Презентация "Обучение рассказыванию по картинам"

Подписи к слайдам:
  • ОБУЧЕНИЕ РАССКАЗЫВАНИЮ
  • ПО КАРТИНАМ
  • Подготовила старший воспитатель
  • ГДОУ ЛНР № 11 «Светлячок» Горох Е.Н.
ЗНАЧЕНИЕ
  • В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Рассказывание по картине во второй младшей группе
  • Рассказывание по картине во второй младшей группе
  • Рассматривание
  • картины
  • Перечисление
  • предметов
  • Связные высказывания
Рассказывание по картине в средней группе
  • Рассказывание по картине в средней группе
  • Описательные
  • рассказы
  • по вопросам
  • по образцу
  • По предметным
  • картинкам
  • По сюжетным
  • картинкам
Рассказывание по картине в старшей и подготовительной к школе группах
  • Описательные
  • рассказы
  • по вопросам
  • по образцу
  • самостоятельное составление
  • рассказов
  • По предметным
  • картинкам
  • По сюжетным
  • картинкам
  • По серии сюжетных
  • картин
  • Коллективные
  • рассказы
Обучение детей рассматриванию картин КАРТИНЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В ДЕТСКОМ САДУ:
  • предметные картины - на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные; сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.
  • «Лошадь с жеребенком», «Корова с теленком» из серии «Домашние животные» - автор С. А Веретенникова, художник А. Комаров).
репродукции картин мастеров искусства:
  • репродукции картин мастеров искусства:
  • - пейзажные картины: И. Левитан: «Золотая осень», «Весна. Большая вода», «Март»; А. Куинджи «Березовая роща»; И. Шишкин «Утро в сосновом бору», «Рубка леса»; В. Васнецов «Аленушка»; В. Поленов «Золотая осень» и др.;
  • натюрморт: К. Петров-Водкин «Черемуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом»; П.Кончаловский «Маки», «Сирень у окна».
ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН:
  • ТРЕБОВАНИЯ К ОТБОРУ КАРТИН:
  • - содержание картины должно быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему;
  • - картина должна быть высокохудожественной: изображения персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими;
  • - картина должна быть доступна не только по содержанию, но и по изображению. Не должно быть картин с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного.
  • Виды рассказывания по картине:
  • 1. Описание предметных картин –
  • Это связное последовательное описание изображенных на картине предметов или животных, их качеств, свойств, действий
  • 3. Рассказ по последовательной сюжетной серии картин: ребенок рассказывает о содержании каждой сюжетной картинки из серии, связывая их в один рассказ.
  • 2. Описание сюжетной картины – это описание изображенной на картине ситуации, не выходящей за пределы содержания картины.
  • 4. Повествовательный рассказ по сюжетной картине: ребенок придумывает начало и конец к изображенному на картине эпизоду. Ему требуется не только осмыслить содержание картины, передать его, но и с помощью воображения создать предшествующие и последующие события.
  • 5. Описание пейзажной картины и натюрморта. Пример описания картины И. Левитана «Весна. Большая вода» ребенком 6,5 лет: «Растаял снег, и затопило все кругом. Деревья стоят в воде, а на горке домики. Их не затопило. В домиках живут рыбаки, они ловят рыбу».
  • Этапы обучения рассказыванию по картине:
  • младший дошкольный возраст:
  • осуществляется подготовительный этап,
  • цель его - обогатить словарь,
  • активизировать речь детей,
  • научить их рассматривать картины и
  • отвечать на вопросы по их содержанию.
  • Проводятся дидактические игры
  • с предметными картинками:
  • малыши должны подобрать пару к указанной
  • картинке, назвать предмет,
  • сказать, какой он, что с ним делают.
В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа.
  • В работе с малышами используются предметные и сюжетные картины, близкие опыту детей, вызывающие эмоциональный отклик: «Кошка с котятами», «Собака со щенятами», «Корова с теленком», «Наша Таня». Основной вид занятия по картине - беседа.
  • Дети учатся рассказывать с помощью вопросов воспитателя. Воспитатель задает схему, а дети дополняют:«Кошка Мурка лежит на ... (коврике), у нее маленькие ... (котята)». Используются авторские рассказы по теме, загадки, короткие стихи, потешки.
средний дошкольный возраст:
  • средний дошкольный возраст:
  • Детей учат рассматривать и описывать предметные и сюжетные картины сначала по вопросам воспитателя, а затем по его образцу. Используется прием сравнения двух персонажей. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети.
Структура занятия:
  • Структура занятия:
  • 1. дети молча рассматривают картину,
  • 2. проводится беседа, уточняющая содержание и детали,
  • 3. дается образец (короткий, живой, эмоциональный),
  • 4. дети воспроизводят образец,
  • 5. рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество.
  • Детей подводят к рассказыванию рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех). Рассматривается
  • и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми.
Варианты предъявления картин для составления коллективного рассказа по сюжетной серии:
  • 1. на доске выставляют набор картинок с заведомо нарушенной последовательностью. Дети находят ошибку, исправляют ее, придумывают название рассказа и содержание по всем картинкам;
  • 2. вся серия картинок находится на доске, первая картинка открыта, другие закрыты. После описания первой открывают по порядку
  • следующую; каждая картинка описывается. В конце дети дают название серии, отбирают самое удачное;
  • 3. дети размещают в нужной последовательности неправильно
  • расположенные картинки, затем составляют рассказ по целой серии.
  • Они договариваются между собой, кто в какой последовательности будет рассказывать.
подготовительная к школе группа:
  • подготовительная к школе группа:
  • дети самостоятельно составляют описания и повествования по картинам, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи.
  • Используются все типы картин и все виды детских рассказов. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству. В качестве речевого образца часто используется художественное произведение: короткие рассказы Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, Е.Чарушина,
  • В. Бианки.
Структура занятия:
  • Структура занятия:
  • Проводится рассказывание по многоэпизодным картинам «Зимние развлечения», «Летом в парке», «Улица города». Рассматривание картин осуществляется по частям, используются творческие задания, детям предлагают самим задавать вопросы; словарь активизируется, обогащается образными выражениями (эпитеты, сравнения, метафоры). Воспитатель может начать рассказ об одном из эпизодов, дети продолжают. Используются указания, кому начинать, о чем рассказать сначала, в какой последовательности развивать сюжет. После таких пояснений и указаний дети принимают участие в коллективном рассказывании.
Дети придумывают творческие рассказы-повествования, начало и конец сюжету. Можно использовать прием составления и отгадывания загадок. Проводятся занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов.
  • Дети придумывают творческие рассказы-повествования, начало и конец сюжету. Можно использовать прием составления и отгадывания загадок. Проводятся занятия с использованием репродукций пейзажных картин и натюрмортов.
  • Воспринимая пейзаж или натюрморт, дети должны увидеть красоту изображенного, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться.
Рассматривание картин необходимо сочетать с наблюдениями природы, восприятием поэтических произведений, описывающих природу, слушанием музыкальных произведений (н-р, «Золотая осень» Левитана и «Октябрь» П.И. Чайковского). Можно использовать прием сравнения двух картин «»Березовая роща» Левитана и А. Куинджи). Интересный прием - «войти» в картину, осмотреться вокруг, прислушаться – это стимулирует творчество, дает полноту ощущений.