Урок памяти "Фашизм. Лагеря смерти" 9-11 класс
Урок памяти, посвящённый 70- летию победы «Фашизм. Лагеря смерти» (9-
11 кл.)
Слайд 1 Урок памяти, посвящённый 70- летию победы
«Фашизм. Лагеря смерти».
Цель: показать мужество, стойкость советских военнопленных, стремление к
жизни и свободе в жестоких, нечеловеческих условиях;
формировать гордость за героев своей страны;
воспитывать уважение к защитникам Родины; развивать чувство патриотизма.
Оформление: презентация мероприятия; видео, документальные хроники; выставка книг
и обзор об узниках концлагерей Великой Отечественной войны.
Слайд 2 Эпиграф: Вы думаете, павшие молчат?
Конечно, да - вы скажете,
Неверно!
Они кричат,
Пока ещё стучат
Сердца живых
И осязают нервы…
Егор Исаев
Ст- ие читает Дик Ангелина (8 класс)
Опять война,
Опять блокада…
Я слышу иногда: Не надо,
Не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне».
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети
Об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть,
Она как сила нам нужна!
Учитель 1. Эти строки посвящены памяти блокадных дней Ленинграда (ныне Санкт-
Петербург), но сегодня мы предваряем ими наш разговор обо всей Великой Отечественной
войне. Память о войне – это наша совесть, наша история, которая писалась кровью.
Конечно, чем дальше уводит время от тех страшных лет, тем спокойнее воспринимают
люди факты, но не должно угаснуть их сострадание, волнение при упоминании о том, что
пришлось пережить нашей стране за 4 года войны.
Слайд 3.
Учитель 2. - Вглядитесь в эти лица. Знаете ли вы, кто это? Это скинхеды. Слышали ли вы
о них? Плохое или хорошее? (Скинхеды - это молодежная группировка, которая
занимается избиением иностранных граждан. Они хотят очистить свою страну от
«нечисти», как они считают)
Слайд 4.
Учитель 2 - А это фашисты, те, с кого берут пример скинхеды. У них те же жесты, те же
знаки и символы, а самое страшное то, что у скинхедов и фашистов одни и те же убеждения.
Фашизм – это идеология, при помощи которой один человек хочет поставить ногу на шею
другого человека и сделать этого другого человека рабом. Особенно фашисты стремятся
уничтожать тех, кто не похож на других, например, людей другой национальности.
«У тебя нет сердца, нервов. На войне они не нужны. Уничтожай в себе жалость и
сочувствие, убивая всякого русского, советского. Не останавливайся, если перед тобой
старик или женщина, девочка или мальчик! Убивай! Этим ты спасешь себя от гибели,
обеспечишь будущее своей семьи и прославишься на века» , - такая памятка была у каждого
немецкого солдата.
Слайд 5
Учитель 3 .- А теперь всмотритесь в эти лица. Это жертвы фашистов. В 1941 году началась
Великая Отечественная война. За 4 года от рук фашистов погибло свыше 62 миллионов
человек. В руины были превращены тысячи городов и сёл.
Вот несколько примеров того, как фашисты пытались превратить человечество в рабов.
Слайд 6.
Рассказ о Хатыни
Хатынь - одна из белорусских деревень. Таких до войны было тысячи. Жители Хатыни
были мирными, добрыми людьми. Они растили хлеб, воспитывали детей и никогда никому
не желали зла.
Но 22 марта 1943 года в деревню вошел 118-ый батальон охранной полиции и окружил её.
Всё население Хатыни — взрослые, старики, женщины, дети — были согнаны карателями
в колхозный сарай. Тех, кто пытался убежать, убивали на месте. Среди жителей деревни
было много многодетных семей — так, например, в семье Иосифа и Анны Барановских
было девять детей, в семье Александра и Александры Новицких — семеро.
Когда всех людей собрали в сарае, каратели заперли двери, обложили сарай соломой,
облили бензином и подожгли. Деревянный сарай быстро загорелся. Под напором десятков
человеческих тел не выдержали и рухнули двери. В горящей одежде, охваченные ужасом,
задыхаясь, люди бросились бежать, но тех, кто вырывался из пламени, расстреливали из
пулемётов. В огне сгорели 149 жителей деревни, из них 75 детей младше 16 лет. Сама
деревня была уничтожена полностью.
Слайд 7
Из взрослых жителей деревни выжил лишь 56-летний деревенский кузнец Иосиф
Каминский. Обгоревший и раненый, он пришёл в сознание лишь поздно ночью, когда
карательные отряды покинули деревню. Ему пришлось пережить ещё один тяжкий удар:
среди трупов односельчан он нашёл своего сына. Мальчик был смертельно ранен в живот,
получил сильные ожоги. Он скончался на руках у отца.
Слайд 8 Иосиф Каминский с сыном послужили прототипами знаменитого памятника в
мемориальном комплексе.
Слайд 9.
Хатынь не одна. На белорусской земле фашисты сожгли 186 деревень вместе с их
жителями. Теперь на этом месте находится единственное в мире кладбище деревень.
Ст- ие читает Гельдт Надежда (9 класс)
Хатынь
Хатынь! Хатынь! Хатынь!
Я слышу, как набатом боль стучится.
Мороз по коже.
Стой! Замри! Застынь!
И как же это всё могло случиться?!
Живыми уходили в мир иной...
Людей безвинных жгли с домами вместе.
И объяснить всё это лишь войной
Я не могу, когда стою на месте,
Где каждый сантиметр земли вопит
От горя и от боли нестерпимой, -
Он кровью человеческой полит...
Кто будет там, не проходите мимо!
Постойте, скорбно голову склонив,
Послушайте, как ветер плачет...
Стонет! В краю лесов и плодородных нив
Колокола звонят... Их эхо тонет
В высоком поднебесье.
Стой! Застынь! Перед тобой - Хатынь! (Александр Вертинский)
Слайд 10
Учитель 2. Самое немыслимое и страшное из зверств фашизма – лагеря смерти. 1.09.1939
г. Германия напала на территорию Польши – именно этот день считается днём начала
Второй мировой войны. На оккупированных территориях Польши, СССР, Нидерландов и
других европейских стран было создано множество лагерей смерти.
11 апреля ежегодно отмечается Международный День освобождения узников фашистских
концлагерей. 11 апреля 1945 года узники концентрационного лагеря Бухенвальд - одного
из самых страшных лагерей смерти - подняли интернациональное восстание против
гитлеровцев и вышли на свободу. Всего на территории Германии и оккупированных ею
стран действовало более 14000 концлагерей. За годы второй мировой войны через лагеря
смерти прошли 18 миллионов человек, из которых погибло 12 млн - из них более 5
миллионов - граждане Советского Союза.
Слайд 11 В таких лагерях узников содержали в нечеловеческих условиях, заставляли
работать по 18 часов в сутки, обессиленных и больных сжигали заживо в печах крематория,
душили в газовых камерах, расстреливали. Не щадили даже детей. У них забирали всю
кровь, чтобы лечить раненых в боях фашистов. Над людьми ставили опыты, после которых
невозможно было выжить. Сотням заключённых делали прививки заразных болезней,
другие служили для опытов, насколько человеческий организм может выдерживать холод.
Сегодня вы узнаете о 5 основных лагерях смерти – Освенцим, Майданек, Треблинка,
Саласпилс, Бухенвальд.
Видео «Фабрики смерти»
Слайды 12- 16
Учитель 3.
1.ОСВЕНЦИМ, город на юге Польши.
В Освенциме истреблено свыше 4 млн. человек. Лагерь расположен на огромной
территории вокруг города Освенцима и представлял из себя целую систему лагерей:
Аушвиц. Биркенау. Моновице,.Блехамер и другие. Основные из них - Аушвиц и Биркенау
- имели свыше шестисот двадцати жилых бараков и служебных помещений. В лагерях
Освенцима содержалось постоянно от ста восьмидесяти до двухсот пятидесяти тысяч (180
тыс-250 тыс.) заключенных. Все лагеря были обведены глубокими рвами и оцеплены густой
сетью колючей проволоки, через которую пропускали ток высокого напряжения.
В Освенциме на 12 тыс. заключенных был всего один умывальник с водой, непригодной
для питья. Когда шел снег, заключенные растапливали его для питья: весной умывались и
пили из луж. В 1941 году в лагере Аушвиц был выстроен для сжигания трупов
умерщвленных людей первый крематорий с тремя печами. При крематории была так
называемая "баня особого назначения", то есть газовая камера для удушения людей. Кроме
того, в лагере имелись еще две отдельные "бани", трупы из которых сжигались на особых
кострах. Предназначенных для умерщвления людей загоняли в "бани" ударами палок,
ружейных прикладов, собаками. Двери камер герметически закрывались, и люди,
находившиеся в них, отравлялись "циклоном". Смерть наступала через 3-5 минут; спустя
20-30 минут трупы выгружались и направлялись к печам крематориев. Перед сжиганием
дантисты вырывали у трупов золотые зубы и коронки.
За всю историю Освенцима было совершено около 700 попыток побега, 300 из которых
увенчались успехом, однако если кто-то бежал, то всех его родственников арестовывали и
отправляли в лагерь, а всех заключенных из его блока убивали. 27 января 1945 лагерь был
освобожден Советской Армией. На территории бывшего концлагеря создан музей.
Видео «70 лет назад…Освобождение Освенцима советскими солдатами»
Ст- ие читает Карбовская Ксения (10 класс)
Старые люди стоят и стоят...
Ночью оборваны в клочья их сны.
В черное небо смиренно глядят,
Бога все ждут с обгоревшей звезды.
Руки истлевшие тянутся ввысь,
Губы обуглены пламенем лет,
Стоном камней голоса их впряглись
В скрежет пролеток заблудших планет.
Только глаза их не спят никогда!
Вороны в них над добычей кружат,
Тонут в слезах, воскресая всегда, -
Вороны мертвых детей сторожат.
О, старики, что могилы несут:
Горькую память той страшной Войны!
Бога безмолвно, упрямые, ждут,
Что не торопится с Вечной Звезды... ( Нелли Закс)
Слайды 17-22
Учитель 1.
2. Майданек - концентрационный лагерь, построенный нацистами возле польского селения
в области Люблина в центральной Польше.
Когда с Майданека налетал ветер, жители Люблина запирали окна. Ветер приносил в город
трупный запах. Нельзя было дышать...
Ветер с Майданека приносил в город ужас. Из высокой трубы крематория в лагере круглые
сутки валил черный, смрадный дым. Дым относило ветром в город. Над люблинцами
нависал тяжкий смрад мертвечины. К этому нельзя было привыкнуть.
"Печами дьявола" звали поляки печи крематория на Майданеке и "фабрикой смерти" -
лагерь.
Лагерь был создан осенью 1941 года. И служил сначала для заключения советских
военнопленных. Большинство военнопленных погибло от голода и болезней, а последние
из них были расстреляны в июне 1942 года.
В тоже время уже начало прибывать в Майданек большое количество евреев из Словакии,
Чехии и Франции. Лагерь был поделён на пять отделов, которые назывались ”полями”.
«Поля” были огорожены электрической проволокой и сторожевой башней.
С западной стороны от полей были рабочие дома и склады, а с севера деревянные дома для
проживания эсэсовцев. На поле №1 и поле № 2 в 1942 году были построены 2 газовые
камеры и устройства для сжигания тел. Тела сжигали и в лесу, расположенном рядом с
Майданеком.
Жили в лагере в бараках. Барак был рассчитан на 250 человек. На деле в барак загоняли не
менее 500 человек. День в лагере начинался в 4.30. День изо дня узники занимались
изнурительной работой. На одном отряде под названием “лесная команда” лежала
обязанность сжигания трупов в ближайшем лесу.
Главной целью лагеря была ликвидация заключенных. После установки газовых камер и
крематориев летом 1942, уничтожение производилось с помощью этих средств. Если не
удавалось сжечь все тела, некоторые хоронили в ближайших лесах. После смерти жертв
особый отряд занимался вырыванием золотых зубов.
Вследствие восстания в Варшавском гетто, Белостоке, Собиборе, Треблинке, Гимлер
объявил 1 октября 1943 года о ликвидации евреев по всей Люблинской области. В конце
октября началось приготовление трёх громадных ям и в них 3 ноября, за один день, было
расстреляно при помощи пулемётов 18000 евреев. Лишь несколько сот заключенных
Майданека остались живы...
В настоящее время на территории лагеря Майданек действует мемориальный музей.
(сказать о своих впечатлениях)
Видео в папке Архив (видео 2 о Майданеке)
Слайды 23-26
Учитель 2.
3. Са
́
ласпилс — лагерь смерти на территории Латвии.
Наиболее печальную известность этот лагерь получил из-за отдельного содержания детей,
которых затем стали использовать для отбора крови для раненых немецких солдат,
вследствие чего дети быстро погибали. В этот лагерь люди посылались только с одной
целью — чтобы они умирали мучительной смертью. По свидетельским показаниям, в
лагере было уничтожено более 100 000 человек.
…Когда изможденные люди с больными, замученными детьми загонялись за тройную
проволочную ограду лагеря, для взрослых, но в особенности для беззащитных детей
начиналось мучительное существование.
Несмотря на зимнюю стужу, привезенных детей голыми и босыми полкилометра гнали в
барак, носивший наименование бани, где заставляли их мыться холодной водой. Затем
таким же порядком детей, старший из которых не достигал еще 12-ти-летнего возраста,
гнали в другой барак, в котором голыми держали их на холоде по 5–6 суток. Страшный час
для детей и матерей в лагере наступает тогда, когда фашисты, выстроив матерей с детьми
посреди лагеря, насильно отрывают малюток от несчастных матерей…
Видео «Варварство»
…Дети, начиная с грудного возраста, содержались немцами отдельно и строго
изолированно.
За грудными младенцами присматривают 5–7 летние девочки. Грязь, вшивость,
вспыхнувшие эпидемии кори, дизентерии, дифтерии приводили к массовой гибели детей.
Немецкая охрана ежедневно в больших корзинах выносила из детского барака окоченевшие
трупики погибших мучительной смертью детей. Они сбрасывались в выгребные ямы,
сжигались за оградой лагеря и частично закапывались в лесу вблизи лагеря.
Показания очевидцев раскрывают жуткую действительность детского барака и истинные
причины массовой гибели несчастных детей. Массовую смертность детей вызывали те
эксперименты, для которых в роли лабораторных животных использовались маленькие
мученики Саласпилса. Немецкие врачи – детоубийцы больным детям делают инъекции –
впрыскивают разнообразные жидкости, заставляют принимать вовнутрь разные средства…
Слайд 27. В лагере смерти Саласпилс мученической смертью погибли около 3 тысяч детей
до 5 лет в период с 18 мая 1942 года по 19 мая 1943 года, тела были частью сожжены, а
частью захоронены на старом гарнизонном кладбище у Саласпилса. Большинство из них
подвергались выкачиванию крови.
Видео «Узники концлагерей»
Слайды 28-33
Учитель 3.
4. ТРЕБЛИНКА - немецко-фашистские концлагеря около станции Треблинка в
Варшавском воеводстве Польши. В Треблинке погибло около 10 тыс. человек, в Треблинке
II около 800 тыс. человек (преимущественно евреи).
Строительство лагеря началось в конце мая 1942.
Персонал лагеря состоял из 30 членов СС и около 100 вахманов — немцев, русских,
украинцев, литовцев, болгар, поляков, жителей азиатских советских республик. В основном
охрана состояла из вахманов-украинцев.
От жертв до последнего момента скрывали, что их ожидает смерть. Это позволяло в
большинстве случаев предотвращать акты сопротивления. Многие (по купленным ими
билетам), рассчитывая, что их везут на новое место жительства. Евреев из Восточной
Европы привозили в забитых товарных вагонах, под охраной, не давая воды и пищи.
После наполнения людьми, в камеры, замаскированные под душевые, подавали выхлопные
газы от двигателя тяжёлого танка (другим способом было выкачивание воздуха из камер).
Смерть наступала от удушья в течение получаса. Тела убитых сначала закапывали в
больших коллективных могилах, но весной 1943 года было приказано выкопать тела и
сжечь.
2 августа 1943 года в Треблинке-2 было поднято восстание узников, которое было жестоко
подавлено, а лагерь ликвидирован. В Треблинке - символическое кладбище, в центре
монумент.
И еще просто необходимо сказать об одном человеке – Януш Корчак – польский учитель,
писатель, мыслитель. Он работал в Варшавском Доме сирот. С приходом немецко-
фашистских захватчиков всех воспитанников вместе с взрослыми перевели в гетто. И все
знали, что они будут все до последнего уничтожены. Но Януш Корчак делал все
невозможное, чтобы каждое мгновение здесь было чуть менее страшным. До последнего
дня и часа в классах шли уроки, репетировались пьесы - сказки.
… 5 августа1942 года по приказу гитлеровцев Дом сирот из Варшавского гетто поездом
повезли в Треблинку. Януш Корчак мог выйти из гетто в любую минуту, но он отказался от
предложенного фашистами спасения и шагнул вместе со своими учениками в газовую
камеру Треблинки…
Слайды 34-40
Учитель 1.
5.Бухенвальд – немецко-фашистский лагерь.
В 1937 году, 78 лет назад, открыл свои ворота концлагерь Бухенвальд. 78 лет назад
официально заработала нацистская фабрика смерти Бухенвальда. Именно тогда первые
узники увидели на его воротах свой приговор: «Каждому свое». За годы существования
Бухенвальда в эти ворота вошли более 150 тысяч человек. И более 120 тысяч из них никогда
отсюда не вышли.
Бухенвальд был мужским лагерем. Заключенные работали на заводе, который находился в
паре километров от лагеря и производил оружие. В 1943 году около лагеря был построен
железнодорожный вокзал. В лагере было 52 основных барака. Однако несколько сотен
заключенных были помещены зимой в палатки: от холода ни один человек не выжил.
Существовал еще так называемый «малый лагерь» - карантинная зона. Условия жизни в
карантинном лагере были — бесчеловечны.
Тех, кто более или менее держался на ногах, заставляли работать по благоустройству
«малого лагеря», хотя порция для тех, кто содержался на карантине и для тех, кто не работал
сводилась к кусочку хлеба. Отношения между заключенными в «малом лагере» были
намного жестче и враждебнее, чем в основном; были замечены случаи убийства за кусок
хлеба и каннибализм. Смерть соседа по койке воспринималась как праздник, так как можно
было занять больше места до прихода следующего транспорта. Одежду умершего тут же
делили, и в крематорий уносили уже голое тело.
В лагере свирепствовали инфекционные заболевания. Прививки, которые проводил
медперсонал, например против тифа, часто еще больше способствовали распространению
заболевания, так как шприцы не меняли. Наиболее тяжелых больных умерщвляли уколом
фенола.
После подъема в четыре утра заключенные, обнаженные до пояса, шли к умывальнику, где
плотной стеной обступали водопровод. Мылись без мыла и полотенец (впрочем, мыло
можно было купить в лагерном ларьке — на те деньги, которые присылали родственники и
которые лагерная канцелярия таким образом пыталась выманить у заключенных;
пользоваться ларьком могли не все, а, согласно системе поощрений, только те, кто хорошо
работал).
«Улицы» лагеря не были укреплены и были скользкими. Многие заключенные, обутые в
деревянные башмаки, получали травмы. Одной из улиц «малого лагеря» французы
присвоили имя «Бульвар инвалидов», поскольку ее восточный конец упирался в
инвалидный блок.
Сегодня от бараков остался только выложенный булыжником фундамент, который
указывает на место, где были постройки. Около каждого — мемориальная надпись: «Барак
№ 14. Здесь содержались подростки », «Барак № … Здесь содержались евреи».
Главной целью фашистов в лагере было уничтожение человеческого достоинства,
превращение людей в животных.
11 апреля 1945 году узники Бухенвальда, узнав о подходе союзных войск, успешно
осуществили вооруженное восстание, обезоружили и захватили в плен более 800 эсэсовцев
и солдат охраны ценой жизни тысяч заключенных, взяли в свои руки руководство лагерем
и только через двое суток дождались прихода американских солдат. Гитлеровские власти
накануне отдали приказ о физическом истреблении всех заключенных. Десятки тысяч ни в
чем не повинных людей из 18 стран Европы должны были быть уничтожены за одни сутки.
В воскресенье 8 апреля 1945 года в эфир над центральной немецкой областью Тюрингией
неожиданно ворвались сигналы бедствия «SOS»! Радиограмма трижды передавалась на
английском, немецком и на русском языках.
Видео «Бухенвальдский набат»
Слайд
41 Учител
ь 1: На траурном митинге, посвященном памяти умерщвленных товарищей, 19 апреля 1945
года узники Бухенвальда всех национальностей дали клятву, которая была известна тогда
всему миру, но теперь, к сожалению, позабыта: « ... мы прекратим борьбу только тогда,
когда последний фашистский преступник предстанет перед судом народов. Уничтожение
фашизма со всеми его корнями - наша задача».
Слайд 42
Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям:
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.
Пусть память гордую о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей
И наших внуков внуки… (Александр Твардовский)
Учитель 2:
Слайд 43
После ужасов войны, оккупации, концлагерей никто и помыслить не мог о том, что фашизм
может вновь возродится на Земле. Но прошли годы, и в некоторых странах к власти пришли
люди, которые открыто, поддерживают идеи фашизма. Прикрываясь любовью к своему
народу, стремлением принести пользу своей стране, они устраивают марши бывших
эсэсовцев на площадях, воздвигают обелиски, уничтожая при этом памятники воинам –
освободителям, преследуя ветеранов Великой Отечественной войны.
И мы с вами сегодня должны уметь противостоять идеям фашизма, национализма. К этому
нас призывает кровь наших соотечественников, отданная за наше светлое будущее. До 9
мая осталось совсем немного. Многие фронтовики к этой дате уже не поспеют. Прошедшие
нечеловеческие чистилища, они тихо уходят в небытие. А мы остаемся. С единственной
обязанностью перед ними – помнить.
Неугасима память поколений.
И память тех, кого так свято чтим,
Давайте, люди, встанем на мгновенье.
И в скорби постоим и помолчим.
Минута молчания
Слайд 44
Ст- ие читает Храмова Татьяна (11 класс)
Для дружбы, для улыбок и для встреч
В наследство получили мы планету.
Нам этот мир завещано беречь
И землю удивительную эту.
Завещано беречь нам этот мир-
Такой неповторимый на рассвете.
Он с детства очень дорог нам и мил,
За будущее мира мы в ответе.
Мы не дадим стать пеплом и золой
Того, что красотой у нас зовется.
Пусть будет мирным небо над землей,
Пусть вечно детство звонкое смеется!
Обзор литературы: Книга «Сроку давности не подлежит» автора
Сергея Трофимовича Кузьмина раскрывает звериный облик гитлеровского
фашизма , угрожавшего человечеству массовым истреблением. Автор данной
книги, в прошлом ответственный сотрудник Чрезвычайной государственной
комиссии по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских
захватчиков, участвовал в выяснении масштабов их злодеяний на территории
СССР, Польши и других стран. На основе личных воспоминаний, документов,
свидетельств очевидцев он воспроизводит страшную картину фашистского
разбоя, показывает историческую роль Советского Союза в спасении
миллионов людей от порабощения и гибели.
«Дым над Биркенау» эта книга тяжелая, трудная и даже страшная. Эта книга
не вымысел, не произведение чьей-то мрачной фантазии, а свидетельство
очевидца, истинный документ, правдивость которого заставляет читателя
содрогнуться. Северина Шмаглевская известная польская журналистка и
писательница, в годы гитлеровской оккупации – член конспиративной
организации молодежи, в 1942 году была арестована гестапо и заключена в
филиал Освенцима – лагерь Биркенау, где пробыла до января 1945 года. Она
прошла через все его круги ада и осталась жива. В 1946 году она выступала
как свидетель на Нюрбергском процессе, судившего военных преступников –
главарей гитлеровской Германии. Пережитое Севериной Шмаглевской в
лагере послужило материалом для ее книги, опубликованной в Польше в 1945
году и позднее переведенной на многие языки мира.
Книга Евгения Григорьевича Решина «Генерал Карбышев» -
документальная повесть рассказывает о национальном герое нашей страны,
замечательном человеке, обладавшем железной волей, стойком патриоте
Родины, Герое Советского Союза Дмитрии Михайловиче Карбышеве. Попав в
окружение и пытаясь перейти линию фронта генерал Карбышев все-таки
попадает в плен в августе 1941 года. «Шталаг 324»- так назывался
гитлеровский лагерь на территории Польши. Отсюда начался горький и
страшный путь генерала Карбышева по фашистским лагерям: Нюрнберг –
Флюссенбюрг - Майданек-Освенцим – Заксенхаузен - Маутхаузен».
«Маутхаузен» последний лагерь пребывания Героя генерала Карбышева
«…ночью, после горячего душа, генерала Карбышева вывели во двор. Стоял
12-ти градусный мороз. Из брандспойтов ударили перекрещивающиеся
ледяные струи. Карбышев медленно покрывался льдом».
Главный герой романа «Ринг за колючей проволокой» Андрей Бурзенко,
бывший боксер, волею судьбы попадает в концлагерь. Здесь подпольный
центр предлагает ему принять вызов и выступить в «боксерских
соревнованиях».
Андрей категорически отказался.
-Развлекать этих гадов не буду.
-Нет, ты должен показать всем русскую силу и мастерство советского бокса.
Ты должен доказать, что дух советского патриотизма сильнее всего!»
Андрей задумался. Успешное выступление на этих «состязаниях», бесспорно
прямая дорога в крематорий…
Роман написан на основе подлинных событий: о легендарной борьбе узников
Бухенвальда – одного из самых страшных фашистских лагерей смерти.
Произведение награждено Золотой медалью им. Героя Советского Союза
Николая Кузнецова,
В книге белорусского писателя Василя Быкова «Альпийская баллада» мы
не увидим ни грандиозных танковых сражений, ни решающих операций. Здесь
писатель показывает бежавших из фашистского плена советского солдата
Ивана и молодой итальянки Джулии, пытавшихся через Альпы пройти к
своим. Их внутренний мир, величие духа, невероятная стойкость характера.
Подводя героев к последней черте, к последнему рубежу, заставляет сделать
самый важный в его жизни выбор – выбор между жизнью и смертью, и истоки
их беспримерного героизма.
В повести Константина Воробьёва «Это мы, Господи!..» идёт речь о судьбе
побывавшего в плену лейтенанта Сергея Кострова, которому исполнилось
только 23 года. Повесть обладает поистине летописной ценностью, поражает
органическим сплавом самых жесточайших, безжалостно зафиксированных
фактов и штрихов с негромогласными свидетельствами о подлинной высоте
человеческих душ, проявленной в совершенно нечеловеческих условиях.
Тут навсегда запечатлелся «тихо шелестящий, часто прерывающийся» голос
угасающего в фашистском плену солдата, почти мальчика: «Шесть вёрст до
дому…Знала б мама… принесла бы картошки варёной…» И подобная некоему
страшному экспонату в Освенциме или Майданеке деталь- « белый пуховый
носок, полный вшей», на ноге догола раздетого пылающего в тифозном жару
пленника…
Да, война многолика. Многолики, многообразны и подвиги народные, и
народные беды, стойкость, испытания, жертвы. «У каждого своя история…»
Использованная литература:
Энциклопедия Великая Отечественная война 1941-1945.М.,1985.
Джалиль М. Стихотворения. М, 1986.
Баженов В. Избранное. М., 1982.
Казахстанская правда.
Что? Где? Когда? 9.04.2014.
Интернет ресурсы.
Кузьмин С.Т. Сроку давности не подлежит.М.,1985.
Шмаглевская С. Дым над Биркенау.
Свиридов Г. Ринг за колючей проволокой.М.,1992.
Решин Е.Г. Генерал Карбышев. М., 1987.
Быков В. Альпийская баллада. М., 1987.
Воробьёв К. Это мы, Господи!.. М., 1990.