Научно-исследовательская работа «Как неожиданно и ярко…» (роль эпитетов в стихотворениях Ф.И.Тютчева)

Управление образования администрации Жуковского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жуковская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Е.П. Новикова
_________________________________________________________________
Научно-исследовательская работа
Выполнила ученица 9а класса
Гущина Екатерина
Руководитель Якимкина И.И.,
учитель русского языка и
литературы
Жуковка- 2021
Введение.
Научно-исследовательская работа «Как неожиданно и ярко…»
посвящена изучению цветовых эпитетов-прилагательных в стихотворениях
Ф.И.Тютчева, написанных в Овстуге.
Работа получила такое название, так как обычные с первого взгляда эпитеты
при более внимательном изучении оказались «неожиданно яркими».
Выяснилось, что они играют особую роль, заряжают настроением, рождают
всплеск эмоций, помогают понять не только чувства и оттенки настроений,
но и раскрывают мироощущение поэта, его отношение к миру.
Цель исследования: выделить преобладающие цветовые эпитеты в
стихотворениях Ф.И.Тютчева, написанных в Овстуге.
Предмет исследования: стихотворения Ф.И.Тютчева, написанные в
Овстуге.
Объект исследования: цветовые эпитеты в стихотворениях Ф.И.Тютчева,
написанных в Овстуге.
Гипотеза: преобладающими цветовыми эпитетами в стихотворениях
Ф.И.Тютчева, написанных непосредственно в Овстуге, являются
зеленый, голубой, желтый.
Первый этап исследования. Выделение стихотворений «овстугского
цикла».
Для этого мы изучили примечания к стихотворениям Ф.И.Тютчева, обратили
внимание на место их написания, предварительно выделив те, которые
принято относить к «овстугскому циклу».
После этого мы посетили Дом-музей Ф.И.Тютчева, побеседовали с
заведующей отделом выставочной и научно-просветительской работы ,
сопоставили данные, полученные нами и имеющиеся в Доме-музее.
Таким образом, было выяснено, что к «овстугскому циклу» можно отнести
16 стихотворений. Перечень стихотворений представлен в приложениях
(приложение 2).
Второй этап исследования. Выделение стихотворений, написанных
непосредственно в Овстуге. Выявление преобладающих цветовых
эпитетов.
С помощью дополнительной информации мы установили, что только 7 из 16
стихотворений написаны непосредственно во время пребывания в Овстуге.
Мы предположили, что преобладающими цветовыми эпитетами могут
являться: зеленый, голубой, желтый.
Глава 1. «Овстугский цикл» в лирике поэта.
Ф.И.Тютчев родился в Овстуге. Но так уж сложилась его жизнь, что
буквально по пальцам можно пересчитать моменты, когда он посещал
родовое гнездо. Но и вдали от родных мест память о них никогда не
покидала поэта. И как доказательство любви к родине он оставил нам стихи,
написанные на Брянщине. Пожалуй, самые лучшие свои поэтические
картины родной природы.
Тютчева недаром называют певцом природы. И, конечно, полюбил он ее не
в гостиных Мюнхена и Парижа, не в туманных сумерках Петербурга и даже
не в патриархальной, полной цветущих садов Москве первой четверти
девятнадцатого века. Красота русской природы с юных лет вошла в сердце
поэта именно с полей и лесов, окружавших его милый Овстуг, с тихих,
застенчивых придеснянских лугов, необозримых голубых небес родной
Брянщины.
Тютчевым в Овстуге и окрестностях были написаны 16 стихотворений,
половина из них посвящены овстугской природе.
Правда, свои первые стихи о природе Ф.Тютчев написал в Германии. Тем
родилась ставшая знаменитой «Весенняя гроза». Вот как она выглядела в
«немецком» варианте, впервые напечатанном в 1829 году в журнале С.Раича
«Галатея»:
Люблю грозу в начале мая:
Как весело весенний гром
Из края до другого края
Грохочет в небе голубом!
И вот как эта первая строфа звучит уже в «русской» редакции, то есть
переработанной поэтом после возвращения на родину:
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний, первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Не ранее конца 1840-х годов в творчестве Тютчева наблюдается усиленное
внимание к передаче непосредственных впечатлений от картин и явлений
природы. И стихи Тютчева, в которых описана природа при поездках из
Москвы в Овстуг, подтверждают эти слова:
Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Чу, за тучей прогремело,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы
Зеленее под грозой…
Было это написано 6 июня 1849 года, когда Тютчев вновь отправился в
Овстуг.
Через неделю, по приезде в усадьбу, Федор Иванович, обходя знакомые
места, узнавая старые липы, росшие у дома еще в его далеком детстве,
напишет другие, ставшие потом хрестоматийными строки:
Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
Где мыслил я и чувствовал впервые –
И где теперь, туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.
Чувства поэта к Овстугу действительно в разные времена бывали
неоднозначными. Объяснить причину можно характером самого поэта,
подверженного частой смене настроений, симпатий, внезапно нахлынувшей
меланхолии или, наоборот, радостного вдохновения. Проведший детство и
юность в маменькиной холе, а потом попавший в условия цивилизованной
Европы, он, например, привык вместе с утренним кофе получать и полтора
десятка свежих газет и журналов, а по вечерам бывать в изысканном
обществе. Ни того, ни другого он, естественно, в Овстуге иметь не мог.
Поэтому, скучая в Петербурге по семье, отдыхающей в имении, он начинал
тосковать и по родным местам. Но, попадая туда, через несколько дней уже
начинал ощущать обратное чувство – его тянуло в столицы. Вот откуда и
различные эпитеты, даваемые родовому Овстугу. Кстати, в черновом
варианте этого стихотворения слово «немилые» заменено на «печальные».
И с тех пор в редкие приезды поэт буквально одаривает нас прекрасными
стихотворениями о родине, создав таким образом целый овстугский цикл
картин природы. Таким было и его стихотворение «Чародейкою Зимою…»:
Чародейкою Зимою
Околдован, лес стоит –
И под снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
И стоит он, околдован.-
Не мертвец и не живой –
Сном волшебным очарован,
Весь опутан, весь окован
Легкой цепью пуховой…
И хотя все вокруг было засыпано снегом, стояла чуткая тишина, не было за
окном привычного для Тютчева шума предновогоднего праздничного
Петербурга, ни тени уныния не слышится в голосе поэта, встретившего
приход 1853 года в своем родном доме в Овстуге.
Даже в ненастное время, несмотря на хлябь размытых брянских дорог,
неудобство на постоялых дворах, душа поэта оттаивает при виде родных
мест. Возникает потребность в карандаше и бумаге, чтобы высказать
поэтическими строками переполнявшие душу чувства. Так случилось и 22
августа 1857 года, когда поэт вместе с дочерью Марией (которая
впоследствии, в 1871 году, основала в Овстуге школу для крестьянских
детей) направлялся в Москву. Дорога утомляла, отец и дочь дремали. И
вдруг он взял из ее рук листок с перечнем почтовых станций и дорожных
расходов и на его обороте начал быстро писать:
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора-
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все – простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Мария, видя, как рука у отца нетерпеливо дрожит, а подскакивающая на
ухабах коляска не дает писать, берет у него карандаш и бумагу, сама под его
диктовку заканчивает стихотворение:
Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь –
И льется чистая и светлая лазурь
На отдыхающее поле…
Л.Н.Толстой про стихотворение «Есть в осени первоначальной…»,
вспоминая строки «Лишь паутины тонкий волос блестит на праздной
борозде…», говорил А.Б.Гольденвейзеру: «Здесь это слово «праздной» как
будто бессмысленно и не в стихах так сказать нельзя, а между тем, этим
словом сразу сказано, что работы кончены, все убрали, и получается полное
впечатление. В уменье находить такие образы и заключается искусство
писать стихи, и Тютчев на это был великий мастер».
Чем старше становился Тютчев, тем большую глубину и философичность
приобретали его произведения о родном крае. Здесь и обожествление
природы, и стремление разгадать ее тайны. Вот, например, что писал он в
своем стихотворении в августе 1869 года:
Природа - сфинкс. И тем она верней
Своим искусством губит человека,
Что, может статься, никакой от века
Загадки нет и не было у ней.
В это же время поэт одаривает нас стихотворением «В деревне».
Что за отчаянные крики,
И гам, и трепетанье крыл?
Кто этот гвалт безумно-дикий
Так неуместно возбудил?
Ручных гусей и уток стая
Вдруг одичала и летит.
Летит – куда, сама не зная,
И, как шальная, голосит.
Какой внезапною тревогой
Звучат все эти голоса!
Не пес, а бес четвероногий,
Бес, обернувшийся во пса,
В порыве буйства, для забавы,
Самоуверенный нахал,
Смутил покой их величавый
И их размыкал, разогнал!
Так и видится – поэт присел на завалинку дома на краю деревни, устав от
прогулки, и с улыбкой наблюдает, как разыгравшийся пес в диком восторге
разгоняет стадо уток и гусей. Мудрому, едкому старцу сразу же приходит на
ум сравнение:
Иной, ты скажешь, просто лает.
А он свершает высший долг –
Он, осмысляя, развивает
Утиный и гусиный толк.
Последний раз Тютчев побывал в Овстуге в августе 1871 года. Он уже
предчувствовал, что это его последняя встреча с Брянщиной. Поэтому и
стихотворение его, написанное тогда, полно философских размышлений
человека, стоящего на краю жизни, о мимолетности жизни на Земле:
От жизни той, что бушевала здесь,
От крови той, что здесь рекой лилась,
Что уцелело, что дошло до нас?
Два-три кургана, видимых поднесь…
Итак, после посещения музея, беседы с заведующей отделом экспозиции
выставочной и научно-просветительской работы Корчебной Н.В., нам
удалось выяснить некоторые факты.
1) Ф.И.Тютчев приезжал в Овстуг в определенные моменты жизни.
Условно их можно разделить на 4 периода:
а) 1819 год (Тютчеву 16 лет);
б)1846 год (Тютчеву 43, в течение 27 лет он не был на родине);
в)1849-1865(Тютчев посещал Овстуг пять раз);
г)1868-1871(пребывания ежегодны).
2) В «овстугский цикл» входят 16 стихотворений поэта. Названия их
помещаем ниже:
1. «Неохотно и несмело…»
2. «Итак, опять увиделся я с вами…»
3. «Тихой ночью, поздним летом…»
4. «Чародейкою зимою…»
5. «Эти бедные селенья…»
6. «Вот от моря и до моря…»
7. «Над этой темною толпой…»
8. «Есть в осени первоначальной…»
9. «Смотри, как роща зеленеет…»
10. «Как неожиданно и ярко…»
11. «Ночное небо так угрюмо…»
12. «В небе тают облака…»
13. «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
14. « В деревне»
15. «Доехал исправно, усталый и целый…»
16. «от жизни той, что бушевала здесь…»
Из 16 стихотворений три написаны в Рославле (Смоленская область):
«Вот от моря и до моря…»,
«Как неожиданно и ярко…»,
«Эти бедные селенья…».
Одно из стихотворений создано по дороге из Москвы в Овстуг:
«Неохотно и несмело…».
Одно написано в Гостиловке (Жуковский район):
«В небе тают облака…».
Два стихотворения поэт создал по пути из Овстуга в Москву:
«Есть в осени первоначальной…»,
«Смотри, как роща зеленеет…».
И еще одно по дороге из Овстуга в Пядьково:
«Ночное небо так угрюмо…».
Глава 2. Эпитет как изобразительно-выразительное средство.
Цветовые эпитеты.
Эпитетом называется образное определение предмета или действия (Сквозь
волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льет печально
свет она. -П.).
К тропам, в строгом значении этого термина, принадлежат лишь эпитеты,
функцию которых выполняют слова, употребленные в переносном
значении(золотая осень, заплаканные окна), в отличие от точных эпитетов,
выраженных словами, использованными в прямом значении(красная калина,
знойный полдень). Эпитеты – это чаще всего красочные определения,
выраженные прилагательными (Сторож пробил на колокольне часы –
двенадцать ударов. И хотя до берега было далеко, этот звон долетел до нас,
миновал пароход и ушел по водной глади в прозрачный сумрак, где висела
луна. Я не знаю: как назвать томительный свет белой ночи? Загадочным?
Или магическим? Эти ночи всегда кажутся мне чрезмерной щедростью
природы – сколько в них бледного воздуха и прозрачного блеска фольги и
серебра.- Пауст.).
Большинство эпитетов характеризуют предметы, но есть и такие, которые
образно описывают действия. При этом, если действие обозначено
отглагольным существительным, эпитет выражен прилагательным (тяжелое
передвижение туч, усыпительный шум дождя), если же действие названо
глаголом, то эпитетом может быть наречие, которое выступает в роли
обстоятельства (Листья были напряженно вытянуты по ветру. Туго ухала
земля.- Пауст.). В качестве эпитетов могут употребляться также
существительные, играющие роль приложений, сказуемых, дающие
образную характеристику предмета (Поэт – эхо мира, а не только – няня
своей души.- М.Г.).
Эпитет как разновидность тропа изучали многие выдающиеся филологи:
Ф.И.Буслаев, А.Н.Веселовский, А.А.Потебня, В.М.Жирмунский,
Б.В.Томашевский и другие,- однако до сих пор наука не располагает
разработанной теорией эпитета, нет единой терминологии, необходимой для
характеристики различных видов эпитетов. Понятие «эпитет» иногда
неоправданно расширяют, относя к нему любое прилагательное,
выступающее в роли определения. Однако к эпитетам не следует причислять
прилагательные, указывающие на отличительные признаки предметов и не
дающие их образной характеристики. Например, в предложении Дубовый
листок оторвался от ветки родимой (Л.)-прилагательные выполняют лишь
смысловую функцию. В отличие от эпитетов такие определения иногда
называют логическими.
Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в
переносном значении (ср. лимонный сок лимонный цвет луны; седой
старик – седой туман; он лениво отмахивался от комаров – река лениво катит
волны). Эпитеты, выраженные словами, выступающими в переносных
значениях, называются метафорическими). Ночевала тучка золотая на груди
утеса-великана, утром в путь она умчалась рано, по лазури весело играя…-
Л.). В основе эпитета может быть метонимический перенос названия, такие
эпитеты называются метонимическими (…Белый запах нарциссов,
счастливый, белый весенний запах…Л.Т.). Метафорические и
метонимические эпитеты относятся к тропам (картонная любовь,
мотыльковая красота, слезливое утро, голубое настроение, мокрогубый
ветер, прозрачная тишина).
Определения, выраженные словами, сохраняющими в тексте свое прямое
значение, нельзя отнести к тропам, однако это не означает, что они не могут
выполнять эстетической функции, быть сильным изобразительным
средством. Например: На синих иссеченных льдах играет солнце; грязно тает
на улицах разрытый снег – эти точные эпитеты не уступают в
выразительности любым метафорическим, которые мог бы использовать
художник для описания ранней весны. Яркую изобразительность часто
придают речи цветовые эпитеты озовые тучки, бледно-ясная лазурь,
бледно-золотые пятна света). Еще А.Н.Веселовский отметил народную
символику цветов, когда физиологическое восприятие цвета и света
связывается с психическими ощущениями (зеленый - свежий, ясный,
молодой; белый – желанный, светлый, радостный).
При изучении дополнительной литературы нам удалось выяснить, например,
что преобладающие цвета в лирике Сергея Есенина – синий, голубой,
золотой.
Мы предположили, что в лирике Ф.И.Тютчева наиболее значимы
следующие цветовые эпитеты: синий, зеленый, желтый.
Одна из задач данной научно-исследовательской работы состоит в том,
чтобы выяснить, какие цветовые эпитеты использовал Ф.И.Тютчев в
стихотворениях, написанных в Овстуге, определить, какую роль эти эпитеты
играют, что с их помощью хотел сказать автор, а, проще говоря, выяснить,
каким виделся автору родной край, «в каком цвете».
Глава 3.Цветовые эпитеты-прилагательные в стихотворениях,
написанных Ф.И.Тютчевым в Овстуге.
Из стихотворений «овстугского цикла» (которых, как выяснилось, 16) мы
выделили 7, написанных непосредственно в родовом гнезде, Овстуге:
1. «Итак, опять увиделся я с вами…»
2. «Тихой ночью, поздним летом…»
3. «Чародейкою зимою…»
4. «Над этой темною толпой…»
5. «Смотри, как роща зеленеет…»
6. « В деревне»
7. «От жизни той, что бушевала здесь…»
Дальнейшая работа будет связана именно с этими стихотворениями. Мы
проследим, какие цветовые эпитеты использованы в них Ф.И.Тютчевым,
какие встречаются наиболее часто. Кроме того, станет возможным
сопоставление; мы сможем узнать, насколько точны были наши
предположения, действительно ли ведущие цветовые эпитеты: синий,
зеленый, желтый. Таким «видим» современный Овстуг мы.
Как нам удалось выяснить, в четырех из семи стихотворений(«Итак, опять
увиделся я с вами…», «Чародейкою зимою…», «В деревне», «От жизни той,
что бушевала здесь…») цветовые эпитеты отсутствуют.
В стихотворении «Над этой темною толпой…» Тютчев использует эпитет
золотой, описывая свободу, называя ее луч золотым. Эпитет золотой, кроме
того, противопоставлен эпитету темный (темная толпа). Толпа темная – луч
золотой.
Над этой темною толпой
Непробужденного народа
Взойдешь ли ты когда, свобода,
Блеснет ли луч твой золотой?
В этом же стихотворении речь идет о «ризе чистой Христа». Как нам
кажется, в данном случае слово использовано в значении «белая, чистая,
святая».
Растленье душ и пустота,
Что гложет ум и в сердце ноет,-
Кто их излечит, кто прикроет?..
Ты, риза чистая Христа…
В стихотворении «Тихой ночью, поздним летом…» использован эпитет
золотистый. В данном случае золотистыми (золотыми) автор называет волны
нив.
…Нивы дремлющие зреют…
Усыпительно-безмолвны,
Как блестят в тиши ночной
Золотистые их волны,
Убеленные луной…
Эпитет убеленные, употребленный в этом же стихотворении, имеет значение
белый, светлый.
В стихотворении «Смотри, как роща зеленеет…» преобладает зеленый цвет,
хотя собственно цветовых эпитетов в нем все-таки нет. Но сами слова,
использованные Тютчевым, подразумевают наличие зеленого цвета: ветки,
листья, корни, дерева, вершины дерев.
Таким образом, преобладающими цветовыми эпитетами в
стихотворениях Ф.И.Тютчева, написанных в Овстуге, являются: белый,
золотой, зеленый.
Заключение.
Итак, научно-исследовательская работа позволила нам выяснить:
1) Ф.И.Тютчев приезжал в Овстуг в определенные моменты жизни.
Условно их можно разделить на 4 периода:
а) 1819 год (Тютчеву 16 лет);
б)1846 год (Тютчеву 43, в течение 27 лет он не был на родине);
в)1849-1865(Тютчев посещал Овстуг пять раз);
г)1868-1871(пребывания ежегодны).
2) В «овстугский цикл» входят 16 стихотворений поэта. Названия их
помещаем ниже:
1. «Неохотно и несмело…»
2. «Итак, опять увиделся я с вами…»
3. «Тихой ночью, поздним летом…»
4. «Чародейкою зимою…»
5. «Эти бедные селенья…»
6. «Вот от моря и до моря…»
7. «Над этой темною толпой…»
8. «Есть в осени первоначальной…»
9. «Смотри, как роща зеленеет…»
10. «Как неожиданно и ярко…»
11. «Ночное небо так угрюмо…»
12. «В небе тают облака…»
13. «Природа – сфинкс. И тем она верней…»
14. « В деревне»
15. «Доехал исправно, усталый и целый…»
16. «от жизни той, что бушевала здесь…»
Из 16 стихотворений три написаны в Рославле (Смоленская область):
«Вот от моря и до моря…»,
«Как неожиданно и ярко…»,
«Эти бедные селенья…».
Одно из стихотворений создано по дороге из Москвы в Овстуг:
«Неохотно и несмело…».
Одно написано в Гостиловке (Жуковский район):
«В небе тают облака…».
Два стихотворения поэт создал по пути из Овстуга в Москву:
«Есть в осени первоначальной…»,
«Смотри, как роща зеленеет…».
И еще одно по дороге из Овстуга в Пядьково:
«Ночное небо так угрюмо…».
3)Непосредственно в Овстуге написано 7 стихотворений:
1. «Итак, опять увиделся я с вами…»
2. «Тихой ночью, поздним летом…»
3. «Чародейкою зимою…»
4. «Над этой темною толпой…»
5. «Смотри, как роща зеленеет…»
6. « В деревне»
7. «От жизни той, что бушевала здесь…»
4)Преобладающими цветовыми эпитетами в стихотворениях Ф.И.Тютчева,
написанных в Овстуге, являются: белый, золотой, зеленый.
Список использованной литературы
Банников Н. Три века русской поэзии. М., 1986
Озеров. Л. Поэзия Тютчева. М., 1975
Осповат А. Как слово наше отзовется. М.. 1980
Путеводитель. Мемориальный историко-литературный музей-заповедник
«Усадьба Ф.И.Тютчева». 2003
Ф.И.Тютчев. Библиографический указатель произведений и литературы о
жизни и деятельности. Сост. И.Королева, А.Николаев. М., 1978
Ф.И.Тютчев. Стихотворения. Письма. Воспоминания современников.
М.,1988
Чулков Г. Летопись жизни и творчества Ф.И.Тютчева. М.,1983