Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021-2022 учебного года

Подписи к слайдам:
Итоговое сочинение Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года 1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
  • Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Список произведений «Человек путешествующий: дорога в жизни человека»
  • Н. Некрасов «Кому на Руси жить хорошо»
  • А.С. Пушкин «Евгений Онегин», «Капитанская дочка»
  • А.Н. Радищев «Путешествие из Петербурга в Москву»
  • Л.Н. Толстой «Война и мир»
  • А.Т. Твардовский «Василий Тёркин»
  • Н.С. Лесков «Очарованный странник»
  • А.С. Грибоедов «Горе от ума»
  • Н.В. Гоголь «Мёртвые души»
  • М.Ю. Лермонтов «Мцыри»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
Примерные темы по направлению
  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Любовь как путь самопознания.
  • Что может исказить жизненный путь человека?
  • Какие цели важно ставить на жизненном пути?
  • Что значит: идти ногу со временем?
  • Что человек ищет в путешествиях?
  • Почему люди хотят путешествовать?
  • Как путешествия развивают личность?
  • Чему человек может научиться в путешествии?
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
  • Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами. Темы позволят задуматься о диалектике «плюсов» и «минусов» цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
  • Оправданно обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
Список произведений «Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?»
  • М.А. Булгаков «Собачье сердце», «Роковые яйца», «Мастер и Маргарита».
  • Чернышевский «Что делать?»
  • Шолохов «Поднятая целина»
  • Р. Брэдбери «Вельд»
  • В.Г. Распутин «Прощание с Матёрой»
  • Ж. Верн «Вверх дном»
  • Ж.Верн «Двадцать тысяч лье под водой»
  • Г.Уэллс «Война миров», «Человек-невидимка»
  • Ч. Айтматов «Плаха»
  • А. Платонов «Котлован»
  • А.И. Куприн «Олеся»
  • И.А. Бунин. «Господин из Сан-Франциско»
  • Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту», «И грянул гром» и другие
  • Г. Уэллс «Человек-невидимка», «Машина-времени»
  • М. Замятин «Мы»
Примерные темы по направлению
  • Всегда ли технический прогресс приносит человечеству пользу?
  • Как развитие технологий повлияло на общество?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как на современное поколение влияют технические открытия нашей эпохи? Технический прогресс — зло или благо?
  • Чем опасен технический прогресс?
  • Может ли научный прогресс привести к катастрофе?
  • Как сохранить баланс между экологией и цивилизацией?
  • Как новые технологии помогают решать глобальные мировые проблемы?
  • Какие достижения прогресса Вы считаете самыми значительными?
  • Можно ли обойтись без науки в современном мире?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Меняются ли люди в условиях технического прогресса?
  • Как ученый должен относиться к научным открытиям?
3. Преступление и наказание — вечная тема. Тематическое направление предлагает осмыслить «преступление» и «наказание» как социальные и нравственные явления, соотнести их с понятиями закона, совести, стыда, ответственности, раскаяния. Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др. Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г. Список произведений «Преступление и наказание – вечная тема»
  • М. Булгаков «Мастер и Маргарита»
  • Н. Гоголь «Мертвые души», «Тарас Бульба», «Шинель», «Мёртвые души»
  • «Война и мир»
  • «Дубровский»
  • Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
  • «Песня про купца Калашникова»
  • Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
  • Эдгар По «Сердце-обличитель»
  • А. Островский «Гроза»
  • Н. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
  • И. Тургенев «Муму»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Горький « Макар Чудра», «Старуха Изергиль»
  • А.Н. Островский «Гроза»
  • А.С. Пушкин «Выстрел», «Метель», «Капитанская дочка»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Примерные темы по направлению
  • Нужно ли думать о своих ошибках, даже если это причиняет боль?
  • Что можно считать преступлением?
  • Война: преступление или подвиг.
  • В чём различие между ошибкой и преступлением?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Как совесть помогает человеку совершать выбор между добром и злом?
  • Следует ли хранить веру в доброе начало каждого человека?
  • Почему важны оправдательные приговоры?
  • Может ли преступление быть оправдано?
  • Совместимы ли гений и преступление?
  • Почему люди совершают преступления?
  • Какие преступления нельзя простить?
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня. Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения. В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника. Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых. Список произведений «Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня»
  • Н.В. Гоголь «Портрет»
  • Л.Н. Толстой «Анна Каренина»
  • А.И. Куприн «Тапер», «Гранатовый браслет»
  • Островский «Лес»
  • А.М. Горький «На дне»
  • М.Е.Салтыков-Щедрин «Господа Головлевы»
  • А.П. Чехов «Чайка», «Ионыч»
  • Л. Андреев. «Иуда Искариот»
  • Д.И. Фонвизин «Недоросль»
  • Юлия Кузнецова «Помощница ангела»
  • И.А. Гончаров «Обломов»
  • Лермонтов «Герой нашего времени»
  • М. Шолохов «Судьба человека»
  • И.С. Тургенев «Отцы и дети»
  • А. Грин «Алые паруса»
  • М. Горький «Старуха Изергиль»
  • Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»
  • А.Н. Куприн «Гранатовый браслет»
  • А. Н. Толстой «Русский характер»
  • А. С. Грин «Зелёная лампа»
  • Д. С. Лихачёв «Письма о добром и прекрасном»
Примерные темы по направлению
  • Кумиры моего поколения: какие они?
  • Что добавляет читательский опыт жизненному опыту?
  • Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
  • В какой книге изображён портрет современного поколения?
  •  Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
  • Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
  • Какие произведения искусства делают вас счастливым?
  • Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
  • Похожи ли мои ровесники на молодёжь былых времён?
  • Какие черты ваших сверстников Вы считаете типичными?
  • Что мне хотелось бы изменить в жизни современного поколения?
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина. Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии «гражданин», об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства. Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. Список произведений «Кому на Руси жить хорошо»
Примерные темы по направлению
  • Всегда ли общество ценит достойных людей?
  • Нужны ли перемены современному обществу?
  • Что такое общественная справедливость?
  • Бывает ли общественное мнение ошибочным?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
  • Кто счастлив на Руси?
  • Что важнее: личное счастье или благополучие Родины?
  • Что мешает людям «жить хорошо» на Руси?
  • Какие обязанности налагает на человека статус гражданина страны?
  • Как Вы понимаете фразу Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить»?
  • Что значит «любить Родину»?
  • В чем польза и опасность патриотизма?
Шпаргалка на всякий случай:
  • 1. Введение и заключение не должны суммарно превышать одной трети всего сочинения;
  • 2. На выбор темы тратьте не более 15 минут; в случае затруднения с выбором пользуйтесь методом исключения;
  • 3. Не меняйте тему в процессе написания сочинения;
  • 4. На черновике набросайте короткий план — так вы не отойдете от логики рассуждения;
  • 5. Не сбивайтесь на пересказ текста;
  • 6. Цитаты — это неплохо, но помните, что неверное цитирование может стать дополнительной фактической ошибкой. Поэтому цитаты должны быть короткими;
  • 7. Если вы забыли автора критической работы или ее название, можно обойтись косвенной ссылкой на критику («Белинский по этому поводу писал...»: «критика встретила произведение восторженно...» и т. п.);
  • 8. Так же можно поступить с датами или именами героев — можно выйти из положения, указав примерную дату или временной период («в начале творческой биографии», «в начале века...», «относится к ранней лирике...»), заменив забытое имя словами «один из героев» и т. п.;
  • 9. Не пользуйтесь штампами типа: «По моему мнению, Пушкин великий поэт»; «Я считаю, что Гоголю удалось создать образ дельца — это испортит впечатление от сочинения, потому что и без вашего мнения Пушкин останется великим поэтом, а образ дельца Чичикова уже стал образцом не только русской, но и мировой литературы;
  • 10. Чётко спланируйте время, оставив его для редактирования, проверки и переписывания на чистовик;
  • 11. Не пренебрегайте проверкой написанного сочинения.
  • Структура сочинения
  • Вступление
  • Занимает первый абзац, должно быть чётким и лаконичным. Подготовка к восприятию основных мыслей работы. Тезис — это основная мысль сочинения, которую вы будете во время дальнейшего рассуждения аргументированно доказывать. Формулировка тезиса, естественно, напрямую зависит от особенностей темы.
  • Основная часть
  • Состоит и двух абзацев, в которых приводятся примеры из литературных произведений, рассуждения по теме. Основная часть строится по следующей схеме: тезис — литературный аргумент — микровывод + тезис — литературный аргумент — микровывод.
  • Структура аргумента. Аргумент состоит из нескольких элементов и включает:1. Обращение к литературному произведению: называем автора и произведение, его жанр (если знаем; если не знаем, то так и пишем — «произведение», чтобы избежать фактических ошибок).
  • 2. Его интерпретацию: здесь мы обращаемся к сюжету произведения или конкретному эпизоду, характеризуем героя(-ев). Желательно несколько раз упомянуть автора, используя речевые клише типа «автор повествует», «автор описывает», «писатель рассуждает», «поэт показывает», «автор считает» и т. п. Почему нельзя просто написать: «герой пошёл туда-то, сделал то-то»? А потому что это будет уже не анализ, а простой пересказ.
  • 3. Микровывод (он завершает только одну из микротем, а не всё сочинение в целом; нужен для логичности и связности текста): в этой части мы, как правило, формулируем основную мысль всего упомянутого произведения или авторскую позицию по конкретной проблеме. Используем клише типа «писатель приходит к выводу. . .» и т. п.
  • Заключение
  • Последний абзац сочинения, неразрывно связанный со вступлением, подводящий итог всему рассуждению — общий вывод.
  • Вывод тоже может быть построен по нескольким моделям:1. Обычно принято завершать сочинение выводом из всего вышесказанного. Это, наверное, самый распространённый способ закончить сочинение. Иногда бывает очень сложно написать вывод, так как нельзя повторять те микровыводы, которые уже делались в сочинении после аргументов. В любом случае мысль одна и та же, просто выражена она другими словами! Главное, не уйти в сторону от темы сочинения.
  • 2. Заключение-призыв. Это ещё один достаточно распространённый вариант концовки. Конечно, это не должны быть пафосные лозунги и лучше не использовать глаголы 2-го лица: «берегите», «уважайте», «помните». Ограничьтесь формами «нужно», «важно», «давайте» и т. д. Тогда никто вас не сможет упрекнуть в неэтичном отношении к адресату.
  • 3. Заключение — выражение надежды. Это один из самых выигрышных вариантов заключительной части, так как позволяет избежать дублирования мысли, этических и логических ошибок. Выражать надежду нужно на что-нибудь позитивное: « Хочется верить, что…»
Вступление
  • Оформление тезиса:— С давних времён люди задумывались над вопросом …
  • — Каждый из нас хоть раз в жизни размышлял о ….
  • — Как следует относиться к …?
  • — (ФИО автора высказывания) когда-то сказал …. (далее следует цитата или её основная мысль).
  • — Передо мной тема сочинения «…», которая заинтересовала меня тем, что…
  • — Могу предположить, что …(тезис)
  • — Позволю себе высказать свою точку зрения
Основная часть
  • Переход к основной части:
  • — В правильности такой точки зрения нас убеждает художественная литература.
  • — Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается тема ...
  • — Правильность этой точки зрения можно доказать, обратившись к …
  • — Обратимся к произведениям художественной литературы
  • — За примерами давайте обратимся к произведениям художественной литературы
  • — Размышляя о …, нельзя не обратиться к произведению (название) (автор), в котором…
  • — Чтобы доказать свою позицию, обращусь к примерам из художественной литературы.
  • — Яркие примеры, доказывающие мою точку зрения, можно найти в произведениях художественной литературы.
  • — В доказательство моей точки зрения могу обратиться к примерам из произведений художественной литературы.
  • — Многие писатели рассуждали об этих вопросах (проблемах) в своих произведениях. Например, …
  • — Тема (чего? любви, дружбы …) затрагивается в произведениях художественной литературы.
  • — Не случайно многие писатели обращались к теме (проблеме взаимоотношений между друзьями и т. п.) …
  • — Во-первых, доказательство моей мысли можно найти в произведении (название и ФИО автора) …
  • — Вспомним произведение (название и ФИО автора).
  • — Например, в рассказе (повести, романе, произведении, название и ФИО автора) …
  • Переход от аргумента к аргументу:
  • — Можно вспомнить и другое произведение, в котором тоже говорится (поднимается вопрос) о том, что…
  • — Можно привести и другой пример.
  • — В качестве второго аргумента обратимся к произведению…
  • — Эта же тема рассматривается и в произведении…
  • — Во-вторых, хочу привести пример из произведения (название и ФИО автора)
  • — Можно обратиться и к другому примеру, доказывающему мою точку зрения.
  • — Также к теме (проблеме чего?) обращается (ФИО автора) в произведении (название произведения).
Заключение
  • Вывод:— И в заключение мне хотелось бы сказать, что…
  • — Все приведенные аргументы убеждают нас в том, что…
  • — Приведенных аргументов, как мне кажется, уже достаточно для того, чтобы утверждать:
  • — Заканчивая рассуждение на тему «…», нельзя не сказать, что люди должны…
  • — Обобщая сказанное, хочется сказать сказать, что…
  • — Таким образом, можно сделать вывод: …
  • — Подводя итог рассуждениям, мне хотелось бы сказать…
  • — Итак, обобщая сказанное, можно сказать, что…
  • — В заключение хочется отметить…
  • — В заключение хочу вспомнить слова (ФИО автора и цитата)
  • — На мой взгляд, именно …
  • — Мне бы хотелось верить, что…
  • — Хотелось бы, чтобы люди задумались…
Выберите тему и напишите сочинение
  • Каким путём человек идёт к самому себе?
  • Должен ли ученый нести ответственность за научное открытие?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Должен ли человек нести ответственность за свои преступления?
  • Какие проблемы мешают людям найти счастье на Руси?
Ссылки на источники
  • https://rus-ege.sdamgia.ru/page/it_soch02
  • https://ctege.info/
  • https://fipi.ru/