Конспект урока "Диалектная лексика"

Урок на тему: «Диалектная лексика»
Тема урока: Диалектная лексика.
Цели урока знакомство с диалектной лексикой как особым пластом
русского языка, развитие интереса к живой народной речи и устному
поэтическому творчеству.
Оснащение карточки с диалектными словами, корзина, хворостина.
Ход урока
I. В начале урока звучит народная музыка. Учитель обращается к классу:
-Добрый день! Вместе с привычным школьным звонком нас позвала сегодня
на урок народная музыка. Это не случайно. Тема нашего урока –
«Диалектная лексика». Мы отправимся в индивидуальное путешествие по
городам и деревням нашей Родины. Представьте, что вы приехали в гости к
бабушке, которая живет в деревне Тамбовской области.
(Разыгрывается костюмированная сценка «Бабушка и внучка». Учитель (в
роли бабушки) подзывает ученицу (внучку) к столу, на котором стоит
корзина и лежит хворостина:
-Внученька, поищи-ка вереньку: что-то никак её не найду…Ой, да ведь она
веренька –то! А теперь возьми жичину да прогони канок с огорода. Не
знаешь, что такое жичина?! И про канок тоже не слыхала?!
Выясняется, какие слова, которых девочка не слышала раньше, произнесла
бабушка. Дается толкование их:
веренька-«корзина», «жичина-«хворостина», канка-индейка».
-Слова веренька, жичина, канка- диалектные. Их употребляют жители
определенной местности.
Проводится терминологическая работа.
-Диалект разновидность общенародного языка. Говор - мельчайшая
единица диалектного деления языка, например: говор села Подлесного
Сосновского района Тамбовской области, рязанские говоры, псковские
говоры. Говоры объединяются в наречия. В русском языке два наречия
южное и северное. Говорам южного наречия, как и русскому литературному
языку, свойственно акающее произношение: а и о в безударном слоге звучит
одинаково: {акно}, {карова}. Так говорят в Курской, Тамбовской, Рязанской
и других областях, расположенных к югу от Москвы.
Говоры северного наречия – окающие. В Архангельской, Вологодской ,
Костромской областях произносят: {окно}, {корова}. Между северным и
южным наречиями располагаются среднерусские говоры, среди которых
встречаются как акающие, так и окающие. Диалекты (наречия, говоры)
изучает раздел языкознания, называемой диалектологией.
Учитель отмечает характерные особенности диалектной лексики.
- Народные говоры – свидетели русской истории. Они сохранили
названия предметов крестьянского быта, традиционной одежды, пищи,
орудий труда. Слова, употребляемые только в определенной местности,
могут отличаться от общеупотребительных слов особенностями
произношения (святы- «цветы», хвартук-«фартук»), ударения (мука, было),
словообразования (волчиха-«волчица», спервака-«сперва»),
морфологическими особенностями (например, отсутствием категории
среднего рода: (высокий) крылец – «крыльцо», (свежая) масла – «масло»).
Иногда общеупотребительные слова используются в говорах в
несвойственном для литературного языка значении (барсук – «детеныш
дикого кабана»). Наконец, говорам известна лексика, не имеющая
родственных слов в литературном языке.
Учащиеся исполняют по ролям сказку «Кочеток и курочка».
Жили курочка с кочетком. Пошли они в лес по орехи. Кочеток залез на
орешню орехи рвать, а курочке велел на земле подбирать. Вот кинул кочеток
орешек и попал курочке в глазок. Курочка пошла – плачет. Едут мимо бояре
и спрашивают:
- Курочка, курочка! Что ты плачешь?
-Мне Кочеток вышиб глазок.
-Кочеток, кочеток! На что ты курочке вышиб глазок?
-Мне орешня портки разорвала.
-Орешня, орешня! На что ты кочетку портки разорвала?
-Меня козы подглодали.
-Козы, козы! На что вы орешню подглодали?
-Нас пастухи не берегут.
-Пастухи , пастухи! На что вы коз не бережете?
-Нас хозяйка блинами не кормит.
-Хозяйка, хозяйка! На что ты пастухов блинами не кормишь?
-А у меня свинья опару пролила.
-Свинья, свинья! На что ты у хозяйки опару пролила?
-У меня волк поросенка унес.
-Волк, волк! На что ты у свиньи поросенка унес?
-Я есть захотел.
Выясняется значение слова кочеток: кочет-«петух» (в южнорусских
говорах).
Вопрос к классу:
- Почему в сказках, песнях, частушках нередко встречаются диалектные
слова?
Звучит стихотворение С.Есенина «В хате».
Пахнет рыхлыми драченами;
У порога в дежке квас,
Над печурками точеными
Тараканы лезут в паз.
Вьется сажа над заслонкою,
В печке нитки пепелиц,
А на лавке за солонкою-
Шелуха сырых яиц.
Мать с ухватами не сладится,
Нагибается низко,
Старый кот к махотке крадется
На парное молоко.
Квохчут куры беспокойные
Над оглоблями сохи,
На дворе обедню стройную
Запевают петухи.
А в окне на сени скатые,
От пугливой шумоты,
Из углов щенки кудлатые
Заползают в хомуты.
-Для чего автор использует диалектную лексику?
Группа ребят знакомит одноклассников с народной игрой «Корчма».
Корчмой в старину называли трактир, постоялый двор. Правила игры.
Назначаются хозяин и хозяйка, остальные игроки выбирают названия
различных домашних предметов (печь, стол, самовар, рушник, ложка,
махотка и т.д.). Хозяева ведут беседу, упоминая то один предмет, то другой.
Услышав своё название, нужно повернуться вокруг себя. Невнимательные
игроки штрафуются; выполняют задания хозяев.
-Хозяин, не затопить ли нам печь?
-Отчего же не затопить? Только сначала со стола прибери.
-Да стол у нас чистый. А вот куда рушник девался?
-Посмотрите на печке, хозяюшка!
-Да у нас печки-то нет!
-А самовар у нас есть?
-Есть, есть! На столе стоит, закипает.
-А вот стола-то у нас и нет!
-А махотка где?
-Какая махотка? Та, что рушником накрыта?
-Где же ты видишь рушник? А ну, неси самовар!
-Да нет у нас самовара. Пойду ложку поищу.
- И ложки тоже нет. Осталась одна махотка. А теперь, вещи дорогие,
потешьте нас! Ты, стол, загадай загадку, а ты, печка, отгадывай. Ты, рушник,
расскажи сказку. А ложка да самовар пусть частушки поют!
В качестве письменного упражнения предлагается правильно
распределить слова в два столбика: 1)общеупотребительные и 2)диалектные.
К…рзина, волк, кочет, утирка, к …чели, веренька, бирюк, п…тух,
п…л…тенц.., рели.
Задание на дом: составить 2-3 словарные статьи с диалектными
(областными) словами по образцу:
Махотка,-и, ж.обл.-Глиняной горшок. Махотка из-под молока.
Подводя итог урока, учитель говорит о необходимости учения народных
говоров, о внимании и уважении, которых заслуживают сельские жители –
носители диалектной речи.