Конспект урока "Предложения с обращениями" 8 класс
1
Тема урока: «Предложения с обращениями».
Цели урока:
1) Образовательная
• Систематизировать и обобщить знания учащихся об обращении.
• Познакомить со способами выражения обращения, правилами выделения обращения в
устной речи (звательная интонация) и на письме (выделительные знаки препинания).
• Находить в предложении обращение, употреблять его с учётом речевой ситуации.
2) Развивающая
• Развивать устную речь учащихся.
• Развивать умение выразительно читать предложения с обращениями, соблюдая звательную
интонацию.
3) Воспитательная
• Воспитывать навыки самостоятельной деятельности, навыки коллективного труда.
• Воспитывать любовь к родному языку, культуре.
Оборудование урока:
• ПК;
• Презентация;
• Карточки с заданием.
Учебник: Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений / Панов М.В.,
Кузьмина С.М., Булатова Л.Н., Ильина Н.Е., Рочко Т.А.; под ред. Д-ра филол. наук, проф. М.В.
Панова. М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2008.
Раздаточный материал: учебник «Русский язык. 8 класс: Учебник для общеобразовательных
учреждений / Панов М.В., Кузьмина С.М., Булатова Л.Н., Ильина Н.Е., Рочко Т.А.», предложения
с обращениями из произведений А.С. Пушкина, текст лингвистической задачи.
Ход урока
I. Организационный момент.
1.На доске проецируется отрывок из произведения. Назовите автора этого произведения и его
название.
- Батюшка, Петр Андреевич! – кричал дядька. – Не покинь меня на старости лет среди этих
мошен…»
- А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. – Опять бог дал свидеться. Ну, садись на облучок.
- Спасибо, государь, спасибо, отец родной! – говорил Савельич усаживаясь.
Беседа с классом:
- Из какого произведения этот отрывок, кто автор? (А. Пушкин «Капитанская дочка»)
2
- Назовите слова, с которыми герои обращаются друг к другу (Батюшка, старый хрыч, государь,
отец родной)
- Как называются эти слова? Как называются слова, с которыми мы обращаемся к кому-нибудь с
речью?
- Что такое обращение?
2. Совместное определение темы и цели урока.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока и какие вопросы нам необходимо рассмотреть, чтобы
понять, что это за синтаксическая единица – обращение. Сформулируйте тему и цели урока.
(Учащиеся определяют тему и основные вопросы).
3. Развитие критического мышления, чтение теоретического материала § 46.
Можно сразу работать в тетрадях по теории, можно - в рабочих тетрадях.
Работа по группам.
1 группа. Что такое обращение? Способы выражения обращений? Примеры.
2 группа. Какова основная интонация обращений (т.е. их роль)? Для чего служит обращение?
Примеры.
3 группа. Какие знаки препинания ставятся в предложениях с обращениями? Какова позиция
обращений в предложениях? Примеры.
ОБРАЩЕНИЕ
Способы выражения Интонация (роль) Позиция
- сущ. - звательная [О, …]
- прилаг./причаст. - оценочная [О! …]
(в знач. сущ.) - изобразительная […, О,…]
- словосоч.
-личные местоим. […, О]
4. На доске проецируются отрывки из художественных произведений. Задание: найти обращение и
определить способ выражения, интонацию, позицию.
1. Друзья! Досужий час настал… звательная интонация схема
Пушкин «Пирующие студенты»
2. «Молчи, коварный чародей!» - оценочная интонация
Прервал наш витязь Черномора… Чем отличаются обращения в 1 и 2 предлож.?
Пушкин «Руслан и Людмила» согласование
3. Восстань, боязливый, изобразительная интонация
В пещере твоей прилагательное
3
Святая лампада
До утра горит.
Пушкин «Подражание Корану»
4. Провожающие, выйдите из вагона. Звательная, причастие
5. «Эй, вы, ступайте сюда!» звательная, личное местоимение
Гоголь «Ревизор»
6. «Царь ты наш, отец народа! – изобразительная, управление
Возглашает воевода. –
Государь, проснись, беда!»
Пушкин «Сказка о царе Салтане…»
7. О поле, поле, кто тебя Частица О, стоящая перед обращением, не отделяется от
него знаком препинания.
Усеял мёртвыми костями.
Пушкин «Руслан и Людмила»
Вам было дано задание: найти обращение и определить способ его выражения, интонацию,
позицию.
(Обращения, используемые нами, могут быть окрашены различными чувствами и также
выражать отношение к собеседнику.
Обращение не является членом предложения, т.е. не связаны сочинительной или
подчинительной связью).
5. Проверим свою память. Викторина.
1) Как злая царица обращалась к волшебному зеркальцу из сказки о мёртвой царевне и семи
богатырях? («Свет мой, зеркальце!»)
2) Как начинается стихотворение М.Ю.Лермонтова «Бородино»? («Скажи-ка, дядя, ведь
недаром»)
3) Как лисица обращается к вороне в басне И.А.Крылова «Ворона и лисица»? («Голубушка, как
хороша!»)
4) Как старуха обращалась к старику в сказке о золотой рыбке? («Дурачина ты, простофиля!»)
5) Как старик обращался к золотой рыбке? («Смилуйся, государыня рыбка!»)
6) Как золотая рыбка обращается к старику? («Чего тебе надобно, старче?»)
Определите, какой частью речи выражены обращения? В каком падеже стоят
существительные?
Справка: существительное старче употреблено в звательном падеже, который в
современном языке отсутствует. Обращение может употребляться в другой падежной форме,
когда обращаются к человеку не по имени или какому-либо социальному названию, а
описательно, подмечая в нем яркую, отличительную деталь:
Эй, в гимнастерке, подойди сюда! Там, в шляпе, вы оплатили проезд?
6. Задание по группам.
4
Придумайте примеры предложений с обращениями, чтобы в качестве обращения
выступали имя, отчество, фамилия; наименование лица по роду занятий, возрасту, полу,
занимаемой должности, месту жительства, национальной принадлежности, родственным или
иным отношениям; кличка животного; неодушевленные предметы. Сделайте вывод, какие слова
могут выступать в качестве адресата речи.
(Адресатами речи могут выступать фамилия, имя, отчество лица; наименование лица по
роду занятий, возрасту, полу, занимаемой должности, месту жительства, национальной
принадлежности, родственным и иным отношениям; кличка животного; неодушевленные
предметы).
7. Выявление роли обращений в художественном тексте.
Обращения важны для нас не только потому, что нам необходимо запомнить
вышеперечисленные признаки, но и потому, что они играют большую роль в тексте, помогают
создать образ того или иного литературного героя.
Задание 1. Вам необходимо было к сегодняшнему уроку выбрать предложения с
обращениями из повести А.С. Пушкина. Зачитайте выписанные вами предложения
(– Эх, батюшка Петр Андреевич, – отвечал он с глубоким вздохом. / – Барин, не прикажешь
ли воротиться? / – Его благородие жалует мне шубу со своего плеча, его на то барская воля, а ты,
холоп, не спорь и слушайся. / – Эй, ямщик! – закричал я. – Что там такое чернеется? / – Это,
старинушка, не твоя печаль, – сказал мой бродяга, – пропью ли я или нет. / – Стыдно тебе, старый
пес, что ты, невзирая на мои строгие приказания, мне не донес о сыне моем. / – Государь Андрей
Петрович! Отец наш милостивый! Милостивое писание ваше я получил. / – Что, ваше благородие?
– сказал он мне. – Струсил ты, признайся, когда молодцы мои накинули тебе веревку на шею? / –
Господин прапорщик! – продолжал он, обращаясь ко мне. / – Как же так, господин коллежский
советник? – возразил изумленный генерал. / – Господа, подайте голоса ваши по законному
порядку. / – Что ты, сударь? Как же я тебя-то покину? / – А, старый хрыч! – сказал ему Пугачев. –
Опять Бог дал свидеться. / – Слушай, фельдмаршал! Мы с его благородием старые приятели, –
сказал он, обращаясь к Белобородову... и т.д.).
Какова роль обращений в пушкинском тексте?
(Обращения, используемые в тексте, сейчас практически не употребляются, на смену им
пришли совершенно другие способы называния адресата речи, но роль их велика. Во-первых, они
вводят нас в обстановку XIX века, создают исторический фон, во-вторых, помогают увидеть
социальное неравенство людей, их место на общественной «лестнице».)
Задание 2. Прослушайте отрывки из художественных произведений в аудиозаписи,
назовите автора и произведение. Выпишите обращения.
Чехов «Хамелеон» (Окаянная, ребята). «Толстый и тонкий» (Порфирий, Голубчик мой,
Миша, Друг детства).
Обменяйтесь тетрадями, проверьте.
Какова роль обращений в тексте Чехова? (отношение друг к другу)
Задание 3. Сейчас вы прослушаете несколько фраз из другого произведения, в котором
обращений не так много и все они принадлежат одному герою. Ваша задача – определить
5
произведение и сказать, какова роль обращений в этом тексте (обратите внимание на адресата
речи):
В продолжение рассказа Остап несколько раз вскакивал и, обращаясь к железной печке,
восторженно вскрикивал:
– Лед тронулся, господа присяжные заседатели!
– Слушайте, господин из Парижа, а знаете ли вы, что ваши бриллианты почти что у меня в
кармане! И вы меня интересуете постольку, поскольку я хочу обеспечить вашу старость.
– Ну, по рукам, уездный предводитель команчей!
– Вот что, дорогой патрон. Вам придется побыть часок гигантом мысли и особой, приближенной к
императору.
– Вы – стяжатель, – ответил Остап, – ждите меня в гостинице. Никуда не уходите. Я могу прийти
каждую минуту. Уплатите в гостинице по счету. Чтоб все было готово. Адье, фельдмаршал!
Пожелайте мне спокойной ночи.
– Вот что, дорогуша, я вижу полную бесцельность нашей совместной работы. Во всяком случае
работать с таким малокультурным компаньоном, как вы, из сорока процентов представляется мне
абсурдным.
– Да, мой старый друг, вы больны организационным бессилием и бледной немочью.
– Ну и произношение у вас, Киса! Впрочем, что от нищего требовать! Конечно, наш нищий в
европейской России говорит по-французски хуже, чем Мильеран. Ну, Кисуля, а в каких пределах
вы знаете немецкий язык?
Произведение и автор? (И.Ильф, Е.Петров.Двенадцать стульев)
Какова роль обращений?
(Обращения в данном случае помогают охарактеризовать автора высказываний – Остапа Бендера,
а также понять его отношения с «концессионером» Ипполитом Матвеевичем Воробьяниновым,
которого он никогда не называет по имени-отчеству.)
- Итак, подведем итог нашему разговору. Какова роль обращений в художественном тексте?
(Обращения помогают создать образ героя, увидеть уровень его развития; обращения
используются с целью создания комического эффекта, вводят в обстановку повествования,
создают исторический фон, помогают увидеть социальное неравенство людей, их классовую
принадлежность, их место на общественной «лестнице», а также их отношение друг к другу.)
4. Жизнь обращений сегодня. Проведение мини-дискуссии
6
Задание. Прослушайте сообщение ученика о традиционных обращениях, используемых в
Польше, Италии, Франции, Англии и т.д., проведите параллель с тем, как с традиционными
обращениями обстоят дела в нашей стране. (Ученик рассказывает о том, что в большинстве стран
традиционные, общепринятые обращения передаются из поколения в поколение и сохраняются
неизменными в течение веков, например: в Польше – пан и пани, в Италии – синьор, синьора, во
Франции – мадам, месье и т.п.)
Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях
есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд
обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и
т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто
используется безличная форма обращения, например: «Скажите, пожалуйста, как пройти на
улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д.
Итак, в русском языке отсутствуют единообразные обращения к женщине и мужчине.
Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство?
5. Подведение итогов и организация домашнего задания (письменное выполнение творческих
задач по выбору учащихся; возможно выполнение заданий микрогруппами).
Вопросы исследовательского характера:
1. Что представляют собой обращения типа: Вань! Кать! Насть! Людк, а Людк! Марин, а Марин!
Надь!
2. Какие возможные варианты ласкательных, ласковых обращений можно образовать от имен
близких и дорогих вам людей?
3. Понаблюдайте, как обращаются учителя, работающие в вашем классе, к ученикам. Сделайте
вывод: когда учителя обращаются к вам по имени, а в каких случаях – по фамилии?
6. Результат урока. Решенные творческие задачи.
Рефлексия:
- Что нового вы узнали об обращении?
- Что вызвало у вас больший интерес?
Русский язык - еще материалы к урокам:
- Конспект урока "Правописание Н - НН в кратких прилагательных, кратких причастиях и наречиях" 7 класс
- Технологическая карта урока "Число глагола"
- Внеурочное занятие "История кубанского костюма"
- Технологическая карта "Согласные звуки" 5 класс
- Методическая разработка урока "Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине»" 5 класс
- Методическая разработка "Система работы над сочинением по портрету в 7 классе"