Презентация "Речевые ошибки"

Подписи к слайдам:
Речевые ошибки Предисловие
  • Одним из критериев оценивания экзаменационных
  • изложения и сочинения является критерий
  • «Соблюдение речевых норм» (ГК4): 1. Речевых ошибок нет или допущено не более 2 ошибок – 2 балла 2. Допущены 3 ошибки – 1 балл 3. Допущены 4 ошибки и более – 0 баллов
  • Данная презентация расскажет вам о том, какие ошибки
  • называют речевыми, и продемонстрирует основные
  • типы речевых ошибок, допускаемых выпускниками в
  • экзаменационной работе.
Какие ошибки называют речевыми?
  • Речевые ошибки - это ошибки, допущенные
  • в употреблении слова.
  • Например: Они потеряли на войне двух
  • единственных сыновей.
  • Комментарий: Само по себе слово «единственный»
  • ошибки не содержит, оно лишь неудачно
  • употреблено, не «вписывается» в  контекст, не
  • сочетается по смыслу со своим ближайшим
  • окружением.
Употребление слова в несвойственном ему значении
  • Например: Мы были шокированы прекрасной
  • игрой актёров.
  • Комментарий: В данном случае неуместно слово
  • «шокированы», т.к. шокировать – значит вызывать
  • чувство неловкости, приводить кого-л. в смущение
  • своим поведением, нарушением правил приличия,
  • общепринятых норм поведения. Это слово нужно
  • заменить словом «восхищены».
Неразличение оттенков значения, вносимых в слово приставкой и суффиксом
  • Например: Были приняты эффектные
  • меры.
  • Комментарий: В данном контексте слово
  • «эффектный» неуместно, т.к. «эффектный» -
  • значит «производящий эффект, впечатляющий».
  • Его следует заменить однокоренным
  • «эффективный» - значит «дающий эффект,
  • действенный».
Неразличение синонимичных слов
  • Например: В конечном  предложении
  • автор применяет градацию.
  • Комментарий: В данном случае вместо
  • прилагательного «в конечном» необходимо
  • употребить существительное «в конце».
Употребление слов иной стилевой окраски
  • Например: Автор, обращаясь к этой
  • проблеме, пытается направить людей
  • немного в другую колею.
  • Комментарий: Вместо «колею» уместнее будет
  • звучать в данном контексте слово «русло».
Неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов и фразеологизмов
  • Например: Астафьев то и дело прибегает
  • к употреблению метафор и олицетворений.
  • Комментарий: Эмоционально-окрашенное
  • выражение «то и дело» следует заменить
  • стилистически нейтральным синонимом
  • «неоднократно».
Неоправданное употребление просторечных слов
  • Например: Таким людям всегда удаётся
  • объегорить других.
  • Комментарий: В данном предложении
  • просторечное слово «объегорить» следует
  • заменить стилистически нейтральным синонимом
  • «обмануть».
Нарушение лексической сочетаемости
  • Например: Автор увеличивает впечатление.
  • Автор использует художественные
  • особенности.
  • Комментарий: Слово «особенности» необходимо
  • заменить словом «средства».
Употребление лишних слов, в том числе плеоназм
  • Например: молодой юноша
  • очень прекрасный
  • бесплатный подарок
  • Комментарий: В этих словосочетаниях
  • выделенные слова являются лишними, т.к. они
  • дублируют лексическое значение невыделенных
  • слов.
Употребление рядом или близко однокоренных слов (тавтология)
  • Например: В этом рассказе
  • рассказывается о реальных событиях.
  • Комментарий: В данном предложении
  • необоснованно повторяются однокоренные слова.
  • Одно из них следует заменить синонимичным:
  • вместо «рассказ» - «произведение» или вместо
  • «рассказывается» - «повествуется».
Неоправданное повторение слова
  • Например: Герой рассказа не задумывается
  • над своим поступком. Герой даже не
  • понимает всей глубины содеянного.
  • Комментарий: Во втором предложении
  • повторяющееся слово «герой» уместнее заменить
  • личным местоимением «он».
Бедность и однообразие синтаксических конструкций
  • Например: Когда писатель пришёл в
  • редакцию, его принял главный редактор.
  • Когда они поговорили, писатель отправился
  • в гостиницу.
  • Комментарий: В данном случае оба предложения
  • построены однотипно: они представляют собой
  • сложноподчинённое предложение с придаточным времени,
  • которое находится перед главным. Чтобы устранить эту
  • речевую ошибку, придаточное во втором предложении
  • можно заменить существительным с предлогом
  • «после разговора».
Неудачное употребление местоимений
  • Например: Данный текст написал В.Белов.
  • Он относится к художественному стилю.
  • Комментарий: Употребление личного
  • местоимения «он» делает второе предложение
  • двусмысленным: то ли ТЕКСТ относится к
  • художественному стилю, то ли В.БЕЛОВ.
Послесловие
  • Будьте внимательны!
  • Не допускайте ошибок!