Презентация "А.Н. Толстой «Пётр Первый». Профессионализм как смысл жизни. Анализ эпизода прозаического текста. Подготовка к сочинению" 11 класс
Подписи к слайдам:
А.Н.Толстой «Пётр Первый».
Профессионализм как смысл жизни.
Анализ эпизода прозаического текста.
Подготовка к сочинению.
- Урок литературы в 11 классе
- Ясинская
- Светлана
- Георгиевна
- МОУ «СОШ № 22»
- Череповец
- Цель урока.
- Найдите ошибки.
- Повторение. Определение эпизода.
- Повторение. Роль эпизода в тексте.
- Повторение. Эпизод как часть сюжета.
- Повторение. Сочинение – рассуждение.
- Повторение. План анализа эпизода.
- Анализ эпизода. Вступление сочинения.
- Анализ эпизода. Основная часть сочинения.
- Анализ эпизода. Заключение сочинения.
- Домашнее задание.
- Литература.
- Сегодня мы два урока посвящаем разбору фрагмента из романа А.Толстого «Пётр Первый», подготовке к сочинению типа анализа эпизода.
- Урок имеет обобщающий характер.
- 1.Василий Голицын ткнулся на табурет, с досадой оглядывал маменькину опочивальню. Софья, сидя против него, ласково улыбалась…
- - Женить тебя хочу…
- Стремительно Василий вскочил, размахивая руками, забегал от озарённых ликов святителей до двери вкривь и вкось по спальне. Сел. Дёрнул головой…
- Большие ступни повернулись носками внутрь.
- 2.Синие глаза Петра блестели возбуждённо. Час был решительный – надо было сказывать нового царя. Кого? Александра или Ивана? Сына ли Нарышкиной или сына Милославской? Оба ещё несмышлёные мальчишки, за обоими сила – в родне . Иван – горяч умом, крепок телесно. Александр - слабоумный, больной, вей из него верёвки…Что предпочесть? Кого?
- Определение эпизода.
- В науке определений эпизода много. Вот лишь два. Прочитайте
- Что объединяет эти определения ?
- В чём различие ?
- Назовите синонимы к слову эпизод.
- Эпизод ( греч. привходящий, посторонний ) – та или иная в известной степени завершённая и самостоятельная часть литературного произведения, которая изображает законченное событие или важный момент в судьбе персонажа.
- Эпизод - часть (отрывок , фрагмент ) художественного произведения , имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы.
- Отрывок, фрагмент, часть
- Роль эпизода в тексте
- Мы всегда пытаемся понять, зачем нужен какой- либо фрагмент в тексте, какова его роль в произведении.
- Какие функции эпизода могут быть в тексте?
- Определите роль таких эпизодов : последняя встреча Онегина и Татьяны, сон Обломова, первая встреча Наташи Ростовой и Анатоля Курагина.
- 1.Характерологическая.
- Эпизод раскрывает характер героя, его мировоззрение.
- 2.Психологическая.
- Эпизод раскрывает душевное состояние персонажа.
- 3.Поворотная.
- Эпизод показывает новый поворот в отношениях героев.
- 4.Оценочная.
- Автор даёт характеристику персонажа или события.
- Эпизод как часть сюжета
- Эпизод входит в какой-либо элемент сюжета.
- Назовите набор сюжетных элементов.
- В какой элемент сюжета входят такие эпизоды: дуэль Онегина и Ленского, смерть Базарова, жизнь Наташи и Пьера.
- Эпизод может быть внесюжетным элементом. Назовите этот набор.
- Приведите примеры таких фрагментов.
- 1.Экспозиция
- 2.Завязка
- 3.Развитие действия
- 4.Кульминация
- 5.Падение действия
- 6.Развязка
- 7.Эпилог
- 1.Описание:
- пейзаж
- портрет
- интерьер
- 2.Авторские отступления
- 3.Вставные эпизоды
- Сочинение – рассуждение
- Анализ эпизода строится как рассуждение.
- Вспомним схему рассуждения.
- I. Тезис ( основная мысль сочинения )
- Почему?
- Потому что, так как.
- II. Обоснование : аргументы и примеры
- Что из этого следует?
- Поэтому , следовательно, итак, таким образом.
- III. Вывод
- Перекликается с тезисом.
- План анализа эпизода
- Вспомним план анализа эпизода.
- А теперь переходим к конкретному эпизоду.
- Книга 3, глава 2 (5)
- Вступление
- 1.Что такое эпизод? Дать определение.
- 2.Предположение о роли этого эпизода в произведении
- (тезис сочинения).
- Основная часть ( аргументы и примеры )
- 1.Сжатый пересказ данного фрагмента.
- 2.Место эпизода в композиции текста.
- Почему этот эпизод именно здесь расположен? Какие эпизоды до и после? Какая связь с другими фрагментами?
- 3.Место эпизода в сюжете произведения.
- Завязка , экспозиция, развитие действия, кульминация, развязка, эпилог.
- 4.Какие темы, идеи, проблемы ( вопросы ) текста нашли отражение в этом эпизоде?
- 5.Расстановка персонажей в данном фрагменте. Новое в характерах героев.
- 6.Каков предметный мир произведения?
- Пейзаж, интерьер, портрет.
- Почему именно это в данном эпизоде?
- 7.Мотивы эпизода.
- Встреча, спор, дорога, сон и тому подобное.
- Ассоциации.
- Библейские, фольклорные, античные.
- 8.От чьего имени ведется повествование?
- Автор, рассказчик, герой ( от 1 или 3 лица ).
- Почему?
- 9.Организация речи.
- Повествование , описание, монолог, диалог.
- Почему?
- 10.Языковые средства.
- Тропы и фигуры.
- Заключение ( вывод )
- 1.Роль эпизода в произведении (перекличка со вступлением ).
- 2.Какие темы произведения развиваются в этом эпизоде?
- 3.Значение фрагмента для раскрытия идеи текста.
- Вступление сочинения
- Каким может быть вступление?
- Предложите тезис рассуждения.
- Может быть и другой тезис.
- Прочитайте часть статьи литературоведа М.Свердлова о романе «Пётр Первый».
- Какую роль играет этот эпизод?
- Новая Россия строится, но какая страшная цена .
- Сложные отношения царя и народа.
- Что же занимает место нравственных исканий в «Петре Первом«? Профессиональные искания. Ищут ли герои романа смысл жизни?
- Да, в профессиональной области.
- Смысл жизни для героев «Петра Первого« в профессионализме. Почему бояре – лишние? Потому что бездельники. Боярам противопоставлены спецы -лучшие в своём деле, профессионалы: купец Артём Бровкин (самый хитрый и оборотливый), офицер Алексей Бровкин (самый исполнительный),
- кузнец Жёмов (самый искусный), живописец Голиков (самый талантливый).
- В петровской России, как её описывает Алексей Толстой, человек – или профессионал, или «пушечное мясо«. Поэтому все вокруг Петра должны стать профессионалами: старый боярин Ромодановский – сделаться профессионалом сыска и дознания (самым жестоким), царевна Наталья (самая артистичная) – освоить театральное дело, расплата боярину Буйносову (самому глупому) за безделье - роль профессионального шута.
- А профессионал над профессионалами – сам царь Пётр; он потому является одновременно и плотником, и корабельщиком, и артиллеристом, и кузнецом, что профессия царя («отца народов«), по логике романа, есть сумма всех прочих профессий плюс обобщающая все профессии сверхчеловеческая воля.
- Итак, подведём итог: вопрос о смысле жизни для героев «Петра Первого» не нравственный, а «технический« вопрос; их выбор не между добром и злом, а между полезным и бесполезным.
- Профессионализм – основа государства Петра I, без профессионалов реформы невозможны.
- Основная часть сочинения
- Основная часть начинается со сжатого пересказа.
- Какое место занимает эпизод в композиции текста?
- Что происходит в 4 главке?
- Что происходит в 6 главке?
- Как связаны все эти эпизоды?
- Царь в гостях у Меншикова, говорит о подготовке войны с Карлом XII.
- Пётр возвращается домой, говорит Меншикову о Голикове, начинается ледоход.
- Строительство города, выход к морю – государственная политика. Отбор талантливых людей - государственная потребность.
- Какое место занимает эпизод в сюжете?
- Какие темы, проблемы романа отражаются в этом фрагменте?
- Как раскрываются характеры героев в этом эпизоде?
- Докажите текстом.
- Развитие действия
- Коррупция в окружении царя, строительство Петербурга, жестокость эпохи, талантливый русский народ, справедливость Петра.
- Пётр суровый, справедливый, умный; Голиков талантливый , настойчивый; «бородатый» независимый, мудрый.
- Почему у бородатого нет имени?
- Каков предметный мир фрагмента?
- Найдите пейзаж.
- Найдите портрет.
- Найдите интерьер.
- Зачем они здесь нужны?
- Найдите мотивы фрагмента. Мотив строится по формуле: кто – кому – действие.
- Какие ассоциации возникают?
- Лабораторная работа.
- Это символично. Из таких «бородатых» и состоит русский народ.
- Детали создают образ эпохи Петра I.
- Мотив встречи царя и простого человека. Простой человек говорит царю горькую правду, придворные обманывают царя.
- Работа в группах или в парах.
- Исследование формы повествования, организации речи, языковых средств эпизода.
- Заключение сочинения
- Кто уже может сделать вывод?
- Какие темы развиты здесь?
- Как фрагмент раскрывает идею романа в целом?
- Этот эпизод помогает понять характер главного героя. Мы видим, что Петру безразлично происхождение людей, ему важны их профессиональные качества.
- Пётр сломал установленный веками порядок, разворотил жизнь всех людей. На первый план выходят люди – профессионалы, способные и деятельные. Но цена, которую платит народ за преобразования, непомерна и страшна.
- Написать черновик сочинения типа анализа эпизода на тему
- «Роль главы 2 (5) в романе А.Н.Толстого «Пётр Первый».
- 1.Свердлов М. По ту сторону добра и зла. Алексей Толстой: от Буратино до Петра. - М., 2004
- 2.Сидорова М. «Не убий». Анализ эпизода из романа М. Шолохова «Тихий Дон«. - Русский язык и литература для школьников, 2003,
- № 4
- 3.Я иду на урок литературы. Готовимся к экзаменационному сочинению. 11 класс. - М., 2002 (Безносов Э., Штильман С., Демиденко Е., Волков С.)
- 4.Кучина Т., Леденёв А. Контрольные и проверочные работы по литературе. 11 класс. - М., 2003
Литература - еще материалы к урокам:
- Презентация "Житие Сергия Радонежского"
- Презентация "Блокада Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках" 7 класс
- Конспект урока "Блокада Ленинграда в художественной литературе, в письмах, документах, дневниках" 7 класс
- Презентация "«Гроза» в оценке русских критиков"
- Конспект урока "«Величайшая сила искусства» (по рассказу А. Грина «Чёрный алмаз»)" 10 класс
- Конспект урока "«Верю в добрых сердец бессмертие» (по рассказу В.П. Астафьева «Солдат и мать»)" 9 класс