Рабочая программа "Теория и практика написания сочинений" 11 класс

Рабочая программа учебного курса по русскому языку для 11 класса, 68 часов
Теория и практика написания сочинений
1. Планируемые результаты освоения учебного курса.
Личностные результаты:
- понимание и интерпретирование читаемого текст (адекватно
воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
- определение его основной темы, важнейшей мысли, позиции автора;
- оценивание позиции автора, на этой основе формирование замысла
собственного высказывания, определение его основной мысли;
- выстраивание композиции письменного высказывания, подчиняя её
логике выражения своего коммуникативного намерения;
Метапредметные результаты:
- выбор нужных для данного случая стиля и типа речи;
- отбор языковых средств, обеспечивающих точность и выразительность
речи;
- соблюдение норм литературного языка, в том числе орфографических и
пунктуационных;
- определение своей, личностной, позиции и способность корректного ее
выражения;
- соблюдение принятых в культурном обществе нормы речевого
поведения.
Предметные результаты:
- составление текста, связанного с особенностями публицистического и
художественного стилей;
- работа по написанию текстов в жанре эссе;
- работа по написанию текстов сочинений;
- редактирование собственных текстов.
2. Содержание курса.
Введение. Сочинение как жанр литературного творчества учащихся, результат
освоения художественного произведения Работа с понятиями художественное
произведение, творчество, литературное творчество, результат освоения.
Повторение основных сведений по теории литературы. Литературное произведение
как идейно-художественное целое. Особенности эпических, лирических, драматических
произведений.
Текст. Освоение понятий текст, подтекст, контекст. Понятие целостности
художественного произведения. Единство формы и содержания. Художественное
выражение элементов содержания (тема, идея, проблема, художественный образ,
конфликт) и содержательность элементов формы (жанр, композиция, сюжет,
изобразительно-выразительные способы и средства и т.д.). Литературный образ,
персонаж, тип, характер, литературный герой. Художественная деталь (узнавание,
интерпретация, выявление роли детали). Эпическое произведение. Жанры.
Пространственно-временная организация, система персонажей, способы их создания (имя,
внешность, поведение, речь). Лирическое произведение. Функции и смысловая нагрузка
элементов лирического произведения. Реализация лирического переживания (поэтический
язык, ритмико-мелодическая организация, лирический сюжет, композиция, жанр).
Принципы живописности и музыкальности. Драматическое произведение. Характер
драматического действия, жанры, конфликт, система действующих лиц и их роль в
развитии действия, монолог, диалог. Поэтика (смысл заглавия, символика и др.), способы
выражения авторской позиции (ремарки, поэтика имён и др.).
Основные требования к сочинению. Сочинение как отражение интеллектуального,
эстетического, нравственного развития учащегося. Выбор темы. Требования к
содержательной стороне сочинения: глубина и полнота раскрытия темы, соответствие
теме, правильность фактического материала, последовательность изложения, уместное и
умелое использование цитат, смысловая точность эпиграфа. Требования к речевому
оформлению сочинения: разнообразие словаря и грамматического строя речи, стилевое
единство и выразительность речи, грамотность. Объём, соотнесённость композиционных
частей работы (вступление, основная часть, заключение). Критерии оценки.
План сочинения. Типы планов. Раскрытия понятий логичность, последовательность
речи. Типы планов: план-набросок, развёрнутый план, цитатный план и др. Точность,
последовательность, логичность речи. Дедуктивный (от общего к частному) и
индуктивный (от частного к общему) подходы к выстраиванию рассуждений,
умозаключений. Составление плана (план-набросок, цитатный план, подробный план и
т.д.).
Композиционная организация сочинения. Виды вступлений. Требования к написанию
основной части сочинения. Трудности при написании заключительной части сочинения.
Виды вступлений и выбор вступления в зависимости от темы сочинения: историческое
вступление, аналитическое, биографическое, сравнительное, лирическое и др. Основная
часть сочинения. Уместное использование различных приёмов выстраивания рассуждения
на заданную тему (приёмы индукции и дедукции; сравнение героев одного произведения,
сравнение героев разных произведений одного автора, сравнение героев разных авторов,
сравнение объекта исследования с другими видами искусства – живописью, музыкой,
театром, кино; внутренняя полемичность, доказательство «от противного», спор с
воображаемым оппонентом; цитирование и др.). Заключение. Логическая соотнесённость
с вступлением и основной частью.
Проблемно-тематическая типология сочинений. Сочинение-повествование,
сочинение-описание, сочинение-рассуждение как тип творческой работы и как
составляющая часть сочинения на определённую тему. Жанрово-композиционные
системы повествования, описания, рассуждения. Порядок работы над сочинением
рассуждением. Виды формулировок тем сочинений: тема-понятие, тема-вопрос, тема-
суждение. Особенности подготовительного этапа работы над сочинением в зависимости
от вида формулировки темы. Приёмы организации языкового материала в соответствии с
выбором определённого типа речи.
Сочинения-характеристики, сочинения литературно-критические, сочинения на
«свободную» тему. Сочинения-характеристики (характеристика одного литературного
героя, сравнительная характеристика двух литературных героев, характеристика группы
литературных героев, общая характеристика литературного типа). Сочинения
литературно-критические (анализ определённой темы, характеристика определённого
периода или темы в творчестве писателя, сочинения по проблемам содержания и формы
литературного произведения, анализ критической статьи, анализ определённой
проблемы). Сочинения на «свободную» тему (особенности отбора материала, опора на
художественное произведение).
Жанровая классификация сочинений. Основополагающие принципы жанровой
классификации сочинений: литературный портрет, этюд, эссе, рецензия, обозрение, очерк,
дневник, интервью, воспоминание.
Знакомство с эссе как жанром литературного произведения. Определение жанра эссе,
выявление характерных особенностей строения текста, способов характеристики,
выражения авторской позиции и т.д.
Сочинение-эссе, особенности написания, отбора материала, выражения позиции
учащихся. Формулировка тем, отбор материала, выбор языковых средств для написания
творческой работы. Составление плана сочинения (определение композиционных
особенностей). Способы выражения позиции пишущего. Образцы сочинений на разные
темы, написанные в жанре эссе: исследование материала, наблюдение за использованием
языковых средств, над способами введения литературного материала в ткань сочинения.
Сочинение литературный портрет. Особенности создания портретной
характеристики. Искусство портрета как раскрытие внутреннего облика персонажа.
Отличие литературного портрета от портретной зарисовки. Искусство портрета
раскрытие внутреннего облика человека, литературного героя. Описание по памяти, по
наблюдениям, на основе прочитанного, по воображению, на основе собеседования с
«героем». Приёмы создания портрета героя разными авторами. Роль детали в создании
портрета героя. Отбор материала художественного произведения для написания
творческой работы. Литературный портрет мемуарно-биографический жанр (на примере
литературных портретов А.М. Горького).
Сочинение-рецензия. Особенности жанра. Требования к написанию рецензии.
Характеристика произведения и его объективная оценка как неотъемлемые составляющие
сочинения-рецензии. Логичность, доказательность опорой на яркий литературный
материал) способы выражения позиции пишущего. Работа над составлением плана
сочинения-рецензии. Требования к написанию сочинения-рецензии.
Совершенствование навыков написания сочинения-рецензии. Устное и письменное
рецензирование своих и предложенных творческих работ как способ практического
освоения навыков критической оценки текста. Знакомство с образцами сочинений-
рецензий, выявление особенностей жанра, применение полученных знаний на практике.
Сочинение сравнительная характеристика. Общая точка зрения, с которой
рассматриваются сравниваемые предметы исходная позиция всякого сравнения.
Выявление сходства и различия, выявление эволюции авторской мысли, чувства,
переживания и т.д. цель сравнения. Сравнение произведений разных авторов. Сравнение
произведений разных этапов творчества одного автора. Сравнение произведений,
относящихся к различным видам искусства (художественное произведение и спектакль,
фильм, картина, муз. произведение). Сравнение вариантов одного и того же произведения
(Ф. Тютчев «Весенняя гроза» и др.).
Написание сочинения-сравнительной характеристики. Выбор темы. Определение
оснований для сравнения. Составление плана, подбор эпиграфа. Отбор материала в
зависимости от выбора темы и поставленных целей. Выполнение обучающих заданий.
Сочинение анализ эпизода. Понятие эпизода как части целого произведения. Эпизод
как часть целого, определённая самостоятельность эпизода и неразрывная вплетённость в
художественную ткань произведения. Осмысление идейно-тематического содержания и
своеобразия формы, выяснение связей данной части произведения с другими. Роль
эпизода в развитии темы, идеи произведения. Выявление художественного своеобразия
фрагмента. Внимательное изучение и отбор литературного материала, составление плана,
подбор эпиграфа. Требования к творческой работе.
Язык сочинений. Стилистические ошибки в сочинениях учащихся. Ошибка
нарушение нормы, понятие стилистической нормы. Наиболее характерные
стилистические ошибки, их классификация. Обучающие упражнения по обнаружению и
исправлению ошибок.
Нормы литературного языка. Виды грамматических ошибок. Нормы слово- и
формообразования, нормы синтаксической связи между словами в словосочетании и
предложении. Наиболее характерные грамматические ошибки в устных высказываниях и
письменных работах учащихся. Обучающие упражнения по обнаружению и исправлению
ошибок.
Корректировка творческих работ учащихся. Рецензирование учащимися своих и
предложенных творческих работ. Обучающие упражнения по обнаружению и
исправлению ошибок.
Написание сочинений разных жанров на заданную тему (практикум). Обобщение,
повторение изученного материала, использование знаний на практике.
Сохранение эмоционально-эстетической стороны художественного произведения в
творческих работах учащихся. Понятие богатства и разнообразия языковых средств,
способствующих выражению собственного эмоционального настроя пишущего. Введение
в словесную ткань творческой работы элементов художественного текста: использование
«ключевых» слов, цитирование и т.д., соблюдение единого стилевого поля
художественного произведения и сочинения.
Итоговое занятие. Презентация лучших сочинений.
3. Тематическое планирование.
Название раздела
Количество
часов
1
Введение
2
2
Сочинение как допуск к итоговой аттестации.
19
3
Сочинение на материале художественной литературы.
9
4
Эссе как жанр литературного произведения.
10
5
Сочинение – литературный портрет.
8
6
Сочинение-рецензия.
8
7
Сочинение – сравнительная характеристика.
6
8
Сочинение – анализ эпизода.
6
Всего
68
Теория и практика написания сочинений
Курс 11 класс, 68 час
п/п
№ в
раз
деле
Дата
по
плану
Дата
факт.
Введение (2)
1
1
2
2
Сочинение как допуск к итоговой аттестации.(19)
3
1
4
2
5
3
6
4
7
5
8
6
9
7
10
8
11
9
12
10
13
11
14
12
15
13
16
14
17
15
18
16
19
17
20
18
21
19
Сочинение на материале художественной литературы.(9)
22
1
23
2
24
3
25
4
26
5
27
6
28
7
29
8
30
9
Эссе как жанр литературного произведения. (10)
31
1
31
2
33
3
34
4
35
5
36
6
37
7
38
8
39
9
40
10
Сочинение – литературный портрет. (8)
41
1
42
2
43
3
44
4
45
5
46
6
47
7
48
8
Сочинение-рецензия. (8)
49
1
50
2
51
3
52
4
53
5
54
6
55
7
56
8
Сочинение – сравнительная характеристика. (6)
57
1
58
2
59
3
60
4
61
5
62
6
Сочинение – анализ эпизода. (6)
63
1
64
2
65
3
66
4
67
5
68
6