Научно-исследовательская работа "Роль междометий в тексте (на примере стихотворений Ф.И.Тютчева)"

Управление образования администрации Жуковского района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Жуковская средняя общеобразовательная школа №2
имени Героя Советского Союза Е.П. Новикова
____________________________________________________________________________
Научно-исследовательская работа
Выполнила ученица 9а класса
Слепычина Ирина
Руководитель Якимкина И.И.,
учитель русского языка и
литературы
Жуковка- 2021
Оглавление
Введение………………………………………………………………………….1
1.История изучения междометий……………………………………………….3
2. Понятие о междометии. Место междометий в системе частей речи….…...5
3. Роль междометий в тексте (на материале стихотворений Ф.Тютчева)……7
Заключение…………………………………………………………………......11
Библиография…………………………………………………………………..12
Приложения…………………………………………………………………….13
1
Введение
Междометия в современном русском языке составляют «живой и богатый
пласт…субъективных речевых знаков», которые предназначены для
выражения различных эмоций и переживаний. Выражая чувства и
настроения говорящего, междометия не обозначают и не называют эти
чувства. Так как эти слова вмещают в себя эмоциональный и
интеллектуальный языки, в современной науке нет единой точки зрения на
сущность междометий, их происхождение и роль в речи и тексте. Между тем
определение этой роли в текстах поможет глубже проникнуть в ткань
произведения, объяснить характеры героев, проникнуть в подтекст
художественных произведений. Именно желанием рассмотреть роль
междометий в художественном тексте, оценить стилистические возможности
этой необычной части речи и объясняется интерес к данной теме и
объясняется ее актуальность в современной лингвистике. Особый интерес
представляют произведения, изучаемые в школе на уроках внеклассного
чтения, ведь на знакомство с ними отводится мало часов, и наблюдение над
языком этих произведений позволяют глубже их изучить.
Гипотеза: авторы предполагают, что выразительные возможности
междометий разнообразны, представляют лингвистический интерес, могут
оказать значительную помощь при анализе текста.
Цель настоящего исследования: рассмотреть роль междометий в тексте
(на примере стихотворений Ф.И.Тютчева).
В соответствии с поставленной целью были определены следующие
задачи:
1)изучить историю вопроса о междометиях в современном русском
языке;
2) определить функции междометий в речи;
3) исследовать выразительные функции междометий в художественном
тексте и определить их место в системе средств создания художественного
2
образа и идейного замысла автора (на материале стихотворений
Ф.И.Тютчева).
Поставленные задачи обусловили использование следующих методов
исследования: семантического и морфологического анализа междометий,
сопоставительного описания междометий и лингвостилистического анализа.
Объектом данной работы являются междометия, отмеченные в
стихотворениях Ф.И.Тютчева.
Предметом исследования являются стихотворения Ф.И.Тютчева.
Научная новизна работы заключается в том, что в ней предпринята
попытка исследования выразительных возможностей междометий на
материале стихотворений Ф.И.Тютчева. При этом междометия
рассматриваются как средство достижения автором выразительности
произведения и создания художественного образа.
Исследовательская работа носит теоретическую и практическую
направленность. В теоретическом аспекте мы кратко рассматриваем
историю изучения вопроса междометий, определение понятия междометий, в
практическом - роль междометий в тексте. Практическая ценность работы
также связана с возможностью использования ее материалов и результатов на
уроках и факультативных занятиях при аналитическом чтении и
интерпретации художественных текстов.
Структура работы соответствует поставленным целям и задачам. Работа
состоит из введения, в котором определяется актуальность проблемы,
намечается цель и задачи, определяется теоретическая и практическая
значимость. Основная часть включает в себя три главы. Заключение
подводит итоги проведенной работы. Завершает работу список литературы.
Со стихотворениями Ф.И. Тютчева мы знакомились на сайте
www.ruthenia.ru|ctihi|poetmain. (Собрание стихотворений Ф.И.Тютчева).
3
1.История изучения междометий
Междометие как часть речи занимает в системе частей речи особую
роль. Известный русский лингвист прошлого века В.В. Виноградов, как
известно, тоже выделил междометия как особый разряд слов, расположив их
после частей речи (знаменательных слов), частиц речи (служебных слов) и
промежуточных между теми и другими модальных слов.
Во всех школьных учебниках междометия также представлены как
особые части речи. «Междометия - это слова, выражающие чувства,
настроения и побуждения, но не называющие их».
Несмотря на большое количество научных исследований, посвященных
междометию, эти слова по-прежнему остаются, по мнению Л.В.Щербы,
«неясной и туманной категорией». Свидетельство тому - изученная нами в
ходе исследования научная литература. Так, Грамматика русского языка-
1960 дает следующее определение междометий: «Междометием называется
неизменяемая и не имеющая специальных грамматических показателей часть
речи, служащая для выражения чувств и волевых побуждений. По своей
внешней форме междометия чаще всего являются короткими выкриками или
звукоподражаниями, например: о! ах! ей! эй! ага! ура! чу! брысь! на! стоп!
ха-ха-ха!». Энциклопедия «Русский язык» также включает в состав
междометий «звукоподражательные слова (например, мяу, ква-ква, кукареку,
тьфу, тсс, хм, брр)». Валгина Н.С., Розенталь Д.Э. не считают
звукоподражательные слова междометиями, т.к. они «в отличие от
междометий не выражают каких-либо определенных чувств, изъявлений
воли и т.д., хотя и обладают большим стилистическим многообразием и
экспрессией». Рассматривает данные единицы вне междометий и Русская
грамматика-1980.
Не решен в лингвистике и вопрос о «глагольных междометиях».
Термин принадлежит А.А.Шахматову, который утверждал, что многие
первичные междометия в современном языке сближаются с глагольными
типа бац, бух, о чем свидетельствует, например, система словообразования
4
бух-бухнуть, ах-ахать, ахнуть и т.д. Такую же точку зрения отражает
энциклопедия «Русский язык», рассматривающая в числе междометий
«неизменяемые слова, произведенные от однократных глаголов и
выражающие краткое и внезапное действие (напр. бах, бац, глядь, шасть,
прыг, толк); такие слова называются глагольными междометиями или
междометными глаголами». В. Виноградов выносит подобные слова за
пределы собственно междометий, называя их «междометными глагольными
формами».
Также остается спорным вопрос о включении в состав междометий
этикетных слов. В широком понимании к междометиям относят слова,
обслуживающие сферу этикета: здравствуйте, до свидания, благодарю,
прости (те), извини (те) и т.д. Но отнесение таких слов к междометиям не
является общепринятым.
5
2. Понятие о междометии. Место междометий в системе частей речи
Мы в нашей работе будем опираться на широкое понимание
междометия, представленное в школьном курсе русского языка и нашедшее
отражение в учебнике под ред. Рыбченковой. Авторы учебника разделяют
междометия на эмоциональные (ах, ой, ух, эх, ого, боже), побудительные
(алло, ну, эй, марш) и этикетные (спасибо, пожалуйста, здравствуйте, до
свидания).
Всего нами в 336 стихотворениях Ф.И.Тютчева было выделено путем
сплошной выборки более 80 междометий. Среди них эмоциональных- 78,
побудительных-7, этикетных- 0. (Приложение 1).
Для того чтобы определить, чем отличаются междометия от
самостоятельных и служебных частей речи, обращаемся к трудам
современных лингвистов.
Во-первых, обращаем внимание на то, что междометия не обладают
номинативной функцией, в некотором роде, они являются лишь сигналами, с
помощью которого можно быстро выразить реакцию человека на различные
явления и события, происходящие в окружающем мире. В этом смысле
междометия - своего рода речевые знаки «для кратчайшего выражения
реакции человека на различные события реальной действительности».
Во-вторых, важно понять, чем междометия отличаются от служебных
частей речи: не выражают смысловых отношений между словами в
словосочетании, не соединяют части предложений, не образуют формы слов.
В-третьих, рассматривая морфологические особенности междометий,
следует отметить их неизменяемость.
В-четвертых, с точки зрения происхождения междометия бывают как
собственно русские, так и заимствованные: алло, баста, батюшки, браво,
вот, да, добро, дудки, здорово, есть, извините, как, капут, караул, каюк,
марш, осанна, пади, пропасть, скажите, спасибо, страх, ура, фить, и др.
(Приложение 2).
6
В-четвертых, с точки зрения образования междометия бывают
первообразными (э, и, ах, ох!, эх!, ха!, ну!, фу!) и производными: батюшки,
матушки, дудки, здравствуйте, прощайте, извините, помилуйте, смотри,
скажи. В стихотворениях Ф.И.Тютчева эти междометия представлены в
следующих соотношениях: первообразные - 65, производные 20 (включая
повторы). (Приложение 3).
7
3. Роль междометий в тексте
(на материале стихотворений Ф.И.Тютчева)
Роль междометий в тексте исследовалась на материале стихотворений
Ф.И.Тютчева. Рассматривались различные функции междометий в ходе
лингвостилистического анализа и частично образно-концептуального
анализа художественного текста.
Было выявлено, что междометия широко используются в
художественной речи внескольких функциях. Прежде всего они служат
средством передачи разнообразных чувств человека, его отношения к фактам
действительности. Например, в стихотворении «Проблеск» использовано
междометие «о» для выражения острой эмоциональной реакции лирического
героя, восклицающего:
О, как тогда с земного круга
Душой к бессмертию летим!
В стихотворении «через ливонские я проезжал поля…» лирическому герою
междометие также помогает передать чувства (нетерпение, отчаяние):
О, если б про него хоть
на один вопрос
Мог допроситься я ответа!
В стихотворении «Когда на то нет божьего согласья…» междометие «увы»
говорит читателю о глубоком сожалении, охватившем лирического героя:
Душа, увы, не выстрадает счастья…
Достаточно часто использует Ф.Тютчев междометия «о господи», «о боже»,
которые, безусловно, призваны обратить внимание на сокровенность и
важность для лирического героя эмоциональных переживаний. Так,
например, использованы они в стихотворениях «Весь день она лежала в
забытьи…» (О господи!.. и это пережить…), «Есть и в моем страдальческом
застое…»(О господи, дай жгучего страданья…), «Довольно! Пора мне
забыть этот вздор…» (О боже, я раненый насмерть играл…).
8
Лирический герой стихотворения «Кто хочет миру чуждым быть…»,
отличающийся требовательностью к себе и окружающим, выражает чувство
досады с помощью междометия «ах»:
Ах, разве лишь в гробу
От них укрыться мне…
Использовано междометие «ах» с целью передачи эмоционального состояния
в стихотворениях «Одиночество», «Байрон», «Как птичка, с раннею
зарёй…», «Чему молилась ты с любовью…» и некоторых других.
В стихотворении «О, этот юг, о, эта Ницца!..» лирический герой
выражает свой восторг также при помощи междометий: «О, этот юг, о, эта
Ницца!..»
О, этот Юг, о, эта Ницца!..
О, как их блеск меня тревожит!
Жизнь, как подстреленная птица,
Подняться хочет — и не может...
Нет ни полета, ни размаху —
Висят поломанные крылья,
И вся она, прижавшись к праху,
Дрожит от боли и бессилья...
Как отмечают исследователи, в произведениях художественной
литературы, в том числе в поэтических текстах, междометия усиливают
эмоциональность высказывания. Нередко междометия как бы вбирают в себя
значение нескольких слов, что повышает лаконизм фразы.
Использование междометий передает особенности живой речи, богатой
эмоциями, придает тексту живость, непринужденность, экспрессию. Такова
речь лирического героя в стихотворении «Итак, опять увиделся я с вами…»:
Итак, опять увиделся я с вами,
Места немилые, хоть и родные,
9
Где мыслил я и чувствовал впервые
И где теперь туманными очами,
При свете вечереющего дня,
Мой детский возраст смотрит на меня.
О бедный призрак, немощный и смутный,
Забытого, загадочного счастья!
О, как теперь без веры и участья
Смотрю я на тебя, мой гость минутный,
Куда как чужд ты стал в моих глазах,
Как брат меньшой, умерший в пеленах...
Ах нет, не здесь, не этот край безлюдный
Был для души моей родимым краем —
Не здесь расцвел, не здесь был величаем
Великий праздник молодости чудной.
Ах, и не в эту землю я сложил
Все, чем я жил и чем я дорожил!
В этом известном произведении овстугского поэта междометия
использованы четырежды, повторяясь при этом буквально через строку и
парами: о-о, ах-ах. Думаем, в данном случае междометиям отводится особая
роль и с точки зрения композиции. Это своего рода эмоции-повторы,
которых автор не в силах сдержать.
Исключительное место с точки зрения использования междометий занимает,
на наш взгляд, и стихотворение «Она сидела на полу…»:
Она сидела на полу
И груду писем разбирала,
И, как остывшую золу,
Брала их в руки и бросала.
Брала знакомые листы
И чудно так на них глядела,
Как души смотрят с высоты
На ими брошенное тело...
О, сколько жизни было тут,
Невозвратимо пережитой!
О, сколько горестных минут,
Любви и радости убитой!..
Стоял я молча в стороне
10
И пасть готов был на колени, —
И страшно грустно стало мне,
Как от присущей милой тени.
В этом контексте повторяющееся дважды междометие «о» служит для
выражения глубокого сожаления, сочувствия, сопереживания; более того,
оно, как нам кажется, служит приемом звукописи: это тяжкий и глубокий
стон, который не в состоянии сдержать лирический герой, рисующий в
воображении возлюбленную, мучимую ревностью и болью. Осознание своей
вины заставляет героя страдать, а передаются эти муки – страдания как раз с
помощью междометий, точно, ёмко и метко.
Живость языка лирического героя Тютчева во многом объясняется
именно употреблением междометий: «Чу, за тучей прогремело…» в
стихотворении «Неохотно и несмело», «Чу, не жаворонка ль глас?..» в
стихотворении «Вечер мглистый и ненастный», «Чу! за белой дымной
тучей…» в стихотворении «В душном воздуха молчанье…».
Междометия играют также важную роль в характеристике персонажа.
Так, лирический герой стихотворения «Есть и в моем страдальческом
застое…»», чувствующий себя потерянным, потерявшим смысл жизни после
смерти любимой, восклицает:
О господи, дай жгучего страданья
И мертвенность души моей рассей:
Ты взял ее, но муку вспоминанья,
Живую муку мне оставь по ней…
Мы можем сделать вывод: лирический герой - человек сильный,
переживающий глубокое душевное потрясение. Употребленное в его речи
междометие как раз свидетельствует о беззащитности, о мучительных
поисках своего места в жизни.
Как видим, выяснение различных функций и значений междометий
позволяет глубже понять характеры героев и авторский замысел в
произведениях художественной литературы.
11
Заключение
Изучив историю вопроса о междометиях в русской лингвистике и
рассмотрев роль междометий в речи и тексте, мы пришли к следующим
выводам:
1) междометия являются особой частью речи, наделенной
специфическими грамматическими и семантическими признаками,
отличающими междометия от самостоятельных и служебных частей речи;
2) в предложении междометия чаще всего бывают синтаксически
независимы, однако для выяснения семантических и морфологических
признаков междометия необходимо учитывать его место в речи;
3) роль междометий как художественно-выразительного средства в
художественном произведении заключается в передачи разнообразных
чувств человека, его отношения к фактам действительности, усилении
эмоциональности высказывания, в характеристике персонажей, прежде всего
речевой, в понимании авторского отношения к изображаемому, в
интерпретации подтекста.
4) использование междометий подчинено творческому замыслу
произведения и обусловлено индивидуальными особенностями авторского
мировоззрения и стиля;
5) Ф.И.Тютчев достаточно широко использует междометия в
поэтических текстах; данные, полученные при работе со стихотворениями,
приведены в приложениях.
12
Использованная литература
1. Виноградов В.В. Русский язык. - М.: «Высшая школа», 1985.
2.Львова С.И. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват.
учреждений. - М.: Мнемозина, 2009.
3.Рыбченкова. и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват.
учреждений. - М.: Дрофа, 2001.
4.Баранов М.Т.и др. Русский язык: Учеб. для 7 кл. общеобразоват.
учреждений. - М.: Просвещение, 2005.
5. Щерба Л.В. «Избранные работы по русскому языку». М., 1957.
6. Грамматика русского языка.- М.: 1960.
7. Русский язык: Энциклопедия под ред. Ю. Н. Караулова .-М.: Научное
издательство «Большая Российская энциклопедия», 2003.
8. Валгина Н.С. и др. Современный русский язык: Учеб. для филол.
спец. вузов.- М.: Высшая школа, 1987.
9. Грамматика современного русского литературного языка.- М.: 1980.
10. Из трудов А.А.Шахматова по современному русскому языку.
Учение о частях речи.- М.: 1952.
Интернет-ресурсы
11. Российская государственная библиотека (РГБ) [Электронный ресурс].
URL:http://нэб.рф/search/?q_author=%D0%93%D0%B0%D0%B1%D0%BE%D
0%B2%D0%B0+%D0%95.%D0%92.&q_name=
13
Приложение 1
Междометия с точки зрения значения
Эмоциональные
Побудительные
Этикетные
14
Приложение 2
Междометия с точки зрения происхождения
0
5
10
15
20
25
30
35
40
Всего найдено
Исконно-русские
Заимствованные
15
Приложение 3.
Междометия с точки зрения образования
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
Все
междометия
Первообразные
Производные
16
Приложение 4.
Разделение междометий по стилистическому признаку - их связи с
другими частями речи
0
5
10
15
20
25
30
35
40
Интонационно
независимые
Интонационно
зависимые
Всего
междометий
17
Название стихотворения
Наличие
междометий
На новый 1816 год.
+
Двум друзьям.
-
«Пускай от зависти сердца зоилов ноют...».
-
Послание Горация к Меценату, в котором
приглашает его к сельскому обеду.
+
«Всесилен я и вместе слаб...».
-
Урания.
+
С. Е. Раичу («Неверные преодолев пучины...»).
-
К оде Пушкина на Вольность.
-
Харон и Каченовский.
+
Одиночество.
+
Весна: (Посвящается друзьям)
-
А. Н. М<уравьеву>.
-
Гектор и Андромаха.
-
«Не дай нам духу празднословья!..».
-
Противникам вина.
+
Послание к А. В. Шереметеву.
-
Песнь Радости.
+
Друзьям при посылке «Песни Радости» из Шиллера.
-
Слезы.
-
С чужой стороны.
-
«Друг, откройся предо мною...».
-
(Из Гейне).
-
К Н..
+
К Нисе.
+
Песнь скандинавских воинов.
-
Проблеск.
+
В альбом друзьям.
-
Саконтала.
-
14-е декабря 1825.
-
Вечер.
-
<С. Е. Раичу>.
-
«Закралась в сердце грусть, – и смутно...»
-
Вопросы.
+
«За нашим веком мы идем...».
+
Кораблекрушение.
-
Весенняя гроза.
-
Могила Наполеона.
+
Cache-cache.
-
Летний вечер.
-
Видение.
-
Олегов щит.
-
18
Бессонница («Часов однообразный бой...»).
-
Утро в горах.
-
Снежные горы.
-
Полдень
-
Сны.
-
Двум сестрам.
-
Императору Николаю I
-
К N. N..
-
«Еще шумел веселый день...».
-
Последний катаклизм.
-
«Здесь, где так вяло свод небесный...».
-
Странник.
-
Успокоение.
-
Ночные мысли.
+
Весеннее успокоение.
+
Приветствие духа.
-
(Из Гётева «Западо-восточного дивана»).
-
Заветный кубок.
-
<Из «Вильгельма мейстера» Гёте>.
+
Из Шекспира.
Байрон.
+
<Из «Федры» Расина>.
+
<Из «Пятого мая» Мандзони>.
+
<Из «Путевых картин» Гейне>.
+
«Как над горячею золой...».
-
Цицерон.
+
Весенние воды.
-
Silentium!
-
Сон на море.
-
Конь морской.
-
«Душа хотела б быть звездой...».
-
Из «Эрнани» <Гюго>.
+
«Через ливонские я проезжал поля...».
+
«Песок сыпучий по колени...».
-
Осенний вечер.
-
Листья.
-
Альпы.
-
Mala aria.
-
«Сей день, я помню, для меня...».
-
Из «Фауста» Гёте.
+
«Ты зрел его в кругу большого Света...».
+
«Над виноградными холмами...».
-
«Поток сгустился и тускнеет...».
-
«О чем ты воешь, ветр ночной?..».
+
«Душа моя, Элизиум теней...».
19
«Как дочь родную на закланье...».
-
«На древе человечества высоком...».
-
Probleme.
-
Арфа скальда.
-
«Я лютеран люблю богослуженье...».
-
«Восток белел. Ладья катилась...».
-
«Что ты клонишь над водами...».
-
«И гроб опущен уж в могилу...».
-
«В душном воздуха молчанье...».
+
«Как сладко дремлет сад темно-зеленый...».
-
«Как птичка, с раннею зарей...».
+
«Вечер мглистый и ненастный...».
+
«Тени сизые смесились...».
-
«Нет, моего к тебе пристрастья...».
-
«Сижу задумчив и один...».
-
«С поляны коршун поднялся...».
-
«Какое дикое ущелье!..».
-
«Всё бешеней буря, всё злее и злей...».
+
«Пришлося кончить жизнь в овраге...».
+
«Из края в край, из града в град...».
+
«В которую из двух влюбиться...».
-
«Зима недаром злится...».
-
Фонтан.
-
«Яркий снег сиял в долине...».
-
«Не то, что мните вы, природа...».
+
«Я помню время золотое...».
-
«Еще земли печален вид...».
-
«Люблю глаза твои, мой друг...».
-
«И чувства нет в твоих очах...».
-
«Вчера, в мечтах обвороженных...».
-
29-е января 1837.
-
1-е декабря 1837.
-
Итальянская villa.
-
«Давно ль, давно ль, о Юг блаженный...».
-
«Смотри, как запад разгорелся...».
-
Весна («Как ни гнетет рука судьбины...»).
-
Лебедь.
-
«С какою негою, с какой тоской влюбленный...».
+
День и ночь.
-
«Не верь, не верь поэту, дева...».
«Живым сочувствием привета...».
+
К Ганке.
+
Знамя и Слово.
-
Epitre a l'Apotre.
-
«Глядел я, стоя над Невой...».
-
20
Колумб.
-
Море и утес.
-
«Еще томлюсь тоской желаний...».
-
«Не знаешь, что лестней для мудрости людской...».
-
Русская география.
-
Русской женщине.
-
«Как дымный столп светлеет в вышине!..».
-
«Неохотно и несмело...».
+
«Итак, опять увиделся я с вами...».
+
«Тихой ночью, поздним летом...».
-
«Когда в кругу убийственных забот...».
-
«Слезы людские, о слезы людские...».
-
Почтеннейшему имениннику Филиппу
Филипповичу Вигелю.
-
«По равнине вод лазурной...».
-
Рассвет.
-
«Вновь твои я вижу очи...».
-
«Как он любил родные ели...».
-
Поэзия.
-
«Кончен пир, умолкли хоры...».
-
Рим, ночью.
-
Наполеон.
-
Венеция.
-
«Святая ночь на небосклон взошла...».
-
Пророчество.
-
«Уж третий год беснуются языки...».
-
К. В. Нессельроде.
-
«Тогда лишь в полном торжестве...».
-
«Пошли, господь, свою отраду...».
-
На Неве.
-
«Не рассуждай, не хлопочи!..».
-
«Как ни дышит полдень знойный...».
-
«Под дыханьем непогоды...».
-
«Обвеян вещею дремотой...».
-
Два голоса.
-
Графине Е. П. Ростопчиной. ответ на ее письмо).
-
Поминки.
+
«Смотри, как на речном просторе...».
+
Предопределение.
-
Близнецы.
-
«Я очи знал, о, эти очи!..».
+
«Не говори: меня он, как и прежде, любит...».
+
«О, не тревожь меня укорой справедливой!..».
+
«Чему молилась ты с любовью...».
+
«О, как убийственно мы любим...».
+
21
«Не знаю я, коснется ль благодать...».
-
Первый лист.
+
«Не раз ты слышала признанье...».
-
Наш век.
-
«Дума за думой, волна за волной...».
-
«Не остывшая от зною...».
-
«В разлуке есть высокое значенье...».
-
«Ты знаешь край, где мирт и лавр растет...».
-
«День вечереет, ночь близка...».
-
«Как весел грохот летних бурь...».
-
«Недаром милосердым богом...».
-
«С озера веет прохлада и нега...».
-
«Ты волна моя морская...».
-
Памяти В. А. Жуковского.
+
«Сияет солнце, воды блещут...».
-
«Чародейкою Зимою...».
-
Последняя любовь.
+
Неман.
-
Спиритистическое предсказание.
-
Лето 1854.
+
«Увы, что нашего незнанья...».
+
«Теперь тебе не до стихов...».
+
На новый 1855 год.
-
По случаю приезда австрийского эрцгерцога на
похороны императора Николая.
-
«Пламя рдеет, пламя пышет...».
+
«Эти бедные селенья...».
-
«Вот от моря и до моря...».
-
Графине Ростопчиной.
+
«О вещая душа моя...».
+
Из Микеланджело («Молчи, прошу, не смей меня
будить...»).
+
Н<иколаю> П<авловичу>.
-
«Так, в жизни есть мгновения...».
-
А. С. Норову.
-
«Все, что сберечь мне удалось...».
-
Н. Ф. Щербине.
-
«С временщиком Фортуна в споре...».
-
«Прекрасный день его на Западе исчез...».
-
«Над этой темною толпой...».
-
«Есть в осени первоначальной...».
-
«Смотри, как роща зеленеет...».
-
М. Ф. Тютчевой.
-
«В часы, когда бывает...».
-
«Она сидела на полу...».
+
22
Успокоение («Когда, что звали мы своим...»).
-
«Осенней позднею порою...».
-
На возвратном пути.
-
«Есть много мелких, безымянных..
-
Декабрьское утро.
-
Е. Н. Анненковой
(«И в нашей жизни повседневной...»).
-
«Куда сомнителен мне твой...».
-
Memento.
-
«Хоть я и свил гнездо в долине...».
-
На юбилей князя Петра Андреевича Вяземского.
-
Александру Второму.
-
«Я знал ее еще тогда...».
-
<В. Вольфсону>.
-
Князю П. А. Вяземскому («И в нашей жизни
повседневной...»).
-
«Играй, покуда над тобою...».
+
При посылке Нового завета.
-
«Он прежде мирный был казак...».
-
А. А. Фету.
-
«Затею этого рассказа...».
-
«Ужасный сон отяготел над нами...».
-
Его светлости князю А. А. Суворову.
-
«Как летней иногда порою...».
-
Н. И. Кролю.
-
19-е февраля 1864.
-
«Утихла биза... Легче дышит...».
-
«Весь день она лежала в забытьи...».
+
Императрице Марии Александровне.
-
«О, этот Юг, о, эта Ницца!..».
+
Encyclica.
-
Князю Горчакову.
-
«Когда на то нет божьего согласья...».
-
«Как хорошо ты, о море ночное...».
+
Ответ на адрес.
-
«Есть и в моем страдальческом застое...».
+
«Он, умирая, сомневался...».
-
«Сын царский умирает в Ницце...».
+
«Всё решено, и он спокоен...».
-
«Как верно здравый смысл народа...».
-
«Певучесть есть в морских волнах...».
-
Другу моему Я. П. Полонскому.
-
Н. С. Акинфьевой («Велели вы хоть, может быть,
-
23
и в шутку...»).
«Сегодня, друг, пятнадцать лет минуло...».
-
«Молчит сомнительно Восток...».
-
Накануне годовщины 4 августа 1864 г.
-
«Как неожиданно и ярко...».
+
«Ночное небо так угрюмо...».
-
«Нет дня, чтобы душа не ныла...».
-
«Как ни бесилося злоречье...».
-
Графине А. Д. Блудовой.
-
«Так! Он спасен! Иначе быть не может!..».
+
«Когда сочувственно на наше слово...».
-
Князю Суворову.
-
«И в божьем мире то ж бывает...».
-
«Когда расстроенный кредит...».
-
«Тихо в озере струится...».
-
«На гробовой его покров...».
-
«Когда дряхлеющие силы...».
-
«Небо бледно-голубое...».
-
«Умом Россию не понять...».
-
На юбилей Н. М. Карамзина.
-
«Ты долго ль будешь за туманом...».
-
«Хотя б она сошла с лица земного...».
+
В Риме.
-
«Над Россией распростертой...».
-
<А. Д. Блудовой>.
-
Дым.
-
Славянам («Привет вам задушевный, братья...»).
-
Славянам («Они кричат, они грозятся...»).
+
«Напрасный труд нет, их не вразумишь...».
-
На юбилей князя А. М. Горчакова.
-
«Как ни тяжел последний час...».
-
«Свершается заслуженная кара...».
-
По прочтении депеш императорского кабинета,
напечатанных в «Journal ...».
+
«Опять стою я над Невой...».
-
Пожары.
-
«В небе тают облака...».
-
Михаилу Петровичу Погодину.
-
Памяти Е. П. Ковалевского.
-
«Печати русской доброхоты...».
-
Мотив Гейне.
+
«Вы не родились поляком...».
-
«Нет, не могу я видеть вас...».
-
«Великий день Кирилловой кончины...».
-
«Нам не дано предугадать...».
-
24
«Две силы есть две роковые силы...».
-
11-е мая 1869.
-
«Как насаждения Петрова...».
-
«Там, где дары судьбы освящены душой...».
-
В деревне.
-
Чехам от московских славян.
+
Андрею Николаевичу Муравьеву («Там, где на
высоте обрыва...»)
-
«Природа сфинкс. И тем она верней...».
-
«Как нас ни угнетай разлука...».
-
Современное.
+
А. Ф. Гильфердингу.
-
Ю. Ф. Абазе.
-
«Так провидение судило...».
-
Н. С. Акинфьевой («Проходя свой путь по
своду...»).
-
<Из «Эгмонта» Гёте>.
-
Гус на костре.
+
«Над русской Вильной стародавной...».
-
К. Б. («Я встретил вас и всё былое...»).
-
Два единства.
-
«Веленью высшему покорны...».
-
А. В. Пл<етне>вой.
-
«Да, вы сдержали ваше слово...».
-
«Брат, столько лет сопутствовавший мне...».
-
«Давно известная всем дура...».
-
«Впросонках слышу я и не могу...».
-
Черное море.
-
Ватиканская годовщина.
+
«От жизни той, что бушевала здесь...».
-
«Враг отрицательности узкой...».
-
Памяти М. К. Политковской.
+
«День православного Востока...».
+
«Как бестолковы числа эти...».
-
<Е. К. Зыбиной>.
+
<Э. Ф. Тютчевой>.
-