ОГЭ 2020 по русскому языку "Анализ содержания текста Анализ средств выразительности"

Путилина И. К.
ОГЭ 2020
Русский язык
Анализ содержания текста
Анализ средств выразительности
Путилина И. К. г. Липецк
Сборник включает задания, построенные по образцу ОГЭ 2020: 18 текстов для
анализа (задание 6) и 8 заданий на определение средств выразительности (задание7).
Тексты, используемые как объекты исследования в заданиях, являются образцами
художественного, публицистического и научно-популярного стилей, способствуют
воспитанию учащихся, формированию эстетического вкуса, развитию духовной сферы
личности.
Наличие ответов позволяет использовать задания как для самостоятельной
работы учащихся по подготовке к ОГЭ по русскому языку, так и для контроля со стороны
родителей.
Путилина И. К. г. Липецк
Задание 6. Анализ содержания текста
ТЕКСТ 1
(1) Живопись, музыка, литература… (2) Среди преданных друзей этих трёх искусств
нельзя не назвать Савву Мамонтова.
(3) Крупный промышленник, предприниматель широкого размаха, он отличался многими
«антикупеческими достоинствами».
(4) Этот грузный, приземистый человек, похожий на преуспевающего дорогого врача или
адвоката, был незаурядным знатоком музыки и живописи, режиссёром, певцом, скульптором-
любителем, драматургом и даже актёром в любительских спектаклях, которые сам устраивал.
(5) Своё подмосковное имение Абрамцево он предоставил в распоряжение друзей
художников и музыкантов. (6) Там подолгу живали и работали Репин, Антокольский,
Васнецов, Поленов, Серов.
(7) Мамонтов был щедр и, когда требовалось, не останавливался перед затратами. (8) «Но
самая характерная его черта как человека, - говорил Виктор Васнецов, - это способность
создавать вокруг себя энтузиазм: работая с ним, не мудрено взвиться и повыше облака
ходячего…»
(9) Осенью 1899 года с Мамонтовым случилось несчастье: «лопнуло» крупнейшее его
предприятие строительство Северной железной дороги. (10) Катастрофа унесла состояние
Мамонтова, а его самого обвинили в растрате и посадили за решётку.
(11) И тут художники поднялись на выручку своего верного друга. (12) Василий
Дмитриевич Поленов от их имени обратился в суд с письмом, где напоминались многолетние
заслуги Мамонтова перед русским искусством, и добился перевода его из Таганской тюрьмы
под домашний арест.
(13) Летом 1900 года Мамонтов был по суду оправдан, но разорён дотла. (14) Дом его на
Садово-Спасской, где в продолжение многих лет собирались друзья, был продан за долги.
(15) Мамонтов поселился на Бутырской улице, при керамической мастерской, которую в
былые годы устроил для художников. (16) Там он жил в полной бедности, но по вечерам, как
и прежде, в тесной комнатке звучали голоса Шаляпина, Репина, Поленова и многих других,
на любовь отвечавших любовью.
(По Л.Н.Волынскому)
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Мамонтов был расчётливым и скупым человеком.
2) Мамонтов бескорыстно любил искусство и был другом многих художников и музыкантов.
3) Мамонтов считал, что искусство должно приносить прибыль.
4) Мамонтов присвоил себе деньги, выделенные на строительство Северной железной
дороги.
5) Суд оправдал Мамонтова.
Ответ:
Путилина И. К. г. Липецк
ТЕКСТ 2
(1) Петровская эпоха выдвинула яркие, самобытные характеры, поразительные личности.
(2) Они постоянно были в поле зрения современников и, естественно, художников. (3)
Неудивительно, что русский восемнадцатый век в искусстве прошёл под знаком портрета,
что явилось основанием для развития этого жанра в будущем.
(4) Бесспорно, самой выдающейся личностью в ряду знаменитых деятелей начала века
является Пётр I. (5) Своей волей и смелыми преобразованиями он предопределил
дальнейшее развитие всего столетия и во многом будущую жизнь России. (6) Современники
и потомки воздали достойную хвалу этому удивительному человеку и великому государю. (7)
Но Пётр I был личностью суровой и противоречивой. (8) Жестоко искореняя обычаи, нравы и
сам уклад жизни старой России, он представлял их глупыми и нелепыми. (9) Превознося всё
иностранное, он тем самым унижал национальное достоинство русского человека. (10) «Мы
стали гражданами мира, - заметил Н.М.Карамзин, - но перестали быть, в некоторых случаях,
гражданами России».
(11) И тем не менее грандиозная личность этого человека необыкновенно притягательна.
(12) В русском изобразительном искусстве образ Петра Великого так же неоднозначен, как и
в характеристиках историков и в восприятии современников. (13) Среди произведений XVIII
века портретные изображения Петра I встречаются достаточно часто. (14) Подобное явление
вполне закономерно: слишком сильно обаяние его личности в эту эпоху. (15) Однако и в
следующем столетии образ государя Петра постоянно привлекает внимание художников.
(16) Каждый великий человек остаётся в памяти потомков. (17) Так и образ Петра I
существует для нас как бы на двух уровнях восприятия: в официальном искусстве и в
восприятии народа. (18) В произведениях профессиональных мастеров образ государя более
или менее реален, но всегда велик и значителен. (19) В народных легендах и изображениях
государь-батюшка Пётр Алексеевич прост, суров, справедлив и всегда героичен.
(По Н. А. Прямковой)
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Своими преобразованиями Пётр I во многом предопределил развитие России.
2) Пётр I был противоречивой личностью.
3) Велика роль Петра I в создании российского флота.
4) Пётр I жестоко искоренял обычаи, нравы и весь уклад жизни старой России.
5) В 18 веке не было написано ни одного портрета Петра I.
Ответ:
ТЕКСТ 3
(1) 1889 год. (2) Савицкий снова встретил Шишкина. (3) Тот от радости сжал его в своих
медвежьих объятиях. (4) И опять начались встречи, разговоры, прогулки.
(5) Как-то зашла речь о картине, на которой бы появились хозяева русских лесов –
медведи. (6) Савицкий уже не раз рисовал медведей для своего сына, даже продумал
композицию. (7) А потом как-то Шишкин лукаво спросил?
- Что ж не заходите?
Путилина И. К. г. Липецк
(8) Савицкий отправился к Шишкину. (9) Думал, чем же теперь удивит пейзажист, в какую
заведёт глухомань?
(10) Иван Иванович тепло встретил гостя. (11) В мастерской кивнул на мольберт. (12) То,
что увидел Савицкий, превзошло все его ожидания. (13) Шишкин, верный себе, опять решил
завести зрителя в густую чащу леса. (14) Над ней занималось раннее утро. (15) Не
шелохнутся деревья. (16) Безветрие. (17) Спокойствие и тишина.
(18) А над заросшим оврагом стелется утренний туман. (19) И кажется, стоит войти в него,
сразу почувствуешь запах душистой земляники, услышишь щебет птиц и журчание ручейка,
притаившегося в овраге. (20) Вот оно, царство медведей!
(21) Шишкин кивнул:
- Осталось только над медведями поработать.
(22) Позвольте, Иван Иванович, - попросил Савицкий.
(23) Он взял кисть и палитру и подошёл к картине, и через некоторое время на ней
появились медвежата. (24) Они выбрали местом своей игры расщеплённую сосну. (25) А
рядом сидит их мать. (26) По-видимому, ей нравится и этот глухой лесной уголок, и тихое
утро, и шалость её детей, не ведающих пока о суровых законах борьбы в природе.
(27) Шишкин решил, что картину «Утро в сосновом лесу» они отправят на выставку за
двумя подписями.
(28) Напрасно убеждал его Савицкий, что в произведении всё шишкинское. (29) Напрасно
доказывал, что медведи, хотя они и вписались в пейзаж, всего-навсего лишь дополняют его.
(30) Шишкин остался непреклонен.
(По А. Анжакину)
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Савицкий питал неприязнь к Шишкину, поэтому не хотел, чтобы картина «Утро в
сосновом лесу» была выставлена с двумя подписями.
2) Новая картина Шишкина произвела на Савицкого большое впечатление.
3) Савицкий считал, что главное в картине – пейзаж, а не медведи, а пейзаж по композиции,
по настроению был шишкинский.
4) Савицкий раньше никогда не рисовал медведей.
5) Шишкин и Савицкий встретились в 1879 году.
Ответ:
ТЕКСТ 4
(1) Кроме рек в Мещёрском крае много каналов.<…>
(2) Каналы эти очень живописны. (3) Они уходят в глубь лесов. (4) Заросли свисают над
водой тёмными арками. (5) Кажется, что каждый канал ведёт в таинственные места. (6) По
каналам, особенно весною, можно пробираться в лёгком челне на десятки километров.
(7) Сладковатый запах водяных лилий смешан с запахом смолы. (8) Иногда высокие
камыши перегораживают каналы сплошными плотинами. (9) По берегам растёт
белокрыльник. (10) Листья его немного похожи на листья ландыша, но на одном листе
прорисована широкая белая полоса, и издали кажется, что это цветут громадные снежные
цветы. (11) Папоротник, ежевика, хвощи и мох наклоняются с берегов. (12) Если задеть рукой
или веслом за космы мха, из него вылетает густым облаком яркая изумрудная пыль споры
кукушкиного льна. (13) Розовый кипрей цветёт невысокими стенами. (14) Оливковые жуки-
Путилина И. К. г. Липецк
плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков. (15) Иногда приходится тащить челн
волоком по мелкой воде. (16) Тогда плавунцы до крови кусают ноги.
(17) Тишина нарушается только звоном комаров и всплесками рыб.
(18) Плавание иногда приводит к неизвестной цели к лесному озеру или к лесной реке,
несущей чистую воду
(19) На берегах рек в глубоких норах живут водяные крысы. (20) Есть крысы совершенно
седые от старости.
(21) Если тихо следить за норой, то можно увидеть, как крыса ловит рыбу. (22) Она
выползает из норы, ныряет очень глубоко и выплывает со страшным шумом. (23) Во рту
крыса держит серебряную рыбу и плывёт с ней к берегу. (24) Когда рыба бывает больше
крысы, борьба длится долго и крыса вылезает на берег усталая, с красными от злости
глазами.
(25) Чтобы легче было плавать, водяные крысы отгрызают длинный стебель куги и плавают,
держа его в зубах. (26) Стебель куги полон воздушных ячеек. (27) Он прекрасно держит на
воде даже не такую тяжесть, как крыса.
(К.Г.Паустовский)
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) По рекам и каналам в Мещёрском крае невозможно проплыть на лодке.
2) В Мещёрском крае много живописных каналов.
3) На берегах лесных рек живут водяные крысы.
4) На берегах рек и озёр гнездится много водоплавающих птиц.
5) Если тихо сидеть на берегу лесной речки, можно увидеть, как водяная крыса ловит рыбу.
Ответ:
ТЕКСТ 5
(1) Голубушка моя, матушка-красавица, - заговорил вдруг Вася ласковым, плачущим
голосом. – Голубушка моя.
(2) Глаза его были устремлены вдаль, они замаслились, улыбались, и лицо его приняло
такое же выражение, какое у него было ранее, когда он глядел на Егорушку.
(3) Кому это ты? – спросил Кирюха.
(4) Лисичка-матушка… легла на спину и играет, словно собачка
(5) Все стали смотреть вдаль и искать глазами играющую лисицу, но ничего не нашли. (6)
Один только Вася видел что-то своими мутными, серыми глазками и восхищался. (7) Зрение
у него, как потом убедился Егорушка, было поразительно острое. (8) Он видел так хорошо,
что бурая пустынная степь для него была всегда полна жизни и содержания. (9) Стоило ему
только вглядеться вдаль, чтобы увидеть лисицу, зайца, дрофу или другое какое-нибудь
животное, держащее себя подальше от людей. (10) Немудрено увидеть убегающего зайца или
летящую дрофу это видел всякий, проезжавший степью, - но не всякому доступно видеть
диких животных в их домашней жизни, когда они не бегут, не прячутся и не глядят
встревоженно по сторонам. (11) А Вася видел играющих лисиц, зайцев, умывающихся
лапками, дроф, расправляющих крылья, стрепетов, выбивающих свои «точки». (12)
Благодаря такой остроте зрения, кроме мира, который видели все, у Васи был ещё другой
Путилина И. К. г. Липецк
мир, свой собственный, никому не доступный и, вероятно, очень хороший, потому что, когда
он глядел и восхищался, трудно было не завидовать ему.
(А.П.Чехов)
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Никто, кроме Васи, не смог разглядеть играющую лисицу.
2) Вася любил охоту и был удачливым охотником.
3) Вася изучал растительный и животный мир степи, собирался написать об этом книгу.
4) Вася занимался приручением диких животных.
5) Вася, благодаря необычайной остроте зрения, издалека видел диких животных и любил
наблюдать их повадки.
Ответ:
ТЕКСТ 6
(1) Память одно из важнейших свойств бытия, любого бытия: материального, духовного,
человеческого…
(2) При этом память вовсе не механична. (3) Это важнейший творческий процесс: именно
процесс и именно творческий. (4) Запоминается то, что нужно; путём памяти накапливается
добрый опыт, образуется традиция, создаются бытовые навыки, семейные навыки, трудовые
навыки, общественные институты…
(5) Память противостоит уничтожающей силе времени.
(6) Это свойство памяти чрезвычайно важно.
(7) Принято примитивно делить время на прошедшее, настоящее и будущее. (8) Но
благодаря памяти прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы предугадывается
настоящим, соединённым с прошедшим.
(9) Память – преодоление времени, преодоление смерти.
(10) В этом величайшее нравственное значение памяти. (11) «Беспамятный» - это прежде
всего человек неблагодарный, безответственный, а следовательно, и неспособный на добрые,
бескорыстные поступки.
(12) Безответственность рождается отсутствием сознания того, что ничто не проходит
бесследно. (13) Человек, совершающий недобрый поступок, думает, что поступок этот не
сохранится в памяти окружающих. (14) Он сам, очевидно, не привык беречь память о
прошлом, испытывать чувство благодарности к предкам, к их труду, их заботам, и поэтому
думает, что и о нём всё будет позабыто.
(15) Совесть – это в основном память, к которой присоединяется моральная оценка
совершённого. (16) Но если совершённое не сохраняется в памяти, то не может быть и
оценки. (17) Без памяти нет совести.
(18) Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной,
памяти народной, памяти культурной.
(Д.С.Лихачёв)
Анализ содержания текста.
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.
1) Память не механический, а творческий процесс: люди запоминают то, что им нужно.
2) Плохую память можно улучшить, принимая нужные лекарства.
Путилина И. К. г. Липецк
3) Беспамятным обычно называют неблагодарного, безответственного человека.
4) Память и совесть никаким образом не связаны.
5) Память помог