Презентация "Тропы"
Подписи к слайдам:
Тропы
Стилистические фигуры
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ - обороты речи, применяемые для усиления экспрессивности (выразительности) высказывания: анафора, эпифора, эллипс, антитеза, параллелизм, градация, инверсия, хиазм и др.
ТРОПЫ (греч. tropos — поворот, оборот речи) - слова или обороты речи в переносном, иносказательном значении. Тропы - важный элемент художественного мышления. Виды тропов: метафора, метонимия, синекдоха, гипербола, литота и др.
ТРОПЫ
- ГИПЕРБОЛА (греч. hyperbole — преувеличение) - разновидность тропа, основанная на преувеличении («реки крови», «море смеха»).
- ЛИТОТА (греч. litotes — простота) - троп, противоположный гиперболе; намеренное преуменьшение («мужичок с ноготок»). Второе название литоты – мейосис.
- МЕТАФОРА (греч. metaphora — перенесение) - троп, скрытое образное сравнение, перенесение свойств одного предмета или явления на другой на основании общих признаков («работа кипит», «лес рук», «тёмная личность», «каменное сердце»…). В метафоре, в отличие от сравнения, слова «как», «словно», «как будто» опущены, но подразумеваются.
- Дайте мне точку опоры, и я сдвину Землю.
- …за одну рукоять моей сабли дают мне лучший табун и три тысячи овец. (Н. Гоголь. )
- И шествуя важно, в спокойствии чинном,
- Лошадку ведёт под уздцы мужичок
- В больших сапогах, в полушубке овчинном,
- В больших рукавицах… а сам с ноготок!
- Голова ли ты, головушка! Что на грудь ты наклонилася? Отчего ты безо времени Белым инеем покрылася? Где меж темных лип светился Монастырь святой...
- МЕТОНИМИЯ (греч. metonymia - переименование) - троп; замена одного слова или выражения другим на основе близости значений; употребление выражений в переносном смысле ("пенящийся бокал" - имеется в виду вино в бокале; "лес шумит" – подразумеваются деревья; и т.п.).
- ПЕРИФРАЗА (греч. periphrasis - окольный оборот, иносказание) - троп; замена одного слова описательным выражением, передающим смысл («царь зверей» - вместо «лев» и т.п).
- ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ (прозопопея, персонификация) - вид метафоры; перенесение свойств одушевленных предметов на неодушевленные (душа поёт, река играет…).
- И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко.
- Золото и серебро получили наши спортсмены, бронза досталась французам.
- Юный град, полночных стран краса и диво. «Медный всадник» (Петербург)
- И счастья баловень безродный, полудержавный властелин. «Полтава» (князь Меньшиков)
- Буря мглою небо кроет
- Вихри снежные крутя,
- То, как зверь, она завоет,
- То заплачет, как дитя. (А.С. Пушкин)
- СИНЕКДОХА (греч. synekdoche - соотнесение) – троп и вид метонимии, название части вместо целого или наоборот.
- СРАВНЕНИЕ – слово или выражение, содержащее уподобление одного предмета другому, одной ситуации - другой. («Сильный, как лев», «сказал, как отрезал»…). В отличие от метафоры, в сравнении обязательно присутствуют слова «как», «как будто», «словно» .
- «...и слышно было до рассвета, как ликовал француз...» «Бородино»
- …беспокойная Литва
- С толпою дерзких воевод
- На землю русскую идет. «Боярин Орша»
- «Мужик глуп, как свинья, а хитёр, как чёрт».
- И стройных жниц короткие подолы,
- Как флаги в праздник, по ветру летят. А. Ахматова
- Я, дьякон, буду с вами говорить. Деятельность господина Лаевского развернута перед вами, как длинная китайская грамота, и вы можете читать ее от начала до конца. А. Чехов
- а) Из данного отрывка выпишете по одному примеру олицетворения, сравнения и эпитета.
- Визжит ветер, мечется как бешеный, мчатся рыжие, низкие, словно в клочья разорванные, облака, все раскутилось, смешалось, захлестал, закачался отвесными столбами рьяный ливень, молнии слепят огнистой зеленью, стреляет как из пушки отрывистый гром, запахло серой… И.С.Тургенев «Голуби» (из цикла «стихотворения в прозе»)
- б) Рисуя картину грозы, И.С.Тургенев использует сравнения. Выпишите их из текста, ответьте на вопрос: с какой целью автор применяет данные художественные средства?
- А) 1) Визжит ветер – олицетворение
- 2) стреляет как из пушки – сравнение
- 3) рьяный ливень – эпитет
- Б) мечется как бешенный
- словно в клочья разорванные облака
- закачался отвесными столбами ливень
- стреляет как из пушки
- При помощи сравнений автор рисует могучее движение природы, тревожное и в то же время очищающее. Буря и гроза внушают герою повествования страх и одновременно это для него – потеха! Можно представить себе в этой картине и бешеное, неукротимое животное, готовое растоптать все живое, и тяжелые потоки воды, издали похожие на движущие столбы, и можно услышать канонаду приближающегося боя.
- Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
- 1. Под ним струя светлей лазури.
- (М. Лермонтов.)
- 2. Богатырский конь через лес перепрыгивает.
- (Былина)
- 3. Задремали звёзды золотые.
- (С. Есенин.)
- 4. Впереди – пустынный сентябрьский день.
- (К. Паустовский.)
- 5. Вода устала петь, устала течь,
- Сиять, струиться и переливаться.
- (Д. Самойлов.)
- 6. Спать одуванчики ложились спать вместе с нами, детьми, и вместе с нами вставали.
- (М. Пришвин.)
- 7. Она щебечет и поёт
- В преддверье бора,
- как бы оберегая вход
- В лесные норы.
- (Б. Пастернак.)
- 8. В багрец и золото одетые леса.
- (А. Пушкин.)
- 9. Скоро Осень проснется
- и заплачет спросонья.
- (К. Бальмонт.)
- 10. Но предстоит еще заледенеть,
- И уж не петь, а, как броня, звенеть.
- (Д. Самойлов.)
- Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале:
- «5» - 9-10;
- «4» - 7-8;
- «3» - 5-6 правильных ответов.
- Ответы: 1.Сравнение.
- 2.Гипербола.
- 3.Олицетворение.
- 4.Эпитет.
- 5.Однородные члены предложения. 6.Олицетворение. 7.Сравнение. 8.Метафора 9.Олицетворени 10.Сравнение.
- Задание: Назовите средство выразительности, которое использовал автор.
- 1. Жизни мышья беготня…
- Что тревожишь ты меня? (А.Пушкин)
- 2. Мальчик с пальчик.
- 3. Лес, словно терем расписной. (И.Бунин)
- 4. Когда народ….
- Белинского и Гоголя
- С базара понесет. (Н.Некрасов)
- 5. О Волга, колыбель моя! (Н.Некрасов)
- 6. Мело, мело по всей земле,
- Во все пределы.
- Свеча горела на столе,
- Свеча горела. (Б.Пастернак)
- 7. Они сошлись. Волна и камень,
- Стихи и проза, лед и пламень,
- Не столь различны меж собой. (А. Пушкин)
- 8. Мы с тобой не виделись сто лет!
- 9. Гораздо интереснее казались морские коньки. (В.Катаев)
- 10. И пунша пламень голубой. ( А. Пушкин)
- Выполнив задания, оцените свои ответы по следующей шкале:
- «5» - 9-10;
- «4» - 7-8;
- «3» - 5-6 правильных ответов.
- Ответы: 1.Риторический вопрос
- 2. Литота
- 3. Сравнение
- 4. Метонимия
- 5. Обращение
- 6. Лексический повтор
- 7. Антитеза
- 8. Гипербола
- 9. Сравнение
- 10. Метафора
- АССОНАНС (франц. assonance - созвучие или откликаюсь) - повторение в строке, строфе или фразе однородных гласных звуков.
- АЛЛИТЕРАЦИЯ (ЗВУКОПИСЬ) (лат. ad - к, при и littera - буква) - повторение однородных согласных, придающее стиху особую интонационную выразительность.
- У наших ушки на макушке! Чуть утро осветило пушки И леса синие верхушки - Французы тут как тут. (Бородино)
- Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
- Величавый возглас волн.
- Близко буря. В берег бьется
- Чуждый чарам черный челн…
- К. Бальмонт
- АНАФОРА (греч. anaphora - вынесение) - повторение начальных слов, строки, строфы или фразы.
- АНТИТЕЗА ( греч. antithesis – противоречие, противоположение)резко выраженное противопоставление понятий или явлений. Антитеза усиливает эмоциональную окраску речи и подчеркивает высказываемую с ее помощью мысль. Иногда по принципу антитезы построено все произведение
- Это утро, радость эта, Эта мощь и дня и света, Этот синий свод, Этот крик и вереницы, Эти стаи, эти птицы, Этот говор вод…
- А. Фет
- И мира нет — и нет нигде врагов; Страшусь — надеюсь, стыну и пылаю; В пыли влачусь — и в небесах витаю; Всем в мире чужд — и мир обнять готов…
- Ф. Петрарака
- БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) – предложение с отсутствием союзов между однородными словами или частями целого. Фигура придающая речи динамичность и насыщенность.
- МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон) - избыточное повторение союзов, создающее дополнительную интонационную окраску. Противоположная фигура - бессоюзие.
- Замедляя речь вынужденными паузами, многосоюзие подчеркивает отдельные слова, усиливает ее выразительность:
- Ночь, улица, фонарь, аптека,
- Бессмысленный и тусклый свет.
- Живи ещё хоть четверть века -
- Всё будет так. Исхода нет.
- А. Блок
- И волны теснятся, и мчатся назад, И снова приходят, и о берег бьют...
- М. Лермонтов
- И скучно и грустно, и некому руку подать…
- ГРАДАЦИЯ - от лат. gradatio — постепенность) — стилистическая фигура, в которой определения группируются в известном порядке — нарастания или ослабления их эмоционально-смысловой значимости. Градация усиливает эмоциональное звучание стиха:
- ИНВЕРСИЯ (лат. inversio - перестановка) - стилистическая фигура, состоящая в нарушении общепринятой грамматической последовательности речи; перестановка частей фразы придает ей своеобразный выразительный оттенок.
- Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым.
- С. Есенин
- Преданья старины глубокой
- А.С. Пушкин
- Швейцара мимо он стрелой
- Взлетел по мраморным ступеням А. С. Пушкин
- ОКСЮМОРОН (греч. oxymoron - остроумно-глупое) - сочетание контрастных, противоположных по значению слов (живой труп, гигантский карлик, жар холодных числ).
- ПАРАЛЛЕЛИЗМ (от греч. parallelos — идущий рядом) — тождественное или сходное расположение элементов речи в смежных частях текста, создающих единый поэтический образ. Параллелизм особенно характерен для произведений устного народного творчества (былин, песен, частушек, пословиц) и близких к ним по своим художественным особенностям литературных произведений
- И день настал. Встаёт с одра Мазепа, сей страдалец хилый, Сей труп живой, ещё вчера Стонавший слабо над могилой
- А.С. Пушкин
- В синем море волны плещут.
- В синем небе звезды блещут.
- А. С. Пушкин
- Твой ум глубок, что море.
- Твой дух высок, что горы.
- В. Брюсов
- ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ - экспрессивный синтаксический прием интонационного деления предложения на самостоятельные отрезки, графически выделенные как самостоятельные предложения.
- ЭПИФОРА (греч. epiphora - повторение) - стилистическая фигура, противоположная анафоре: повторение последних слов или фраз.
- Ночь. Улица. Фонарь. Аптека. Бессмысленный и тусклый свет. Живи ещё хоть четверть века — Все будет так. Исхода нет.
- А. Блок
- Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.
- В. Шукшин
- Вот на берег вышли гости, Царь Салтан зовёт их в гости...
- А. С. Пушкин
- ЭЛЛИПСИС (греч. elleipsis - выпадение, опущение) - фигура поэтического синтаксиса, основанная на пропуске одного из членов предложения, легко восстанавливаемого по смыслу (чаще всего сказуемого). Этим достигается динамичность и сжатость речи, передается напряженная смена действия. Эллипсис — один из видов умолчания. В художественной речи передаёт взволнованность говорящего или напряженность действия:.
- Вместо хлеба — камень, вместо поучения. — колотушка
- М. Салтыков-Щкдрин
- Офицер — из пистолета. Теркин — в мягкое штыком
- А. Твардовский
- Мы сёла — в пепел, грады — в прах, в мечи — серпы и плуги
- В. Жуковский
- Определите, какие стилистические фигуры и тропы встречаются в данных отрывках.
- 1.И слышно было до рассвета, как ликовал француз. (М. Лермонтов).
- 2.Игру его любил творец Макбета. (А. Пушкин.)
- 3.Старый клён на одной ноге стережёт голубую Русь.(С.Есенин.)
- 4.Путь шел по целине; люди подали с обрывов. ( И. Эренбург )
- 5.Коль любить , так без рассудку,
- Коль грозить, так не на шутку,
- Коль ругнуть, так сгоряча,
- Коль рубнуть, так уж сплеча! (А.Толстой.)
- 6.Вынес достаточно русский народ,
- Вынес и эту дорогу железную -
- Вынесет всё, что Господь не пошлёт!
- Вынесет всё — и широкую, ясную
- Грудью дорогу проложит себе. ( Н.Некрасов)
- 7. « Не станет нас!».А миру хоть бы что.
- « Исчезнет след!». А миру хоть бы что.
- Нас не было, а он сиял и будет.
- Исчезнем мы — а миру хоть бы что. ( О.Хайям)
- 8.Она свежа, как вешний цвет,
- Взлелеянный в тени дубравной.
- Как тополь киевских высот, она стройна. ( А. Пушкин.)
- 9.Они сошлись. Волна и камень,
- Стихи и проза, лёд и пламень
- Не столь различны меж собой. ( А.Пушкин.)
- 10. Мне нравятся весёлые люди. Нравятся сияющие глаза, звонкий смех, громкий говор. Крики. Мне
- нравятся румяные девушки с коньками в руках. Или такие, знаете, в майках, в спортивных
- туфельках, прыгающие вверх и вниз. (М. Зощенко.)
- 1.Синекдоха.
- 2.Перифраза.
- 3. Олицетворение.
- 4.Параллелизм.
- 5.Параллелизм и анафора.
- 6. Анафора.
- 7.Эпифора.
- 8. Сравнение.
- 9.Антитеза.
- 10. Параллелизм и анафора.
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Презентация "Глаголы в повелительном наклонении"
- Презентация "Формирование положительной мотивации на уроках русского языка и литературы"
- Конспект урока "Слова - омонимы в русском языке" 5 класс
- Презентация "Орфографическая разминка"
- Конспект занятия "Знакомство с мягким звуком (С)"
- Конспект урока "Интонация в бессоюзных сложных предложениях" 9 класс