Консультация для воспитателей «Методические рекомендации по формированию идеалов мужественности и женственности у детей средствами художественной лите
Ханты - Мансийский автономный округ – Югра
Октябрьский район
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида «Ромашка»
Консультация для воспитателей на тему «Методические рекомендации по
формированию идеалов мужественности и женственности у детей
средствами художественной литературы»
Подготовила: Яковлева
Марина Витальевна
воспитатель
2015
Сегодня стало актуально нравственно–половое воспитание. В старшем
дошкольном возрасте ребенок осваивает свою половую принадлежность к
определенному полу, исходя из этого воспитатели, родители должны
целенаправленно вести работу по формированию представления у девочек и
мальчиков о фемининных(женственность) и маскулинных (мужественность)
качествах личности в процессе ознакомления с художественной литературой.
Можно задать вопрос: «А почему именно в процессе ознакомления с
художественной литературой?» Ответ прост: «Так как именно
художественная литература, оперирует художественными образами, обладает
широкими возможностями воздействия на полоролевое сознание ребенка».
Художественная литература – неиссякаемый источник воспитания детей.
Детская художественная литература открывает и объясняет ребенку жизнь
общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений. Дети
любят одних героев, восхищаются их поступками, пытаются им подражать и
не принимают других – отрицают их отношение к жизни, не одобряют их
поведение и не хотят быть похожими на них.
Но литературные герои не бесполые, бестелесные существа, они являются
представителями определенного пола, а значит, имеют характерные социа –
половые черты. Любые герои сказок, стихов могут стать для мальчиков
образцом ума, а для девочек – примером верности, трудолюбия, любви.
Поэтому, читая художественные произведения, нужно обращать внимание
детей на положительные черты характеров героев, свойственные
представителям разных полов.
Говоря о художественной литературе, как об одном из источников народной
педагогики, следует отметить, что не все жанры возможно использовать в
полной мере в работе с дошкольниками, поэтому необходимо отбирать
наиболее доступные для детей этого возраста. Шангина И.И.в книге «Русские
дети и их игры» дает подробную классификацию детского фольклора. К
этому жанру она относит: потешки, пестушки, сказки, считалки, дразнилки,
скороговорки, пословицы, поговорки, загадки. Различные элементы
фольклора могут быть использованы в качестве источника полоролевого
воспитания детей дошкольного возраста.
Пестушки – краткие стихотворные приговоры нянюшек и матерей,
ухаживающих за ребенком в первые месяцы жизни, которые вызывают у
ребенка положительные, радостные, бодрые эмоции. В пестушках часто
встречаются слова, которые обращены к Богу, Богородице, ангелам,
животным с просьбой защитить ребенка от болезней, несчастий, помочь
малышу преодолеть первые жизненные трудности, послать ребенку сладкий
сон.
В иных случаях пестушка становится настоящей игрой, изображающей
конскую скачку, катание с горы, пляску и пр. Так, пестушка незаметно
переходит в потешку - песенку – приговор, сопутствующий игре с пальцами,
ручками и ножками ребенка. Когда ребенок начинает становиться на ножки,
приговаривают и припевают: «Дыб, дыб, дыбочек!», «Топ, топ, топ!».
Когда ребенок начал делать первые шаги, использовались потешки – стихи с
элементами игр («Ладушки», «Сорока - ворона», «Коза рогатая»). В ходе них
происходит не только словесное, но и физическое общение ребенка с
матерью или другими родственниками. Для ребенка очень важен физический
контакт с родителями. Во время потешек они чувствуют теплоту маминых
рук, ее нежные прикосновения.
Неисчерпаемый источник для воспитания нравственных качеств личности
представляют пословицы и поговорки. Пословицы – это краткие, меткие,
глубокие по силе мысли народные изречения или суждения о жизненных
явлениях, выраженные в художественной форме. В пословицах нашел
отражение длительный опыт социально – бытовой исторической жизни
народа, его идеология, психология и жизненная мудрость.
История существования пословиц и их непрерывного развития тесно связана
с формированием человеческого общества. В изумительной мудрости
русских пословиц и поговорок запечатлены вековые традиции народа:
любовь к Родине, трудолюбие и свободолюбие, храбрость и стойкость,
любовь к матери, желание творить добро и т.д.
Пословицы хвалят положительные свойства человека, порицают недостатки,
высмеивают их меткими сатирическими образами, на века вынося им
приговор: «Больше верь делам, нежели словам», «Сперва подумай, потом
говори».
Кратко и образно выражают афоризмы народные мысли о воспитании
мужских и женских качеств, культуры взаимоотношений полов. Мужчина
должен быть умным, смелым, трудолюбивым, хозяйственным: «Смелый боец
и в ученье, и в бою молодец», «Мужик хлопочет – себе добра хочет».
От хозяйки же ждут домовитости, трудолюбия, аккуратности и
бережливости: «Не та хозяйка, которая говорит, а та, которая щи варит»,
«Путная хозяйка каждую курочку знает». В изумительной мудрости русских
пословиц и поговорок запечатлены такие традиции народа, как любовь к
матери, уважение к старшим, почитание родителей.
Русские народные сказки являются одной из самых драгоценных жемчужин,
доставшихся нам в наследство. О сказках К.Д. Ушинский писал: « Это
первые блестящие попытки русской народной педагогики, и я не думаю, что
кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим
гением народа».
В сказках в художественной форме отражены не только требования народной
морали, но еще даны образцы нравственного поведения. Сказки, как и другие
виды художественной литературы, дают возможность разъяснять детям
нравственные понятия, которые являются этическими нормами общества:
добро, долг, совесть, честь и др. Трудно переоценить воспитательное
значение сказок, в которых прославляется труд, осуждается лень.
В сказках детям преподается торжество нравственной и социальной правды.
Они содержат в себе выраженные в конкретной форме моральные
императивы трудового народа. Жизнь должна быть основана на труде, и как
бы человек не был слаб, он должен трудиться: может быть, именно, этой
крохотной силы не достает для завершения общего дела («Репка»). С людьми
надо жить в мире: коллективная дружба – основа благополучия («Теремок»,
«Зимовье зверей»). Послушание старшим избавляет от многих бед («Волк и
семеро козлят»).
По мнению И.Э. Куликовской, слушая сказки в детстве, человек накапливает
бессознательно символический банк жизненных ситуаций и правил жизни в
обществе. Этот «банк» может быть активизирован в случае возникновения
проблемных жизненных ситуаций. В процессе познания смыслового,
ценностного содержания сказки мы обращаемся как к жизненному опыту
ребенка, так и к его «сказочному банку жизненных ситуаций».
Сказка представляет ребенку следующие жизненные полоролевые ситуации:
терпение, трудолюбие, заботливость девочки вознаграждается;
силой, смелостью, служением родной земле мальчик, юноша, мужчина
может заслужить любовь и уважение людей;
любовь к детям, забота о них позволяет воспитать достойную смену,
способную встать на защиту семьи;
проявление ума и смекалки, как мальчиками, так и девочками
обеспечивает выход из сложных жизненных ситуаций и т. д.
Сказка как средство воспитания потому, вероятно, блестяще выполняла
функции «назидания, развлечения, устрашения» , что отвечала сущностным
потребностям ребенка. То, что воспитатель порой пытается донести до
детского сознания, «втолковать» в форме моральных сентенций, прекрасно
осваивалось ребенком в форме бесхитростной сказки и перестраивало его
поведение. К.Д. Ушинский считал, что легкость и простота сказки,
повторяемость отдельных элементов сюжета и словесных оборотов
способствуют быстрому запечатлению сказки в памяти ребенка. Эта
кажущаяся доступность сказки вкупе с поэтически образной формой,
безусловно, способствует ярким впечатлениям и ее запоминанию. Но дело
заключается не столько в дидактическом и эстетическом, сколько в
психолого-педагогическом воздействии сказки на ребенка.
Благодаря своеобразному отношению ребенка к художественному вымыслу
происходит то, что в сказочных героях ребенок начинает видеть себя самого,
ставить себя на их место, сопереживая им и пытаясь содействовать . Особое
значение для детей имеют сказки, героями которых являются сверстники:
Мальчик-с-пальчик, Крошечка - Хаврошечка, сестрица Аленушка и братец
Иванушка и другие, т.е. те персонажи, которые проявляют смелость,
находчивость, доброту, справедливость.
В образах и действующих лицах сказки зафиксированы моральные нормы,
нравственные представления в своем предельном выражении — в форме
полярных эталонов: хорошего- плохого, доброго- злого, красивого-
безобразного. Они персонифицированы в образах Кощея Бессмертного и
Ивана Царевича, Василисы Премудрой и Бабы Яги, доброй падчерицы и злой
мачехи, они являются нравственной точкой отсчета в оценке ребенком
поведения окружающих и построении собственных поступков.
В любой сказке, идет ли в ней речь о животных («Зимовье зверей»), об
обыденных предметах («Пузырь, Соломинка и Лапоть»), о царях и солдатах
(«Семь Семенов»), о добрых молодцах и красных девицах и т.п., запечатлены
различные модели социальных взаимоотношений, присущих тому или иному
сословию, социальной группе, той или иной эпохе. Особенно рельефно в
сказке представлены внутрисемейные отношения.
Влияние сказки на формирование личности ребенка XIX в. трудно
переоценить; известно, что А.С. Пушкин с восторгом говорил о сказках: «Что
за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!», а что такое сказка для ребенка
XX в.? По мнению А.В. Запорожца, ценность сказки в том, что «она
способствует активному сопереживанию персонажам, постановке себя на их
место, действию как бы от их лица», благодаря сказке во многом открывается
смысл и моральная значимость человеческих поступков. А с точки зрения
К.И. Чуковского, «...до семи - восьмилетнего возраста сказка для каждого
нормального ребенка есть самая здоровая пища — не лакомство, а насущный
и очень питательный хлеб».
Таким образом, в сказках ребенку открывается «идеальный» тип
взаимоотношений и соответствующие полу образцы поведения, имеющие
культурно — историческую природу, вырисовывается картина социальных
отношений. Именно в сказках перед ребенком предстает более широкий мир
— мир человеческих отношений вообще.
Половое воспитание детей, как же отмечалось, направлено на формирование
у детей начал мужественности и женственности. Разработка
соответствующих методик осуществлялась в исследованиях Л.В Градусовой,
Е.В. Кудрявцевой, Л.А. Арутюновой, выполненных под руководством Т. А.
Репиной. Для формирования представлений о мужественности и
женственности широко используется устное народное творчество и
художественная литература литература .
С помощью сказок, стихов и рассказов формируются представления о
заботливости, миролюбии, терпимости к недостаткам других. Кстати сказать,
существует мнение, что волшебные сказки, такие как «Аленький цветочек»,
«Царевна - лягушка», «Снежная королева», воздействуют на детей на
подсознательном уровне, являясь своеобразным учебником полового
воспитания для самых маленьких. Ведь каждая из названных сказок –
воспитательный шедевр, настоящий гимн силе любви.
Таким образом, художественная литература заставляет ребенка задуматься
над очень многим и прочувствовать то, что затруднительно для него или
вообще недоступно в реальной повседневной жизни. Выстраивая свое
понимание художественной литературы, ребенок приобретает начальные
качества мужественности и женственности, у него развивается
положительное эмоциональное отношение к своему полу, чувство гордости
за принадлежность к нему и соответствующие полу предпочтения и
интересы.
Детская художественная литература представляет богатейшую возможность
воспитывать нравственные чувства детей. Важно, чтобы дети с раннего
возраста видели проявление искренних нравственных чувств, чтобы в
результате подражания положительным примерам нравственные чувства
закреплялись в конкретных поступках и действиях. Именно при этих
условиях можно надеяться, что в любой обстановке чувства детей найдут
свое выражение в благородных, нравственных порывах. Доступные и
близкие людям по содержанию, краткие и законченные по форме,
литературные произведения могут стать важным средством полоролевого
воспитания.
Восприятие художественного рассказа, сказки, ярких образных описаний
взаимоотношений персонажей, их действий в разных ситуациях, влияние
положительных и отрицательных поступков литературных персонажей на
эмоциональное отношение к ним дошкольников имеет большое
воспитательное значение.
Как известно, художественный образ воздействует на ребенка гораздо
сильнее, чем скучные объяснения взрослого. А.В. Запорожец писал о том,
что дошкольник, воспринимая художественный образ литературного
произведения, становится на позицию героя, мысленно ему содействует,
радуется его успехам и огорчается из – за его неудач.
При отборе художественных произведений для использования в работе по
полоролевой социализации необходимо следовать следующим требованиям:
доступность возрасту; эмоциональная привлекательность; динамичность
сюжета; образное описание главных героев; наличие эпизодов, которые дети
могут перенести в игру.
При удовлетворении всех этих требований восприятие художественного
произведения создает определенный эмоциональный настрой. А это очень
важно, так как формирование у детей дошкольного возраста
соответствующих представлений о качествах мужественности и
женственности, о ценности семьи и особенностях семейных ролей включает
также и процесс переживания содержания этих представлений и чувства
личной сопричастности. То есть в нравственном воспитании, как и в
полоролевом, интеллектуальное и эмоциональное переживания должны
находиться в гармоничном единстве.
Любой родитель, воспитатель, наставник и все те, кто, так или иначе,
причастен к делу воспитания, в тех или иных воспитательных ситуациях
могут и должны использовать бесценную родную мудрость –
художественную литературу.
Список использованной литературы
1. Виноградова Н.А., Микляева Н.В. Формирование гендерной
идентичности. Методическое пособие. - М.: ТЦ Сфера, 2012. - 128 с.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Конспект НООД «Колобок» по развитию мелкой моторики рук для детей 2-3 лет
- Педагогический проект "Все работы хороши" для детей подготовительной группы
- Тематическое планирование работы по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «70 лет Великой Победе»
- Конфликты в образовательной деятельности
- Конспект занятия по развитию речи и ознакомление с окружающим миром в 1 младшей группе «Звёздочки» «Угощение для Мишутки»
- Особенности восприятия хореографической композиции зрителем