Конспект урока "Подготовка к сочинению по картине А.М. Герасимова «После дождя»" 6 класс

Конспект урока русского языка в 6 классе.
Учитель Ивашкевич Венера Вилорьевна, МОУ «Косланская СОШ».
Тема: «Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова «После дождя (Мокрая
терраса)».
Цели
образовательные: познакомиться с краткой биографией художника, учить «читать»
картину, собирать рабочие материалы к сочинению;
развивающие: развивать устную и письменную связную речь, творческие способности и
эмоциональную сферу, интерес к живописи, расширять словарный запас, формировать
навыки совместной работы в группе;
воспитательные: воспитывать чувство любви к природе, родному краю.
Тип урока: урок развития речи
Технология: урок-мастерская
Формы организации познавательной деятельности: индивидуальная, фронтальная,
групповая (ребята образуют несколько групп)
Оборудование: репродукция картины «После дождя», портрет художника, аудиозапись
«Гроза. Затишье. Радостное пение птиц», раздаточный материал отрывок из повести Л.
Н. Толстого «Отрочество», учебник, толковые и орфографические словари.
Ход урока.
1. Вступительное слово учителя.
- Сегодня у нас не обычный урок, а урок-мастерская. Представьте себе, что вы
находитесь в мастерской художника. Что здесь можно увидеть? Мольберт, краски, эскизы,
холсты… С их помощью художник-мастер создаёт картину, настоящее чудо, которое
живёт и радует нас веками. Мы с вами сегодня тоже попробуем себя в роли мастера, а
нашим инструментом будет слово.
2. Обращение к эмоциональной и зрительной памяти детей. Индукция.
- Закройте, пожалуйста, глаза. Послушайте записи.
(Включается запись «Гроза. Затишье. Радостное пение птиц».)
- Какую картину вы увидели? Расскажите.
- Нравится ли вам летний дождь? Представьте, что вы вышли после грозы на улицу.
Что вы увидели? Что ощутили? (Обмен впечатлениями.) А вот что увидел художник А. М.
Герасимов после дождя, когда вышел на свою террасу.
Рассматривание картины в учебнике.
- Вам интересно узнать о художнике и о том, как появилась эта картина?
3. Рассказ о художнике и его картине.
Художник А. М. Герасимов долгое время жил в Москве и был кремлёвским
живописцем: писал картины вождей Сталина, Ленина, других руководителей страны. Но
вскоре он переезжает в родной город Козлов (сейчас это город Мичуринск Тамбовской
области). Он очень любил свой дом, сад. Особенно ему нравилось наблюдать за природой
во время дождя или после него. Его сестра вспоминала, что однажды его потряс вид их
сада после сильного летнего ливня. Художник закричал своему помощнику, чтобы тот
быстрее дал ему кисть и палитру. Так за три часа была создана картина «После дождя»,
которую Герасимов считал одной из лучших своих полотен.
- Что интересного о художнике и его картине вы услышали? (Картина «После дождя»
была создана за три часа!)
4. Формулировка темы и задачи урока.
- Художник работает с помощью красок, а мы будем в нашей мастерской работать с
помощью слова. Скажите, а что можно придумать из слов? Правильно. Словосочетания,
предложения, текст. А какой текст можно составить о картине? (Рассказ, сочинение.)
Сформулируйте тему урока. («Подготовка к сочинению по картине А. М. Герасимова
«После дождя».)
- Что, по-вашему, значит - написать сочинение по картине?
- Понять замысел художника. Проследить, как художник осуществил свой замысел в
картине (композиция, цветовая гамма). Передать свое отношение к изображенному на
полотне, свои мысли, чувства.
- А как подготовиться к сочинению?
- Нужно собрать необходимые слова, словосочетания, предложения, чтобы получился
хороший текст; составить план сочинения. Тогда нам легче будет написать его.
- Вот вы и сказали задачи нашего урока. Скажите, а зачем мы сели группами?
- Мы будем работать вместе, слушать друг друга и помогать друг другу.
- Правильно. Но не спешите взять себе чужое, может быть, ваш вариант тоже хороший,
ведь девиз нашей мастерской – «Вы все способны!».
5. Лексическая работа. Деконструкция.
Выделите ключевые слова в названии картины. Запишите их в столбик. Дождь,
терраса, мокрая. Объясните слово «терраса». Можете посмотреть значение слова в
толковом словаре. (Летняя открытая (без стен) пристройка к дому, зданию.) Обратите
внимание, как пишется это слово.
- Можно ли увидеть в нашей местности террасы?
- Террасы строят в средней полосе России, на юге, у нас же, на севере, рядом с домами
стоят веранды.
- Подберите синонимы к словам «дождь», «мокрая». (Чтение вслух синонимов.) Для
чего нужно их подобрать? Чтобы избежать повторов. Подберите прилагательные к
существительным «терраса», «дождь». Прилагательные обогащают содержание
предложения, с помощью которых будем составлять текст.
6. Повторное рассматривание картины.
- Какое впечатление произвела картина? Можно использовать написанные слова и
составить 1-2 предложения. Запишите их в тетради. (Только что прошёл летний дождь. На
мокрой террасе всё блестит.) Чтение вслух предложений.
7. Обсуждение путей анализа картины.
- Что вам в первую очередь бросилось в глаза, когда вы посмотрели на картину?
(Терраса.) Значит, как лучше описать картину? (Сначала передний план, а потом задний
план.)
- О чём ещё мы говорим, когда описываем картину художника? красках, которые
использовал художник)
- А для чего создаются картины? (Художник своей картиной хочет сказать о том, как
красива наша земля. Мы, зрители, наслаждаемся созданными образами, проникаемся
хорошим настроением.)
- Правильно. Значит, в сочинении нужно ещё и выразить своё настроение.
8. Рассматривание переднего плана. Деконструкция и социализация.
- Приступим к работе над картиной. Что вы видите на переднем плане? Запишите в
столбик, какие предметы видите. Как только напишете, обменяйтесь мнениями в группе.
Если нужно, дополните свои записи.
- Подберите прилагательные или глаголы к написанным существительным. (Учащиеся
обмениваются материалом внутри группы и дополняют свои записи.)
- Выберите наиболее подробную запись и прочитайте вслух. Можете дополнить свои
записи при выступлении других групп.
- Попробуйте решить в группе, в какой последовательности будете описывать передний
план. Для этого рядом со словами поставьте цифры. тетради может быть примерно
такая запись:
4. стол – круглый, с резными ножками, стоит
5. ваза – стеклянная, стоит
6. цветы – яркие, садовые, душистые, пахнут
7. стакан – лежит, опрокинутый ветром
1. пол – мокрый, блестит
2. перила – отражаются на полу
3. скамейка – узкая)
- Правописание каких слов вызвало затруднение? Посмотрите в орфографических
словарях.
9. Рассматривание заднего плана. Деконструкция и социализация.
(Вопросы и задания подобные, как в п. 8)
10. Разговор о цветовом оформлении картины.
- Какие краски использовал художник? Запишите в тетради. Выскажитесь в группе и
скажите вслух.
- Почему художник использовал именно эти краски?
- Как автор картины показал с помощью красок, что всё мокро и сыро?
Цвет в картине имеет большое значение. Художник с помощью цвета создает образ,
передает свое отношение к герою, вызывает определенное настроение. Мы видим
неяркие, спокойные краски: светло-зелёную и тёмно-зелёную гамму, розовато-жёлтые,
бордовый тона. Эти сочетания создают летнее настроение. Серебристый оттенок на всех
предметах рождает ощущение прохлады.
- А что вы можете сказать о художнике авторе картины? (Он очень любит свой сад,
родную природу. Ему нравится изображать изменения в природе.)
11. Разговор о настроении зрителей (учащихся).
- Ещё раз внимательно посмотрите на картину. Нравится ли вам она? Чем? Какое
настроение она создаёт? Ваши ощущения? Запишите 1-2 предложения.
12. Составление плана. Социализация.
- Как будем располагать материал, который вами собран? Составьте свой план. Затем
обсудите их в группе и выделите лучшие. Прочитайте их вслух. (Может быть примерно
такой план:
1. Перед нами картина А. М. Герасимова «После дождя».
2. Мокрая терраса.
3. Сад после дождя.
4. Колорит картины.
5. Настроение, которое создаёт картина.
13. Составление текста. Реконструкция.
- Скажите, можем ли мы теперь составить текст? Составьте свой текст, опираясь на
имеющийся материал. Затем прочитайте его в группе. Обсудите. Решите, чьи тексты
удачнее. Мы их с удовольствием послушаем. Удачи вам! Помните: вы все способны!
14. Заслушивание лучших текстов, выступления групп. Оценка других групп.
Афиширование.
- Что понравилось в сочинении? Удачные моменты?
- Чем нужно дополнить?
15. Обращение к дополнительным источникам. Разрыв.
О том, что происходит в природе после дождя, пишут и поэты, и писатели - мастера
слова. Послушайте одно стихотворение (читает наизусть подготовленный ученик). Что
общего в стихотворении и на картине? Это стихотворение поэта А. Яшина «После
дождя». Оно есть у вас в учебнике. Какие необычные слова нашёл поэт, чтобы ярче
показать изменения в природе? Сравните со своим текстом, есть ли у вас какие-то
необычные слова. Посмотрите в группе, какие слова из стихотворения подойдут к нашей
картине. Выпишите их. Подумайте, есть ли здесь художественные средства. («Капли на
ветках висят, как серёжки» - сравнение, «В чашечках листьев, на каждой травинке по
огонёчку, по серебринке» - метафора.) Какова роль этих художественных средств? Можно
ли использовать эти строчки в сочинении? Как это оформить?
Перед вами отрывок из повести Л. Н. Толстого «Отрочество». Прочитайте его
выразительно:
«Но вот дождь становится мельче; туча начинает разделяться на волнистые облака,
светлеть в том месте, в котором должно быть солнце, и сквозь серовато-белые края тучи
чуть виднеется клочок ясной лазури. Через минуту робкий луч солнца уже блестит в
лужах дороги. Я испытываю невыразимо отрадное чувство надежды в жизни. Душа моя
улыбается так же, как и освежённая, повеселевшая природа. Я высовываюсь из брички и
жадно впиваю в себя душистый воздух. Всё мокро и блестит на солнце, как покрытое
лаком. Я не могу усидеть в бричке, бегу к кустам, рву мокрые ветки распустившейся
черёмухи, бью себя ими по лицу и упиваюсь их чудным запахом».
- Какое настроение у героя Толстого рождает весенний дождь?
- Похожи ли ваши ощущения, которые вы испытываете, глядя на картину, и ощущения
героя?
- Выпишите те сочетания, которые можно использовать в сочинении.
- Обратите внимание, какие удивительные слова находят мастера слова, чтобы
выразительнее показать картину, точнее выразить ощущения героев. Будем учиться
такому мастерству.
16. Домашнее задание.
Дополнить текст записями из тетради, образными средствами, индивидуальными
впечатлениями и написать сочинение.
17. Рефлексия.
- Чему вы сегодня научились?
- Какое открытие вы сегодня сделали?
- Какое у вас настроение?
- Понравилось ли работать группой?
- Кто из товарищей удивил? Чем?
- Что не очень получилось в групповой работе? Как думаете, почему?
Список использованной литературы.
1. Музиянова Л. А. Творческие мастерские // Русский язык в школе. 2003. - № 6.
2. http://mioo.edu.ru/kaf-oot/2011-11-07-06-36-19/educational-technology/749-tehnologiya-
pedagogicheskih-masterskih Технология педагогических мастерских (описание и
материалы).
3. http://amgerasimov.ru/ Народный художник СССР А. М. Герасимов.
4. http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met49/node28.html Технология «Педагогические
мастерские».