Анализ прозаического текста

Анализ прозаического текста.
ГЛАВНОЕ ПРАВИЛО: ВСЕ, ЧТО ВЫ СКАЗАЛИ, ДОЛЖНО
БЫТЬ СВЯЗАНО С ОСНОВНЫМ СОДЕРЖАНИЕМ ТЕКСТА
И ЧТО-ТО В НЕМ ОБЪЯСНЯТЬ.
Отдельная просьба: в анализе не употребляйте направо и налево
слова «автор использует» (дальше, как правило, следует
механическая инвентаризация имеющихся в памяти
«изобразительно-выразительных средств» - тоже мерзкое
словосочетание). «Использовать» можно что-то очень
нелитературное, типа резиновых перчаток или швабры при мытье
полов. Не лучше звучит и слово «употребляет».
Введение.
Подумайте над тем, какими историко-литературными сведениями по предложенному
тексту вы располагаете, в какой мере они могут пролить свет на содержание
произведения. Это может быть:
Биография автора (если просматривается связь с произведением). История создания,
история критических оценок (если вы собираетесь согласиться или поспорить с какой-
либо из них), место произведения в творчестве (например, раннее, зрелое или одно из
последних) писателя, в истории литературного процесса (литературное направление,
эпоха и т.п.).
Если вы не обладаете подобными сведениями или они к делу имеют мало отношения,
начинайте свой анализ с обозначения темы и предположений относительно главной
мысли текста.
СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ.
I. Семантика* (все значения) названия. Круг понятий, в который вводит
название.
Смысл названия. Какие значения могут быть скрыты в названии.
Например, название комедии Грибоедова - «Горе от ума». Оно требует толкования,
рассмотрения, поиска в тексте «проблемы ума». Кто умное действующее лицо? Как
понимает каждый из героев, что такое «ум»? Каким «умом» наделены Молчалин,
Фамусов, Софья, Чацкий? Почему название «Горе уму» было отвергнуто автором?
Кому приносит горе ум?
Название по имени персонажа может указывать на главенствующую роль героя, на
центр внимания автора, на намерение автора дать исчерпывающую характеристику
одному герою/характеру .
Бывает, что название вступает в противоречие с нашим представлением о главной
теме и предмете рассмотрения. Это тоже необходимо исследовать. Например,
«Капитанская дочка» Пушкина. Главный герой – Петр Гринев, возлюбленную и
невесту его зовут Маша Миронова. Почему в название вынесена именно такая
характеристика героини? Если мы вспомним, что речь в романе идет о семейных
ценностях, о том, что нравственным камертоном в ней становится именно семейная
традиция героини, то наше недоумение рассеется.
II. Автор-повествователь-рассказчик (герой-рассказчик). От чьего лица ведется
повествование. Соотношение автор – персонаж.
Автор – реальный человек с фактами биографии и т.п., живущий в реальном мире и
времени. Все остальные - это персонажи художественного мира. Повествователь
может быть приближен к автору, может не совпадать с ним. Рассказчик – тот,
кто рассказывает конкретную историю, - как правило наделен собственными
чертами, о которых читатель может узнать из его манеры говорить, из его оценок,
из специфики его взгляда на события. Герой-рассказчик – тот, кто рассказывает о
событиях, в которых сам принимает участие. Хрестоматийный пример сложной
организации рассказчиков – «Повести Белкина» Пушкина, где есть Белкин-издатель и
повествователь, который иногда представляет события еще в чьем-то пересказе,
который он «запомнил почти дословно» и т.п.. Этот «многослойный фильтр» нужен
автору для того, чтобы читатель не получил готовые выводы, а из сопоставления
позиций каждого из повествующих догадался о подлинном положении дел. (См. еще
«несобственно-прямую речь»)
Три типа текста относительно лица говорящего.
Любая речь исходит от я, обращена к ты и повествует о нем (или о я, или о ты).
Личные местоимения (я, ты, он) выступают и основой построения высказываний. В
соответствии с тремя участниками речевого акта речь может строиться от 1-го,
2-го или 3-го лица. (Мы сейчас не рассматриваем комбинирование этих трех типов,
которое, конечно, встречается в реальной речи чаще всего.).
«Я рассказываю…» (1 тип речи)
1-ый тип речи – высказывания от 1-го лица. Сюда относятся высказывания с
использований форм местоимений «я» и « мы», а также высказывания с косвенными
средствами выражения «я».
1) Высказывания с использований форм местоимений я и мы, или соответствующими
глагольными личными формами и притяжательными местоимениями (мой,наш).
Примеры: Я знаю силу слов; Люблю (форма глагола указывает на 1-е лицо) грозу в
начале мая; Нам целый мир чужбина; Мои мечты сбудутся; Наши кони быстрые.
2) Высказывания побудительные или вопросительные. Они обнаруживают я
благодаря тесной связи между я и ты в таких типах предложений. Обращенный к
собеседнику вопрос или побуждение может исходить только от я. Примеры:
Посмотри вокруг; Пойдемте гулять; Какое сегодня число? (вопросы, кроме
риторических) всегда обращены к присутствующему «ты»).
3) Высказывания эмоционально-восклицательные: Как хорошо! Что за прелесть эти
сказки! Как не стыдно! И т.п. (Косвенно тоже указывают на присутствие
собеседника, неважно, реального или воображаемого).
4) Высказывания с вводными словами или сочетаниями. Помимо разнообразных
значений, которые вносят вводные слова в высказывание, они обнаруживают
«голос» говорящего, автора. Не являясь членами предложения, такие слова
указывают на отношение автора к тому, о чем говорится, показывают его
уверенность или неуверенность и т.п. Примеры: Дверь, к моему изумлению,
растворилась, и в комнату вошел лев. Полагаю, дело и без того сделано.
II тип речи («Ты рассказываешь…»)
Так как в высказывании я и ты/вы неразрывно связаны (ты и вы не может быть без
я или мы), то обращение ко второму лицу – это тоже один из способов «проявления»
я говорящего: Дорогая Машенька, в кабинете у вашего отца висит ваш портрет. На
вашем лице улыбка. А улыбка свидетельствует о том, что вы довольны и радуетесь
жизни. Это могло бы звучать так: Дорогая Машенька, я видел в кабинете у вашего
отца ваш портрет. Я заметил на вашем лице улыбка. Я полагаю, что улыбка
свидетельствует о том, что вы довольны и радуетесь жизни. Во втором типе речи
присутствуют сразу два лица я и ты.
Может быть и такой тип ты-высказывания, когда наблюдатель самоустраняется и
показывает собеседнику картинку словно бы со стороны:
После первого визита, нанесенного тебе в городе сельским учителем, минуло
порядочно времени, и многое произошло, и ты, Михаил Топорный, снова значительно
продвинулся вперед и многого достиг, и уже сидишь среди бела дня в одной из
комнат квартиры Веславы; а рядом с тобой сидит ее отец, мужчина дородный и
видный, и вы оба нетерпеливо поглядываете на двери другой комнаты, за которой
твоя вторая жена, Веслава Топорная, урожденная Яжецкая разрешается от бремени.
III тип речи (от 3-го лица)
Это самый распространенный тип речи, поэтому специально обращать на него
внимание в анализе следует только в том случае, если вы заметили какие-то
выдающиеся особенности этого рассказа – особенную стилистическую окраску или
необычную лексику.
IV тип речи.
Вы знакомы с несколькими формами введения в текст чужой речи. Это прямая речь и
диалог, косвенная речь, цитирование. Сейчас мы познакомимся с еще одной очень
важной формой передачи чужой речи – несобственно-прямая или несобственно-
авторская речь.
С определением повествователя связана и проблема точки зрения в литературе.
(Подробнее о точке зрения Б.Успенский)
Несобственно-прямая, или несобственно-авторская, речь
Способ передачи чужой речи, при котором используются элементы
прямой и косвенной речи. Это речь повествователя, пронизанная вместе с тем
лексикой, значениями (семантикой), синтаксическими конструкциями речи персонажа
источника информации, егоинтонациями, чувствами, мыслями. С прямой речью ее
сближает воспроизведение манеры речи говорящего(его подлинных выражений, строя
речи), с косвенной речью –то, что в ней личные формы глаголов и
местоимений употреблены от лица повествователя. Но при этом не используются
никакие вводящие глаголы речи и мысли ("говорил, что…";
"сообщил, что…"), т.е. отсутствует формальный сигнал перехода отавторской речи к
чужой.
Н.п. р. не выделяется в тексте авторскими словами, не вводится как придаточнаячасть
сложноподчиненного предложения.
По словам М. Бахтина, несобственно-прямая речь
является "наиболее важным и синтаксически шаблонизированным <…> случаем интер
ферирующего слияния двух, интонационно разнонаправленных речей", проявлением р
ечевой интерференции в языке».
III. Структура (построение) худ. текста или его композиция, причём
применительно не только к произведению в целом, но и к отдельным его
элементам: композиция образа, сюжета, строфы и т. п.
В дальнейшем речь пойдет о КОМПОЗИЦИИ.
Композиция. Композиционные приемы. Опорные «точки» композиции.
Композиция – определенное художественно значимое расположение элементов,
частей произведения, организация последовательности повествования.
Различают четыре основных композиционных приема – повтор, усиление
(нарастание каких-либо свойств или черт или, наоборот, ослабление),
противопоставление (сопоставление) и монтаж. Зеркальная композиция – один из
видов повтора. Повторяемые в начале и конце сцены называются кольцевой или
опоясывающей композицией.
Для эпического произведения эти элементы обычно следующие:
1. Экспозиция (или пролог) – предварительное знакомство с местом и временем
действия, сведения о действующих лицах и какие-то предварительные замечания,
которые автор считает нужным сообщить читателю до начала действия. Может
отсутствовать. Простейший пример: сказка «Репка» - жили-были дед и баба, посадил
дед репку, выросла репка большая-пребольшая – все это экспозиция.
2. Завязка конфликта. Конфликт противоречие, которое двигает сюжет. Конфликт
стремится к разрешению, и благодаря этому действие развивается. Конфликт в сказке
«Репка» возникает тогда, когда дед обнаруживает, что один не может вытащить репку
«тянет-потянет, вытянуть не может».
3. Развитие действия. Позвал дед бабку и т.д. до кошки.
4. Кульминация. Конфликт достигает наивысшей точки, когда должна последовать
развязка – разрешение конфликта. Позвала кошка мышку – конфликт достиг
наивысшей стадии – здесь либо конфликт разрешится (вытянули репку), либо
окажется неразрешимым (трагическим заплакали все и пошли домой без репки, а
репка сгнила на огороде).
5. Развязка. Вытащили репку.
6. Эпилог. В сказке «Репка» отсутствует. А можно было бы изобразить пир по случаю
сбора урожая и поедание репки (кому какой кусочек достался).
Информативным для анализа композиции будет нарушение традиционной
последовательности, необычность композиции, перестановка или отсутствие
необходимых элементов и т.п.
Стоит подумать над использованием композиционных приемов (см. выше). Например,
кольцевая композиция в рассказе Бунина «Ида» задает контраст «нестерпимой
пошлости жизни» и изредка встречающихся в ней вкраплений подлинного.
Иногда композиция заведомо обусловлена жанром произведения. Например, в
детективе события начинают разматываться с конца, постепенно приближаясь к
началу.
III. Образ времени и пространства («хронотоп»).
Термином «хронотоп» - (что-то вроде «времяместо) - образы художественного
времени и пространства - вполне можно пользоваться в анализе, только к месту.
Пространственные и временные оппозиции (верх/низ, далеко/близко, день/ночь,
сейчас/давно, небо/земля, земля/подземное царство, север/юг, лево/право,
замкнутое/открытое, весна/осень, свет/мрак.
Художественное время и пространство символично. Основные пространственные
символы: дом (образ замкнутого пространства), простор (образ открытого
пространства), порог, окно, дверь (граница), город, природа. В современной
литературе: вокзал, аэропорт (места решающих встреч).
Виды частных хронотопов:
хронотоп дороги - строится на мотиве случайной встречи. Появление этого
мотива в тексте может стать причиной завязки. Открытое пространство.
хронотоп частного салона - неслучайная встреча. Закрытое пространство.
хронотоп замка (в русской литературе его нет). Доминирование исторического,
родового прошлого. Ограниченное пространство.
хронотоп провинциального городка - бессобытийное время, пространство
замкнутое, самодостаточное, живущее своей жизнью. хронотоп порога
(кризисного сознания, перелома). Нет биографии как таковой, только мгновения.
Хронотоп многослойный – события происходят в прошлом, настоящем и будущем
относительно рассказчика. Это может быть обращение к памяти персонажа,
это может быть «вмешательство» автора, который сообщает читателю о
том, чего еще не знает персонаж.
Следует обратить внимание и объяснить для себя разные временные и
пространственные несовпадения. Автор пишет не о своем времени (Действие
«Тараса Бульбы» или романа Вальтера Скотта «Айвенго» происходит на сотни
лет раньше, чем о нем пишет писатель). Или переносит действие в страну,
которую знает мало. Или помещает героя на остров. И т.п.
IV. Сюжет.
Есть понятия СЮЖЕТ (последовательность событий, данная в художественном
произведении) и ФАБУЛА (события в их естественной последовательности).
Классический пример –нарушение хронологической последовательности в
расположении частей в романе Лермонтова «Герой нашего времени». Автор
нарушает хронологию событий (начинает с последнего по времени и заканчивает
одним из первых) для того, чтобы постепенно приоткрывать «завесу тайны»,
которая скрывает личность героя. Сначала о нем рассказывает персонаж, который
совершенно не понимает и не может понять героя, затем нам представлен дневник
героя, а в конце открывается то, чего, возможно, не понимает и не может
рассказать герой о себе.
Нужно обращать внимание на ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ.
• Вставные эпизоды, не имеющие отношения к развитию сюжета. Например,
«Повесть о капитане Копейкине» в «Мертвых душах» Гоголя;
• Лирические (иначе - авторские) отступления.
Их основная функция - расширять рамки изображаемого, дать возможность автору
высказать свои мысли и чувства по поводу различных явлений жизни, которые не
связаны напрямую с сюжетом.
В произведении могут отсутствовать отдельные элементы сюжета; иногда сложно
разделить эти элементы; иногда встречается несколько конфликтов и сюжетов в
одном произведении - иначе, сюжетных линий.
V. Ритм, темп, тон, интонация повествования.
Тон, интонация могут быть драматически напряженными, трагическими,
пафосными, или, наоборот, саркастическими или ироническими.
Темп – торжественно медленный, быстрый, прерывистый.
VI.Функционально–смысловые типы речи (описание, повествование, рассуждение).
Интерес представляет любое несоответствие предмета разговора и
использованного типа речи. Так рассуждение предполагает взвешенное логически
выстроенное исследование чего либо. И если «рассуждает» автор о каком-то
незначительном предмете, например о спичечной головке, это создает комический
эффект.
VII. Стилевое своеобразие. Система изобразительных средств.
VIII. Образы художественного текста. Образы – это язык и форма существования
искусства, но в тексте могут настойчиво повторяться какие-то отдельные
образы, которые важны для выражения авторской идеи.
IX. Образы-персонажи. Система образов.
ХАРА́ КТЕР художественный (= характер литературный) это образ
человека в литературном произведении, очерченный с известной полнотой и
индивидуальной определенностью, через который раскрывается как исторически
обусловленный тип поведения, так и присущая автору нравственно-эстетическая
концепция человеческого существования.
Важно: В литературном произведении рисуется не просто характер
человека (как мы в обыденной жизни говорим о характере своих
знакомых или соседей), характер в литературе всегда ОБРАЗ, а образ
отличается тем, что несет в себе какую-то идею. Система персонажей
это система идей литературного произведения.
ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН ХАРАКТЕРИСТИКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА-
ПЕРСОНАЖА
ВСТУПЛЕНИЕ. Место персонажа в системе образов произведения. (см. схему
«отношения между персонажами).
1. Своеобразие мировоззрения (система ценностей, основные жизненные позиции,
убеждения, идеалы).
2. Круг умственных интересов, склонностей и привычек.
А) характер деятельности и основных жизненных устремлений
Б) влияние на окружающих (основная сфера, виды и типы воздействия)
3. Область чувств:
А) тип отношения к окружающим
Б) особенности внутренних переживаний (воссоздание чувств, мыслей, побуждений,
их движение и развитие в художественном произведении)
4. Авторское отношение к персонажу.
Какие черты личности (характера) выявляются в произведении:
А) с помощью портрета
Б) в авторской характеристике
В) через характеристику, которую дают персонажу другие действующие лица
Г) с помощью предыстории или биографии
Д) через цепь поступков
Е) в речевой характеристике
Ж) через сопоставление с другими персонажами
З) через окружающую обстановку (в том числе интерьер или отражающий настроение
пейзаж)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. С какой авторской идеей связан этот персонаж.
ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПЕРСОНАЖАМИ
1. ПАРАЛЛЕЛИЗМ
А) Продолжение судьбы одного персонажа в судьбе другого
Б) Повторение судьбы одного персонажа в судьбе другого
В) Персонажи-двойники (У Достоевского)
2. СКРЕЩЕНИЕ СУДЕБ (влияние одного на судьбу другого)
3. ПРОТИВОПОСТАВЛЕНИЕ (вплоть до прямого столкновения, как в «Мексиканце»
Дж.Лондона)
4. «КРЕЩЕНДО» ВОЗРАСТАНИЕ СВОЙСТВ
5. «СЛУЧАЙНЫЙ» ПЕРСОНАЖ (персонаж, не вступающий ни в какие отношения с
действующими лицами, убеждающий в реальности происходящего или необходимый
для создания определенной атмосферы)
6. ПЕРСОНАЖ-ЦИТАТА (нужен для включения в сферу внимания читателя персонажей
другого произведения, может вызывать исторические ассоциации)
КАК СОЗДАЕТСЯ ОБРАЗ ПЕРСОНАЖА
1. Портрет: одежда, черты лица, телосложение, манеры, походка и др.
2. Речевая характеристика. Может идти в нескольких направлениях:
а) речевое поведение – короткие отрывистые фразы, непонятная, запутанная речь,
четкие и логичные высказывания, скороговорка или , наоборот, замедленный темп –
все это может говорить о сиюминутном душевном и физическом состоянии человека;
б) собственно, содержание речи: образная «народная» речь, речь образованного
человека, диалектные слова, акцент, агрессивная, «лакейская» лексика и т.п.
3. Самохарактеристика. Прямые высказывания героя о себе (могут совсем не
совпадать с авторской оценкой).
4. Характеристика со стороны других персонажей.
а) прямые высказывания других персонажей о герое;
б) отношение других персонажей.
5. Эмоциональная сфера героя, ее выражение.
6. Поступки. Самый главный способ характеристики.
7. Прямая авторская характеристика. (Может быть ироничной).
8. Мировоззрение героя (его отношение к людям, к себе, представление о цели своей
жизни и о месте среди других людей).
9. Сопоставление с другими персонажами ( по принципу сходства или
противоположности).
Х. Художественная деталь (внешняя, психологическая, деталь-символ).
Функциональная деталь. Подробность.
XI. Пейзаж.
Можно обобщить функции пейзажа в литературном произведении и назвать наиболее
типичные.
1. Иллюстративная. Не наделенная самостоятельным значением. Указывает на место
действия. Например, экзотический пейзаж любили романтики, он дополнял
«исключительные обстоятельства» .
2. Психологическая. Передает внутреннее состояние героя. Может служить
контрастом к состоянию героя. Пейзажи в «Герое нашего времени» , увиденные
глазами автора или Печорина, позволяют нам лучше понять героя.
3. Символическая функция. Пейзаж символизирует собой что-то. Например, буран,
метель у Пушкина определяют момент испытания для героя. Или лес, с которым в
мифологии часто связан переход из одного мира в другой.
4. Нередко пейзаж выражает авторскую позицию, философские взгляды писателя.
Таков образ высокого неба, открывшегося князю Андрею после ранения в
Аустерлицком сражении. В финале рассказа И.Бунина “Господин из Сан-Франциско”
вокруг гигантского корабля бушует вьюга с” траурными от серебряной пены” валами
волн и гудящая, “как погребальная месса”. Этот пейзаж выражает мысль Бунина об
обреченности современной цивилизации, зашедшей в тупик.
XII. Интерьер. Мир вещей.
XIII. Роль подтекста и интертекстуальные связи.
Что надо ДЕЛАТЬ, анализируя текст.
1. Внимательно прочитайте текст. Прочтя название, подумайте, чему он может быть
посвящен, какова его тема.
2. Дочитав до конца, вернитесь к заглавию. Если есть подзаголовок или эпиграф,
подумайте, как они соотносятся с текстом и темой.
3. Что происходит в тексте? Каков его сюжет (последовательность событий в тексте)?
Какова его фабула (хронологическая последовательность событий)? Совпадают ли
они? От вас ждут не пересказа, а осмысления.
4. Когда и где происходит действие. Реальное время и место или вымышленное,
фантастическое? Как связано время и место с идеей произведения? Как связаны с
идеей и сюжетом пейзажи и интерьеры? (Подробнее о ХРОНОТОПЕ см. выше)
5. Сюжет состоит из эпизодов. Их последовательность составляет структурную основу
композиции текста: завязку - кульминацию развязку. Какое внутреннее членение
есть в тексте части, главы, абзацы. Какая логика просматривается в таком делении
текста?
6. Рассмотрите композицию. Используются ли какие-то обращающие на себя
внимание композиционные приемы***.
7. Расположите на нарисованной или воображаемой схеме действующих лиц,
персонажей. Опишите их как систему. В каких они отношениях, какую функцию
выполняет каждый из них? Как они описаны? Есть ли портреты? Важна ли для
понимания конфликта их социальная роль? Даны ли им имена и несут ли они какой-
нибудь смысл. Безымянные герои («Цыганы» Пушкина Алеко и старый цыган без
имени)
8. Художественные детали (могут быть символическими). Детали портрета, пейзажа,
интерьера.
8. Как герой говорит (от фонетики до синтаксиса) Как речь характеризует героя в
социальном, образовательном нравственном духовном плане?
9. Есть ли в тексте рассказчик и/или повествователь? Рассказчик это герой
произведения, как правило, участвует в событиях. Повествователь может не
участвовать в событиях, но имеет свою точку зрения на происходящее. (Подробнее
также см.выше).
10. Формы повествования монолог, диалог, несобственно-прямая речь (см.выше),
внутренний монолог, поток сознания. Что преобладает? Можно ли отметить
особенную стилистическую окраску речи?
11. Какие противопоставления вы видите в тексте. Какая проблематика? Какой
конфликт выходит на передний план (их может быть несколько)
12. Какие художественные приемы вы видите. Есть ли комическое, каков его
механизм.
13. Авторское отношение. Не путайте авторскую позицию с точкой зрения персонажей
или рассказчика. Формулировка идеи текста зависит от авторской позиции.
14. Как вы оценили события в тексте – реальные, фантастические, Гиперболы
остранение, гротеск фантастика, абсурд.
15. Определите жанр. Сказка, рассказ, притча, новелла, очерк, стихотворение в прозе.
16. Реалии – даты, события, подлинные имена.
17. Литературный метод
18. Цитаты, аллюзии, реминисценции (неявные цитаты).
19. Биография, историко-литературный контекст.
СЛОВАРЬ
*СЕМАНТИКА - многозначность слова, множество оттенков его значения.
Семантическое поле круг значений слова. Например, круг значений слова «мир»
можно определить как что-то всеобъемлющее, огромное, важное.
Композиция литературного произведения.
Любое литературное творение - это художественное целое. Таким целым может быть не
только одно произведение (стихотворение, рассказ, роман…), но и литературный цикл, то
есть группа поэтических или прозаических произведений, объединенных общим героем,
общими идеями, проблемами и т.д., даже общим местом действия. Любое художественное
целое - это, по существу, единый творческий организм, имеющий свою особую структуру.
Как и в человеческом организме, в котором все самостоятельные органы неразрывно
связаны друг с другом, в литературном произведении все элементы так же и
самостоятельны, и взаимосвязаны. Система этих элементов и принципы их взаимосвязи и
называются КОМПОЗИЦИЕЙ:
К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения,
прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия
"издателей" (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи,
эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни, сны (например, Сон Обломова в
романе Гончарова "Обломов", письмо Татьяны к Онегину и Онегина к Татьяне в романе
Пушкина "Евгений Онегин", песня сотрапезников Пугачева в «Капитанской дочке» Пушкина);
все художественные описания - портреты, пейзажи, интерьеры - также являются
композиционными элементами.
Создавая произведение, автор сам выбирает принципы компоновки, "сборки" этих
элементов, их последовательности и взаимодействия, используя при этом
особые композиционные приемы. Разберем некоторые принципы и приемы:
действие произведения может начаться с конца событий, а последующие эпизоды восстановят
временной ход действия и разъяснят причины происходящего; такая композиция
называется обратной (этот прием применил Н.Чернышевский в романе "Что делать?");
автор использует композицию обрамления, или кольцевую, при которой автор использует,
например, повтор строф (последняя повторяет первую), художественных описаний
(произведение начинается и заканчивается пейзажем или интерьером), события начала и
финала происходят в одном и том же месте, в них участвуют одни и те же герои и т.д.; такой
прием встречается как в поэзии (к нему часто прибегали Пушкин, Тютчев, А.Блок в "Стихах о
Прекрасной даме"), так и в прозе ("Темные аллеи" И.Бунина; "Песня о Соколе", "Старуха
Изергиль" М.Горького);
автор использует прием ретроспекции, то есть возвращения действия в прошлое, когда
закладывались причины происходящего в настоящий момент повествования (например, рассказ
автора о Павле Петровиче Кирсанове в романе Тургенева "Отцы и дети"); нередко при
использовании ретроспекции в произведении появляется вставной рассказ героя, и такой вид
композиции будет называться "рассказ в рассказе"(исповедь Мармеладова и письмо
Пульхерии Александровны в "Преступлении и наказании"; глава 13 "Явление героя" в "Мастере и
Маргарите"; "После бала" Толстого, "Ася" Тургенева, "Крыжовник" Чехова);
нередко организатором композиции выступает художественный образ, например, дорога в
поэме Гоголя "Мертвые души"; обратите внимание на схему авторского повествования: приезд
Чичикова в город NN - дорога в Маниловку - усадьба Манилова - дорога - приезд к Коробочке -
дорога - трактир, встреча с Ноздревым - дорога - приезд к Ноздреву - дорога - и т.д.; важно, что и
заканчивается первый том именно дорогой; так образ становится ведущим
структурообразующим элементом произведения;
автор может предпослать основному действию экспозицию, каковой будет, например, вся первая
глава в романе "Евгений Онегин", а может начать действие сразу, резко, "без разгона", как это
делает Достоевский в романе "Преступление и наказание" или Булгаков в "Мастере и
Маргарите";
композиция произведения может быть основана на симметрии слов, образов, эпизодов (или
сцен, главок, явлений и т.д.) и будет являться зеркальной, как, например, в поэме А. Блока
"Двенадцать"; зеркальная композиция нередко сочетается с обрамлением (такой принцип
композиции характерен для многих стихотворений М.Цветаевой, В.Маяковского и др.; прочтите,
например, стихотворение Маяковского "Из улицы в улицу");
нередко автор использует прием композиционного "разрыва" событий: обрывает
повествование на самом интересном месте в конце главы, а новая глава начинается с рассказа о
другом событии; например, его используют Достоевский в "Преступлении и наказании" и
Булгаков в "Белой гвардии" и "Мастере и Маргарите". Такой прием очень любят авторы
авантюрных и детективных произведений или произведений, где роль интриги очень велика.