Игровые технологии, как фактор успешной реализации дополнительной образовательной программы

Статья
«Игровые технологии,
как фактор успешной реализации
дополнительной образовательной программы»
Автор:
Молчанова Юлия Андреевна,
методист
МУ ДО ДДТ г. Талдома
Начиная с раннего возраста, игра является основным видом деятельности. В
последующие годы она продолжает оставаться одним из главных условий развития
интеллекта обучающегося.
Игра должна помогать наполнять знания. Игровая форма организации занятий,
значительно повышает творческую активность обучающегося. Игра развивает
познавательную деятельность, формирует отдельные навыки и умения, расширяет
кругозор.
Специально создаваемые или приспособленные для целей обучения игры
называются дидактическими. Выделим следующие виды дидактических игр: игры-
упражнения, игры-путешествия, сюжетные (ролевые) игры, игры-соревнования.
Педагоги должны понимать, что в игре ребенок накапливает знания, развивает
способности, формирует познавательные интересы. Вследствие этого сегодня как никогда
актуальны игровые технологии в учебном процессе в учреждении дополнительного
образования.
Технология это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле,
в искусстве («Толковый словарь русского языка»). Технология обучения это составная
процессуальная часть дидактической системы (М. Чошанов). Педагогическая
технология это содержательная техника реализации учебного процесса
(В. П. Беспалько)
1
.
«Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную
группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме разных
педагогических игр. В отличие от игр вообще, педагогическая игра обладает
существенным признаком четко поставленной целью обучения и соответствующим ей
педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде
и характеризуются учебно-познавательной направленностью»
2
.
Игровые технологии обладают средствами, активизирующими и
интенсифицирующими деятельность обучающихся. В их основу положена педагогическая
игра как основной вид деятельности, направленный на усвоение общественного опыта.
Существуют десятки определений, отражающих сложность однозначного
объяснения понятия «игра». С образовательной точки зрения это способ группового
1
Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. 2014.
№5. — С. 543-546.
2
Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. Ростов н/Д.: Феникс, 2005.
диалогичного исследования возможной действительности в контексте личностных
интересов
3
.
В отечественной педагогике и психологии теорию игры
разрабатывали Е. А. Аркин, П. П. Блонский, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин; проблему обучения детей с помощью
игры исследовали Д. Н. Кавтарадзе, Л. Н. Матросова, П. И. Пидкасистый, Ж. С. Хайдаров
и др
4
.
«Делу время потехе час» - говорит большинство педагогов: «На занятии надо
вести себя хорошо, сидеть смирно, слушать педагога и запоминать материал». Но ребенку
сложно долго сидеть на одном месте и сохранять внимание. Ему непонятно, зачем учить
тот или иной материал, каким образом и где потом можно применить полученные знания.
Поэтому необходимо искать способы его интересной подачи. Именно применение
игровых технологий решит эту проблему.
Учреждения дополнительного образования создают равные «стартовые»
возможности каждому ребенку, чутко реагируя на быстро меняющиеся потребности детей
и их родителей, оказывают помощь и поддержку одаренным и талантливым
обучающимся, поднимая их на качественно новый уровень индивидуального развития
5
.
Отсутствие в учреждениях дополнительного образования детей жесткой
регламентации деятельности и комфортность условий для творческого и индивидуального
развития детей создают благоприятные условия для внедрения игровых технологий в
практику их деятельности.
В игровой форме дети лучше усваивают материал, у них появляется интерес к
творчеству, исчезает страх перед чем-то новым и неизведанным. Ребенок учится
анализировать ситуацию и высказывать свою точку зрения, начинает творчески подходить
к решению поставленных перед ним задач и понимает, что действуя в команде, нужно
считаться с мнением других и быть единым целым со всеми ее участниками.
В ходе такого образовательного процесса ребенок готовится к самостоятельной
деятельности по сбору, обработке, анализу и организации информации, приобретает
умение принимать решения и доводить их до исполнения. Задачей же педагога становится
не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Педагог по отношению к
обучаемому перестает быть источником информации, а становится организатором
получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса,
побуждающего к действию. Успешность применения определенной технологии зависит не
от способности педагога реализовать определенный метод обучения на практике, а от
эффективности и правильности применения выбранного метода на определенном этапе
занятия, при решении данной задачи и в работе с конкретным контингентом детей. Но
главное педагог должен уметь самостоятельно проанализировать свою работу, выявить
недостатки, определить их причины и выработать пути исправления. Если правильно и
вовремя применять определенные игровые технологии, то можно добиться очень высоких
результатов.
3
Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения / Д. Н. Кавтарадзе. 2-е
изд. М.: Просвещение, 2009.
4
Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой ученый. 2014.
№5. — С. 543-546.
5
Официальные документы в образовании. 2002. № 4. С. 3–31.
Список литературы:
1. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: введение в интерактивные методы обучения /
Д. Н. Кавтарадзе. 2-е изд. М.: Просвещение, 2009.
2. Кукушин В. С. Теория и методика обучения / В. С. Кукушин. Ростов н/Д.: Феникс,
2005.
3. Официальные документы в образовании. 2002. № 4. С. 3–31.
4. Павлова М. И. Игровые технологии в дополнительном образовании детей // Молодой
ученый. — 2014. №5. — С. 543-546.