Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в практике обучения музыкальной деятельности

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
ПРИАРГУНСКАЯ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ
Забайкальский край, пгт Приаргунск
МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в практике
обучения музыкальной деятельности.
подготовила
Сурина Оксана Владимировна
преподаватель МБУДО
Приаргунская детская школа искусств
Информационно-коммуникативные технологии (ИКТ) завоевывают все
большее признание, открывают новые возможности, как перед педагогами,
так и перед учащимися; успешно внедряются в сферу музыкального
образования, оказывая значительную помощь в различных вопросах
деятельности преподавателей-музыкантов. К информационно-
коммуникативным технологиям мы относим процессы, методы поиска,
сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и
способы осуществления таких процессов и методов.
В музыкальном образовании на сегодняшний день нет стандартов
использования ИКТ в процессе обучения (наиболее ясно и понятно
применение средств ИКТ лишь в процессе подготовки музыкальных
теоретиков). При этом важную роль в процессе музыкальной деятельности
играет не только свободное владение компьютером, но и наличие
мультимедийного и звукового оборудования (видео-проектор, интерактивная
доска, микшерный пульт, звукоусиливающая аппаратура, микрофоны и др.),
программного обеспечения в виде нотных, музыкальных и видео-
редакторов, электронных музыкальных инструментов или midi-клавиатур,
электронных пособий и библиотек, свободный доступ в сеть Интернет.
В музыкальном образовании (ДШИ, ДМШ) средства ИКТ наиболее
эффективны на предметах теоретического цикла, таких как сольфеджио,
музыкальная литература, слушание музыки как правило, это использование
мультимедийных презентаций и игр, просмотр видеофрагментов.
Мультимедийные технологии открывают возможности преподавателям
отказаться от свойственных традиционному обучению рутинных видов
деятельности преподавания, предоставив учителю, возможность
использовать интеллектуальные формы труда, освобождают от изложения
значительной части учебного материала и долгих операций, связанных с
отработкой умений и навыков, таких как демонстрация музыкального
фрагмента изучаемого произведения в собственном исполнении.
Благодаря новым технологиям, стало возможным использовать
компьютерные программы как иллюстративный материал, проводить
тестирование и контрольные работы, решать творческие задачи.
Мультимедиа выступления позволяют оптимизировать процесс
взаимодействия учитель-ученик, предполагая наглядность выдаваемой
информации (например виртуальная экскурсия в музей или посещение
виртуального концерта известных исполнителей). Создавать уроки-игры для
ученика, уроки-конкурсы и т.п. Это особенно важно для музыкальной
школы, где средствами мультимедиа можно обеспечить эффективное
воздействие на развитие у учеников их интеллектуальных, познавательных
процессов и эмоциональной сферы и творческих способностей, особенно для
учащихся небольших городов и поселков где нет возможности посещения
«живых» мероприятий. В ходе такого обучения дети учатся не только
приобретать и применять знания, но и находить необходимые для них
средства обучения и источники информации, уметь работать с этой
информацией (например подготовить и продемонстрировать реферат или
презентацию).
Изложение материала с использованием средств ИКТ, во многом
оправдало себя в период проведения дистанционного обучения, когда
основными источниками информации стали мультимедийные занятия
(подготовленные заранее, проводимые в виде онлайн-трансляции или
использование готовых). Главными техническими средствами в этот период
стали компьютеры, смартфоны, планшеты, а для передачи информации
использовались все возможные интернет-ресурсы социальные сети,
мессенджеры, облачное пространство.
В меньшей степени средства ИКТ применяются на уроках по
специальности (для инструменталистов или вокалистов), т.к. здесь на первый
план выступают живой показ и тактильные ощущения (корректировка
постановки рук, правильной посадки и положения туловища во время
исполнения), особенно на начальном периоде обучения. Исключение
составляют просмотр презентаций-концертов, для знакомства с музыкальным
инструментом и спецификой его звучания, или показ видеофрагментов для
иллюстрации характера изучаемого произведения. Многие педагоги-
музыканты не считают правильным просматривать или прослушивать
изучаемое музыкальное произведение в различном исполнении (исключая
ознакомительный этап), т. к. при этом у ребенка срабатывает инстинкт
копирования манеры исполнителя, а не создание собственной интерпретации
произведения (мышление и воображение уходят на второй план).
Использование средств ИКТ для музыкантов-исполнителей становится
необходимым в период участия в конкурсах и фестивалях, проводимых в
дистанционных форматах (запись исполнения, обработка видео, сохранение
или размещение в облачном пространстве, передача информации
организаторам конкурса). Однако, как правило, запись выступления
проходит без участия зрителей и у многих учащихся пропадает ощущение
«зрительского присутствия», концертного волнения и куража, от чего может
пострадать характер исполнения.
При проведении занятий по специальности в период дистанционного
обучения также возникли ряд сложностей (особенно для учащихся младших
классов), так как здесь необходимо выполнение ряда обязательных условий
наличие стабильной интернет-связи, качественных передаваемых
источников, хорошо настроенных и соразмерных музыкальных
инструментов, удобного места для занятий. Отсутствие личного присутствия
на уроке, «живого» общения и тактильных прикосновений педагога для
многих учащихся стало невыполнимой задачей, к тому же время
«электронного» урока по требованиям СанПИН короче в 2 раза «живого»
занятия. Поэтому некоторые учащиеся оказались не готовы к дистанционным
занятиям (недостаточно развитые исполнительские навыки, неуверенное
владение гаджетами, боязнь проведения занятий без присутствия родителей
или, наоборот, нежелание заниматься под контролем родителей).
Для многих педагогов (особенно старшего поколения) занятия в
дистанционном формате также оказались сложно выполнимы в основном из-
за неумения работать в таком режиме тсутствие навыка вести трансляцию
урока, незнание информационных ресурсов или неправильный их подбор,
отсутствие собственного музыкального инструмента для работы на удалении,
психологическая неподготовленность). При этом часть педагогов высказало
мнение применения опыта работы в дистанционном режиме для ряда
учащихся не на постоянной основе, например, когда ребенок длительное
время не может посещать школу или ряд дисциплин, но имеет возможность
заниматься по средствам ИКТ. В этом случае у ребенка появляется
возможность выполнить требования программы, не пропуская занятия, и в то
же время ученик осознает, что учитель проявляет особую
заинтересованность конкретно к нему, к его индивидуальности, к его
творческому потенциалу.
Информатизация системы образования предъявляет новые требования к
педагогу и его профессиональной компетентности, в том числе и к
педагогам-музыкантам. Педагог должен владеть основами работы на
компьютере, иметь доступ к информационному образовательному
пространству и уметь его использовать; уметь организовать свое личное
информационное пространство с целью профессионального
совершенствования (ведение электронного портфолио, создание собственных
образовательных ресурсов); владеть мультимедийными программами
(текстовые, видео-, нотные и музыкальные редакторы); владеть основами
работы в Интернет (грамотный подбор информационных ресурсов, ведение
собственного сайта). При этом педагог должен создавать такие условия, в
которых ребенок будет проявлять познавательную инициативу, развивать
свои воображение и творческие способности, удовлетворит свою
потребность к самореализации.
Для эффективного использования ИКТ и повышения качества
образования в целом и в музыкальной деятельности в частности необходимо
выполнение следующих ключевых условий:
учащимся и преподавателям надлежит обеспечить доступ к цифровым
технологиям и Интернету;
следует предоставить в распоряжение преподавателей и учащихся
высококачественные, значимые и представляющие общекультурную
ценность цифровые учебные ресурсы;
преподаватели должны обладать достаточными знаниями и умениями
для того, чтобы с помощью новых цифровых средств и ресурсов
поддерживать высокие стандарты успеваемости учащихся.
Список использованных источников:
1. Лоянич А.А. Компьютер в помощь музыканту. – М.: НТ Пресс, 2006.
2. Тараева Г.Р.Компьютер и инновации в музыкальной педагогике. Книга
«Стратегии и методики». – М.: Классика – XXI, 2007.
3. Новые технологии в музыкальном образовании (компьютер, синтезатор,
интернет). Материалы Всероссийской научно-практической конференции
/ Сост. Е.Орлова. – М.: Библиотека журнала «Искусство и образование». –
Вып.1. – 2008.