Профилактика и коррекция задержки психического развития в музыкальном воспитании детей

Профилактика и коррекция задержки психического развития в
музыкальном воспитании детей
Т.А. Тарасова
МБДОУ №53 «Елочка»
Сведения об использовании музыки для лечения эмоциональных и
душевных расстройств людей пришли к нам из далекого прошлого Египта,
Древней Греции, Китая и Индии. Педагоги используют разные виды в
музыке для лечения души и тела.
Эффект воздействия музыки на эмоционально – психическое состояние
детей с коррекцией. Основное значение имеет танцевальная терапия,
спонтанных движений и душевного состояния, а также убеждения в том, что
характер движений отражает личностные особенности человека.
Задачи танцевальной терапии включают:
изучение собственных чувств,
развитие осознания своего тела,
создание позитивного образа тела,
развитие навыков общения,
приобретения опыта работы в группе.
Кроме того, музыка воздействует на физическое тело человека. Играем ли
мы, поем или танцуем – мы заставляем тело работать. При пении работают
диафрагма и дыхательный аппарат (легкие, трахея, связки),
артикуляционный аппарат (язык, губы, зубы). При этом задействован
пищеварительный тракт, усиливается кровообращение. У детей с речевыми
нарушениями важно развивать музыкальное восприятие, которое, в свою
очередь, будет требовать развития внимания и памяти, т.е. способствовать
решению важнейших коррекционных задач. И тут самое время вспомнить и
подчеркнуть, что воздействие коррекции и лечение музыкой происходит
именно через звуковой регулятор жизненных ритмов человека: пульса,
дыхания и моторики движения. Озвучивая жизненные ритмы, музыка через
слух проникает в мозг, а от него передается телу. Она помогает ему
разобраться в мире своих эмоций и, усиливая их, иногда способствует тому,
что они выходят из подсознания и оформляются в виде танцевальных
движений или напевания мелодий.
В процессе игры на музыкальных инструментах активизируется моторика
мышц рук. При работе с коррекционными детьми наблюдаются нарушения
не только в пении, но и в координации движений.
В преодолении этих нарушений большую помощь может оказать игра на
музыкальных инструментах (погремушки, трещётки, тарелки, барабаны,
колокольчики).
С коррекционными детьми полезно проговаривать текст одними губами в
разных темпах, начиная с очень медленного. Это позволяет детям следить за
правильным положением губ и точнее запоминать и воспроизводить
мелодию песни. Детям нравится отгадывать слова или фразы, которые
педагог проговаривает одними губами. Этот прием мобилизует внимание
детей и побуждает их более четкому произношению слов.
Коррекционная направленность песен, позволяющая закрепить правильное
произношение звуков, способствует развитию внимания и памяти или
выработке правильного дыхания.
Очень трудно в коррекционных группах даются движения в танцах.
Можно использовать принцип поэтапности. Например, при разучивании
«полуприсядки » сначала необходимо научить делать приседания,
пружинки, а уже потом добавлять выставление ноги на пятку при
выпрямлении. Дети в этом случае быстрее почувствуют темп. Эти
упражнения учат принимать правильное исходное положение, способствуют
осознанной работе двигательного аппарата. В коррекционных группах очень
полезное упражнение без музыки под счет или в своем темпе в течении 1 – 2
минут. Они помогают овладеть своим телом, лучше почувствовать само
движение, его технику, избежать ошибок при разучивании.
Коррекционные дети отличаются физической слабостью, или плохо
развитом чувстве ритма, или недостаточно развитом произвольном
внимании. И поэтому как можно чаще, учитывая психологические
особенности детей дошкольного возраста ЗПР, использовать игровые
примеры.
Игра в этом случае естественный способ познания звуков, движений в
музыке. Игра, пронизывающая все занятия, а не просто обучение, ставит
педагога в совершенно иную для него, непривычную рулевую ситуацию в
игре, участвовать вместе с детьми.
В процессе таких игровых занятий интеллектуально – пассивный ребенок
способен выполнять такой объем работы, какой ему недоступен в обычной
ситуации.
В этом случае игра необходима не только как способ познания музыки, но
и как терапевтическое средство, особенно для детей с проблемами развития.
Известно, что в терапии термин «игра» не означает отдых, развлечение.
Игротерапия – это прежде всего свобода в действиях и реакциях в музыке.
Задачи музыкально – игровой терапии заключается в том, чтобы в начале
дать возможность ребенку:
снять эмоционально – психическое напряжение, т.е. отреагировать,
изжить отрицательные эмоции, а затем заменить их на противоположные,
положительные действия и поступки;
помочь обрести веру в себя;
стать более ответственным за свои поступки и действия;
овладеть чувством самоконтроля.
Вот почему так важно учитывать уровень развития детей, их
психофизические и возрастные особенности, а также объем навыков по всем
видам деятельности.
Игра и игровой метод, пронизывающий все виды музыкально –
художественной деятельности на занятиях,- одно из основных условий
здоровья.
Игротерапия, сказкотерапия, изотерапия, музыкатерапия –вот те слагаемые
артпедагогики, в которых ребенок творит, создает что – то свое, уникальное
и тем самым выражает себя, познает и совершенствует.