Итоговое сочинение 2021 материалы к консультации

Итоговое сочинение 2021: материалы к консультации
В первую очередь необходимо изучить официальные критерии оценки
работ. Экзаменационный жанр всегда имеет рамки.
1. Критерии допуска к проверке и оценивания по шкале
зачёта/незачёта.
К проверке по критериям оценивания допускаются итоговые
сочинения, соответствующие базовым требованиям:
Требование № 1. «Объем итогового сочинения»
Рекомендуемое количество слов – от 350.
Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если
в сочинении менее 250 слов подсчет включаются все слова, в том числе и
служебные), то выставляется «незачет» …
Требование № 2. «Самостоятельность написания итогового
сочинения»
Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается
списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника
или воспроизведение по памяти чужого текста. Понятно, что небольшие
цитаты, пословицы могут подкреплять рассуждение и не оцениваться как
плагиат.
Итоговое сочинение, соответствующее установленным требованиям,
оценивается по критериям:
1. «Соответствие теме»;
2. «Аргументация. Привлечение литературного материала»;
3. «Композиция и логика рассуждения»;
4. «Качество письменной речи»;
5. «Грамотность».
Критерии № 1 и № 2 являются основными.
Для получения зачета за итоговое сочинение необходимо получить
«зачет» по критериям 1 и 2 (выставление «незачета» по одному из этих
критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также
дополнительно зачет по одному из других критериев сумме 3-5 критериев
должны получить положительную оценку эксперта).
Критерий № 1 «Соответствие теме»
«Незачет» ставится только в случае, если сочинение не соответствует
теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, то есть
коммуникативного замысла. Во всех остальных случаях выставляется
«зачет».
Критерий 2 «Аргументация. Привлечение литературного
материала»
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без
привлечения литературного материала или в нем существенно искажено
содержание произведения, или литературные произведения лишь
упоминаются в работе, не становясь опорой для аргументации. Во всех
остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 3 «Композиция и логика рассуждения»
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения
мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-
доказательная часть. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 4 «Качество письменной речи»
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи (в том
числе речевые ошибки) существенно затрудняет понимание смысла
сочинения. Во всех остальных случаях выставляется «зачет».
Критерий № 5 «Грамотность»
«Незачет» ставится при условии, если на 100 слов приходится в сумме
более пяти ошибок: грамматических, орфографических, пунктуационных.
На сайтах появилось много материалов с вариантами тем по
направлениям. Все они носят гипотетический характер. Темы часто
формулируются в форме достаточно широкого вопроса.
Перечень литературы (названия и авторы, достаточно опереться в
рассуждениях на 1 – 2 произведения) и темы для тренировки.
«Забвению не подлежит»
Произведения о славных и трагических страницах прошлого. Биографии и
художественные биографии. Мемуары. Тексты о войне и о блокаде Ленинграда.
1. М.А.Шолохов. Судьба человека.
2. Б.Н.Полевой. Повесть о настоящем человеке.
3. Б.Л.Васильев. А зори здесь тихие…
4. А.Т. Твардовский. «Василий Тёркин»
5. Кондратьев.«Сашка»
Имеет смысл при подготовке обратиться к биографиям великих ученых:
Ломоносова, Менделеева, Павлова и др., а также к истории культуры.
Вопросы/темы для повторения и тренировки.
1) Что не подлежит забвению в истории нашей Родины?
2) Какие личности остаются в истории?
3) Какими достижениями народа гордятся потомки?
4) Кого можно считать настоящим героем?
ко всем остальным направлениям
1. Л.Н. Толстой. «Война и мир»
2. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание».
3. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка»
4. И.С. Тургенев. «Отцы и дети»
5. А.И.Куприн. «Чудесный доктор»
6. А.И. Солженицын. «Матрёнин двор»
«Я и другие»
Практические все произведения могут быть привлечены к рассуждениям
по этому направлению, выбор осуществляется в зависимости от конкретной темы.
Влияние среды на человека, влияние в процессе общения, сложности и
радости любви и дружбы, поиск взаимопонимания.
Герои чеховских рассказов, их позиции представляют особый интерес в данном
контексте.
Очень важно обратить внимание на выбор позиции человека по
отношению к другим! Враждебность, изоляция, критика, подчинение,
манипулирование, уход и т.д.
1. А.П.Чехов. Дом с мезонином (Лидия, художник, Мисюсь).
«Человек в футляре» (самоизоляция, взаимонепонимание с людьми, травля).
«Ионыч» (изменение отношения к обществу при той же строгости в
выполнении долга).
2. А.Н. Островский. «Гроза» (в том числе человек и среда),
«Бесприданница»
3. А.С.Пушкин. «Евгений Онегин», «Капитанская дочка».
4. Н.В.Гоголь. Шинель. Тарас Бульба.
5. И.А. Гончаров. Обломов.
6. В.Г. Распутин. «Уроки французского», «Последний срок».
7. Б.Екимов. Ночь исцеления
8. К.Г. Паустовский. «Телеграмма»
Вопросы/темы для повторения и тренировки:
1) Как понять другого человека? // Почему люди часто не понимают друг
друга?
2) Как вы понимаете выражение «быть самим собой»? // Как окружение
влияет на человека?
3) Всегда ли нужно избегать конфликтов?
4) Может ли человек жить вне общества?
«Время перемен»
Строго говоря, почти все произведения описывают перемены в
положении героев (как внешние, так и внутренние), изменения в
обществе (в том числе войны, революции, изменения старого порядка
вещей). Перемены внешние стимулируют перемены внутренние, и
наоборот.
Особое внимание можно обратить на «Горе от ума» Грибоедова,
«Грозу» Островского, «Вишневый сад» Чехова.
См. таблицу в приложении.
Вопросы/темы для повторения и тренировки:
1) Как измениться к лучшему?
2) Как нужно относиться к переменам?
3) Стоит ли меняться ради другого человека?
4) Чем опасен страх перемен?
«Разговор с собой»
Не всегда имеется в виду рефлексия героев литературного
произведения; важно развернуть применение литературного
материала к себе. Художественные произведения могут выступать
как импульс к самопознанию.
1. Л.Н. Толстой. «Война и мир» собое внимание надо обратить на
Пьера Безухова).
2. А.С. Пушкин. «Капитанская дочка», «Евгений Онегин» (в том
числе лирические отступления); «Моцарт и Сальери» (монолог Сальери).
3. Из зарубежной литературы можно обратиться к такому
произведению, как трагедия Шекспира «Гамлет».
Вопросы/темы для повторения и тренировки:
1) Что значит познавать себя? // Почему бывает трудно разобраться к себе?
2) Как литература помогает обрести смысл жизни?
3) К чему приводит внутренний разлад?
4) Как исправить свои ошибки?
«Между прошлым и будущим: портрет моего поколения»
Связь времен и поколений, возможны очень субъективные трактовки с
включением современной литературы. Возможны пересечения с раздумьями
по направлению «Время перемен».
Непростая логика семейной «преемственности» просматривается в
судьбах семей Ростовых, Болконских, Курагиных в «Войне и мире», в иных
закономерностях у героев «Отцов и детей», в описании формирования
характеров Чичикова, Обломова.
Вопросы/темы для повторения и тренировки:
1) Чего хотят добиться мои сверстники?
2) Почему необходим диалог между поколениями?
3) Как литература помогает понять настоящее?
4) Что читает мое поколение?
При выборе темы руководствуйтесь не абстрактным интересом, а
наработанным материалом, наличием у вас идей. Есть ли у вас ответ на
вопрос? Есть ли позиция, которую вы можете доказать в работе? При этом вы
вправе развернуть сложное высказывание, диалектически раскрывая вопрос.
Сочинение-рассуждение обычно пишется по следующему
алгоритму:
(вступление) - тезис - довод 1 - довод 2 …= вывод,
заключение
В начале сочинения пишется вступление. Это может быть 1-3
предложения. Затем переходная фраза вроде: «Попробуем в этом
разобраться», «Я неоднократно размышлял над подобными вопросами, и
могу сказать следующее» и т.п.
Тезис это основная мысль, которую вы беретесь объяснить,
раскрыть, доказать. Это ответ на вопрос темы сочинения.
Доводы это доказательства, аргументы, подкрепляющие вашу
трактовку темы.
Обычно каждый довод выделяется в отдельный абзац, привлекается
материал литературного произведения. Не забудьте указать автора и
название текста, показать владение материалом (обратить внимание на один-
два эпизода), подкрепить знанием культурно-исторического контекста.
Нельзя ограничиться общими рассуждениями и оценками вне конкретики
они выглядят беспомощными.
После аргументов лучше ещё раз повторить исходный тезис (если
он опровергается - сформулировать противоположный), указать, когда
нужно, на неоднозначность решения проблемы. Заключение должно
перекликаться со вступлением, в нем обязательно содержится итог
рассуждения – ответ на поставленный вопрос.
Сначала следует работать с черновиком, составить план, вспомнить
имена героев, названия, цитаты. Черновики не проверяются, поэтому
бОльшую часть времени нужно уделить чистовому варианту.
Проверьте свой текст перед тем, как сдать работу.
Приложения в помощь
1. Иван Сергеевич Тургенев. Два богача (стихотворение в прозе) - как
материал для дополнительного аргумента.
Когда при мне превозносят богача Ротшильда, который из громадных своих доходов
уделяет целые тысячи на воспитание детей, на лечение больных, на призрение старых я
хвалю и умиляюсь.
Но, и хваля и умиляясь, не могу я не вспомнить об одном убогом крестьянском семействе,
принявшем сироту-племянницу в свой разоренный домишко.
Возьмем мы Катьку, говорила баба, последние наши гроши на нее пойдут, не
на что будет соли добыть, похлебку посолить…
А мы ее… и не соленую, ответил мужик, ее муж.
Далеко Ротшильду до этого мужика!
2. «Время перемен»: диалектика.
Время перемен
трудное время
- шанс измениться,
причем быстро
При движении перемены
неизбежны
(избегание движения –
Обломов)
Перемены
внешние и внутренние
Оцениваются
объективно (по ходу
событий)
и
субъективно
(переживания героев)
Литература показывает,
какое поведение в эпоху
перемен к каким
результатам приводит
Перемены к лучшему, к
счастью:
Маша и Гринев, Аркадий
и Катя,
Кн.Марья и Н.Ростов
Попытки избежать
перемен
Кабаниха в «Грозе»
Беликов в «Человеке в
футляре»
Чиновники в «Ревизоре»
Суета вместо сущностных
изменений и
совершенствования
Чичиков
Штольц
К худшему:
«Олеся»
«Ионыч»
«Бедная Лиза»
Непонятные:
«Чистый понедельник»
В поэзии –
элегии
(перемены с течением
времени)
Трагические изменения,
тяжелые перипетии
(судьба, рок событий)
Евгений в «Медном
всаднике»
«Легкое дыхание»: Оля
Мещерская
Драматические
перемены: «Собачье
сердце» Булгакова;
«Дикий помещик»
Салтыкова-Щедрина
Временные изменения
«Пропала совесть»