Презентация "Обучающие изложения" 8 класс
Подписи к слайдам:
- Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
- Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития — чтение.
- Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.
- Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.
- Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
- Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня. Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны. Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — свое время.
- (383 слова)
- (По Д. С. Лихачеву)
- Меня спрашивают: какую роль сыграла в моей жизни книга? А ведь это похоже на то, как если бы спросили: какую роль играет в вашей жизни воздух?
- Читать я научился в четыре года. Как, вероятно, и многие из вас, сначала читал вывески, а уж потом стал читать книги.
- Первую книгу помню. Называлась она «Али-Баба и сорок разбойников». Это была дешевая лубочная книжонка с очень пестрой и очень страшной обложкой. О чем там шла речь — не скажу, не запомнил. Вероятно, вся энергия уходила тогда на процесс чтения, и сообразить, о чем в книге говорится, — силенок уже не оставалось.
- Читал сказки. Особенно любил Андерсена. Читал популярную в те годы детскую писательницу Лидию Чарскую, хотя надо мной и смеялись, говорили, что это «девчоночье» чтение.
- Потом — резкий скачок. Читаю все, что нахожу в папином шкафу. Папа мой — на войне, на фронте, можно хозяйничать в его книгах, сколько захочется. А хочется уже много и постоянно. Читаю Диккенса, Конан-Дойля, Марка Твена.
- Потом читаю буквально все, что читает мама, даже тех авторов, которых читать восьмилетним или девятилетним, пожалуй, рановато: Достоевского, Толстого, Леонида Андреева, Писемского...
- Книги мне заменяли в то время друзей, сверстников, которых у меня в раннем детстве не было. Настоящие друзья появились только в школе имени Достоевского.
- Если бы не друзья — друзья-люди и друзья-книги, — я никогда не смог бы стать писателем.
- Еще один большой скачок в моем духовном развитии — это знакомство с Маршаком, с Максимом Горьким, с Евгением Шварцем. Новые друзья, новые интересы, новые книги.
- Конечно, я жалею, что не удалось мне учиться в университете. Самоучка всегда тратит сил и времени больше, чем тот, кто получает образование систематическое, школьное.
- Если еще раз обратиться к сравнению книги с воздухом, то надо признаться, что воздух, которым я дышал, не всегда был абсолютно чистым. Я прочел много такого, без чего легко можно было обойтись. Но вот об этом я почему-то жалею не очень. Я с благодарностью вспоминаю не только Пушкина, Державина, Чехова, Толстого, Шекспира, Диккенса, Герцена, Бунина, Гюго, но и Лидию Чарскую, и Али-Бабу с его сорока разбойниками.
- (335 слов)
- {По Л. Пантелееву)
Год создания - 1853
Памятник Святому Владимиру -крестителю Руси- В своем нынешнем виде монумент на Владимирской горке настолько привычен, что невозможно вообразить его иным.
- Для успешного создания монумента немало потрудился видный скульптор Петр Клодт. Первоначальный проект бронзовой фигуры князя с крестом был в 1849 году изменен и высочайше завизирован. Он принял уже почти нынешний вид, только Владимир держал в руке православный восьмиконечный крест.
- Тот же Клодт выполнил модели для скульптурного оформления постамента. Сам этот восьмигранный пьедестал высотой 16 метров был сооружен из кирпича и облицован чугуном. На пьедестале встречаются различные рельефные изображения: композиция «Крещение Руси», покровитель Киева — Архистратиг Михаил, звезда и крест российского ордена Св. Владимира. Если присмотреться, видно, что буквы «СРКВ» — Святой Равноапостольный Князь Владимир — в середине орденской звезды перевернуты: чего-то, видно, недоучли литейщики с Лугненского завода Калужского уезда.
- У подножия фигуры изображены оружие, символы плодородия, факел просвещения.
- В начале прошлого столетия сюда в хорошую погоду стекались толпы гуляющих. Были проложены удобные дорожки, высажены деревья и кустарники, установлены скамейки, беседки, устроен фонтан, даже сооружен чайный павильон.
- Но центральным сооружением по-прежнему оставался памятник. Городские власти то и дело норовили благоустроить его на свой вкус. Чугунный постамент одно время покрывался светлой краской и только скульптурные детали оставались неокрашенными.
- Более удачной оказалась идея осветить крест Святителя Руси. Первоначально для этого использовались газовые рожки, но в 1895 году на средства мецената Семена Могилевцева сделали электрическое освещение из нескольких десятков лампочек. Напряжение бесплатно подавалось от трамвайной электросети.
- В ночной тьме этот свет был виден издалека, и писателю Михаилу Булгакову навсегда запомнилось, как «лучше всего сверкал электрический белый крест в руках громаднейшего Владимира на Владимирской горке».
- Кстати, модернизированные светильники и сегодня ослепительно сияют на кресте над пьедесталом.
- (267 слов) (По материалам газет)
- 1. К какому типу речи относится текст?
- 2. Каким стилем написан текст?
- 3. Какова основная мысль текста?
- 4. Сколько частей в тексте?
- 5. Как выражена авторская позиция в тексте?
- 6. Определите лексическое значение слова литейщик.
- 7. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
- 8. Каким способом словообразования образовано слово издалека?
- 9. Назовите средства связи предложений в тексте.
- 10. Определите морфологическую принадлежность слова облицован в данном тексте.
- Прохожу по подземному переходу возле гостиницы. Впереди нищий музыкант в черных очках сидит на скамеечке и поет, подыгрывая себе на гитаре. Переход в это время почему-то был пуст.
- Поравнялся с музыкантом, гребанул из пальто мелочь и высыпал ему в железную коробку. Иду дальше. Случайно вложил руку в карман и чувствую, что там еще много монет. Что за черт! Я был уверен, что, когда давал деньги музыканту, выгреб все, что было в кармане.
- Вернулся к музыканту, снова гребанул из пальто жменю мелочи и высыпал ему в железную коробку.
- Отошел шагов на десять и, снова сунув руку в карман, вдруг обнаружил, что там еще много монет. В первый миг я был так поражен, что впору было крикнуть: «Чудо! Чудо! Господь наполняет мой карман, опорожняемый для нищего!»
- Но через миг остыл. Я понял, что монеты просто застревали в глубоких складках моего пальто. Их там много скопилось. Почему же я в первый и во второй раз недогреб монеты? Потому что делал это небрежно и автоматически. Потому что, увы, был равнодушен к музыканту. Тогда почему же все-таки гребанул из кармана мелочь?
- Скорее всего потому, что много раз переходил подземными переходами, где сидели нищие с протянутой рукой, и довольно часто по спешке, по лени проходил мимо. Проходил, но оставалась царапина на совести: надо было остановиться и дать им что-нибудь. Возможно, бессознательно этот мелкий акт милосердия перебрасывался на других. Обычно по этим переходам снует множество людей. А сейчас никого не было, и он как бы играл для меня одного.
- Впрочем, во всем этом что-то есть. Может быть, и в большом смысле добро надо делать равнодушно, чтобы не возникало тщеславия, чтобы не ждать никакой благодарности, чтобы не озлиться оттого, что тебя никто не благодарит. Да и какое это добро, если в ответ на него человек тебе благо дарит. Значит, вы в расчете и не было никакого бескорыстного добра. Кстати, как только мы осознали бескорыстность своего поступка, мы получили тайную мзду за свое бескорыстие. Отдай равнодушно то, что можешь дать нуждающемуся, и иди дальше, не думая об этом.
- Но можно поставить вопрос и так. Добро и благодарность необходимы человеку и служат развитию человечества в области духа. Товарообмен духовными ценностями (благодарность в ответ на добро), может быть, еще более необходим человеку, чем торговля. (363 слова)
- (По Ф. Искандеру)
- МИЛОСЕРДИЕ — сострадательное, доброжелательное, заботливое, любовное отношение к другому человеку; противоположно равнодушию, жестокосердию, злонамеренности, враждебности, насилию.
- Вы помните Маленького Принца? Чтобы вернуться на свою планету, он должен был умереть на Земле. Сколько лет прошло, уже Автор Принца умер и улетел на свою планету, а Маленький Принц все еще бродит по Земле.
- Недавно я встретил его. Это было на маленькой станции, где поезда стоят не больше минуты. Когда все поезда ушли, все пассажиры уехали и приехали, а зал ожидания заперли на замок до рассвета, ко мне подошел Маленький Принц.
- Он очень изменился. Вырос, повзрослел, поседел. Но в его глазах отражалась его планета.
- Мы сидели на скамейке у запертых дверей. Нам было холодно. Мы молчали. Потом он сказал:
- — Поезда неудобный вид транспорта. У них на пути слишком много расставаний.
- Я не ответил. Я подумал: может быть, он говорит во сне. Нас опять соединило молчание. Я спросил:
- — А почему вы тогда не улетели?
- — Не получилось. Для того чтоб вернуться, я должен умереть на Земле, а у меня не получается. — Он вздохнул. — Я прошел всю войну, побывал в таких местах, где жизнь совершенно невозможна. И всюду находился кто-то, кто умирал за меня. Вы думаете, один солдат из-за меня домой не вернулся? Я просил приговоренного к смерти: тебе это не нужно, а мне нужно, позволь мне за тебя умереть. Но он отвечал: мне будет легче умереть, зная, что ты живешь. Я просил мать умирающего ребенка позволить мне умереть за ее ребенка. Она мне сказала; если ты умрешь, его детство ему не понадобится.
- Люди привыкли умирать за других, но далеко не все умирают вот так, осмысленно.
- Старый Маленький Принц... Как он прожил все эти годы? Наверно, не от радости он поседел. Сколько лет он бродит по дорогам, оставляя на каждой станции клочки своей детской души, — потому что души ведь не старятся, они либо рождаются старыми, либо остаются юными до конца.
- — Послушайте, вы уже не маленький...
- — И не Принц...
- — В детстве вы рассказали прекрасную сказку, но одно в ней вызывает сомнение: неужели для того, чтобы попасть на свою планету, нужно непременно умереть на Земле?
- — Иначе не долетишь. Каждый человек должен стремиться к своей планете.
- (341 слово)
- (По Ф. Кривину)
- Каждый день шли дожди. В конце концов земля так напиталась водой, что не брала в себя больше ни капли влаги.
- Крупные капли дождя разбивались о землю, превращаясь в пыль и мельчайшие брызги. Дождь лил в безветрии. Казалось, не будет теперь ему ни конца ни края.
- Дождь прошел, а у реки начиналось самое гулянье. Выйдя из берегов, она залила где луга, а где и поле зеленого овса, золотой уже ржи, белой цветущей гречихи. До моего слуха стал доноситься однообразный слабенький писк. Я прислушался и понял, что пищит не одно существо, а несколько, и где-то очень близко, чуть ли не у моих ног.
- Сделав несколько шагов по берегу, я увидел крохотную ямочку, оставленную некогда коровьим копытом. В ямке, сбившись в клубочек, барахтались крохотные существа, беспомощные, как все детеныши.
- Мне захотелось узнать, чьи это детеныши, и я стал оглядываться. Из-за верхушки ольхи, судорожно, непрерывно загребая лапками, чтобы удержаться на одном месте (течение сносило ее), глядела на меня своими черными бусинками выхухоль. Встретившись со мной глазами, она быстро, испуганно поплыла в сторону, но невидимая связь с коровьим копытцем держала ее, как на нитке. Поэтому поплыла выхухоль не вдаль, а по кругу. Она вернулась к ольховому кусту и снова стала глядеть на меня, без устали гребя на одном месте.
- Копытце при нормальной высоте было далеко от берега. Значит, можно было предположить, что мать, когда вода хлынула в нору, сумела перетащить детенышей на сухое высокое место.
- Выхухоль держалась на воде метрах в двух от меня, что невероятно для этого крайне осторожного, крайне пугливого зверька. Это был героизм, это было самопожертвование матери, но иначе не могло и быть: ведь детеныши кричали так тревожно и так призывно!
- Я ушел, чтобы не мешать матери делать свое извечное дело — спасать своих детей. Может быть, она перетащит их еще на новое место.
- Я направился домой. Поддавшись невольной сентиментальности, я думал о том, что у меня тоже есть дети. Я старался вообразить бедствие, которое по масштабу, по неожиданности, по разгулу и ужасу было бы для нас как этот паводок для бедной семьи зверушек.
- Перебрав все, что подсказывало воображение, я остановился на самом страшном человеческом бедствии. Название ему — война.
- В небе летели птицы, созданные из огня и металла. Если бы они и могли теперь взглянуть со своей высоты на землю и на меня, идущего по ней, то я им показался бы куда мельче, чем полчаса назад казались мне слепые, озябшие детеныши выхухоли, лежащие на самом краю земли и стихии.
- (396 слов) (По В. Солоухину)
- В 1899 году Виктор Михайлович Васнецов открыл в Москве свою первую персональную выставку. Центральным произведением на ней стала картина «Богатыри». Много лет она занимала творческое воображение мастера, став самым любимым его детищем. Понятно то волнение, с каким выносил на суд публики Васнецов свою картину, над которой трудился свыше восемнадцати лет. Встреча оказалась весьма доброжелательной. Высокую оценку картине дал Стасов. «Эти «Богатыри», — писал он, — выходят словно дружка к «Бурлакам» Репина. И тут и там — вся сила и могучая мощь русского народа...»
- В словах знаменитого критика блестяще выражена основная идея картины — идея силы и могущества русского народа. В «Богатырях», как и в картинах «После побоища», «Аленушка», не иллюстрируется какой-либо конкретный былинный эпизод. Сюжет определен самим художником в результате его собственного прочтения народных былин. Изображенные на богатырском выезде всадники, по словам ху- дожника, «примечают в поле, нет ли где ворога, не обижают ли где кого?»
- В центре группы богатырей-побратимов — главный герой Илья Муромец. Открытое лицо его спокойно и мужественно, движения неторопливы и уверенны. Слева от Ильи — княжеский дружинник Добрыня Никитич. Весь он — порыв и смелость. Справа — самый молодой богатырь Алеша Попович, лукавый и смекалистый, ловкий и находчивый. Лицо его мужественно и одновременно лирично, движения мягки и вкрадчивы, линии силуэта подчеркнуто плавны. В своих характеристиках богатыри индивидуальны и выразительны. Они наделены всеми качествами, которые приписывает им народный эпос. Они могучи и справедливы, мужественны и сплочены. Поэтому так едина и цельна их группа, воспринимаемая могучим утесом на фоне широкого и привольного русского пейзажа. Изображенные так, как будто мы смотрим на них чуть снизу вверх, фигуры богатырей царят в картине, производя впечатление монументальности и величия, огромной физической мощи. Картина в полной мере выразила глубину понимания Васнецовым особенностей и истоков русского национального народного характера.
- (277 слов)
- (По Л.И. Иовлевой)
- Николай Иванович Пирогов внес в отечественную хирургию научную ответственность и христианское сострадание.
- Умение сохранять хладнокровие в тот момент, когда человек корчится под твоим ножом, было обязательным для профессионального хирурга XIX века. У Пирогова так не получилось: чем больше он усваивал медицинских секретов, тем чувствительнее относился к чужой боли.
- Так, Пирогов сначала исследовал действие эфира для наркоза на себе.
- Способность к состраданию помогла совершить и другое открытие. Пирогов долго искал способ для лечения переломов. Во время Кавказской войны он пытался сращивать кости раненых, стягивая их крахмальными повязками. Он почти не отходил от прооперированных и проделал сотни километров пешком, сопровождая госпитальные телеги и следя за состоянием своих пациентов. Постоянная сосредоточенность на этой проблеме дала результат. В Москве знакомый скульптор привел Пирогова в мастерскую: врач неожиданно пришел в восторг от гипсовых форм, которые скульпторы используют на промежуточном этапе.
- С годами хирургическое мастерство Пирогова достигло таких высот, что его операции сравнивали с гениальными музыкальными произведениями. Но сам он все глубже задумывался о тайне жизни и смерти, осознавая, как мало одних медицинских средств для избавления человека от страданий.
- В то время многие военачальники относились к раненым примерно так же, как к убитым: выбыл из строя — человека нет. Особенно страшным это равнодушие было при обороне Севастополя в 1855— 1856 годах. Покалеченные герои после битвы нередко лежали прямо на земле. О гигиене никто не задумывался, Пирогов же понимал необходимость строгих гигиенических правил. Одно это спасло десятки тысяч — от заражений и от гангрены.
- При участии Пирогова была создана Крестовоздвиженская община сестер милосердия. Прибывшие в Севастополь сестры с крестами на одеждах исполнили даже больше, чем ожидалось.
- Он до конца жизни хотя бы один день в неделю принимал бесплатно больных на дому. «Все должны сначала научиться быть людьми», — часто повторял Пирогов. Он добивался всеобщего начального образования, искал благотворителей для студентов и открывал воскресные школы.
- Слава о Н.И. Пирогове как выдающемся человеке и хирурге глубоко укоренилась в памяти русского народа.
- (308 слов)
- (По А.И. Кульбе)
- СОСТРАДАНИЕ - жалость, сочувствие, вызываемые чьим-нибудь несчастьем, горем. Инстинктивное участие к боли и страданию другого человека.
- В Свящ. Писании: сопереживание страдающему или разделение с ним скорби.
- Милосердие – готовность помочь кому-нибудь или простить кого-нибудь из сострадания, человеколюбия.
- Сочувствие – отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других.
- 1. К какому типу речи относится текст?
- 2. Каким стилем написан текст?
- 3. Какова основная мысль текста?
- 4. Сколько частей в тексте?
- 5. Как выражена авторская позиция в тексте?
- 6. Определите лексическое значение слова христианский.
- 7. Какие изобразительно-выразительные средства использует автор?
- 8. Каким способом словообразования образовано слово бесплатно?
- 9. Назовите средства связи предложений в тексте.
- 10. Определите морфологическую принадлежность слова один в данном тексте.
- Куприн услышал эту историю от Григория Мерцалова, преуспевающего банкира, благополучного, богатого человека, который был известен как образец порядочности и благодетельности. Но только жизнь этого человека в юности была трудной, безрадостной, тоскливой. Что вспоминает Григорий Мерцалов?
- Отец Мерцалова из-за болезни потерял работу, все сбережения ушли на лекарства и на лечение; он искал работу; униженно выпрашивал милостыню; его ругали, считая его тунеядцем; пригрозили отправлением в полицию… Он помышляет о самоубийстве, идет в парк. Но вот здесь происходит встреча с незнакомцем. И, благодаря ей, во-первых, Мерцалов остался жив; во-вторых, в комнате Мерцаловых все изменилось: мальчики затопили печь, поставили самовар; Мерцалов принес булочки, чай, горячее на деньги, которые дал ему доктор; в-третьих, через некоторое время Мерцалов нашел работу, Машутка выздоровела, мальчики начали учиться в гимназии.
- Действие происходит накануне праздника Рождества. Рождество – религиозный праздник, день рождения Христа. Существует такое понятие – рождественский рассказ, святочный рассказ.
- "Чудесный доктор" (1897), опубликованный в рождественском номере газеты «Киевское слово», написан в жанре святочного рассказа. Для этого жанра характерно описание чуда, спасающего человека в трагической ситуации. Цель таких рассказов – помочь забыть житейские заботы и поверить в чудо, почувствовать атмосферу семейного праздника, пробудить в сердцах любовь и милосердие. Поэтому выстраивается рассказ таким образом: в определённой жизненной ситуации в результате чуда обиженный обстоятельствами герой забывает о несчастье, и всё кончается удачно, как в сказке.
- В России готовили к Рождеству специальные сборники, существовала традиция семейного чтения вслух святочных рассказов. «Чудесный доктор» относится именно к таким произведениям. Но в своем рассказе Куприн подчеркивает реальность случая. И даже подчеркивается, когда и где: «В Киеве лет около 30 назад».
- Главный герой рассказа назван то незнакомцем, то доктором, а его фамилию мы узнаем только по записи аптекаря на ярлыке лекарства: «По рецепту профессора Пирогова». Слова «незнакомец», «доктор», «профессор Пирогов» возникают попутно при описании событий. Каждое новое определение постепенно знакомит нас с каким-то новым качеством героя.
- Какими качествами обладал Н.И. Пирогов ? Лучшими качествами: скромностью, добротой, состраданием к чужой беде, сочувствием, милосердием.
- Есть много людей, нуждающихся в чьей-либо помощи. Такую помощь оказывают благотворительные фонды.
- Например, фонд «Доброе сердце» газеты «Аргументы и факты» помогает больным детям, он существует с 2003 года.
- Руководитель проекта «АиФ. Доброе сердце» - Маргарита Широкова. Этот фонд оказывает материальную помощь больным людям.
- Есть благотворительный фонд «Подари жизнь». Одним из его учредителей является наша соотечественница актриса Чулпан Хаматова. Этот фонд поддерживает детей с онкологическими заболеваниями.
- Значит, есть еще среди нас люди неравнодушные. Значит, живет еще на земле Добро, Сочувствие, Сострадание, Милосердие.
- Подготовила Бурмистрова Р.А.
ИЗДАТЕЛЬСТВО
ЭКЗАМЕН
ДИКТАНТЫ ИЗЛОЖЕНИЯ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
ФГОС ■
класс
КО ВСЕМ ДЕЙСТВУЮЩИМ УЧЕБНИКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА
Контроль и коррекция знаний
Развитие орфографических, пунктуационных умений
Формирование коммуникативной компетенции учащихся
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Презентация "Прямое и переносное значения слова" 5 класс
- РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ по русскому языку для подготовки к ЕГЭ учении (ка/цы) 10 класса
- Презентация "Сложное предложение. Виды сложного предложения. Задание А9"
- Презентация "Смысловые частицы"
- Презентация "Знакомимся с буквой и звуком"
- Итоговый тест по русскому языку 1 класс