Тексты для диктантов с творческим заданием по картинам русских художников

Костючек Ольга Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МБОУ г. Мурманска ООШ № 26
Тексты для диктантов с творческим заданием
/по картинам русских художников/
Предложенный материал можно использовать на уроках русского языка и
развития речи. Тексты имеют воспитательный потенциал и культурологический
аспект, помогают формировать интерес к истории, живописи, знакомят с жизнью
русских живописцев.
В.Г.Перов. Миниатюра.
В картинах, написанных до поездки за границу, Перов проявил себя как художник-
сатирик, обличающий угнетателей народа и их приспешников. Человек его интересовал как
социальный тип, воспроизведение которого помогало ему раскрыть противоречия
современной ему жизни. Париж дополнил жизненные наблюдения и впечатления
художника видами неприкрытой нищеты.
В парижский период Перов создаёт образы обездоленных и угнетённых, стараясь
привлечь к ним внимание общественности, вызвать к ним горячее сочувствие. В этом
убеждают такие работы, как «Слепой музыкант» – этюд 1863 года к композиции «Уличная
сцена в Париже», «савояр».
Но Перов недолго пробыл в Париже, его тянуло на родину. (По Архангельской).
Диктант по картине В.Г.Перова «Птицелов».
Задание: описать внешний вид птицелова, мальчика и птиц.
На картине художник изобразил ловлю птиц. Птицелов, человек преклонных лет,
вместе со своим внуком отправился в лес. Они развесили приманки, расставили сети и стали
ждать наступления дня. В лесу стоит предрассветная торжественная тишина. Земля еще
прикрыта белым покровом тумана, сыро. Но вот робкие лучи солнца коснулись верхушек
деревьев. Ещё минута и тихий лес наполнится причудливым пением. Солнце поднялось и
заиграло весёлыми лучами по верхушкам деревьев. Старик прилёг и стал пристально
следить за каждым движением птиц. Внук его присел рядом и выглядывает из-за огромного
дуба.
Преинтересно наблюдать, как ведут себя птицы. Синицы внимательно оглядывают
со всех сторон ловушку и, почувствовав в ней что-то опасное, отпархивают подальше.
Потом заходят с безопасной стороны и спокойно клюют зёрна. Но синицы очень
любопытны, и это губит их. Незаметно для себя они всё же заходят в ловушку. Снегири
глупее их: они стаей идут в приготовленную для них западню. Когда их прихлопнут, они
очень удивляются и щиплют пальцы своими толстыми клювами. Можно беспрестанно
смотреть на то, как ведут себя птицы.
Проверочная диктовка (с привлечением картины В.Г.Перова «Птицелов»)
«Птицелов» одна из лучших картин художника В.Г.Перова из серии охотничьего
жанра. Она создана в 1870 году. Картина овеяна поэзией. Ею проникнуты и лесной пейзаж,
и захваченный охотничьей страстью старик-птицелов, и его спутник – мальчуган с клеткой.
Они напряжённо, выжидательно всматриваются в то, что происходит около силка. И позы,
и движения, и лица всё полно жизни. Так хорошо передано напряжение охотников,
высматривающих добычу, столько лиризма в картине, что Академия художеств признала
Перова достойным звания профессора. Картина «Птицелов» демонстрировалась как на
Академической выставке в России, тик и на Международной выставке в Лондоне. (По
Архангельской).
Творческая диктовка (с привлечением картины В.Г.Перова «Тройка»)
Задание: детально описать детей, изображённых на картине.
В середине шестидесятых годов В.Г.Перов много внимания уделял как крестьянской
тематике, так и теме жизни города. К серии городских картин относится «Тройка»,
написанная в 1866 году. В этой картине художник даёт трогательные образы-типы детей. В
зимний вьюжный день по ухабистой, разбитой дороге трое ребятишек-мастеровых везут
обледенелую бочку с водой. Измученные, бледные личики, чрезмерное напряжение детей,
вытаскивающих бочку из ухаба, всё это вызывает чувство горькой обиды за них, не
видящих детства и радости. Голод и холод, тяжёлый, непосильный труд и частые жестокие
побои – вот удел их «светлого детства». (По Архангельской).
Образец детской работы.
В зимний вьюжный день по ухабистой, разбитой дороге трое ребятишек-
мастеровых везут обледенелую бочку с водой. Самый сильный из детей, очевидно старший,
идёт в середине. Лицо его энергично, глаза умные. Он весь подался вперёд. На него падает
главная тяжесть. Лицо девочки измученное, грустное. Видно, что ей очень тяжело. Резкий,
холодный ветер треплет её ветхую одежонку. Но ещё тяжелее младшему мальчику. Поза
его выражает страдание, он настолько обессилел, что едва-едва держится на ногах.
Диктант по картине Ф.П. Решетникова «На побывку».
Задание: описать внешний вид суворовца.
Картина «На побывку» художника Ф.П.Решетникова рассказывает о суворовце,
приехавшем на каникулы в свой родной город. Мальчик стоит на улице среди бывших
товарищей по играм. Ребята смотрят на своего друга с восхищением. Тут и Жучка, верный
спутник их во всех путешествиях.
Группа малышей в бумажных шлемах и с деревянными пиками в руках застыла на
месте от восторга.
Между двумя группами происходит оживлённая беседа, выражение лиц у всех
радостное, настроение весёлое. Особенно привлекательна фигура суворовца. Мальчик
гордится своим необычным положением среди ребят. Ему приятно, что товарищи и
малыши любуются его формой и военной выправкой.
Эта картина – правдивая повесть о жизни детей в нашей стране.
Творческий диктант па картине Ф.Решетникова «Прибыл на каникулы».
Задание: закончить описание картины Ф.Решетникова «Прибыл на каникулы».
Переделать простые и сложные союзные предложения в сложные бессоюзные.
На картине художника Ф.Решетникова «прибыл на каникулы» мы видим, как
радостно и торжественно встречает дедушка своего внука-суворовца. Сияющий вид
маленького суворовца говорит о том, как он любит своего дедушку и свою сестрёнку и как
рад встрече с ними. Суворовец отдаёт честь дедушке, который стоит перед внуком руки по
швам. Сестричка-пионерка смеётся, глядя на приехавшего брата, а рядом на стуле сидит
большая белая кошка. В комнате светло и празднично. В углу стоит нарядная ёлка, на полу
лежит яркий ковёр. На стене висит портрет молодого офицера, а над диваном какая-то
картина. Мальчик знает, что его дома все очень любят и что он должен отрапортовать о
своих успехах в учёбе. Пройдут каникулы, и суворовец снова уедет учиться в далёкий и
большой город.
Свободная диктовка.
На картине Ф.П.Решетникова «Прибыл на каникулы» мы видим юного суворовца,
который приехал в родной дом.
Каким подтянутым, стройным выглядит он в форме ученика суворовского училища.
Он отдаёт честь своему дедушке и рапортует ему об успехах в учении. Лицо его озарено
улыбкой. Приятно дедушке, бывшему солдату, слушать рапорт внука, он серьёзен и
внимателен.
В глубине комнаты мы видим сестру суворовца. Она приготовила брату новогодний
подарок две книги. Вся комната в праздничном убранстве. Нарядная ёлка напоминает о
новогоднем празднике. На верхушке ёлки горит пятиконечная звезда. На правой стенке
висит картина В.М.Васнецова «Три богатыря». Юный суворовец, глядя на неё, наверное,
думает, что и он вырастет таким же мужественным и сильным и преданным своей матери
Родине, какими были русские богатыри.
Диктант по картине А.В.Рутштейна «В родной школе».
Задание: описать внешний вид трёх друзей, учительницы и нянечки.
Художник показал волнующий момент в жизни трёх друзей, пришедших в свою
родную школу. Три друга, три молодых специалиста пришли к своей учительнице. Это
лётчик, электросварщик и инженер. Их лица озаряет счастливая улыбка. Вот их класс,
широкий, просторный, в котором они проучились столько лет. Те же парты. Радостно
смотрят на них глаза старой учительницы. Она сидит за тем же столом, смотрит на друзей
и вспоминает, как они, маленькие, первый раз переступили порог школы.
Пришла повидаться с бывшими учениками и нянечка. Она с нежностью смотрит на
бывших мальчиков, которые ей когда-то немало досаждали. Бывало и подерутся, и насорят,
и чернила прольют. «А какими хорошими выросли», думает нянечка, и слёзы умиления
появились на её глазах.
Двое бывших учеников сели за парту, а третий остановился у доски и стал
рассказывать о своей жизни, о своих радостях, переживаниях. Все они вспоминают дни
учёбы. Они пришли, чтобы увидеть свою школу, свой класс, своих учителей и тех, кто
учится сейчас, и рассказать о себе. Учительница, как и прежде, внимательно слушает.
У двери целая толпа ребят в красных галстуках. Дети с любопытством смотрят на
неожиданных посетителей, которые пришли к их учительнице.
Диктант по картине В.М.Васнецова «Алёнушка».
Задание: подобрать и вставить прилагательные-определения к существительным осень,
заря, берёзки, осины, ели.
Ранняя осень. Гаснет румяная заря. Сумерки спускаются на молоденькие сосенки,
осинки, на белоствольные берёзки. Падают на зеркальную поверхность воды золотистые,
багровые и багряные листья. На сером камне одиноко сидит грустная Алёнушка.
Задумчивый взгляд её устремлён в омут. Во всей её поникшей фигурке, в смуглом
печальном лице выражены страдание и горе. Тёмные, широко раскрытые глаза её застилают
слёзы, взгляд неподвижен, шелковистые каштановые волосы спутанными прядями
рассыпались по плечам, крепко сжаты пальцы худеньких рук, обхватывающих колени. Из
полуоткрытого рта готов вырваться тяжёлый, горестный стон. Кто услышит этот стон,
когда на всём белом свете нет у неё доброго отзывчивого человека, который бы пожалел и
приласкал бедную сиротку?
Одежда Алёнушки бедна. На ней старенький ситцевый сарафан, к тому же
порванный, полотняная кофта, ноги босые, а на дворе уже осень. За спиной Алёнушки
застыли печальные молодые берёзки, осины, ели. Над головой девочки щебечут добрые и
ласковые ласточки. Они стараются рассеять её грусть. Островерхие сосенки, раскидистые
берёзки и острая осока как бы охраняют девочку, защищают её от злых людей.
Творческий диктант па картине В.М.Васнецова «Снегурочка».
Задание: подобрать однородные и неоднородные определения в соответствии с
изображённым на картине В.М.Васнецова «Снегурочка» и вставить их в текст.
Зима. (Светлая лунная) ночь. Запорошенные снегом деревья как будто слегка
покачиваются от ветра. На опушке леса стоит Снегурочка. В (меховая нарядная) шубке и
(круглая причудливая) шапочке она необычайно красива. Рядом с ней (стройная
белоствольная грациозная) берёзка и (маленькая зелёная) ёлочки.
На (белый пушистый) снегу видны следы человека. От деревьев и маленькой
фигурки Снегурочки падают (голубая неясная) тени.
Великолепный наряд Снегурочки ясно вырисовывается на фоне тёмного леса.
Вокруг всё занесено снегом. Вдали за небольшим холмом что-то мерцает. Это огни
деревушки. Маленькие избушки наполовину занесены снегом и кажутся игрушечными. На
(тёмное зимнее) небе кое-где мерцают (неяркие красноватые) звёздочки.
Снегурочка словно озарена лунным сиянием. Она полновластная хозяйка
(сказочный зимний) леса. Кажется, что Снегурочка вышла осмотреть свои (огромный
богатый) владения и как будто к чему-то прислушивается.
Свободная диктовка использованием картины В.М.Васнецова «Витязь на
распутье»).
Виктор Михайлович Васнецов хотел в живописи отразить основные черты русского
народа. Художник остановил своё внимание на одной из былин об Илье Муромце, любимом
народном герое. Богатырю на перекрёстке трёх дорог повстречался камень, который
предвещал смерть тому, кто поедет по прямому пути, и блага тому, кто выберет боковые
дороги. Илья выбрал самый опасный, но прямой путь. Его бесстрашие было вознаграждено
благополучным исходом. Он преодолел все препятствия.
Васнецов замечательный художник, мастер пейзажа. Он изобразил сумеречную
степь, где было поле битвы. Догорает вечерняя заря. Мрачно стоит на перекрёстке трёх
дорог камень-вещун. Витязь остановился перед ним в глубоком раздумье. Под ним могучий
белый конь. Каркающие чёрные вороны вносят тревожную ноту в картину. Эта картина и
сейчас волнует зрителя и учит мужеству. («Огонёк», 1965 г., № 28).
Творческий диктант па картине В.М.Васнецова «Ковёр-самолёт».
Задание: подобрать однородные и неоднородные определения к выделенным
существительным.
В.Васнецов очень любил народные сказки, так как видел в них выражение (дерзкой)
мечты и прославление инициативного, решительного, смелого русского человека.
Перед нами (известная) картина В.Васнецова «Ковёр-самолёт». В мощном полёте,
как (огромная) птица, несётся, преодолевая пространства, (красивый и яркий) ковёр-
самолёт. Под ним в (нежно-голубом утреннем) тумане покоится (родная) земля.
(Бесстрашный мужественный) герой сказки гордо стоит на (чудесном) летящем ковре. Он
везёт (прекрасную, огненную) жар-птицу.
Художник выражает мысль о том, что для несгибаемого, могучего русского человека
нет непреодолимых препятствий, он добьётся желанного счастья.
Творческий диктант па картине И.И.Левитана «Золотая осень» .
Задание: подобрать однородные и неоднородные определения в соответствии с
изображённым на картине И.И.Левитана «Золотая осень» и вставить их в текст.
На картине И.И.Левитана «Золотая осень» изображён (ясный солнечный) день. Небо
(чистое голубое). Солнце освещает часть реки, луг на берегу, берёзы. В реке отражаются
(лёгкие пушистые) облака, и она кажется серебристой. Блестят стволы берёз. Одни деревья
пожелтели, другие ещё зеленые. На пригорке (багряный пышный) ковёр из опавших
листьев.
На берегу реки растут кусты вишнёвого цвета. Там, где не отражаются облака, не
проникает солнце, река – тёмно-синяя.
На правом берегу реки, рядом с зелёными деревьями, одиноко стоит тройная
золотистая) берёзка. Она вся сверкает на солнце. Вдали видны долины и (зелёные
необозримы) поля.
Всё в картине говорит о красоте природы осенью. Необычайно удачно сочетание
красок, тонов, оттенков. Жёлтые листья на фоне голубого неба или зелёного луга. Деревья
зелёные, золотистые.
Когда смотришь на картину, чувствуешь бодрость и радость.
Творческий диктант па картине И.Левитана «Весна. Большая вода».
Задание: подобрать однородные и неоднородные определения к выделенным
существительным.
Когда смотришь на картину И.Левитана «Весна. Большая вода», чувствуешь (лёгкое
влажное) дыхание (тёплого апрельского) ветра. Широко разлились (весенние) воды. Они
покрыли подножье (молодой) рощицы. (Тонкие) берёзки тянут свои (красноватые,
молодые) побеги к (нежно-голубому) небу. По нему плывут (высокие лёгкие) облачка.
Голубеют воды. Трепетно дрожат на их поверхности (нечёткие, то сиреневатые, то
розовато-жёлтые) отражения деревьев. Эта картина является одним из самых
совершенных произведений Левитана. (По С.Дружинину).
Свободная диктовка (с использованием картины И.Левитана «Берёзовая роща»).
Задание: подобрать однородные и неоднородные определения к выделенным
существительным.
Перед нами картина, дышащая жизнью, изобилующая (цветовым) богатством. На
солнце сияет переливающаяся очна, влажная) зелень травы и деревьев. Бесчисленны
оттенки (изумрудной) зелени. (Нежно розовеющие) стволы берёз на открытом солнце
(белые), в полутени (жемчужные). Как будто слышишь шелест листьев, колеблемых
(лёгким) ветерком. Почти осязаешь, как мягка и шелковиста (стелющаяся) под ногами
трава. Смотришь на картину и как бы вдыхаешь особый запах омытых дожлём и согретых
солнцем (молодых) берёз. (По С.Дружинину)
Творческий диктант па картине И.К.Айвазовского «Девятый вал».
Задание: в соответствии с изображённым на картине И.К.Айвазовского «Девятый вал»
вставить в описание распространенные и нераспространенные определения, закончить
отдельные предложения однородными членами. С этой целью могут быть использованы
слова, данные в скобках.
Поднялся (сильный порывистый) ветер и мгновенно всё изменилось. (Грозовые)
тучи быстро заволокли небо. Всё потемнело. Сверкнула (ослепительная яркая) молния и
озарила (кипучую) бездну. Кругом целые круговороты валов. Всё в движении: (и брызги, и
пена).
На (жалких) обломках судна спасается (небольшая) кучка людей, (потерпевших
кораблекрушение). Они машут флагом в надежде, что кто-то увидит их придёт на
помощь). А волны ревут, (пенятся, набегают одна на другую, вздымаются выше и выше).
Мгновение и над кучкой людей поднялся девятый вал, (самый грозный и самый страшный
и для рыбачьих лодок, и для больших кораблей). Сейчас он на них обрушится. Что ждёт их?
Гибель, или мимо пронесётся (грозный могучий) девятый вал?
Свободная диктовка (с использованием картины И.Айвазовского «Девятый вал»).
В 1850 году Айвазовским была написана прославленная картина «Девятый вал». На
картине изображено раннее утро после бурной ночи. Первые лучи солнца осветили
бушующий океан и громадную волну «девятый вал», готовую обрушиться на группу
людей, ищущих спасение на обломках матч погибшего корабля.
Айвазовский умело ввёл повествовательный элемент в картину. Зритель сразу же
понимает, какая страшная гроза прошла ночью, какое бедствие терпел экипаж корабля, как
гибли моряки. Тем острее воспринимает зритель наступившее прояснение, яркий блеск
утренней зари, живительный свет и тепло солнца, вселяющие уверенность в победном
исходе борьбы. Айвазовский нашёл точные средства для изображения величия, мощи и
красоты морской стихии. Картина полна глубокого внутреннего звучания. Несмотря на
драматизм сюжета, она не оставляет мрачного впечатления, она, наоборот, полна света и
воздуха, вся пронизана лучами солнца, сообщающими ей бодрый жизнерадостный
характер. (По Бажамову)
Творческий диктант па картине Ю.М.Непринцева «Отдых после боя».
Задание: закончить описание картины Ю.М.Непринцева «Отдых после боя», включая в
рассказ сложноподчинённые предложения с придаточными определительными.
Художник написал ряд картин, которые создали ему славу большого мастера-
реалиста. Известны его картины «Пушкин в селе Михайловском», «Ленинград в в
блокаде», «Здравствуй, Ленинград» и другие. Но лучшей картиной, которая была отмечена
Государственной премией, является картина «Отдых после боя». Художник, чьи дороги
сошлись с дорогами фронтовиков, видел, как бойцы жадно прочитывали в газете очередной
отрывок из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин». В картине художник хотел создать
образ советского солдата таким, чтобы его могли сразу узнать.
Зимний день, обед. Единственный час, когда можно отдохнуть, поесть и послушать
… Тёркина …
Творческий диктант па картине К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной
дороге».
Задание: закончить описание картины К.А.Савицкого «Ремонтные работы на железной
дороге», включая в рассказ сложноподчинённые предложения с придаточными
предложениями разных видов.
На картине художник показал дорожные работы во второй половине XIX века,
Картина Савицким была создана в 1874 году, а в 1875 году Н.А.Некрасов пишет
стихотворение «Железная дорога», Условия каторжного труда, …, воплощены Савицким
в зрительных образах. Голод, нищета согнали людей на этот каторжный труд, Среди
рабочих мужчин есть дети, Вся работа ведётся вручную, Рабочие возят тяжёлые тачки,
Они будут работать до тех пор, Им нет ни отдыха, ни срока, Наблюдает за их
работой с палкой в руках надсмотрщик, Смотришь на картину К.А.Савицкого
«Ремонтные работы на железной дороге» и вспоминаешь стихотворение Н.А.Некрасова
«Железная дорога», … И Некрасов, и Савицкий показали все ужасы каторжного труда, …
Картина Савицкого К.А. «Ремонтные работы на железной дороге» имела огромный успех,
Творческий диктант па картине К.Юона «Конец зимы. Полдень».
Задание: закончить описание картины К.Юона «Конец зимы. Полдень», включая в
рассказ бессоюзные сложные предложения. Составить сложные бессоюзные предложения,
используя примерные предложения, данные в скобках.
1. На картине художника К.Юона «Конец зимы. Полдень» мы видим: (наступает
весна, ярче светит солнце, по двору гуляют куры, на снегу видны тёмные
проталины, но ребята катаются на лыжах).
2. Сияющее солнце, белые берёзки и их редкие, чёткие тени говорят об одном:
(пройдёт две-три недели, и от снега не останется и следа).
3. Природа уже ликует – … (мальчишки не хотят расстаться с зимой).
4. Воспользовавшись пока хорошей дорогой, крестьянин на санях везёт воз
хворосту; … (сосед его уже запасся дровами до весны).
5. На улице светло и весело; (светит солнышко, ёлочки от солнца порозовели,
снег кажется голубоватым, лес как бы позеленел, на дворе петух заботливо
созывает кур, ребята спешат покататься на лыжах, скоро снег растает).
6. Вблизи стоит изба, освещённая солнцем, (неподалёку вторая изба кажется
голубоватой в тени).
7. Пройдёт немного времени вся природа преобразится, наступит весна,
лес, луг, станут ярко-зелёными).
Творческая диктовка (по картине К.Ф.Юона «Мартовское солнце. Лихачёво»).
Задание: описать картину, используя данные словосочетания в нужном падеже.
Ряд картин написал художник о (ранняя весна, радостное пробуждение природы от
зимнего сна).
Такова его картина «Мартовское солнце. Лихачёво». (Ясная лазурь неба) плывёт
лёгкое облачко. Всё (озарено солнце). Стройные стволы тополей и нежные берёзы на (фон
голубого неба) делают пейзаж картины строгим и лирическим. Особой свежестью и
чистотой веет (эта картина). Без конца можно любоваться (пейзажи) Юона.
Свободная диктовка (с использованием картины А.М.Герасимова «А.С.Пушкин»).
А.М.Герасимов остановился на мысли дать лирический образ гениального поэта,
мечтающего о светлом будущем родной страны. Эпиграфом к картине послужила известная
строка Пушкина: «Взойдёт она, заря пленительного счастья». Полотно изображает поэта,
только что вернувшегося с ночной прогулки. Раннее утро. Тишина. Он в кресле за столом.
Перед ним раскрытая книга. Небрежно брошенные плащ и цилиндр. В раскрытое окно
видна адмиралтейская игла с кружащейся над ней стаей галок. Колеблемые ветром,
колышутся занавески. Об окна стучит ветка дерева. Занимается заря. Картина как бы
воссоздаёт петербургское утро, когда Пушкин любил читать, писать «без лампады», при
свете начинающегося дня. (По А.Лебедеву).
Свободная диктовка (с использованием картины В. Серова «Дети»).
В 1899 году В.Серовым была написана небольшая картина «Дети». Она изображает
сыновей художника. Двое мальчиков стоят на террасе дачи; старший смотрит на
разворачивающуюся перед ним панораму уходящего вдаль Финского залива и угасающего
вечернего северного неба. А младший глядит на зрителя задумчиво и серьёзно. Это
настоящая маленькая жанровая картина с содержанием, поддающимся описанию, но вместе
с тем это и портрет двух мальчиков, очень похожих друг на друга. Оба одеты одинаково, у
обоих вьющиеся тёмные волосы, в беспорядке спадающие на лоб. Но различие их
характеров: серьёзность, сосредоточенность старшего и мечтательная задумчивость
младшего – подмечены художником.
«Дети» одно из самых поэтических созданий Серова. Здесь он говорит особым, ему
одному присущим языком. Характерные, удачно найденные художником силуэты
мальчиков выделяются на фоне пасмурного неба и моря. И вместе с тем они погружены в
общую, насыщенную влагой, прохладную атмосферу морского пейзажа. Лица мальчиков
написаны тщательно и строго. (По Арбузову)
И.И.Шишкин.
Легко и солнечно писал Шишкин небеса и дали. Облака у него светятся. Зноем
пышет от таких пейзажей, как «Святой ключ», «Сосновый бор», «Дубовая роща».
Великолепно обработан весь холст: ни в одном куске нет ни холостых мест, ни пассивно
закрашенного сантиметра. Краска послушна художнику: то она показывает глинистую
землю дороги, то сочную зелень листвы, то пушистые, топкие болотные кочки, то перистое
кружево, то тончайшие орнаменты ветвей на фоне весеннего неба.
С изысканным чутьём пишет художник воду: то это синеющие в «Лесных далях»
затерявшиеся озёра, то «Прозрачный ручей», бегущий по песчаному дну, блестящие струи
которого несут отражения прибрежных деревьев, то это тихо дремлющая гладь реки в
«Туманном утре». В этом пейзаже Шишкин свободно распахивает душу навстречу
прекрасному: холодом раннего утра, запахом росистого луга, тихими всплесками воды веет
от полотна. «Туманное утро» драгоценный шедевр: здесь проявилась творческая зрелость
художника.
Свободная диктовка использованием картины Репина «Бурлаки», «Иван Грозный
и сын его Иван»).
I. Репинские «Бурлаки» это целая повесть о беспросветной жизни русского
народа: тут мы читаем и покорность судьбе, и стихийную русскую силу, которая вот-вот
воспрянет и разогнёт могучую спину.
В 1871 году молодой Репин дебютировал на выставке этой картиной, и сразу стало
понятно: в России появился гений. Репин и Суриков поделили между собой пальму
первенства, но у каждого
Наметился свой оригинальный путь. Суриков углубился в русскую историю и
показал прошлое России как историю самих народных масс. Репин же сразу примкнул к
освободительным идеям, которые владели умами передовой русской интеллигенции того
времени. (По Яковлеву).
II. С проникновенной силой передаёт Репин мир душевных переживаний. Самое
выразительное в его знаменитой картине «Иван Грозный и сын его Иван» это глаза. Они
передают душевный надрыв, отцовскую боль и бесконечную ласку, сознание непоправимой
утраты и страстное желание вернуть жизнь умирающему сыну. Взор царевича Ивана как
бы выражает последний дар сыновнего всепрощения и боли за исступлённого отца.
Судорожно сжатыми, слипшимися от крови пальцами прижимает к себе Грозный голову
сына. Какая тоска, сколько желания вернуть невозвратимое в этом трагическом жесте
напрасно! Слабеющее тело подкошенным цветком сникает на узорный ковёр никакой
силой не вернуть ему жизни.
Руки в картине говорят не менее лиц: беспомощно, как бы прощая, слабо лежит на
подряснике Грозного холодеющая нежная рука царевича; обрызганная кровью в ковёр
упёрлась другая; правая рука Грозного, покрытая вздутыми венами, судорожно обняла тело
поверженного сына в этой её напряжённости огромная сила чувства и трагическая боль.
(По Яковлеву)
Свободная диктовка использованием картины Крамского «Некрасов в период
«Последних песен»»).
Портрет-картина кисти Крамского «Некрасов в период «Последних песен»»
отличается трагической скорбью.
Сначала Крамской думал изобразить больного Некрасова в интерьере со всеми
подробностями домашней обстановки. Знаменитый шкаф со старинным оружием, собака,
лежащая у постели больного, должны были найти место в будущей картине. Постепенно
художник отказался от элементов, игравших жанровую роль. Художник считал, что
предметы должны содержать образное начало. Некрасов полусидит в постели, опершись на
подушку, задумавшись над рукописью. На его желтоватом лице следа страданий. Но
главное в портрете не внешние признаки тяжёлой болезни, а тот огонь вдохновения,
мучительный и великий, озаривший в последний раз это измученное лицо. Очень высоки
живописные качества полотна. Трудную задачу составляло преодолеть однообразие белого
цвета простыней, подушек и одежды больного. В портрете этот фон стал эффективным
контрастным переходом к вдохновенному лицу Некрасова, с горящими глазами и
огромным выпуклым лбом.
Крамской уделил серьёзное внимание поискам позы Некрасова. Большое значение
придавал художник и выразительности жеста правой руки, поднесённой в задумчивости к
подбородку.
Важное значение имеют и два портрета, висящих на стене, Добролюбова и,
очевидно, Адама Мицкевича. Слева едва заметно выступает бюст Белинского. Эти
портреты и бюст дополняют характеристику Некрасова, говорят о прогрессивности,
демократичности его убеждений. (По Лапуновой).
Творческая диктовка (по картине В.Верещагина «Апофеоз войны»).
Задание: дать ответ на вопрос: Какое значение имеет картина в наше время?
Картина художника В.Верещагина «Апофеоз войны» изображает пирамиду
человеческих черепов, сложенных в среднеазиатской долине, на фоне разрушенного
войной города и высохших садов. Стаи голодных хищных птиц кружат над пирамидой,
садятся на черепа. С большим мастерством передан раскалённый зноем воздух.
Выразительный серовато-жёлтый колорит как нельзя лучше передаёт ощущение
высушенной солнцем умершей природы. В «Апофеозе войны» художник достигает
значительного тонального единства, свидетельствующего о росте его мастерства в передаче
пространства, воздуха и света. «Апофеоз войны» это суровое осуждение художником
захватнических войн, несущих смерть, разрушение, уничтожение. Картина воспроизводит
одну из «пирамид», которую по приказу Тамерлана и других восточных деспотов не раз
складывали из черепов ими поверженных врагов. На раме картины художник начертал
знаменательные слова: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим
и будущим». (Лебедев).
(Примерный ответ: Картина полностью сохраняет свою обличительную силу и до
нашего времени. Она раскрывает преступность империалистической агрессии, обрекающей
на уничтожение целые страны и народы).
Суриков. Мини-зарисовка.
В картинах художника Сурикова история показана как история народа, и народ – как
активная сила и главный герой истории. В картине «Переход Суворова через Альпы»
полководец Суворов показан как истинный друг солдат. Картина полна неудержимого
движения. Движение нарастает сверху вниз. Благодаря этому суворовское войско
воспринимается как динамическая и могучая сила, подобно лавине спускающаяся вниз.
Последнее большое полотно Сурикова «Степан Разин». Художник старался воплотить
здесь выраженное в народных песнях, сказках и легендах представление о Разине, как об
удалом, вольнолюбивом атамане. (По Чеснокову).
По материалам сборника текстов для диктантов /5-8 класс/. Издательство
«Просвещение», г. Москва. 1966 г.