ЕГЭ-2025 Сочинение по русскому языку "Задание 27"

Подписи к слайдам:
ЕГЭ-2025 Сочинение по русскому языку Задание 27 Составитель презентации: Чиркова Е.Н., учитель русского языка и литературы

Так выглядит задание 27

Напишите сочинение-рассуждение по проблеме исходного текста «В чем состоит смысл и цель жизни человека?».

Сформулируйте позицию автора (рассказчика) по указанной проблеме.

Прокомментируйте, как в тексте раскрывается эта позиция. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, важные для понимания позиции автора (рассказчика) и поясните их. Укажите и поясните смысловую связь между приведенными примерами-иллюстрациями.

Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста. Включите в обоснование пример-аргумент, опираясь на читательский, историко-культурный или жизненный опыт. (Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра).

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту),не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

К 1 Отражение позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста.

  • Сформулировано верно
  • Сформулировано неверно, не сформулирована

1 балл/

0 баллов (К2 и К3 -0 баллов)

К 2 Комментарий к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста.

  • Есть 2 примера-иллюстрации из текста, важных для понимания позиции автора, дано пояснение и указана и пояснена смысловая связь.
  • Есть все, но смысловая связь не указана, или не пояснена, или пояснена неверно.
  • Приведен и пояснен только один пример.

3 балла

2 балла

1 балл

К4 Собственное отношение к позиции автора (рассказчика) по указанной проблеме исходного текста

  • Отношение сформулировано, обосновано, есть пример-аргумент
  • Заявлено формально (согласен/не согласен), но есть пример-аргумент.

2 балла

1 балл

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ СОЧИНЕНИЯ

СОДЕРЖАНИЕ СОЧИНЕНИЯ

СТРАТЕГИЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ

ШАГ 1 – ФОРМУЛИРУЕМ ПОЗИЦИЮ АВТОРА, отталкиваясь от заданного проблемного вопроса

Вдумчиво читаем текст, чтобы понять, как на проблемный вопрос, названный в задании №27, отвечает автор (=позиция автора).

  • В текстах публицистического стиля нередко позиция автора заявлена явно. Ее можно процитировать или, опираясь на текст, сформулировать своими словами.
  • В текстах художественного стиля она, как правило, подразумевается, ее нужно формулировать самим.

ПРОБЛЕМА ТЕКСТА – ЭТО ВОПРОС, НАД КОТОРЫМ РАЗМЫШЛЯЕТ АВТОР =проблемный вопрос

Рассматривая ту или иную проблему, автор, как правило, стремится разрешить ее, ответить на поставленные вопросы, дать идейную оценку, то есть выразить свою позицию по проблеме. Обычно проблема выражается в тексте при помощи ключевых слов – это повторяющиеся слова, синонимы или просто схожие по смыслу слова, связанные общим смыслом.

В 2024-25 гг. проблемный вопрос по тексту формулируется составителями контрольно-измерительных материалов

Идея произведения – это выражение авторского отношения к изображаемому, соотнесение изображенного с утверждаемыми писателем идеалами жизни и человека. Применительно к сочинению формата ЕГЭ можно сказать, что идея текста совпадает с позицией автора.

Позиция автора = ответ на проблемный вопрос, заявленный в задании.

Как научиться не завидовать? Верить пословице: «И на нашей улице будет праздник». Верить метафоре, предложенной М.М. Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе посплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако это хотя и срабатывает как предохранительных клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут. Вот почему лучше не злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться его успеху, восхититься – и о чудо! – он откроет вам секреты успеха, более того, в чем-то и поможет. Его же легко понять: кругом завидуют, а тут нашелся один искренне радующийся. Как не любить такого, как ему не помочь!

В.К. Харченко

Варианты начала сочинения:

В.К. Харченко размышляет над тем, как человеку научиться не завидовать. (проблема)// Как научиться не завидовать? Над этим вопросом размышляет автор текста, предложенного для анализа. В.К. Харченко считает, что…

(далее формулируем ПА, то есть ответ в 2 аспектах, опираясь на 2 примера из текста).

В данном случае текст уже начинается с вопроса, в котором и сформулирована проблема: как научиться не завидовать? Так чаще всего бывает в публицистических текстах, так как цель таких текстов – воздействие на читателя, формирование у него определенного отношения к обсуждаемым в тексте вопросам.

В первом абзаце сочинения мы записываем проблемный вопрос и ответ на него, то есть позицию автора.

Как научиться не завидовать? Верить пословице: «И на нашей улице будет праздник». Верить метафоре, предложенной М.М. Пришвиным: хороший грибник не боится народа в лесу. Он знает: его гриб от него не уйдет. Если зависть очень сильна, то разрешают себе посплетничать, поперемывать косточки счастливчику, однако это хотя и срабатывает как предохранительных клапан обиды и досады, но путь тупиковый: человек по лицу прочитает, что недавно вы его обсуждали, глазки вас выдадут. Вот почему лучше не злословить, а, наоборот, приблизиться к счастливчику, искренне порадоваться его успеху, восхититься – и о чудо! – он откроет вам секреты успеха, более того, в чем-то и поможет. Его же легко понять: кругом завидуют, а тут нашелся один искренне радующийся. Как не любить такого, как ему не помочь!

Как научиться не завидовать? Над этим вопросом размышляет автор текста, предложенного для анализа. В.К. Харченко считает, что человек должен верить в свою удачу и искренне радоваться успехам других людей.

Или

1 абзац

Проблемный вопрос + позиция автора

В.К. Харченко размышляет над тем, как человеку научиться не завидовать. Автор считает, что человек должен верить в свою удачу и искренне радоваться успехам других людей.

РАССМОТРИМ ТЕКСТ В.РАСПУТИНА (заявленный проблемный вопрос: «Какую роль играет природа в формировании личности человека?» Ищем то, что может подсказать ответ на вопрос. Текст публицистический.

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

РАССМОТРИМ ТЕКСТ В.РАСПУТИНА:

Как и с чем действительно можно сравнить красоту Байкала? Не станем уверять, что прекраснее Байкала нет ничего на свете: каждому из нас люба и мила своя сторона, и для эскимоса или алеута, как известно, его тундра и ледяная пустыня есть венец природного совершенства и богатства. Мы с рождения впитываем в себя воздух, соли и картины своей родины, они влияют на наш характер и в немалой степени организуют наш жизненный состав. Поэтому недостаточно сказать, что они дороги нам, мы – часть их, та часть, которая составлена естественной средой; в нас обязан говорить и говорит её древний и вечный голос. Бессмысленно сравнивать, отдавая чему-либо предпочтение, льды Гренландии с песками Сахары, сибирскую тайгу со среднерусской степью, даже Каспий с Байкалом, можно лишь передать о них свои впечатления. Всё это прекрасно своей красотой и удивительно своей жизнью.

Вариант 1 абзаца

Какую роль играет природа в формировании личности человека? Над этим вопросом размышляет автор текста, предложенного для анализа. В. Распутин считает, что родная природа влияет на формирование характера человека и его отношение к миру.

Позиция автора не всегда бывает словесно заявлена в тексте и мы, как читатели, должны выявить ее по другим признакам. Иногда позиция автора прослеживается напрямую:

  • Слова-маркеры (главное, самое важное, надо, нужно …): «Чрезвычайно важно понимать, что книга, как ничто, насыщает душу».
  • Оценочная лексика (отличный, прекрасный, чудесный, скверный, гадкий, нахальный…): «Зло агрессивно и наступательно, поэтому силам добра не следует расслабляться и нужно быть готовым к противостоянию».
  • Средства выразительности речи (риторические восклицания): «Как много в этом ума и чувства красоты
  • Вводные слова выражают чувства-отношения автора: «К сожалению, невоспитанные люди встречаются часто».
  • Побудительные предложения: «Так что учитесь у великих: размышления об их жизни, творческой судьбе помогут вам лучше понять себя».

Косвенное выражение позиции автора можно обнаружить в поступках, мыслях героев текста, с помощью художественных средств. Чаще это происходит в текстах художественных. В этом случае задайтесь вопросами:

  • Положительные или отрицательные качества проявляются в поступках героя?
  • Как к герою относятся другие персонажи?
  • Согласен ли автор с героем или нет?
  • Что хотел сказать автор, показывая речь, мысли, поступки своего героя?

Позиции автора и рассказчика

могут не совпадать!

Автор может вести свой рассказ от своего лица или от имени одного из героев, но если употребляется местоимение «Я» в тексте художественного стиля, то мы все-таки имеем дело с рассказчиком! Между автором и рассказчиком нельзя ставить =

Такое несовпадение есть в тексте Л. Андреева :

Я до сих пор помню эту банку с тушью. С утра она стояла на столе возле отцовских чертежей, а к полудню на листе ватмана невесть откуда появилась огромная чёрная клякса, сквозь которую смутно проглядывали результаты кропотливого недельного труда...

— Сергей, скажи честно: ты пролил тушь? — строго спросил отец.

Нет. Это не я.

— Кто тогда?

— Не знаю... Наверное, кошка.

Кошка Машка, мамина любимица, сидела на краю дивана и как-то испуганно смотрела на нас своими жёлтыми глазами.

— Что ж, придётся её наказать. С этого момента вход в дом ей за­казан. Будет жить в чулане. Впрочем, может, всё-таки не она винова­та? — испытующе посмотрел на меня отец.

— Честное слово! Я здесь ни при чём! — ответил я, глядя ему прямо в глаза...

Через пару дней Машка бесследно исчезла, видимо, не стерпев несправедливого изгнания из дома. Мама была огорчена. Отец же больше никогда не вспоминал этот случай. Забыл, наверное. А свой футбольный мяч я всё-таки отмыл от предательских чёрных пятен...

Тогда я был наивно убеждён: отношения между людьми важнее всего, главное — не огорчать родителей. А что касается кошки... Она просто животное, ни говорить, ни думать не умеет. И всё-таки до сих пор в любых кошачьих глазах мне видится немой укор... (Г. Андреев )

Пример ошибочного формулирования позиции автора по тексту Л.Андреева:

«Автор убеждает нас в том, что самое важное – сохранить хорошие отношения между людьми».

Вместо позиции автора изложено мнение героя-рассказчика, поэтому позиция автора подменяется мнением героя.

Позиция автора в тексте не заявлена прямо. Однако в размышлениях героя-рассказчика о своём поступке слышится голос больной совести. Не случайно наказание кошки названо несправедливым, а в кошачьих глазах Сергей читает «немой укор». Следовательно позиция автора такова:

Автор осуждает героя-рассказчика, убеждая нас в том, что бесчестно и низко перекладывать свою вину на другого, тем более это недопустимо в отношении беззащитного животного, которое не может ответить и постоять за себя.

Герой – пример положительных качеств

Герой –пример отрицательных качеств

Автор согласен с героем, одобряет его поведение

Автор не согласен с героем, осуждает его поведение

Позиция автора

Художественный текст, в котором словесно позиция автора не выражена

Даже если автор прямо не говорит о своем отношении к герою, а герой поступает, с вашей точки зрения, неправильно, приносит зло другим людям, то, вероятно, автор думает так же, как вы.

Как же найти авторскую позицию в отрывке из художественного произведения?

  • Выписать имена героев текста. Если герои противопоставлены в тексте, можно нарисовать небольшую схему, например: хорошие – плохие, друзья – враги, главный герой – остальные герои. Такая схема позволяет выйти на проблему и авторскую позицию многих текстов, в которых говорится о человеческих взаимоотношениях
  • Около имени каждого героя текста можно написать его основную реплику или основной поступок, описанный в тексте. Это может вывести на разницу в точках зрения по тому вопросу, который волнует автора, то есть по проблеме.
  • Если в тексте есть диалог или монологи, помним: «хороший герой» (тот, который выражает авторскую позицию) обычно говорит больше и убедительнее остальных.
  • Автор всегда на стороне того героя, который совершает правильные, хорошие поступки.
  • После внимательного прочтения текста, составления схем и разметки задайте себе простой вопрос: что хотел сказать автор на примере поступков героев? Ответ на этот вопрос и будет формулировкой авторской позиции.

Комментарий – обязательная часть сочинения, в которой находит отражение позиция автора: цитата, пересказанный фрагмент текста, указание на сюжетный или композиционный элемент, а также на средства выразительности. Именно комментарий авторской позиции показывает, насколько глубоко и полно понят исходный текст.

ШАГ 2: ПИШЕМ КОММЕНТАРИЙ

Комментарий – это отклик автора сочинения на прочитанный текст.

  • Покажите ход мысли автора, как именно он приходит к ответу на проблемный вопрос;
  • на какие примеры опирается;
  • как подводит читателя к определенному выводу, развивает свою мысль.

Автор идет от мысли к слову, а читатель – от слова к мысли!

Читая текст, связываем его с проблемным вопросом, который нам обозначили, находим в тексте 2 примера-иллюстрации, важных для понимания проблемы текста и в комментарии поясняем значение этих примеров и анализируем смысловую связь между ними. Задача комментария (в конце) показать, как автор приходит к ответу на проблемный вопрос, то есть связать проблему с позицией автора.

При комментарии важно избегать!!! простого пересказа текста, т.е. комментарий строится на втором и третьем уровне понимания текста.

Ваша комментирующая часть должна состоять из указанных смысловых блоков. Смысловая связь между примерами должна быть не только названа, но и проанализирована.

Таким образом, в комментарии лучше выделить 3! абзаца:

  • пример-иллюстрация 1 с пояснением+ микро-вывод
  • пример-иллюстрация 2 с пояснением+ микро-вывод
  • указание смысловой связи и ее анализ.

Анализ смысловой связи

+ микро-вывод (возврат к 1 аспекту ПА)

+ микро-вывод (возврат к 2 аспекту ПА)

Что такое пример-иллюстрация и его пояснение

  • Пересказ, косвенное цитирование (автор считает, что… )
  • Указание на фрагменты текста
  • Цитирование (полное, выборочное)
  • Анализ средств выразительности / указания на средства выразительности

Как можно привести примеры из текста?

  • Указание номера абзаца («В третьем абзаце текста…»)
  • Указание номеров предложений («…описание современной молодёжи (предложения 1–3)»)
  • Указание места в тексте («…в конце текста звучит призыв»)
  • Любые способы цитирования

Что такое пояснение примера-иллюстрации?

  • Объяснение / обоснование роли / места / значения выбранного примера в тексте в связи с авторской позицией
  • или

  • Пояснение более широкого типа (нравственная, этическая и т.п. оценка примера)
  • или

  • Эмоциональная оценка примера / оценочная характеристика / различные тезисы или выводы учащегося
  • или

  • Пояснение, содержащее минимальный пояснительный / комментирующий элемент: указания на действия автора (что делает автор, как он рассуждает, как выстраивает мысль).

В качестве примера-иллюстрации из текста можно использовать:

1

2

Речевые клише для комментирующей части сочинения (публицистический текст)

Пример-иллюстрация

  • Автор вспоминает… что / о чём…
  • Автор говорит о том, что…
  • Далее автор пишет / рассуждает о том, что…
  • Особого внимания заслуживают слова автора о…
  • Не случайно в этом / первом / во втором фрагменте автор цитирует / говорит о…
  • Обращаясь к (прошлому, истории, к своему опыту…), автор пишет / упоминает / перечисляет…
  • Важность чего-л. (отсылка к проблеме) подчеркнута автором не только при помощи чего-л. (отсылка к первому комментарию), но и…
  • «Цитата», – так автор говорит о…
  • Рассказав о чем-то / доказав что-то, автор переходит к размышлениям / теме…

Пояснение

  • Писатель хочет сказать, что...
  • Этот пример показывает, что...
  • Смысл этого высказывания в том, что...
  • Эти слова убедительно доказывают, что...
  • … словосочетание (образ, деталь, фраза, глагол) помогает автору наиболее точно отразить (показать), что...
  • Далее писатель сравнивает что-то с чем-то: ПРИМЕР. Такая параллель / такое сравнение помогает автору показать, что...
  • Отсылка к чему-л. подчеркивает значимость (отсылка к проблеме).
  • Об этом красноречиво говорит (сравнение, цитата, антитеза, метафора / факт).

Речевые клише для комментирующей части сочинения (художественный текст)

Пример-иллюстрация

  • Писатель изображает (кого, что)...
  • Герой говорит: «...»
  • Стоит обратить внимание на мысли / слова / поступки героя...
  • Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как...
  • Симпатии автора на стороне героя, который..

Пояснение

  • Автор не случайно обращает наше внимание на...
  • Поступок героя показывает, что...
  • Слова (мысли) героя позволяют увидеть...
  • Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что...
  • Эти события автор описывает, чтобы..

Цитирование – лучший способ привести пример-иллюстрацию в ваше сочинение.

Правила оформления цитат:

  • Цитаты заключаются в кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь.
  • В.В. Иванов пишет: «Создание этого словаря стало возможным благодаря глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка».
  • «Создание этого словаря стало возможным благодаря глубокому и многоаспектному изучению лексики русского языка», – говорил В.В. Иванов.
  • 2. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначается многоточием.

  • «...Если добро имеет причину – это уже не добро», – писал Л.Н. Толстой в своих дневниках.
  • «Биография героини... записана в одной из моих записных книжек», – пишет в одном из своих писем из Комарово А. Ахматова.
  • «У Гёте где-то сказано, что на чужом языке нельзя создать ничего значительного, – я же всегда считала, что это неверно...» – писала М. Цветаева в 1926 г. Рильке.

3. Ничего не ставим, если цитата выступает как дополнение или как часть придаточного предложения.

  • Пастернак писал, что «изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее».
  • 4. Ставим точку, если цитата не является самостоятельным предложением, а выступает как часть придаточного (даже если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак).

  • Б.Л. Пастернак подчеркивал, что «самое ясное, запоминающееся и важное в искусстве есть его возникновенье...».

5. Не ставим никаких знаков, если перед закрывающими кавычками стоит многоточие, вопросительный или восклицательный знак, а заключенная в кавычки цитата является самостоятельным предложением.

  • Глава заканчивается словами: «Прощай, философия, прощай, молодость, прощай, Германия!»
  • 6. Если цитата предшествует авторскому тексту, то после многоточия слово пишется с прописной буквы; если же цитата идет после авторских слов, то после многоточия употребляется строчная буква.

  • «...Изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок», – писал Пастернак.
  • Пастернак писал: «...изо всего искусства именно его происхожденье переживается всего непосредственнее, и о нем не приходится строить догадок».

Пример построения комментария

(пример+пояснение без анализа смысловой связи)

Текст № 1. Прочитайте текст.

(1)В наше время чтение художественной литературы, по сути, привилегия. (2)Слишком много времени отнимает этот род занятий. (3)Недосуг. (4)Да и чтение – это тоже работа, и в первую очередь – над собой. (5)Пусть незаметная, не столь обременительная, но у человека, потратившего день на решение проблем, требующих физической или интеллектуальной и душевной отдачи, порой просто не остаётся сил поинтересоваться новинками литературы. (6)Это никого не оправдывает, но причины очевидны, а стойкую привычку к серьёзному чтению, к сожалению, выработали не все. (7)Для большей части взрослых и пожилых людей в наши дни телевидение заменяет чтение, они если и знакомятся с новинками книжного рынка, то за редким исключением в примитивном телевизионном изложении. (8)Молодёжь же всё чаще познаёт мир слова через наушники плееров и интернет-ресурсы, посредством смартфонов и планшетов, которые всегда под рукой. (9)Возможно, я сгущаю краски и кто-то сумеет нарисовать более оптимистичную картину, но, на мой взгляд, реалии времени именно таковы. (По А.Н. Соболеву*)

* Андрей Николаевич Соболев (род. 1954) – журналист, поэт-песенник.

Проблемный вопрос: почему люди не читают?

Авторская позиция: люди перестают читать из-за личных обстоятельств и под влиянием глобальных перемен.

Мостик-переход

Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора.

Пример-иллюстрация 1

А.Н. Соболев считает, что нередко отсутствие интереса людей к чтению связано с какими-либо личными обстоятельствами. Автор высказывает мысль о том, что «чтение – это тоже работа», а у человека, который весь день занимался решением проблем, не хватает сил на литературу.

Пояснение

Микро-вывод

По мнению автора, чтение художественной литературы в наше время – привилегия. К сожалению, не все выработали привычку работать с серьёзным текстом, именно поэтому чтение не воспринимается большинством как необходимость, важная часть жизни. Итак, личные обстоятельства нередко препятствуют чтению хорошей литературы (возвращаемся к аспекту позиции автора).

Связка +пример-иллюстрация 2

Продолжая размышлять, автор рассматривает эту проблему на примере разных возрастных категорий. Взрослые и пожилые люди привыкли познавать этот мир с помощью телевидения, а молодёжь – через интернет-ресурсы и гаджеты.

Пояснение

Микро-вывод

Таким образом, мы видим, что у людей нет потребности читать. Для многих есть более простой, даже примитивный путь получения информации. Так, автор показывает, что перемены в жизни общества зачастую разделяют человека и книгу. (возврат ко 2 аспекту позиции автора).

Практикум (работа с комментарием без анализа связи)

Текст С.А. Яковлева (распечатки, практикум 1 «Комментарий»)

Возможный вариант ответа:

Каким должен быть настоящий учитель? Над этим вопросом задумывается С.А. Яковлев. Настоящий учитель, по мнению автора, должен быть таким, чтобы его образ “не покидал” ученика всю жизнь. Это значит, что учитель должен быть хорошим специалистом и интересным человеком.

Вспоминая своего преподавателя литературы, автор отмечает, что «его эрудиция и начитанность были феноменальны». Это пробуждало в учениках желание больше читать, записываться в библиотеку и даже «охотиться» за единственным экземпляром «Парижских тайн». С.А. Яковлев даёт понять, что настоящий учитель сможет привить любовь к предмету. Задача такого педагога – воздействовать словом, открывать двери неизведанного перед своими учениками. Итак, настоящий учитель – профессионал, разбирающийся в предмете и знающий, как заинтересовать ученика.

Особое внимание в своём повествовании автор уделяет воспоминаниям о том, как Юрий Викторович читал вслух. Он отмечает, что это был «отдельный труд души и наслаждение». Более того, говоря о лучших моментах своей жизни, С.А. Яковлев вспоминает, как его учитель читал стихи Есенина. Такой педагог, как Юрий Викторович, смог показать своим воспитанникам, что такое сила слова. Так, интерес учеников к личности учителя способствует более глубокому пониманию предмета, который он преподает.

СМЫСЛОВАЯ СВЯЗЬ И АНАЛИЗ СВЯЗИ

4 абзац сочинения

Смысловая связь между примерами-иллюстрациями должна быть названа и проанализирована. Только в этом случае по критерию К2 эксперт выставляет максимальный балл.

Под связью между примерами-иллюстрациями понимается элемент текста, позволяющий установить смысловые отношения между примерами-иллюстрациями.

Указание на смысловую связь засчитывается только в том случае, если связь названа конкретно:

существительными следствие, причина, противопоставление, сопоставление, сравнение, дополнение, пояснение и т. п., а также глаголами типа следует, сравнивает(ся), противопоставляет(ся), дополняет(ся) и т. п.

Проанализировать указанную смысловую связь между примерами-иллюстрациями означает раскрыть (пояснить / детализировать / конкретизировать) указанные смысловые отношения между приведёнными экзаменуемым примерами-иллюстрациями.

Важно:

  • Такие фразы, как
  • «Примеры логически связаны друг с другом; Примеры хорошо сочетаются друг с другом; Примеры взаимосвязаны» не засчитываются как указание на связь.

  • Фразы «Оба примера противопоставлены и отражают позицию автора; Примеры дополняют друг друга и дают нам понять, как автор относится к героям; Приведённые примеры помогают автору объяснить свою позицию, которая состоит в том…» без анализа смысловой связи не засчитываются.
  • Являются речевыми ошибками фразы «Оба примера взаимосвязаны»; «Оба примера дополняют друг друга»; «Оба примера, дополняя друг друга, показывают / доказывают…»;
  • НО допустимо: «Примеры дополняют друг друга».

Виды связи + типовые конструкции

ТИП

ВОПРОС ОТ 1 КО 2

СИГНАЛЫ В ТЕКСТЕ

Как соединить примеры

Клише АС

Дополнение

Что еще? Что добаваляет второй пример? Что можно добавить к сказанному в первом примере?

Какое понятие повторяется / раскрывается с разных сторон в двух примерах Какая мысль повторяется…

В дополнение к сказанному… Дополняя эту мысль… Продолжая рассуждение… Развивая / подтверждая эту мысль…

Примеры дополняют друг друга: автор показывает, что Х и что Y. Если в первом примере Х показан так, то во втором – вот так. Автор показывает, что, с одной стороны…, а с другой стороны…

Автор пишет: не только..., но и… (опираемся на формулировку проблемы).

ТИП

ВОПРОС ОТ 1 КО 2

СИГНАЛЫ В ТЕКСТЕ

Как соединить примеры

Клише АС

Уточнение

Что именно? Что конкретно говорится о том, что сказано в 1 примере?

Сначала абстрактное понятие + общие суждения, затем – конкретный пример. Движение мысли от общего к частному.

Конкретизируя / уточняя эту мысль… Далее автор приводит конкретный пример…

Таким образом, мысль Х, сформулированная в начале текста, уточняется на примере конкретного Y в конкретных обстоятельства х.

ТИП

ВОПРОС ОТ 1 КО 2

СИГНАЛЫ В ТЕКСТЕ

Как соединить примеры

Клише АС

Причинно-следственная связь

Почему? Что стало причиной этого? К каким последствиям это привело?

Показаны последствия какого-л. поступка, действия. Объясняется причина какого-л. поступка, действия

Именно поэтому… Именно это стало (становится) причиной того, что… Далее автор указывает на причину (объясняет причину) того, о чем говорилось ранее. Это приводит / привело к тому, что…

Эти примеры-иллюстрации соединены причинно-следственной связью, которая показывает, к чему приводит что-то.

ТИП

ВОПРОС ОТ 1 КО 2

СИГНАЛЫ В ТЕКСТЕ

Как соединить примеры

Клише АС

Сопоставление = сравнение = выявление сходства

С чем это сравнивается?

Сопоставляются / сравниваются 2 понятия, поступка, явления и выявляется их сходство

Подобным образом… Далее автор показывает похожую ситуацию … Подобно тому как …

Сопоставляя примеры, автор показывает общее между Х и Y: что именно общее

ТИП

ВОПРОС ОТ 1 КО 2

СИГНАЛЫ В ТЕКСТЕ

Как соединить примеры

Клише АС

Аналогия

С чем проводится параллель? С чем проводится аналогия?

Проводится аналогия между предметами / явлениями из разных понятийных областей: люди и кирпичи, люди и животные

По аналогии с X… Подобным образом… Подобно тому как… Далее автор выстраивает аналогию с…

Между примерами можно провести аналогию: подобно X, происходит Y.

ТИП

ВОПРОС ОТ 1 КО 2

СИГНАЛЫ В ТЕКСТЕ

Как соединить примеры

Клише АС

Противопоставление

Но что? Но что при этом происходит? Что противопоставлено тому, о чем говорится в первом примере?

Какие понятия противопоставляются? Есть ли в тексте антонимы? Разное проявление одного качества. Разное поведение героев в схожих ситуациях.

Но в то же время… Однако… Этому (Х) автор противопоставляет Y. Далее автор показывает противоположную ситуацию. Развивая эту мысль…

Эти примеры, будучи противопоставленными, раскрывают Х: если в первом примере Y, то во втором F. Второй пример противопоставлен первому: Между примерами можно увидеть противопоставление:

ТИП

ВОПРОС ОТ 1 КО 2

СИГНАЛЫ В ТЕКСТЕ

Как соединить примеры

Клише АС

Уступка

Что происходит, несмотря на это? Что происходит вопреки тому, что произошло в 1?

Наличие противоречия, эффект обманутого ожидания.

Несмотря на то что… Несмотря на это… В то же время… Вопреки этому…

Эти примеры связаны уступительными отношениями. Несмотря на X, происходит Y.

Пример комментария, в котором смысловая связь - противопоставление.

Проблема и ПА

Каким должен быть настоящий учитель? Над этой проблемой размышляет автор текста, предложенного для анализа. ФИО считает, что настоящий учитель – это не просто человек, «дающий уроки», а заботливый наставник, готовый прийти на помощь своим ученикам.

Первый пример-иллюстрация + пояснение

Размышляя над проблемным вопросом, автор рассказывает о молодой учительнице математики Наталье Петровне, которая называет своих учеников «отличниками», «хорошистами» и «троечниками». Для нее единственный показатель в оценивании качеств ребенка – успеваемость. Это формальный подход к профессии. Отметки мало что говорят о личности ученика, его человеческих качествах.

Второй пример-иллюстрация + пояснение

Совсем иначе видит тех же ребят учитель словесности Ирина Сергеевна. Она знает об их интересах и увлечениях, о том, кто чем живет, куда собирается поступать. В каждом школьнике она старается разглядеть живого человека. Не случайно ученики называют ее «классной во всех смыслах слова».

Анализ смысловой связи между примерами

Приведенные примеры противопоставлены. Автор показывает, каким разным может быть отношение человека к профессии. Если в первом примере показан формальный подход к работе и взаимоотношениям учителя с учениками, то во втором примере можно увидеть отношения, построенные на взаимопонимании и уважении.

Смысловая связь – дополнение

Проблема

Какого человека можно назвать добрым? Такова проблема, которая находится в центре внимания автора. Добрый человек, по мнению ФИО, – это тот, кто, забывая о себе, готов помогать окружающим, делать мир лучше.

Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру

Размышляя над поставленным вопросом, писатель пытается проанализировать сложное понятие доброты. По мнению автора, главное качество доброго человека заключается в умении видеть и слышать окружающих, отрешившись от собственных забот (цитата). Именно в этом и состоит деятельная человеческая доброта. Добрый человек стремится оказывать помощь тем, кто в ней нуждается.

Второй пример-иллюстрация и пояснение к примеру

Автор также подчеркивает, что сама близость доброго человека благотворно воздействует на всех окружающих. Он отмечает: (цитата)

Таким образом, добрый человек всех вокруг делает добрее и лучше.

Анализ смысловой связи между примерами

Приведенные примеры дополняют друг друга и позволяют писателю показать отдельные стороны многогранного понятия «добрый человек». Автор показывает, что добрый человек ….и …..

Проблема

Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру

Автор пишет, что глубина художественного образа откроется только тому, чей «ум открыт для поиска», для нахождения смысловых связей, ассоциаций. Действительно, чем больше знает человек, чем больше он читает и размышляет над прочитанным, тем проще ему проникнуть в замысел писателя, открыть скрытые смыслы, которые далеко не всегда лежат на поверхности.

Второй пример-иллюстрация и пояснение к примеру

В то же время, как подчеркивает публицист, «только холодного рассудка недостаточно для постижения истин, воплощенных в художественной форме». И здесь на помощь человеку приходит умение чувствовать, сопереживать герою «всем сердцем и всей душой». В самом деле, художественная книга тем и ценна, что она не только дает пищу уму, но и пробуждает душу, погружает в мир человеческих чувств, заставляет радоваться или страдать, нравственно совершенствоваться.

Что необходимо человеку для полноценного восприятия искусства? Над этим вопросом заставляет задуматься текст Г. Андреева. Автор убеждает нас в том, что только напряженная работа ума и сердца, разума и чувств откроет человеку тайны искусства слова, позволит воспринять произведение искусства во всей полноте.

Первый пример-иллюстрация и пояснение к примеру

Как видим, приведенные примеры дополняют друг друга, соединяя две важнейшие стороны человеческого бытия, гармоническое сочетание которых необходимо для постижения произведения искусства. Мысль читателя открывает новые смыслы, а чувства углубляют восприятие, позволяя всем своим нравственным существом ощутить, пережить прочитанное.

В сочинении необходимо сформулировать свое отношение к позиции автора текста, согласившись или не согласившись с ним, обозначить свое мнение по проблеме текста и обосновать , приведя пример-аргумент.

ОТНОШЕНИЕ К ПОЗИЦИИ АВТОРА (РАССКАЗЧИКА) ПО УКАЗАННОЙ ПРОБЛЕМЕ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

5 АБЗАЦ СОЧИНЕНИЯ

Итак, обоснование включает пример-аргумент, источником для которого служит жизненный, читательский или историко-культурный опыт.

Это значит, что общие размышления будут оцениваться по критерию К4 нулём баллов. При обосновании необходима конкретная и точная информация, которая может быть признана примером-аргументом.

Не допускается обращение к таким жанрам, как комикс, аниме, манга, фанфик, графический роман, компьютерная игра.

В 2025 году добавился этический критерий К6: “В работе приводятся примеры экстремистских и/или иных запрещённых к производству и распространению среди несовершеннолетних материалов / социально неприемлемого поведения людей / имеются высказывания, нарушающие законодательство Российской Федерации (пропаганда фашизма, антигосударственных идей, нетрадиционных ценностей, употребление нецензурной брани, иностранных слов, имеющих общеупотребительные аналоги в русском языке и не содержащихся в нормативных словарях, и т.д.)”.

Структура отношения к позиции автора:

  • Согласен/не согласен с позицией автора о том, что ….(повторяем позицию, можно слегка ее перефразировать)
  • Более того, (своя позиция по предложенной проблеме текста) (в одном предложении).
  • Так, ….свой пример –аргумент, подтверждающий вашу позицию. 3-4 предложения.
  • Микро-вывод.

Типовые конструкции:

  • С позицией автора сложно не согласиться...
  • Я полностью согласен / согласна с автором…
  • Я не согласен / не согласна с мнением автора…
  • Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской...

Пример выражения ОТНОШЕНИЯ К ПОЗИЦИИ АВТОРА:

Сложно не согласиться с позицией автра о том, что природа уже давно нуждается в помощи и заботе каждого из нас (позиция автора). Моя позиция по данной проблеме полностью совпадает с авторской. Я тоже считаю, что человечество должно пересмотреть свое потребительское отношение к природе (отношение к позиции автора).

Далее нужно обосновать его!

    • Реальные факты
    • Статистика
    • Законы природы

Логические

    • Примеры из жизни
    • Примеры из литературы, публицистики, науки
    • Примеры из истории
    • Примеры из хороших фильмов

Иллюстративные

    • Мнения выдающихся людей
    • Цитаты, высказывания

Ссылки на авторитет

Примеры –аргументы для обоснования своей позиции

ПОВТОРЯЕМ ПА и выражаем согласие

Сложно не согласиться с позицией автора в том, что искусство неизменно должно пробуждать в человеке патриотические чувства.

Моя позиция по проблеме (свой тезис).

Более того, одна из важнейших задач искусства – будить в человеке чувство Родины.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД +ОБОСНОВАНИЕ (ПРИМЕР-АРГУМЕНТ)

Не случайно русские писатели и поэты в своих произведениях многократно обращались к теме родины и создали удивительные образы нашей родины – России. А.С. Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.А. Некрасов, А.А. Блок – все эти поэты показывали читателям Россию с разных сторон, с ее достоинствами и недостатками, но прежде всего – с большой любовью к своему Отечеству. Особенно мне запомнились строки из стихотворения С.А. Есенина:

Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою».

Микро-вывод

Наверно, это одно из самых ярких признаний поэта в любви к своей родине, которое не должно оставить нас, граждан России, равнодушными.

Несоблюдение такой структуры данной части сочинения часто приводит к логическим ошибкам!

ПОВТОРЯЕМ ПА и выражаем согласие

Мне близка позиция автора о том, что цель жизни конкретного человека зависит от его жизненных ценностей, которыми могут быть как возвышенные идеалы, так и хорошая, добросовестная работа.

Моя позиция по проблеме текста (свой тезис).

Более того, жизненные ценности могут быть истинными и мнимыми.

ЛОГИЧЕСКИЙ ПЕРЕХОД +ОБОСНОВАНИЕ (ПРИМЕР=АРГУМЕНТ)

Так, пример мнимых ценностей представлен в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Главный герой мечтал об усадьбе, в которой будет расти крыжовник. Эта цель стала смыслом его жизни. Мечту герой исполнил, несмотря на то, что близкие ему люди не разделяли такие ценности.

В: Таким образом, цель жизни героя определялась его ценностями.

Совет!

Не придумывайте истории про одноклассников и знакомых, лучше сослаться на обобщенные наблюдения над жизнью. Используйте конструкции:

Мы часто можем встретить людей, которые …

В жизни не раз приходится оказываться в ситуации, когда..

Нередко мы оказываемся перед выбором, который …

Таким образом мы обоснуем свою позицию, обращаясь к обобщенным наблюдениям над жизнью.

Аргументация бывает поддерживающей и опровергающей.

Пример:

ПОЗИЦИЯ АВТОРА ТЕКСТА: На войне осознается ценность человеческой жизни.

СВОЯ ПОЗИЦИЯ: Я не могу согласится с автором текста: очень часто люди, оказавшись в нечеловеческих условиях войны, вообще теряют нравственные ориентиры и перестают воспринимать жизнь (особенно чужую) как безусловную ценность.

ОБОСНОВАНИЕ СВОЕЙ ПОЗИЦИИ: В качестве примера можно привести людей «потерянного поколения» – так называют на Западе молодых фронтовиков, которые воевали между 1914 и 1918 годами, независимо от страны, которую они защищали, и вернулись домой морально или физически искалеченными. Их также называют «неучтенными жертвами войны». Вернувшись с фронта, эти люди не могли снова жить обычной жизнью. После перенесенных ужасов войны все остальное казалось им мелочным и недостойным внимания.

ВЫВОД: Таким образом, любая война скорее разрушает все нравственные ценности , чем позволяет осознать их значимость. История двух мировых войн служит грозным предупреждением для всех тех, кто думает, что война – это лишь щекочущее нервы приключение, позволяющее острее ощутить полноту жизни.

Виды заключения (общий вывод по сочинению)

Дефицит времени на экзамене приводит к тому, что многие сочинения остаются незавершенными, в них может отсутствовать важный композиционный элемент – заключение. Оно должно быть органично связано с основным текстом. Это оценивается в Критерии 5 (логичность речи). Мах – 2 б Наличие одной логической ошибки приводит к потере 1 балла!)

  • Обобщение основных мыслей автора – самая логичная концовка для сочинения! Чаще всего можно вернуться к позиции автора и изложить ее более широко и эмоционально: «Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг!»
  • Вопросительное предложение/риторический вопрос: «Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?»
  • Призыв к читателю: «Итак, прежде чем включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте, нет ли вокруг вас людей, которые нуждаются в утешении, помощи. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?»

Как может выглядеть вывод?

  • Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что дружба проверяется временем. Только друзья могут помочь в трудную минуту.
  • Таким образом, можно сказать, что сила духа – важнейшее качество в жизни человека, которое поможет преодолеть различные трудности.
  • Таким образом, мы можем сделать вывод: лес играет очень важную роль в жизни человека. Благодаря ему мы способны понимать таинство природы.
  • Подводя итог, хочется сказать, что воспоминания о детстве греют нам душу на протяжении многих лет, именно поэтому так важно их хранить в сердце.
  • Можно по-разному понимать слово «трусость», но я убеждён в том, что трусом будет именно тот, кто в критической ситуации готов поступиться своими принципами ради безопасности и комфорта.
  • Подводя итог своим размышлениям, хочу отметить, что родители будут любить своих детей, несмотря на самые разные внешние обстоятельства.
  • В заключение хочу сказать, что мы не должны равнодушно относиться к животным, ведь иногда им нужна помощь, которую мы можем оказать.
  • В заключение отмечу, что учителя играют важную роль в жизни каждого человека, делают нас умней, поэтому все должны быть благодарны им за их нелегкий труд.

Пример сочинения (по тексту Богата о счастье)

Проблемный вопрос + ПА

В чем состоит смысл и цель жизни человека? Ответ на этот вопрос дает советский журналист Е.М. Богат. Автор считает, что смысл и цель жизни конкретного человека зависят от его жизненных ценностей. Это могут быть как «романтические» ценности, так и хорошая, добросовестная работа, которая приносит человеку материальный достаток.

Связка+ пример-иллюстрация 1

+пояснение+микро-вывод

Проследим, как в тексте раскрывается позиция автора. Е.М. Богат отмечает, что смысл и цель жизни человека напрямую связаны с его ценностями. Многие люди стремятся к высоким идеалам, таковы их жизненные ценности. В качестве примера автор показывает позицию Л. Поповой, которая осуждает своего мужа за то, что он не захотел быть ученым, а стал репетитором. Автор пишет, что люди, подобные героине, готовы жертвовать «без колебаний личными, материальными благами, карьерой…ради торжества идеалов». Итак, возвышенные представления человека о выборе пути – это его жизненные ценности.

Связка + пример-иллюстрация 2

+пояснение+микро-вывод

Иными оказываются взгляды читателей «Литературной газеты», на страницах которой было опубликовано письмо Л. Поповой.

Читатели не видели дурного в стремлении мужа заработать, чтобы обеспечить достаток, который позволяет «жить материально как можно лучше». Кроме того, читатели посчитали, что работа добросовестного репетитора тоже необходима людям. Автор отмечает, что общество избавилось «от ряда романтических иллюзий».

Анализ связи

Приведенные примеры противопоставлены. Л.Попова цель жизни видит в романтических идеалах, ради которых нужно отказываться от собственного благополучия. Ее муж мыслит рационально, как и большинство его современников: добросовестный труд, приносящий доход, тоже требует уважения.

Отношение к ПА с упоминанием этой позиции + свой тезис+пример-аргумент+

микро-вывод (по возможности)

Сложно не согласиться с позицией автора о том, что смысл и цель жизни человека зависят от его жизненных ценностей, которыми могут быть как возвышенные идеалы, так и хорошая работа. Более того, жизненные ценности, определяющие жизненный путь человека, могут быть истинными и мнимыми. Так, пример мнимых ценностей можно увидеть в рассказе А.П. Чехова «Крыжовник». Главный герой мечтал об усадьбе, в которой будет расти крыжовник. Эта цель стала смыслом его жизни. Но окружающие люди не разделяли такие ценности.

вывод

Таким образом, смысл и цель жизни человека зависят от его идеалов. И высокие стремления, и добросовестная работа достойны уважения.