; я даже был уверен, что она
может говорить, но что в ней есть только какое-то упрямство. Она
чрезвычайный политик: все замечает, все шаги человека. Нет, во что бы то ни
стало, я завтра же отправлюсь в дом Зверкова, допрошу Фидель и, если
удастся, перехвачу все письма, которые писала к ней Меджи.
(Высказывания от группы)
- Ребята, перед вами отрывок из художественного произведения «Записки
сумасшедшего» Н.В. Гоголя. Вы прекрасно понимаете, что речь здорового
человека точна, логична, имеет смысловую целосность, характеризуется
последовательностью изложения мыслей, чего нельзя сказать о человеке, который
не является психически здоровым. Его речь порой бессвязна, лишена логической
взаимосвязи. Он может путаться, сбиваться, повторяться и так далее. В данном
отрывке как раз и реализован художественный замысел автора- показать через
речь героя весь ужас и трагизм его положения.
-Сейчас перед вами будет стоять нелегкая задача. Вам нужно преобразовать этот
текст таким образом, чтобы предложения в нем были связаны цепной и
параллельной связью.
(Социализация)
-Рефлексия
-Ребята, чему вы учились на уроке?