ЕГЭ 2021 "Формирование способности учащихся находить и использовать информацию текста при написании комментария к сформулированной проблеме"
Подписи к слайдам:
ЕГЭ
Формирование способности учащихся
находить и использовать информацию текста
при написании комментария к сформулированной проблеме
НЦИО
Национальный центр инноваций в образовании
Егораева Г.Т., руководитель департамента методологии АНО НЦИО, Москва
Изменения в демоверсии ЕГЭ 2021- Изменены формулировка и способ предъявления языкового материала задания 9.
- Уточнены формулировка задания 27 и критерии оценивания.
- Изменён первичный балл за выполнение работы с 58 до 59.
2020 |
2021 |
Ученик видел, где корень
и какая гласная безударная
- Сделать морфемный разбор.
- Найти корень и нужную гласную.
- Определить, к какой орфограмме относится каждое слово (безударные, непроверяемые и чередующиеся гласные в корне)
- Найти правильные варианты ответов.
Ошибка допущена |
Примеры дистракторов (задание 5 ОГЭ) |
В определении структуры слова |
КЛЮЧОМ — в суффиксе имени существительного после шипящего под ударением пишется буква О ЗДРАВНИЦА — в приставке перед буквой, обозначающей звонкий согласный, пишется буква 3 РАСТАЩИТЬ (драчунов) — в корне слова с безударной чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А |
- Экзаменуемый должен уметь делать морфемный анализ (разбор слова по составу).
- Экзаменуемым самим предстоит
- найти корни слов (нельзя начинать анализ слова с поиска корня, каким бы «прозрачным» он ни казался. Основным приемом при разборе слова является подбор его форм (для выделения окончания), одноструктурных слов (для определения суффиксов и приставок) и однокоренных слов (для нахождения корня).
- определить орфограммы к корнях;
- отличить корни с чередованием от омонимичных корней с безударными проверяемыми гласными (ГОРеть – ГОРевать) и буквосочетаний, созвучных корням с чередованиям: сокРАЩение (дроби), оТВАРить (овощи), ЗАРыдавший, бЛАГополучный и т.п.
- найти и указать правильные варианты ответов (их может быть несколько).
Корни с чередованием |
ГАР/ГОР выгореть, догореть, загореть, нагореть, обгореть, отгореть, погореть, подгореть, перегореть, пригореть, прогореть, сгореть, угореть), горелый (и с приставками загорелый, обгорелый, погорелый, пригорелый, угорелый), горелка, горение, горючее и т.п.) |
ЗАР/ЗОР заря, заревой, зарница, зарничный, озарение, озаренность, озарить, озарять |
КАС/КОС касаться, прикасаться, соприкасаться, касание, касательная, касательно, касательство, прикасание, коснуться, неукоснительный, прикосновение, неприкосновенный, неприкосновенность, соприкосновение, соприкоснуться и т.п. |
МАК/МОК макать, обмакнуть, помакать, вымакать, макание, макнуть, мокрица, мокрота, мокротный, взмокать и т.п
|
МЕР/МИР умереть - вымирать; (только для слов со значениями «мёртвый», «умирать», «замереть, стать неподвижным») |
Омонимичные корни |
Гора, гористый, горнило, горевать, загоревать, огорчать, огорчить, огорчение, огорченный, огорчительный, пригорюниться, горчинка, горчица, горчичник, горчичный |
подзорный, прозорливый; озорной, озорничать |
кос1- (косец), кос2- (косой) и кос3- (косичка). |
У корня мак- омоним мак- (маковый), у моч- есть омоним моч/мок/: за-мок, за-моч-ный |
мер- со значением «мера, мерка» (примерять) и мир- со значением «мир» (усмирять, примирять) |
Корни с чередованием |
ПЕР/ПИР характерно только для слов со значениями «закрыть», «открыть», «двигать», «выдаться вперёд, выдавиться» и т.п. Запирать – запереть, отпирать – отпереть, выпирать – выпереть. |
ТВАР/ТВОР Благотворитель-ный, вытворить, одухотворенный, претворить, претворять, растворение, растворимый, сотворение, столпотворение, творение и т.п. |
а(я)/им(ин) Если за корнем следует суффикс -а-, то в корне пишется им(ин), если суффикса нет, то в корне пишется а/я. Пожимать – пожать, нажимать – нажать, разминать – размять, понимать – понять, начинать – начать, поминать – память. |
Омонимичные корни |
В словах с корнем пир- со значением «обильное угощение, пиршество» всегда пишется и. Пировать, пирующий |
Омонимичный корень твор- в словах затворить, затвор, притворить, створка, раствор. |
- Гласные о-а в глагольных корнях не проверяем при помощи формы несовершенного на -ывать/-ивать: говорить – разговаривать, прополоть – пропалывать, опоздать – опаздывать и т.п.! (Нужно: говорить – разговор; прополоть – прополет; опоздать – поздний)
- Чередующиеся гласные нельзя проверять методом подбора однокоренных слов или форм слова, где гласная стояла бы под ударением. Например, нельзя проверять безударную гласную в корне слова расстилать ни словом стелется, ни словом настил: выбор безударной гласной и определяется наличием суффикса -а- после корня.
- Нельзя забывать, что корни которых слов сходны по звучанию, но различны по значению: раздражать поведением — дразнит, задрожать от холода — дрожь; увидать издали — увидеть, увядать без влаги — увянуть; развиваться нормально — развиться, развеваться на ветру — веять; благословлять на подвиг — слово, прославлять героя — слава; посвятить стихотворение — свято, посветить свечой — свет; разрядить ружье — заряд, разредить морковь — редкий; покарать врага (наказать) — кара, покорить природу (подчинить) — покорный, укорять за лень (упрекать) — укор и т.п.
- интеллект, коралл, лабиринт
- искоса, стилист, смирение
- перцовый, раскачать, выкосить
- примирить, несравненный, прорастание
- возложить, измерительный, галерея Ответ: ___________.
- отварить, отгородиться, заработать
- прибирать, притвориться, упоминать
- преклонение, доложить, горизонт
- понимание, запереть, выжегший
- наваждение, лотерея, привилегия Ответ: ___________.
- перламутр, тиран, выдернуть
- гарнир, оперение, мираж
- растерять, космический, отдирать 4) макака, костюм, вращение 5) горячий, терапевт, берлога Ответ: ___________.
- притвориться, неукоснительно, проклинать
- пожимающий (руку), зарянка, пригорелый
- огорчённый, творительный (падеж), дирижабль
- облагать (налогом), перчатка, стеллаж
- гороховый, теребить, дерзкий Ответ: ___________.
- Формулировка задания предлагала участникам экзамена выявить отношения между предложениями текста и определить средство связи между ними в соответствии с заданными морфологическими характеристиками, например: «Самостоятельно подберите подчинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз».
- Средний процент выполнения этого задания упал с 90 (2018 г.) до 70 (2019 г.)
- Снижение процента выполнения задания обусловлено недостаточно прочными знаниями участников ЕГЭ по морфологии: значительную трудность для экзаменуемых представляет распознавание местоимений и союзов того или иного разряда, прилагательных и наречий, наречий и частиц. Вызывает трудности у экзаменуемых разграничение союзов и союзных слов.
Способ разграничения |
Примеры |
1. Если перед омонимичным словом стоит предлог, то перед нами союзное слово. |
Он вежливо поклонился Чичикову, на что последний ответил тем же. |
2. Если слово-омоним заменяется синонимичным союзом, то это союз, а если союзным словом, то это союзное слово. |
Ср.: Зачем ты делаешь вид, что (будто) спишь? (что – союз). – Дай мне книгу, что (которая) лежит на столе (что – союзное слово). |
3. Союз иногда можно опустить, и смысл предложения в основном сохраняется, а союзное слово опустить нельзя. |
Ср.: 1) По радио сообщили, что завтра будет тепло. – По радио сообщили: завтра будет тепло. 2) Я не знаю, куда он уезжает. – Я не знаю, (куда? когда? почему?) он уезжает. |
4. Придаточное предложение, которое присоединяется к главному предложению союзным словом, может быть преобразовано в самостоятельное вопросительное предложение. Придаточное предложение, которое начинается союзом, подобную трансформацию не допускает. |
Ср.: 1. Трудно вспомнить, что я чувствовал в тот момент. – Что я чувствовал в тот момент? (что – союзное слово). 2. Трудно было поверить, что это правда. Трансформация невозможна (что – союз). |
Способ разграничения |
Примеры |
5. Придаточное предложение, которое начинается союзным словом, может быть преобразовано в сложносочиненное предложение с союзом и с присоединительным значением. |
Этот фильм понравился всем, чего и следовало ожидать. – Этот фильм понравился всем, и этого следовало ожидать. Придаточное предложение, которое связано с главным предложением посредством союза, такого преобразования не допускает. |
К союзному слову можно присоединить усилительные частицы же, именно, а к союзу – нельзя. |
Ср.: Он никак не мог узнать, когда (когда же, когда именно) придет поезд (когда – союзное слово). – Он очень обрадовался, когда наконец пришел поезд (когда – союз). |
На союзное слово, в отличие от союза, часто падает логическое ударение. |
Ср.: Я не слышал, что он сказал (что – союзное слово). – Я знаю, что он придет (что – союз). |
Выполняя задание 2, экзаменуемые
|
Задание 21 (пунктуационный анализ текста) В изучении материала о смысловых отношениях между частями сложного предложения (перечисление фактов, последовательность действий, событий; причина, пояснение, дополнение смысла; противопоставление; время или условие; вывод, следствие, сравнение; резкая смена событий) целесообразно обращать внимание не только на зависимость между характером смысловой связи частей предложения и интонацией, знаком препинания, средством связи, но и на то, что аналогичные логические связи встречаются и в тексте. |
Задание 27 |
Смысловая связь в тексте помогает автору
- установить взаимозависимость и взаимообусловленность фактов, событий, поступков героя (-ев), его (их) поведения и т.п.;
- показать взаимоотношения героев;
- детально изобразить что-либо;
- создать общую картину чего-л., детали которой обозначены путём перечисления отдельных частей;
- создать целостный образ;
- убедительно доказать свою точку зрения на что-либо;
- показать причины того или иного события, действия, поступка;
- противопоставить (сопоставить, сравнить) внутреннее/внешнее, истинное/ложное, реальное/идеальное для более полной характеристики чего-либо или кого-либо и т.д.
понять основную мысль текста
Ошибки в выявлении смысловой связи Смысловая связь – это логические отношения между примерами-иллюстрациями, которые экзаменуемый использует в комментарии проблемы текста. Обратите внимание! Ошибки в выявлении смысловой связи между примерами-иллюстрациями:- Попытка сопоставления логически несопоставимых примеров;
- подбор примеров-иллюстраций, не имеющих между собой смысловой связи, и попытка «притянуть» её к этим примерам;
- подмена определения смысловой связи между примерами общими словами:
- «Развивая свою мысль, автор приводит следующий пример…»;
- «Продолжая повествование, автор текста приводит пример…» и т.п.
- Формальное указание вида связи без анализа её функции в раскрытии авторской позиции, его замысла:
- «Второй пример в тексте противопоставлен первому»;
- «Эти примеры дополняют друг друга»;
- «Этот пример-иллюстрация – следствие из причины, указанной в первом примере»
- «Эти примеры связаны причинно-следственными отношениями» и т.п.
- О чём свидетельствует эта смысловая связь?
- Как она помогает понять сформулированную проблему текста?
- Что подчёркивает в характере героя (его мироощущении, психологическом состоянии, отношении к нему окружающих и т.д.)?
- Какие выводы, обобщения помогает сделать?
- Как помогает эта связь раскрыть авторский замысел?
- Какова роль этой связи в раскрытии авторской позиции? и т.п.
Автор
- Зачем?
- С какой целью?
- Для чего?
- Как это помогает понять,
- прояснить,
- конкретизировать, расшифровать, раскрыть
- проблему;
- авторскую позицию;
- авторский замысел;
- характер, поступки, поведение героя и т.д.
Обратите внимание!
Что делать? Что делать?- Изучить кодификатор содержания и требований к уровню подготовки выпускников.
- Научить выпускников ВНИМАТЕЛЬНО читать задания.
- Отрабатывать на практике многообразие вариантов заданий. НЕ НЕРВНИЧАТЬ! Если проблема имеет решение, то волноваться незачем; если решения нет, то нервничать бессмысленно.
- В предложениях 36–42 найдите синонимы (синонимическую пару).
- Из предложений 20–30 выпишите слово со значением «групповое объединение предприятий, организаций, артелей».
- Из предложений 18–26 выпишите один фразеологизм.
- Из предложений 35–37 выпишите пару антонимов.
- Из предложений 27–31 выпишите разговорное слово.
- Из предложений выпишите контекстные синонимы (синонимическую пару).
- Из предложений 12-15 выпишите слово, которое является синонимом фразеологизма «гром среди ясного неба».
- Из предложений 44-51 выпишите книжное слово.
- Из предложений 12-16 выпишите один диалектизм.
- Из предложений 1-4 выпишите слово в переносном значении.
- Из предложений 1-4 выпишите слово в прямом значении.
- Из предложений 14-17 выпишите устаревшее слово.
- Из предложения 7 выпишите термин.
- Из предложения 16-18 выпишите историзм и т.п.
Задание 27
Критерий 2. Комментарий.
Анализируем
смысловые связи
Возьмите на заметку!Рекомендации ФИПИ
Обратите внимание! Экзаменуемые неточно, некорректно или с нарушением речевых норм оформляют собственные мысли. В частности, многие выпускники по-прежнему при формулировании проблемы смешивают понятия «проблема» и «тема»:- В тексте говорится о теме таланта и его претворения в жизнь;
- Какая бывает любовь к природе / Какой бывает русский характер? Эту тему мы можем рассмотреть в тексте …;
- Почему влияет природа на человека? Именно этой темой задается автор предложенного текста;
- Все ли люди бездарны? Эта тема волнует автора.
- Автор ставит проблему мозгов / природы / искусства / музыки/ России / войны…;
- Автор задается вопросом, правильно ли мы живем?
от
темы
через
проблема-
тику
к
идее
Предмет отражения, материал для последующей постановки проблемы;
тема сама по себе нейтральна. |
Уровень постановки вопросов; обсуждения той или иной системы ценностей; это та сторона художественного содержания, где читатель приглашается автором к активному разговору. Проблематика обнаруживает авторский подход к теме и сопоставляет различные жизненные ценности. |
Область решений и выводов; идея всегда что-то отрицает или утверждает. Идея утверждает одну систему ценностей и отрицает другую. |
Текст ЕГЭ 2020 |
Проблемы |
Формулировки экзаменуемых |
В.К.Арсеньев |
В чем проявляются особенности человеческого мировосприятия? Каково влияние цивилизации на леса? Чему природа учит человека? Как человек воспринимает красоту природы? В чем проявляется любовь человека к природе? Как взаимодействуют человека и природа? |
|
Проблема (чего?) |
|
отношения |
(с окружающими); (к матери, родному дому, красоте, хамству и т.п.) |
содержания понятия |
(чести, сострадания, взаимопомощи и т.п.) |
значения |
(семьи (любви, книги, примера старших, связи поколений и т.д) в жизни человека) |
конфликта |
(интересов поколений, чувства и долга и т.п.) |
воздействия |
(музыки, поэзии, литературы и т.п.) |
связи |
(человека с природой, прошлого и настоящего и т.п.) |
взаимоотношения |
(учителя и учеников, разных поколений и т.п.) |
значимости |
(труда, детства и т.п.) |
взаимодействия |
(личности и общества, человека и научно-технического прогресса и т.п.) |
влияния |
(учителя на формирование личности ученика, войны (искусства, природы, окружающей среды и т.п.) на человека и т.д.) |
роли |
(памяти, милосердия, доброты, матери, детских воспоминаний, школы и т.д. в жизни человека) |
восприятия |
(красоты, искусства, окружающего мира и т.п.) |
предназначения |
(творчества, писателя, поэзии и т.п.) |
формирования |
(личности, характера, духовной культуры и т.п.) |
поиска |
(смысла жизни, жизненного пути, счастья и т.д.) |
ценности |
(человеческой жизни, мира, памяти, дружбы и т.д. |
Проблема (чего?) |
|
выбора |
(профессии, жизненных приоритетов, ценностей и т.п.) |
развития |
(способностей, личности и т.д.) |
сохранения |
(культурного наследия, исторической памяти, жизненных принципов, русского языка и т.п.) |
формирования отношения |
(к родине, матери, языку, окружающим и т.п.) |
осознания |
(долга перед Отечеством, величия подвига и т.п.) |
определения |
(масштаба личности, понятия русский характер и т.п.) |
противоречивости |
(поступков, характера и т.п.) |
истинных и ложных представлений о… |
(любви, совести, предательстве, чести и т.п.) |
противостояния |
(тоталитарному режиму, злу, подлости и т.п.) |
осмысления важности |
(сохранения культурного наследия, созидательной деятельности и т.п.) |
отсутствия |
(совести, живых чувств, сострадания и т.п.) |
нравственного состояния |
(современного общества, человека и т.п.) |
преодоления |
(чувства ненависти, собственной лени и т.д.) |
возникновения |
(радости творчества, любви к людям и т.п.) |
ответственности |
(за свои поступки, за судьбу близкого человека и т.п.) |
утраты |
(совести, сострадания, доброты и т.п.) |
приобщения |
(к чтению, культуре, музыке и т.п.) |
- Понимание исходного текста – умение адекватно воспринять его проблематику (какие вопросы поднимаются (ставятся) в тексте?).
Комментарий в 2021 году - основной источник информации о понимании текста выпускником (6 баллов!).
Комментарий к проблемеКритерии
оценивания
Опора на исходный текст
Наличие 2-х примеров-иллюстраций
Наличие пояснений к примерам-иллюстрациям
Определение смысловой связи между примерами-иллюстрациями и её анализ
Фактические ошибки
Таблица оценивания комментария к сформулированной проблеме текста
Баллы |
6 |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|||||||||||
Пример 1 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
Пояснение 1 |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
Пример 2 |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
Пояснение 2 |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
+ |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
+ |
- |
- |
Смысловая связь |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
Анализ смысловой связи |
+ |
+ |
+ |
+ |
- |
+ |
+ |
+ |
- |
- |
+ |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
1. Сформулированная проблема прокомментирована с опорой на исходный текст. |
|||||||||||||||||
2. Фактических ошибок, связанных с пониманием сформулированной проблемы текста, в комментарии нет |
- Информация о тексте (задание 22) и об авторе текста.
- Ключевые слова – слова, называющие главные понятия, предметы, процессы, описание которых (или повествование/рассуждение о которых) составляет основу содержания текста. Они способны дать представление не только о теме и проблематике текста, но и об идеях, реализованных в нём.
- Сравнение начала и финала текста: что изменилось
- в авторских рассуждениях о событии или явлении;
- в герое, его поведении и/или мироощущении;
- в ситуации, расстановке персонажей;
- чем завершился конфликт (при его наличии);
- место и время действия (хронотоп) и
- художественные детали, важные для «расшифровки» текста.
- выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой;
- отобрать в тексте конкретный текстовый материал (цитаты, микротемы) для двух примеров-иллюстраций;
- написать пояснения: что делает автор? для чего? с какой целью? как данный конкретный пример связан с проблемой? и т.п.
- выявить связь между примерами-иллюстрациями:
- объяснить, как взаимодействуют эти примеры-иллюстрации, помогая понять авторское отношение, его позицию, характер и поведение героя и т.п.
Под примером-иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале (в цитате, во фрагменте текста, в указании на его сюжетный элемент), т.е. комментируется содержание.
Пояснение к примеру-иллюстрации- Цель пояснения: выявить смысл авторского
- рассуждения о…/
- повествования о…/
- описания…/
- какого-либо приёма в тексте, чтобы в итоге установить отношение автора к проблеме понять авторскую позицию.
Главное – ответить на вопросы, анализируя содержание обоих примеров:
зачем? с какой целью? по какой причине? для чего? почему? чем вызвано…? чем объясняется…? какая связь между…?
Пояснение к примерам-иллюстрациям Пояснением к примерам-иллюстрациям из текста художественного стиля могут стать разъяснение смысла, оценка, анализ
- мотивов поведения героя (-ев);
- монологов (в том числе внутренних), диалогов;
- их поступков;
- их личностных особенностей;
- взаимоотношений с окружающими;
- внутреннего состояния;
- отношения к себе и к миру и т.д.
- фактов, мнений, настроения автора, его комментариев и размышлений;
- авторских аргументов, доводов;
- различных точек зрения на проблему;
- авторских (и не только) высказываний и т.п
№ |
Вид связи |
Как определить вид связи |
Вспомогатель-ные вопросы |
Способ оформления |
1. |
Сравнительная, сопоставитель-ная или противопостави-тельная |
Возникает в том случае, когда смыслы примеров-иллюстраций сравниваются, сопоставляются или противопоставляются друг другу.
|
Какие события (факты) сравниваются (сопоставляются, противопоставляются) и почему? Как это помогает понять проблему текста? Что противопоставлено в примерах? С чем и почему это сравнивается (сопоставляется)? В чем автор видит сходство (различие) сопоставляемых (противопоставляемых) явлений? и т.д.
|
В этом противопоставлении (сопоставлении) особо ярко можно увидеть (что?)… Если сопоставить поведение героев, то (пояснить, к каким выводам можно прийти)… Сопоставляя (противопоставляя) эти события, нельзя не отметить, что (раскрыть своё видение роли этой смысловой связи) …. Сравнивая эти события (факты), нельзя не увидеть, что… Противопоставляя факты, автор подчеркнул главное: (что именно и зачем?) Сопоставляя (поведение героев, разные мнения, точки зрения и т.п.)…, автор обращает внимание (на что и зачем?)… |
- характер героя (явления, события и т.д), его состояние или мотивы поведения;
- настроение, эмоции героя;
- чувства, мысли героя или автора;
- авторскую оценку героя, предмета или явления и т.п.
2. |
Пояснитель-ная, уточняющая |
Второй пример-иллюстрация поясняет, иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, дополняет, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации |
Как и для чего автор поясняет (иллюстрирует, характеризует, описывает, оценивает, уточняет то, о чём говорится в первом примере-иллюстрации)?
Чем это событие (поступок, действие, факт) можно объяснить?
Какими примерами автор подтверждает сказанное? Что это даёт для понимания сформулированной проблемы текста?
Что можно привести в качестве подтверждения? Как содержание второго примера помогает лучше понять содержание первого?
Что нового вносит содержание второго примера в понимание первого? |
Продолжая свою мысль, автор уточняет, детализирует (что и зачем?)… Это событие (характеристика, поступок, поведение и т.п) дополняет (как?) представление о…; Эти примеры иллюстрируют (что и для чего?)…. Уточняя сказанное, автор (что делает и зачем?)… Эта ситуация поясняет, уточняет (как?) содержание предложения… (указать номер первого примера-иллюстрации) и помогает понять (что и каким образом?)… Автор…. разъясняет (дополняет, уточняет) (что и зачем?) :… |
- Эти виды смысловых отношений дают возможность получить полную, исчерпывающую информацию о чём-либо; при этом пояснительные отношения как бы расшифровывают и уточняют идею первого примера. Обратите внимание! Уточняющая связь – это переход от более широкого понятия к более узкому, а пояснительная – это обозначение одного и того же понятия другими словами.
2. |
Причинно-следственная |
Причина и следствие представляют собой логическое единство. При этом под причиной понимается явление, обстоятельство, обусловливающее другое явление или действие, которое называется следствием. Причинно-следственная связь — это сцепка причин, событий и последствий, к которым все это привело.
|
Почему это произошло? Что стало причиной события (поступка, поведения и т.п.)? В силу чего это случилось? Что из этого следует? Какие последствия повлекло это событие? Как это повлияло на дальнейшие события? Что из этого, по мнению автора, следует? К чему это привело (приведет)? Как это сказалось (скажется) на дальнейшем ходе событий?
|
Эти примеры называют причины, по которым… Причиной такого поведения является… Следствием такого отношения к окружающим стало… (указать результат и пояснить свой вывод) Этот пример помогает увидеть последствия эгоистичного отношения к миру: (что и как изменилось? Как сказалось на судьбе героя (-ев), событиях и т.п.)
|
- в начале комментария: Размышляя над проблемой, автор сравнивает поведение героя до и после встречи с однополчанами; (в этом случае анализ этих смысловых отношений может быть дан перед формулировкой авторской позиции)
- при переходе от одного примера к другому: Сопоставляя отношение героя к этому событию в начале и в конце текста, автор показывает, что прошедшее десятилетие не изменило юношу: он по-прежнему не считает себя виновником случившегося;
- в конце комментария как его завершение: И обращение к народным традициям, и исторические факты, дополняя друг друга, позволяют автору сделать интересные выводы:…
- Оба эти примера, дополняя друг друга, создают связь, которая проследуется во всем тексте;
- Обое эти примеры-люстрации связывают поведение героя и текст.
- Два этих примера взаимо дополняют друг друга / взаимно дополняют друг друга;
- Оба примера, противопоставляя друг друга, позволяют увидеть связь;
- Оба примера связаны смыслом и подходят под данную проблему;
- Оба этих примера связаны между собой тем, что подтверждают наличие проблемы, поставленной в тексте;
- Эти два примера подкрепляют друг друга;
- В связке эти оба примера…;
- Как первый, так и второй пример, отлично дополняют друг друга и позволяют автору осветить суть проблемы в полной мере.
- Эти примеры дополняют друг друга, раскрывая проблему (многократно повторяющийся штамп).
- не учитывают фактические ошибки в понимании текста;
- засчитывают пример-иллюстрацию не по сформулированной проблеме;
- в качестве двух примеров засчитывают смысловой повтор, выраженный разными средствами языка (один пример-иллюстрация);
- в качестве комментария засчитывают авторскую позицию;
- засчитывают анализ средств выразительности, который не несёт смысловой нагрузки в раскрытии проблемы исходного текста.
Замечания ФИПИ
Работаем с текстом
художественного стиля
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы...
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах и почему-то чесалось за шиворотом. (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
(8)И вдруг приказ выходить в море: где-то на островке испортился автоматический маяк, и надо было сменить горелку. (9)Осенняя Балтика штормила, но штурман ликовал. (10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
(12)Островок был замкнут в кольцо прибоя, но штурман вызвался идти туда на вельботе. (13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях. (14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов. (15)3ато он хорошо понимал, что срок сдачи документации будет продлён, если удастся наладить маяк, не дожидаясь ослабления штормового ветра.
(16)Нет, это не была совсем уж отчаянная авантюра. (17)Шаталов был хорошим моряком и румпель вельбота чувствовал не только ладонью, но и всем своим существом. (18)Просто судьба изменила… (19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
(По В. Конецкому)
*Виктор Викторович Конецкий (1929-2002) — капитан дальнего плавания, прозаик, сценарист. В своих произведениях отразил жизнь моряков-полярников.
(1)Шаталов растопил печку, сам уселся на стул верхом и закурил. (2)Боль в костях усилилась, монотонная, нудная…(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит. (4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы….Ретроспекция как категория текста предполагает целенаправленное действие со
стороны автора, который, обращаясь мысленно к прошлому и описывая прошедшие
события, стремится направить внимание читателя на факты, которые могут быть
основополагающими для раскрытия основной идеи всего произведения.
И. Р. Гальперин
Благодаря ретроспекции читатель может
- узнать неизвестные ранее сведения,
- переосмыслить их,
- проникнуть в авторский замысел.
Ретроспекция в художественном тексте может осуществляться на уровнях |
|
композиции |
На уровне композиции ретроспекция выполняет функции прояснения какого-либо элемента текущего действия (когда возникает необходимость вспомнить ситуацию, относящуюся к развитию сюжета), объясняет события настоящего. Завязка драматического сюжета находится за временными пределами настоящего — в недавнем прошлом героя. |
авторской позиции |
Ретроспективная позиция автора позволяет читателю сосредоточить внимание не столько на событии, сколько на поведении героя. |
изображения героя |
При изображении героя ретроспекция осуществляется в формах его, воспоминаний, последовательных событий. Основные функции ретроспекции: сообщение о прошлой истории героя, оценка, ключи к пониманию персонажа или его мотивации, усиление драмы в настоящем. |
изобразительно-выразительных средств |
Характерными изобразительно-выразительными средствами приема ретроспекции в литературе являются простые противопоставления (здесь — там, теперь — тогда, ложь – правда, вымысел –истина и т.д.), противопоставления времени и видов глагола (наст. вр., сов. вид — прош. вр., несов. в.), организация самой речи, язык и т.п. |
1. Вводит систему координат модели мира, созданного автором
2. Выполняет функцию фонового описания
3. Участвует в создании характеристик как главных, так и второстепенных персонажей
4. Заключает в сжатом виде основное содержание текста или его части.
Кто?
Где?
Когда?
3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.- не зажёг маячный огонь
- угодил на полгода в госпиталь
- не присвоили очередное звание
- демобилизовали одним из первых
НЕПРИЯТНЫЙ, ая, ое; тен, тна.
- Не нравящийся своими качествами, противный. Н. вкус.
- Вызывающий неудовольствие, волнение, нарушающий спокойствие. Неприятная встреча.
| сущ. неприятность, и, ж.
Синонимы
беда, горе, огорчение, удар, скорбь, несчастье, зло
(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы.(19)Он потерял ориентировку среди волн, бурунов, завес из брызг…
(20)Навсегда запомнились скользкий блеск на миг обнажившегося камня под самым бортом вельбота, удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
Начало текстаКроме того, помогает понять проблематику текста, передаёт его основную мысль.
Позволяет увидеть
- психологический портрет героя, в основе которого лежит безответственное отношение к жизни и к окружающим.
- отношение героя к окружающим, своим поступкам («маленький, рядовой случай»);
- восприятие реальности Шаталовым («неприятности»);
Формулируем ПОСТАВЛЕННУЮ проблему текста
(проблема ответственности человека за свои поступки)
Находим первый пример, иллюстрирующий
аспекты проблемы
Поясняем первый пример
Находим второй пример, иллюстрирующий
аспекты проблемы
Поясняем второй пример
Определяем вид смысловой связи между ними
Указываем смысловую связь между примерами и анализируем её
Формулируем авторскую позицию
Формулируем собственную позицию
Обосновываем свою точку зрения
Работаем с текстомПрошлое
Настояшее
Старший лейтенант, штурман, хороший моряк
Треклятый ревмокардит, увольнение из армии, несостоявшаяся карьера
«Водораздел судьбы» –
«маленький, рядовой случай»
Можно СОПОСТАВИТЬ или ПРОТИВОПОСТАВИТЬ события
Можно выяснить ПРИЧИНЫ событий и указать их ПОСЛЕДСТВИЯ
Можно УТОЧНИТЬ, ДОПОЛНИТЬ предыдущую информацию
Можно рассмотреть настоящее как ИТОГ, РЕЗУЛЬТАТ прошлых событий
Проблема ответственности человека за свои поступкиПричина безответственного поведения: «запустил отчётную документацию»
следствие
решился идти в море в сильнейший шторм
бездумно распорядился судьбами как минимум 4-х человек (вельбот)
обманул командира
подверг смертельной опасности матросов
получил серьёзное заболевание («треклятый ревмокардит»)
загубил карьеру: не присвоили очередное звание, затем сократили и демобилизовали
Лень, недобросовестное отношение к своим обязанностям могут стать причиной очень серьёзных последствий. В данном случае Эта безответственность Шаталова разрушила его жизнь.
Каково значение этих смысловых отношений для раскрытия аспектов поставленной проблемы?
Проблема ответственности человека за свои поступкиПротивопоставление частей информации
(13)Он уверил командира в том, что уже неоднократно высаживался здесь, что знает проходы в прибрежных камнях.
(14)Он никогда даже близко здесь не был и не ведал никаких проходов.
В чём смысл противопоставления данных примеров-иллюстраций?
Противопоставление информации ещё отчётливее помогает увидеть безответственное отношение Шаталова к своему делу и к окружающим. Герой идёт на поводу собственной лени, совершенно не задумываясь о том, как могут обернуться обстоятельства.
Проблема ответственности человека за свои поступкиСопоставление частей информации
(3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(4)Удивительно глупо бывает иногда: маленький, рядовой случай становится водоразделом целой судьбы. (18)Просто судьба изменила…
В чём смысл сопоставления этих частей информации?
(20)…Удар, треск ломающихся вёсел, перекошенные рты на матросских лицах и рык ветра… (21)Только чудом никто не погиб. (22)Израненные, простывшие, они больше суток провели на островке, пока не затих шторм.
Сопоставление этих частей информации помогает понять, что герой так и не осознал безответственности своего поступка. Убеждение, что в случившейся трагедии виновата судьба, а не он сам, привело к закономерному результату: Шаталов одинок, болен и несчастлив.
Проблема ответственности человека за свои поступкиУточнение, дополнение информации
(5)Шаталов — в те времена старший лейтенант, штурман гидрографического судна — запустил отчётную документацию и неделю не вылезал из каюты, занимаясь журналами боевой подготовки, актами на списание шкиперского и штурманского имущества, конспектами занятий с личным составом. (6)От бесконечных «разделов», «подразделов», «параграфов» и «примечаний» уже рябило в глазах … (7)Сроки сдачи документации надвигались неумолимо, командир корабля при встрече хмурил брови, а конца работе всё не было видно.
Решение Шаталова отправиться к маяку можно было бы отчасти объяснить его молодостью, но из дополнительной информации становится понятна истинная причина его поступка – нежелание выполнять свои должностные обязанности.
(10)Он был молод. (11)Он козлом прыгал от компаса к карте, от радиопеленгатора к эхолоту: ведь никто теперь не мог загнать его в каюту и заставить писать акты инвентарной комиссии — он вёл корабль через штормовое море!
Проблема ответственности человека за свои поступкиИтог, вывод, обобщение информации
Итогом преступного легкомыслия и безответственного отношения к делу могут стать тяжёлое заболевание, несостоявшаяся карьера, искалеченная судьба человека.
3)Все неприятности начались тогда же, когда он заработал этот треклятый ревмокардит.(23)Хотя Шаталов маячного огня и не зажёг, но от документации избавился: угодил на полгода в госпиталь. (24)3а неоправданное лихачество ему не присвоили очередное звание, а когда началось новое сокращение вооружённых сил, демобилизовали одним из первых.
Причина безответственности Шаталова + её последствия
Иисус и Иуда Историческая притча (1)При создании фрески «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи столкнулся с огромной трудностью: он должен был изобразить Добро, воплощённое в образе Иисуса, и Зло — в образе Иуды, решившего предать Иисуса на этой трапезе. (2)Леонардо на середине прервал работу и возобновил её лишь после того, как нашёл натурщика. (3)Однажды у алтаря в храме художник увидел в одном из юных певчих церковного хора совершенный образ Христа и, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков. Лик Иисуса на них поражал окружающих внутренней красотой и духовным величием. (4)Прошло три года. «Тайная вечеря» была почти завершена, однако Леонардо пока так и не нашёл подходящего натурщика для Иуды. Кардинал, отвечавший за роспись собора, торопил его, требуя, чтобы фреска была закончена как можно скорее. (5)И вот после долгих поисков художник увидел валявшегося в сточной канаве нищего — молодого, но преждевременно одряхлевшего, грязного, пьяного и оборванного человека. (6)Времени на этюды уже не оставалось, и Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор. (7)С большим трудом нищего притащили туда и поставили на ноги. (8)Он толком не понимал, что происходит, а Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, гордыню, которые отражались на лице этого человека. (9)Когда художник закончил работу, нищий, который к тому времени уже немного протрезвел, открыл глаза, увидел перед собой полотно и вскричал в испуге и тоске: —(10) Я уже видел эту картину раньше! —(11) Когда? — недоуменно спросил Леонардо. —(12) Три года назад. (13)В ту пору я пел в церковном хоре и какой-то художник написал с меня Христа. Определяемся с понятиями
греховность |
злочестие |
гордыня |
склонность не подчиняться воле Бога, Божьим заповедям; быть преисполненным греха. |
нечестие, беззаконие, богопротивность |
непомерная гордость, заносчивость, высокомерие |
- Создателей притчи интересует не характер конкретного героя, а определённый набор нравственных качеств человека, выявляемый ситуацией.
- Образы и ситуации внешнего мира в притчах следует рассматривать как символы.
- В притче передаются нравственные идеалы и показываются образцы поведения.
- Притчи можно отнести к метафорическим повествованиям. Они отражают ценности, интерпретации, идеи, обобщают имеющийся опыт.
- Притча предполагает диалог со слушателем или читателем, и её основное действие разворачивается тогда, когда история рассказана и человек начинает её осмысление.
- Столкновение мнений, противоположность и многозначность интерпретаций позволяют раскрыть многомерность метафоры, её смысла и найти то общее, что примиряет разные позиции, и указать новое желательное поведение.
- Краткость;
- строится на сравнении;
- осуждаются пороки,
- не требует доказательств;
- подсказывает способы разрешения конфликтной ситуации;
- дает возможность деликатно указать собеседнику на его недостатки или пороки.
Леонардо увидел в одном из юных певчих совершенный образ Христа. Лик Иисуса на них поражал окружающих внутренней красотой и духовным величием.
(Добро) |
Молодой, но преждевременно одряхлевший, грязный, пьяный и оборванный. Леонардо запечатлевал на холсте греховность, себялюбие, злочестие, гордыню, которые отражались на лице... (Зло) |
Сравнение (противопоставление)
Однажды у алтаря в храме художник увидел в одном из юных певчих церковного хора совершенный образ Христа у алтаря в храме |
Прошло три года. …Художник увидел валявшегося в сточной канаве нищего. |
Противопоставление (хронотоп)
Художник, пригласив его в свою мастерскую, сделал с него несколько набросков. |
Леонардо приказал своим помощникам доставить его прямо в собор, что те и сделали. (7)С большим трудом нищего притащили туда и поставили на ноги. (8)Он толком не понимал, что происходит. |
Противопоставление (поступки и действия)
Какую роль в понимании проблемы, авторской позиции, содержания текста и т.д. играют сравнение и противопоставление?
(Сравнение) противопоставление (КОНКРЕТИЗИРУЕМ, ПОЯСНЯЕМ, РАСКРЫВАЕМ РОЛЬ этих смысловых связей)- позволяет осознать, что между добром и злом очень тонкая грань;
- позволяет увидеть, как меняется человек, если он идёт путём Зла;
- в каждом человеке живут Иисус и Иуда – Добро и Зло. Жизнь человека зависит от того, что возобладает в нём;
- наглядно, образно помогает увидеть двоемирие в каждом человеке;
- подчёркивает вечное противоборство Добра и Зла;
- помогает увидеть влияние добра и зла на образ человека;
- показывает вечное противостояние Добра и Зла, двух полюсов человеческой жизни, которое находит свое отражение в нравственном выборе героя, его поведении;
- отражает последствия выбора Добра и Зла человеком;
- позволяет понять, что Добро созидает, а Зло – разрушает;
- Зло уродует человека, а Добро делает его образ прекрасным;
- с утратой Добра человеком завладевает Зло;
- Добро и Зло – основания нравственного поведения человека;
- в человеке есть не только божественные качества (добро и красота), но и дьявольские (зло и грязь), и лишь от него самого зависит, какой станет его жизнь и т.д.
- Парадоксальность ситуации («мечта находит человека»).
- Роль сравнения («как болезнь, как вирус гриппа»). Случайно ли выбрано автором такое сравнение?
- Какова роль характеристики героя в раскрытии идейного замысла автора?
«Сильные позиции» текста. Роль начала художественного текста
Финал текста В отличие от фоновых описаний, предлагаемых началом текста, описания, предлагаемые его концом, как правило, лаконичны и прежде всего передают- эмоциональное состояние,
- чувства персонажей. Финал, как правило, помогает понять авторскую позицию. Задание.
- Докажите справедливость данного тезисов, проанализировав финал рассказа. (29)Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. (30)Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». (31)Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. (32)Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждет, когда начнет клевать. Задача ученика – проследить от начала текста до финала, КАК автор объясняет причины, по которым не сбылась мечта Кольки Велина.
Что стало предметом изображения в данном тексте? |
Выбор человеком жизненного пути (попытка человека осуществить свою мечту) |
Кто является героем событий? |
Колька Велин, деревенский юноша |
В какой ситуации показан герой? |
В ситуации выбора: осуществить свою дерзкую мечту или жить привычной жизнью |
Как показан герой? |
Через попытку осуществить свою мечту |
Осмысление: что, кто, где, когда, почему, каким образом и др.
Зачем автор избирает такой способ изображения? |
Показать причины, по которым мечта может остаться неосуществлённой |
причинная связь
причинно-следственная
связь
Попытка осуществить свою мечту - отправная точка повествования. Проблемы, поставленные автором:- проблема столкновения мечты и реальной жизни;
- проблема влияния окружающих на выбор человеком жизненного пути (осуществления мечты);
- проблема верности человека своей мечте;
- проблема ответственности человека перед своим выбором;
- проблема предательства человеком своей мечты и т. д.
Анализ причин, мешающих
осуществлению мечты
Проблема столкновения мечты и реальной жизни
Колька Велин |
Традиции и уклад жизни |
Отношение окружающих |
«вдруг решил, что станет летчиком» |
«Глухая, далекая деревня», «любая поездка - целое путешествие»; «жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: мальчики… становились механизаторами, а самые смелые …работали в селе шоферами. |
«Эта мысль казалась безумием». «Ездить по земле — вот удел человека». «На Кольку смотрели как на чудака, и отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. Мало ли чего мы хотим в молодости! Жизнь — жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности. |
«Колька не сдавался… Он купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в летное училище». |
||
Проснулся Колька рано утром от ужаса. Ужас, будто удав, сдавил его окоченевшее тело…и впился своей зубастой пастью в самую грудь. Колька… посмотрел в окно, и ему стало еще страшнее. (20)Деревья… тянули… кривые руки, узкие проселки, словно серые степные гадюки, расползались по кустам… |
||
«Куда я еду? Что я там буду делать один?» |
||
«В тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой» |
К его возвращению все отнеслись спокойно, без издёвки, но и без сочувствия. …Съездил, посмотрел, проверил себя, успокоился, теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком.Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. Камень, птица, мечта — все возвращается назад… |
|
Колька устроился в лесхоз, женился, сейчас растит двух дочек, в выходные ходит на рыбалку. Сидя на берегу мутной речушки, он смотрит на бесшумно летящие в небесной вышине реактивные самолёты, сразу определяет: вот «МиГ», а вон «Су». Сердце его стонет от щемящей боли, ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц. Но рядом сидят рыбаки, и он пугливо прячет свой взволнованный взгляд, насаживает червячка на крючок, а потом терпеливо ждет, когда начнет клевать. |
Противопоставлены |
||
Форма и содержание, внешнее и внутреннее |
никогда Колька Велин не смотрел на небо; |
вдруг решил, что станет летчиком; |
События, явления |
Отношение односельчан и отца к мечте Кольки (9)Ездить по земле — вот удел человека. |
упорство Кольки (14)Но Колька не сдавался. (15)Ему грезились серебристые крылья, несущие его над влажным снегом облаков |
Мнимое, ожидаемое - действительному |
Высокая мечта - стремление летать: (16) Он отправился на станцию, купил билет до Оренбурга и ночным поездом поехал поступать в летное училище. |
страх оторваться от земного, привычного: (24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. |
Символы |
Небо - голубая вышина |
мутная речушка |
Желания и чувства |
ему хочется повыше подпрыгнуть и хотя бы разок глотнуть той свежести, которой небо щедро поит птиц |
он пугливо прячет свой взволнованный взгляд |
Причины |
Примеры-иллюстрации |
Традиции, деревенский уклад жизни |
. (8)Жизненная стезя каждого человека здесь была ровной и прямой: после школы мальчики получали права на управление трактором и становились механизаторами, а самые смелые…работали в селе шоферами. (9)Ездить по земле — вот удел человека. |
Отношение окружающих к Колькиной мечте |
(11)На Кольку смотрели как на чудака… 7) …Эта мысль казалась безумием. (26) …Теперь выбросит из головы всякий вздор и станет нормальным человеком. (27)Таковы законы жизни: всё, что взлетело вверх, рано или поздно возвращается на землю. |
Отношение отца к мечте сына |
(11) Отец надеялся, что вздорная идея как-нибудь сама собой улетучится из головы сына. (12)Мало ли чего мы хотим в молодости! |
Собственный страх, нежелание преодолевать трудности на пути к осуществлению цели, отсутствие силы воли, неверие в себя |
(17)Проснулся Колька рано утром от ужаса…(21)Куда я еду? (22)Что я там буду делать один? (24)Приехав на вокзал, он в тот же день купил билет на обратную дорогу и через два дня вернулся домой. |
Сформулированная проблема
Авторская позиция
Необходимо отразить проблемную ситуацию в целом (1-2 предл.), а затем остановиться на отдельных аспектах проблемы, дать оценку ситуации, изложенной автором, описать его отношение к действиям, поступкам, поведению героя.
Ключевые фразы:
- Автор раскрывает проблему на примере …
- В центре внимания автора …
- Изображая (кого? в какой ситуации?), автор обращает внимание на …
- Автор (писатель, С.Мизеров ) называет причины, по которым…;
- Писатель приводит примеры, подтверждающие мысль о том, что...
- Автор наглядно доказывает, что …
- Авторское отношение к герою отражается в противопоставлении желаний и действий героя:… и
Что делает автор исходного текста, раскрывая поставленную проблему ...?
Комментарий к сформулированной проблеме текста
Что может стать препятствием к реализации мечты? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста. Что может стать препятствием к реализации мечты? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста. Чтобы ответить на данный вопрос, автор обращается к судьбе Кольки Велина, мечтавшего стать лётчиком, но так и не воплотившего свою мечту в жизнь. Пытаясь понять, почему это произошло, писатель неспроста упоминает мнение односельчан Кольки («эта мысль казалась безумием», «смотрели как на чудака» ) и описывает поведение самого героя (предложения 17-24).Так, односельчане Велина, привыкшие к размеренному укладу жизни, к существованию, свободному от преодоления каких-либо жизненных препятствий, осуждали «чудака», мечту стать лётчиком считали «вздорной идеей», и никто, даже отец, не поддержал подростка.
Но и собственный страх, нежелание Кольки бороться с трудностями на пути к осуществлению мечты, отсутствие силы воли помешали ему достичь желанной цели.
Именно эти причины - влияние общественного мнения, житейские традиции и привычки, неверие в себя - часто заставляют человека изменять своей мечте, не позволяют ей воплотиться в жизнь.
(137 слов без 3 и 4 критериев)
причинная связь
Что может стать препятствием к реализации мечты? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста. Что может стать препятствием к реализации мечты? Над этой проблемой размышляет автор предложенного текста. Чтобы ответить на данный вопрос, автор обращается к судьбе Кольки Велина, мечтавшего стать лётчиком, но так и не воплотившего свою мечту в жизнь. Пытаясь понять, почему это произошло, писатель неспроста упоминает мнение односельчан Кольки («эта мысль казалась безумием», «смотрели как на чудака» ) и описывает поведение самого героя (предложения 17-24).Так, односельчане Велина, привыкшие к размеренному укладу жизни, к существованию, свободному от преодоления каких-либо жизненных препятствий, осуждали «чудака», мечту стать лётчиком считали «вздорной идеей», и никто, даже отец, не поддержал подростка.
Но и собственный страх, нежелание Кольки бороться с трудностями на пути к осуществлению мечты, отсутствие силы воли помешали ему достичь желанной цели.
Следствием этих причин стала душевная неустроенность Велина, разлад с самим собой и «щемящая боль». Герой как был он Колькой, так им и остался, не сумев вырваться из круга внутренних и внешних противоречий.
причинно-следственная связь
Проблема - аспекты – авторская позицияПроблема столкновения мечты и реальной жизни
(Что мешает человеку осуществить свою мечту?)
Традиции, уклад жизни
Отношение окружающих
Сам человек
Человек должен верить в себя, противостоять мнению окружающих, преодолевать любые препятствия, которые возникают на его пути к цели.
Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Определите, какие из вариантов являются аргументами к тезису. Легче всего осуществимы те мечты, в которых не сомневаются. А.Дюма 1) Сомнения могут заставить человека отказаться от них. 2) Вера в то, что задуманное сбудется, – лучшее вдохновение для любых свершений. 3) Тот, кто не сомневается, ясно видит свои цели и стремится осуществить их. 4) Нужно свою мечту защищать, отстаивать, бороться за нее. 5) Избегайте людей, которые могут убить вашу мечту. Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. Определите, что является следствием (выводом) из данного высказывания. Используйте метод подстановки слов поэтому, значит, следовательно. Сами собой мечты явью не станут. П. Коэльо- Препятствия возникают тогда, когда человек пытается превратить мечты в реальность. 2. Мечта должна быть тем далеким горизонтом, к которому стремится человек. 3. Только упорство и неустанный труд помогут человеку достичь желаемого. 4. Необходимо твердо верить, что мечта осуществится.
- Внимательно прочитайте текст.
- Сформулируйте 2-3 проблемы, поднятые автором в тексте. 4. Выясните, есть ли к проблемам по 2 примера-иллюстрации, продумайте пояснения. 5. Определите смысловую связь между примерами и проанализируйте её.
Поведение, речь и поступки героя как как средство его характеристики |
(32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку.
|
Он, едва разувшись, даже не помыв руки, сразу же помчался на кухню рассказывать об удивительном происшествии. (5)Жена стояла возле раковины и мыла посуду. (6)Дочь с недовольным видом допивала чай и, капризно оттопырив нижнюю губу, спрашивала: –(7)Мам, а почему нельзя? –(8)Потому что… – раздражённо отвечала мать. –(9)Вон у отца отпрашивайся! (10)Плетёнкин нетерпеливо махнул рукой, прося тишины, и, взвизгивая от радости, чем всегда раздражал жену, начал рассказывать. |
Плетёнкину неинтересны проблемы жены и дочери. Он «нетерпеливо» отмахивается от их плохого настроения, даже не вникая в его причины. «Удивительное происшествие» – незаслуженно полученные пятьсот рублей – для Сергея Николаевича гораздо важнее, чем атмосфера в семье. |
Прошлое |
Настоящее как итог бессовестной жизни |
|
|
–(7)Мам, а почему нельзя? |
|
Прошлое |
Настоящее как итог правильной жизни |
|
|
Плетёнкин |
Наташа Абросимова |
несказанно повезло, душа от радости пела |
глаза светились от счастья |
случайно получил 500 рублей |
юноша впервые обратил внимание на неё, «дурнушку», проводил и попросил о помощи |
Счастье героя – в возможности брать незаслуженное, незаработанное |
Счастье девушки – в великодушии, в стремлении помочь |
Жизнь не изменила характеры героев:
она не сделала совестливым Плетёнкина и жестокосердной Наташу.
Плетёнкин |
Наташа Абросимова |
30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. |
(31)У неё глаза светились от счастья |
он попросил написать за него сочинение на конкурс «Ты и твой город» |
она тут же согласилась. |
(32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. 33)И только на выпускном балу, выпив шампанского, он в порыве слезливой сентиментальности попытался ей что-то объяснить. |
она смотрела на него с …усталой тоской |
–(34)Ну, получается, что я обманул тебя! |
–(35)Меня? – она улыбнулась. –(36)Разве ты меня обманул? |
–(37)А кого же! – сказал он и глупо ухмыльнулся. |
(38)Она молча ушла. …слегка отрешённый взгляд… (26)Такой взгляд бывает у людей, которые что‐то потеряли, а теперь смотрят туда, где должна бы лежать пропавшая вещь, прекрасно зная, что там её не найдут. |
… (39)Плетёнкин хмуро намыливал руки. (40)Он подумал, что обязательно встретит её и вернёт ей двести, нет, не двести, а все пятьсот рублей… (41)Но … понял, что никогда не сделает этого. |
Авторская позиция
Ключевые слова и предложения как способ определения проблематики |
||
(14)Я сразу ей: триста!.. (15)Она даже рот открыла. (17)Она выходит и даёт мне пятьсот рублей… (18)Я такой: «Так, а вот сдачи‐то у меня нет!» |
(13)Я гляжу: кожаное пальто, сапожки стильные, ну, и на лицо такая, видно, что ухоженная… (14)Я сразу ей: триста!.. |
20)Представляешь, как повезло! «несказанно повезло», «душа от радости пела», «удивительное происшествие», «взвизгивая от радости, ….. начал рассказывать. |
32)Плетёнкин занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург… |
(30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. (31) «У неё глаза светились от счастья», «попросил написать за него сочинение на конкурс , она тут же согласилась. 32)Плетёнкин …получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку. |
«невидная дурнушка» (30)Однажды в одиннадцатом классе он вызвался проводить её, вёл тихими улочками, чтобы их не видели вместе. «попросил написать за него сочинение на конкурс» |
Проблема утраты совести |
Проблема потребительского отношения к окружающим |
Проблема зависимости от материальной выгоды |
У главного героя нет совести
Окружающие - средство получения выгоды
Деньги и другие блага определяют настроение и поведение героя
Формулировка проблемы и комментарий
Проблема утраты совести |
Проблема потребительского отношения к окружающим |
Проблема зависимости от материальной выгоды |
|
Проверяем возможность пояснений к примерам |
|||
1. Бессовестно завысил цену за проезд. |
|
|
|
2. Подло воспользовался способностями девушки, чтобы получить бесплатную путёвку в Петербург |
2. Чужие способности -способ достижения незаслуженного успеха. |
2. За возможность бесплатно поехать в Петербург бессовестно поступает с девушкой, влюблённой в него. |
Проблема утраты совести |
Проблема потребительского отношения к окружающим |
Проблема зависимости от материальной выгоды |
Выявляем смысловые связи между примерами-иллюстрациями |
||
1. Завысил цену за проезд. |
|
|
2. Воспользовался способностями девушки, чтобы получить бесплатную путёвку в Петербург |
2. Чужие способности как способ достижения незаслуженного успеха. |
2. За возможность бесплатно поехать в Петербург бессовестно поступает с девушкой. |
дополнение, сопоставление, сравнение, выделение
Формулировка проблемы и комментарий
Проблема утраты совести |
Проблема потребительского отношения к окружающим |
Проблема зависимости от материальной выгоды |
Обозначаем смысловые связи между примерами-иллюстрациями |
||
1. Завысил цену за проезд. |
|
|
2. Воспользовался способностями девушки, чтобы получить бесплатную путёвку в Петербург. |
2. Чужие способности как способ достижения незаслуженного успеха. |
2. За возможность бесплатно поехать в Петербург непорядочно поступает с девушкой. |
Этот (второй) пример дополняет представление о Плетёнкине как о бессовестном человеке, готовом на любой неприглядный поступок. В нём зависимость от собственных желаний всегда оказывается сильнее честности и порядочности. |
Сопоставляя (сравнивая) поведение и поступки героя в разные периоды его жизни, нельзя не заметить, что потребительство стало образом жизни героя, уничтожило в нём всё человеческое. Неспроста Наташа Абросимова смотрела на него как на «пропавшую вещь».
|
Автор текста обращает внимание читателя на то, как зависимость от материальной выгоды превращает в человека в «пропавшую вещь». Плетёнкин в погоне за материальной выгодой стал бездушным, бессовестным человеком. |
Проблема потребительского отношения к окружающим |
|
Пример 1 |
Раскрывая проблему, автор рассказывает историю Плетёнкина, для которого уже в школе окружающие были источником личной выгоды. Герой бессовестно воспользовался способностями Наташи Абросимовой, «попросил написать за него сочинение на конкурс», «занял первое место, получил бесплатную путёвку в Петербург, а после этого уже не обращал внимания на очкастую дурнушку». |
Пояснение 1 |
Плетёнкин так и не понял тогда, что поступил подло, бесчестно, не по-человечески. И дело даже не в том, что он использовал чужой талант. Потребительское отношение Плетёнкина к девушке не прошло бесследно: в глазах Наташи, раньше светившихся от счастья, на всю жизнь поселились «тоскливое разочарование» и «усталая тоска». |
Пример 2 |
Но каким же неприятным стал и сам герой, посчитавший «удивительным происшествием» и «несказанным везением» случай, с помощью которого он заполучил пятьсот рублей! Плетёнкин даже «взвизгивал» от радости, сообщая жене эту новость. Жажда наживы ослепила Сергея Николаевича: герой не сразу узнал в «настоящей даме» Наташу, которую, как ему показалось, он ловко обхитрил, взяв с неё за проезд значительно больше. |
Пояснение 2 |
В окружающих Плетёнкин стал видеть лишь лёгкий способ удовлетворения личных потребностей, ресурс сомнительной радости. |
Смысловая связь и её анализ |
Сопоставляя (сравнивая) поведение и поступки героя в разные периоды его жизни, нельзя не заметить, что потребительство стало образом жизни героя, уничтожило в нём всё человеческое. Неспроста Наташа Абросимова смотрела на него как на «пропавшую вещь». |
Проблема утраты совести |
Проблема потребительского отношения к окружающим |
Проблема зависимости от материальной выгоды |
К чему приводит утрата совести? |
К чему приводит потребительское отношение к окружающим? |
Как влияет на человека зависимость от материальной выгоды? |
Потеряв совесть, человек становится способен на любой гадкий поступок. |
Потребительски относясь к окружающим и используя их как источник собственной выгоды, человек деградирует. |
В погоне за материальными благами человек становится их рабом, утрачивает свой облик. |
Проблема утраты совести |
Проблема потребительского отношения к окружающим |
Проблема зависимости от материальной выгоды |
Потеряв совесть, человек становится способен на любой гадкий поступок. |
Потребительски относясь к окружающим и используя их как источник собственной выгоды, человек деградирует. |
В погоне за материальными благами человек становится их рабом, утрачивает свой облик. |
Собственная позиция (почему согласен (-на)?) |
||
Автор, безусловно, прав. Совесть – это система нравственных ценностей человека, и, если она утрачивается, любые проступки уже не кажутся бессовестными. |
В самом деле, тот, кто стремится жить за чужой счёт, постепенно теряет свой человеческий облик. |
Действительно, порой деньги, развращая души людей, приводят к нравственной деградации. |
- Он не способен испытывать ни любви, ни жалости, ни сострадания.
- Человек не развивается, становясь зависимым от окружающих.
- Корыстолюбивый человек своим поведением становится похож на хищника, готового получить материальные блага любым путём.
- Чем больше материальной пользы человек пытается извлечь из отношений с окружающими, тем больше он теряет духовное, то, что делает нас людьми.
- Наличие смысловых повторов, неоправданное повторение высказанной мысли;
- отсутствие средств связи между сверхфразовыми единствами или внутри них (читающему приходится восстанавливать опущенные смысловые единицы);
- неудачные смысловые переходы между предложениями;
- бессвязность и нарушение порядка предложений, пропуск звена в объяснении, «логический скачок»;
- нагромождение лишних фактов или неуместных абстрактных рассуждений, наличие ненужных сведений, не имеющих отношения к теме;
- подмена тезиса;
- бездоказательность утверждений и т.п.
Замечания ФИПИ
(1) Многие мудрецы, рассматривая человеческую природу, делали вывод о том, что эгоизм является врожденным свойством человека. (2) О ком должен заботиться человек в первую очередь? (3) Конечно же, о себе! (4) Если его не будет, то не будет и мира, который его окружает. (5) Вот почему поговорка «своя рубашка» ближе к телу определяет не порок человека, а сущность его природы. (6) Хотим мы того или нет, нравится нам это или не нравится, но все люди – эгоисты, и ничего с этим поделать нельзя. (7)Если в мегаполисе террористы взорвут метро, то многие таксисты, почуяв наживу, сразу же в десять раз взвинтят цены на свои услуги.(8) И как же их за это упрекать, если им надо думать о своей семье? (9)Такой случай выпадает, может быть, раз в жизни… (10)Так рассуждают многие и сегодня. (11)Но когда говорят об эгоизме человека, то зачастую не замечают важной подмены.(12) Во-первых, эгоист не тот, кто заботится о себе, любит и ценит себя. (13)Самоуважение, чувство достоинства – это ценные человеческие качества, которыми надо дорожить. (14) Эгоист – это тот, для кого все остальные люди выступают как средства для достижения своих целей. (15)Эгоист похож на энцефалитного клеща, который инстинктивно пытается впиться в теплую плоть, чтобы сосать из нее кровь. (16) Такая же слепая, инстинктивная природа и у эгоиста. (1) Многие мудрецы, рассматривая человеческую природу, делали вывод о том, что эгоизм является врожденным свойством человека. (2) О ком должен заботиться человек в первую очередь? (3) Конечно же, о себе! (4) Если его не будет, то не будет и мира, который его окружает. (5) Вот почему поговорка «своя рубашка» ближе к телу определяет не порок человека, а сущность его природы. (6) Хотим мы того или нет, нравится нам это или не нравится, но все люди – эгоисты, и ничего с этим поделать нельзя. (7)Если в мегаполисе террористы взорвут метро, то многие таксисты, почуяв наживу, сразу же в десять раз взвинтят цены на свои услуги.(8) И как же их за это упрекать, если им надо думать о своей семье? (9)Такой случай выпадает, может быть, раз в жизни… (10)Так рассуждают многие и сегодня. (11)Но когда говорят об эгоизме человека, то зачастую не замечают важной подмены.(12) Во-первых, эгоист не тот, кто заботится о себе, любит и ценит себя. (13)Самоуважение, чувство достоинства – это ценные человеческие качества, которыми надо дорожить. (14) Эгоист – это тот, для кого все остальные люди выступают как средства для достижения своих целей. (15)Эгоист похож на энцефалитного клеща, который инстинктивно пытается впиться в теплую плоть, чтобы сосать из нее кровь. (16) Такая же слепая, инстинктивная природа и у эгоиста. (17) Во-вторых, главная проблема эгоиста в том, что он не может обрести счастья. (18) Человек, который умеет только брать, похож на вечно голодного хищника, рыскающего по свету в поисках добычи. (19) Да, как всякий хищник, он может быть удачлив, силен, отважен, он даже может нравиться окружающим своей хищной красотой и ловкостью. (20) Но он обречен быть несчастным, потому что, делая окружающих зависимыми, он же и попадает в полную зависимость: живя только для себя, он не может жить без людей. (21) Но, нуждаясь в них, он постоянно испытывает по отношению к окружающим вражду: они для него «хлеб» и «мясо», которые почему-то не желают быть пищей. (22) В этом заключается парадоксальная природа эгоиста: считая себя лучшим, самым главным, самым успешным, он нуждается в людях гораздо больше, чем люди нуждаются в нём. (21) Но, нуждаясь в них, он постоянно испытывает по отношению к окружающим вражду: они для него «хлеб» и «мясо», которые почему-то не желают быть пищей. (22) В этом заключается парадоксальная природа эгоиста: считая себя лучшим, самым главным, самым успешным, он нуждается в людях гораздо больше, чем люди нуждаются в нём. (23)Какой прок окружающим от человека, который только берет, похищает, высасывает, отнимает, а взамен ничего не дает? (24) И эгоист ощущает эту холодность мира, ставшего для него объектом охоты. (25) Наказание страшное – одиночество. (26)Нет ни друга, ни товарища, ни любимой, потому что и дружба, и товарищество, и любовь держатся на взаимности, это чувство не похищается, оно создается, а что может создать сердце жадного, алчного хищника?! (27)Вот и кружит он по миру, будто голодный волк. (28)Порой эгоист понимает, что жить нужно как-то не так, что надо найти способ подружиться с миром, полюбить кого-то, помочь ближнему, услышать слово «спасибо», увидеть благодарную улыбку, без которых жизнь – тяжелая пытка.(29) Однако нет у него способности любить, вместо любви – холодный расчет…(30) Он может улыбаться, только подражая улыбке других людей, пожимать руки, только копируя чужие жесты, но душа при этом остаётся пустой и холодной. (31) Нет, человечество стало вершиной эволюции потому, что оно умело защищать слабого, заботиться о ближнем, спасать и помогать, любить и верить. (32) Именно эти общественные чувства позволили слабому животному, которое не умело ни прыгать, ни бегать, у которого не было ни острых клыков, ни могучих крыльев, стать царем природы, самым сильным и могучим. (По В.Захарову) Ключевые слова в тексте публицистического стиля Ключевые слова в публицистическом тексте - наименования предмета речи. Выделение ключевых слов - операция смыслового сжатия текста. Умение выделять ключевые слова – одно из условий понимания текста. Селиванова Е.А. Основы лингвистической теории текста и коммуникация. К., 2002.
(1) Многие мудрецы, рассматривая человеческую природу, делали вывод о том, что эгоизм является врожденным свойством человека. (2) О ком должен заботиться человек в первую очередь? (3) Конечно же, о себе! (4) Если его не будет, то не будет и мира, который его окружает. (5) Вот почему поговорка «своя рубашка ближе к телу» определяет не порок человека, а сущность его природы. |
Проблема эгоизма как свойства человека |
Задумывается над сущностью природы эгоизма; вовлекает читателя в обсуждение нравственной проблемы; делится с читателями размышлениями о природе эгоизма; высказывает предположение, что… |
(11)Но когда говорят об эгоизме человека, то зачастую не замечают важной подмены.(12) Во-первых, эгоист не тот, кто заботится о себе, любит и ценит себя. (13)Самоуважение, чувство достоинства – это ценные человеческие качества, которыми надо дорожить. (14) Эгоист – это тот, для кого все остальные люди выступают как средства для достижения своих целей. (15)Эгоист похож на энцефалитного клеща, который инстинктивно пытается впиться в теплую плоть, чтобы сосать из нее кровь. (16) Такая же слепая, инстинктивная природа и у эгоиста. |
Проблема эгоистичного отношения к окружающим |
Сопоставляя эгоизм и самоуважение, приходит к мысли о том, что…; сравнивает поведение эгоиста с «повадками» энцефалитного клеща; публицист даёт определение эгоизму; высказывает предположение, что…; автор чётко формулирует свою позицию:…. |
(17) Во-вторых, главная проблема эгоиста в том, что он не может обрести счастья. (18) Человек, который умеет только брать, похож на вечно голодного хищника, рыскающего по свету в поисках добычи. (19) Да, как всякий хищник, он может быть удачлив, силен, отважен, он даже может нравиться окружающим своей хищной красотой и ловкостью. (20) Но он обречен быть несчастным, потому что, делая окружающих зависимыми, он же и попадает в полную зависимость: живя только для себя, он не может жить без людей. (21) Но, нуждаясь в них, он постоянно испытывает по отношению к окружающим вражду: они для него «хлеб» и «мясо», которые почему-то не желают быть пищей. (22) В этом заключается парадоксальная природа эгоиста: считая себя лучшим, самым главным, самым успешным, он нуждается в людях гораздо больше, чем люди нуждаются в нём. |
Проблема парадоксальной природы эгоизма; внутриличностного конфликта эгоиста; двойственной природы эгоизма; |
Публицист сравнивает поведение эгоиста с поведением голодного хищника; Захаров В. противопоставляет поведение эгоиста и его моральное состояние; автор размышляет о парадоксальной природе эгоизма; он называет причины эгоистичного поведения; |
(23)Какой прок окружающим от человека, который только берет, похищает, высасывает, отнимает, а взамен ничего не дает? (24) И эгоист ощущает эту холодность мира, ставшего для него объектом охоты. (25) Наказание страшное – одиночество. (26)Нет ни друга, ни товарища, ни любимой, потому что и дружба, и товарищество, и любовь держатся на взаимности, это чувство не похищается, оно создается, а что может создать сердце жадного, алчного хищника?! (27)Вот и кружит он по миру, будто голодный волк. (28)Порой эгоист понимает, что жить нужно как-то не так, что надо найти способ подружиться с миром, полюбить кого-то, помочь ближнему, услышать слово «спасибо», увидеть благодарную улыбку, без которых жизнь – тяжелая пытка.(29) Однако нет у него способности любить, вместо любви – холодный расчет…(30) Он может улыбаться, только подражая улыбке других людей,…но душа при этом остаётся пустой и холодной. |
Проблема губительного влияния эгоизма; взаимосвязи эгоизма и одиночества; |
В размышлениях автора звучит мысль о том, что…; Автор указывает на последствия эгоистичного поведения:… Публицист убедительно доказывает, что…; В.Захаров анализирует поведение эгоиста… |
Два рода самолюбия |
|
Спасительное, истинное себялюбие |
Губительный эгоизм |
«Если его (человека) не будет, то не будет и мира, который его окружает». «заботится о себе, любит и ценит себя» |
«все остальные люди выступают как средства для достижения своих целей» |
«самоуважение, чувство достоинства – это ценные человеческие качества» |
|
«дружба, и товарищество, и любовь держатся на взаимности, это чувство …создается» |
«Нет ни друга, ни товарища, ни любимой» |
«Человечество стало вершиной эволюции потому, что оно умело защищать слабого, заботиться о ближнем, спасать и помогать, любить и верить» |
Человек лишает смысла своё существование, отнимая у себя же полноту жизни с её эмоциями и взаимоотношениями, превращает собственную индивидуальность в пустую форму. Эгоизм – это самоотрицание и гибель». |
Проблема губительного влияния эгоизма
Ключевые фрагменты |
Авторская позиция |
(15)Эгоист похож на энцефалитного клеща, который инстинктивно пытается впиться в теплую плоть, чтобы сосать из нее кровь. |
(20)…Он обречен быть несчастным, потому что, делая окружающих зависимыми, он же и попадает в полную зависимость: живя только для себя, он не может жить без людей. |
(18) Человек, который умеет только брать, похож на вечно голодного хищника, рыскающего по свету в поисках добычи. |
|
Человек, который только берет, похищает, высасывает, отнимает, а взамен ничего не дает |
(25) Наказание страшное – одиночество. |
(27)Вот и кружит он по миру, будто голодный волк. |
|
(31)…Человечество стало вершиной эволюции потому, что оно умело защищать слабого, заботиться о ближнем, спасать и помогать, любить и верить. |
100
100
100
Высоких баллов на экзамене!
Источники информации ФИПИ Демоверсия, спецификация, кодификатор: М., 2020 И.П.Цыбулько Методические рекомендации для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2019 года по русскому языку А.И. Варшавская Смысловые отношения в структуре языка: ЛГУ, 1984 Л.Н.Каминская, С.П.Белокурова Актуальные вопросы подготовки к написанию сочинения ЕГЭ по русскому языку (задание 27): С-П., 2019 С.Н.Скворцова Притчи и их роль в активизации деятельности школьников на уроках ОРКСЭ: https://nsportal.ru/ Г.Т.Егораева ЕГЭ. Тренажёр. Задание 27. Учимся писать сочинение: М., 2020Русский язык - еще материалы к урокам:
- Задания по русскому языку 3 класс
- Подготовка к выполнению задания 9.2-9.3
- Шпаргалки ОГЭ русский по версии 2020 г
- Подготовка к сочинению – описанию картины И. Грабаря «Февральская лазурь»
- Презентация по русскому языку "Однородные члены предложения, соединённые союзами" 4 класс УМК «Школа России»
- ОГЭ. Готовимся к заданию 9.2