Программа по хореографии для детского сада

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Группа «Хореография»
Возрастная группа: 4-5 лет
(первый год обучения)
Количество часов:64
Уровень: дополнительный
Педагог: Евсенкина И.В.
Программа разработана на основе:
программы по ритмической пластике
А.И. Бурениной «Ритмическая мозайка» 4-е изд.
СПб:Фонд ПЦТП «Аничков мост» в соответствии
с ФГОСДО
2021
СОДЕРЖАНИЕ
1 Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Планируемые результаты освоения программы
2 Содержательный раздел
2.1. Проектирование образовательного процесса
2.2. Содержание работы по хореографии
2.3.Описание вариативных форм, способов, методов и средств
реализации программы
3 Организационный раздел
3.1.Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности
методическими материалами и средствами обучения и воспитания; особенности
организации развивающей предметно-пространственной среды
1 Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
. В основу программы дополнительного образования по хореографии положена и
разработана в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей
программа «Ритмическая мозаика», разработанная А.И. Бурениной, рекомендованная
Министерством образования Российской Федерации в качестве программы воспитания,
обучения и развития детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Направленность программы – оздоровительно-развивающая
Если образовательное учреждение может предоставить своим воспитанникам
возможность приобщения к прекрасному миру танца, то детство, обогащённое
соприкосновением с этим светлым и радостным искусством, позволит детям расти и
развиваться не только физически, но и духовно.
Обучение детей по данной рабочей программе, предполагающей изучение основ
танцевальной культуры, умение красиво и пластично двигаться под различные
танцевальные ритмы и темпы музыки, сопутствует физическому развитию и повышению
уровня общего образования и культуры детей.
Актуальность программы:
Хореография как никакое другое искусство обладает огромными возможностями
для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного
духовного и физического развития. Танец является богатейшим источником эстетических
впечатлений ребенка, формирует его художественное «я» как составную часть орудия
общества.
Синкретичность танцевального искусства подразумевает развитие чувства ритма,
умения слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения, одновременно
развивать и тренировать мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и
выразительность. Занятия танцем дают организму физическую нагрузку, равную
сочетанию нескольких видов спорта. Используемые в хореографии, ритмике движения,
прошедшие длительный отбор, безусловно, оказывают положительное воздействие на
здоровье детей.
Музыкально-ритмическая деятельность привлекает детей своей эмоциональностью,
возможностью активно выразить свое отношение к музыке в движении. Учитывая
возрастные особенности детей, их запросы и интересы занятия хореографией проводятся в
игровой форме, большое внимание уделяется музыкальным играм, импровизации. В
музыкальных играх, создавая тот или иной образ, дети слышат в музыке и передают в
движении разнообразные чувства.
Система упражнений выстроена от простого к сложному, с учетом всех
необходимых музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения при
условии многократного повторения заданий, что помогает успешному выполнению
требований Программы.
Цель программы: целостное развитие ребёнка, формирование средствами музыки
и ритмических движений разнообразны умений, способностей, качеств личности.
Приоритетные задачи реализации программы:
—воспитание интереса к музыке;
развитие гибкости, пластичности, мягкости движений;
воспитание самостоятельности в исполнении, побуждение детей к творчеству;
умение менять движения в соответствии с двух- и трехчастной
формой, и музыкальными фразами;
координация и укрепление опорно-двигательного аппарата;
приобщение к совместному движению с педагогом;
воспитание у детей интереса к занятиям хореографией путем
создания положительного эмоционального настроя;
психологическое раскрепощение ребенка;
воспитание умения работать в паре, коллективе;
понимать и исполнять ритмические движения, названия которых
даются педагогом на французском языке.
Успешное решение поставленных задач на занятиях хореографией с дошкольниками
возможно только при использовании педагогических принципов и методов обучения.
Принципы:
• индивидуализации (определение посильных заданий с учётом
возможностей ребёнка);
• систематичности (непрерывность и регулярность занятий);
• наглядности (безукоризненный показ движений педагогом);
• повторяемости материала (повторение вырабатываемых двигательных навыков);
сознательности и активности (обучение, опирающееся на сознательное и
заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям).
Методические приемы:
Игровой метод. Основным методом обучения хореографии детей дошкольного возраста
является игра, так как игра это основная деятельность, естественное состояние детей
дошкольного возраста.
Речь идет не о применении игры как средства разрядки и отдыха на занятии, а о том,
чтобы пронизывать занятие игровым началом, сделать игру его органическим
компонентом. Каждая ритмическая игра имеет в своей основе определенную цель, какое-
либо задание. В процессе игры дети знакомятся с окружающей жизнью, уточняют и
осмысливают свои представления о мире.
Наглядный метод выразительный показ под счет, с музыкой.
Метод аналогий. В программе обучения широко используется метод аналогий с
животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация), где педагог-
режиссер, используя игровую атрибутику, образ, активизирует работу правого полушария
головного мозга ребенка, его пространственно-образное мышление, способствуя
высвобождению скрытых творческих возможностей подсознания.
Словесный метод. Это беседа о характере музыки, средствах ее выразительности,
объяснение методики исполнения движений, оценка.
Практический метод заключается в многократном выполнении конкретного музыкально-
ритмического движения.
Отличительные особенности программы:
Отличительной особенностью программы является комплексность отхода при реализации
учебно-воспитательных задач, предполагающих, в первую очередь, развивающую
направленность программы.
Данная комплексность основывается на следующих принципах:
развитие воображения ребёнка через особые формы двигательной
активности (изучение простейших танцевальных движений, составляющих
основу детских танцев);
формирование осмысленной моторики, которое предполагает развитие
координации ребёнка и способность на определённом этапе изучения танцевальных
движений не только узнавать мелодию и ритм танца, но и умение реализовывать их в
простейших комбинациях танцевальных движений;
формирование у детей способностей к взаимодействию в паре и в группе,
навыкам выступления, умению понимать друг друга в процессе исполнения танца;
формирование навыков коллективного взаимодействия и взаимного уважения
при постановке танцев и подготовке публичного выступления.
Возраст детей:
Данная программа предусматривает построение процесса обучения по спирали с
усовершенствованием на каждом этапе до качественно нового уровня знаний. Один и тот
же учебный материал для различного возраста обучаемых и на разных годах обучения
может использоваться для детей 5-7 лет.
Сроки реализации программы:
Программа предназначена для обучения детей 4 7 лет и рассчитана на три учебных года.
Этот период можно определить как первый этап в освоении азов ритмики, азбуки
классического, русского и бального танцев. Долгосрочность освоения программы
определяется:
постепенным характером формирования физического аппарата ребенка для
освоения и в связи с этим постепенное усложнение образовательной программы;
процессами психического развития ребенка;
большим объемом материала;
—групповым характером освоения программы и предъявления образовательного
результата.
Занятия проводятся: два раза в неделю. Длительность занятий
группы второго года обучения – 20-25 минут, группы третьего года обучения 25-30
минут.
Программа по хореографии разработана на основе авторской программы по
хореографии «Ритмическая мозаика» А.И. Буренина.
Программа предусмотрена для детей от 4 до 7 лет основной группы здоровья.
Программа адаптирована к условиям дошкольной организации.
Цель: формирование творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе
музыкально-ритмической деятельности в условиях сюжетно-игровых занятий.
Задачи:
формирование и развитие музыкально-ритмических способностей и творческого
потенциала детей дошкольного возраста;
укрепление здоровья детей, обеспечение их физической и психологической
безопасности, эмоционального благополучия;
развитие физических, интеллектуальных, социальных, нравственных, эстетических
качеств детей; создание благоприятных условий для их гармоничного развития в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями каждого
ребенка.)
А также программа строится с учетом следующих парциальных программ:
Ж.Е. Фирилева, Е.Г. Сайкина. «Са-Фи-Дансе Танцевально- игровая гимнастика для
детей».
Данная программа направлена на всестороннее, гармоничное развитие детей
дошкольного возраста, с учётом возможностей и состояния здоровья детей, расширение
функциональных возможностей развивающегося организма, овладение ребёнком
базовыми умениями и навыками в разных упражнениях. Программа рассчитана на один
год обучения, реализуется в форме кружковой работы, кружок по ритмике охватывает
детей (4-7 лет) средней, старшей и подготовительной группы. Содержание программы
взаимосвязано с программами по физическому и музыкальному воспитанию в
дошкольном учреждении. В программе представлены различные разделы, основными
являются танцевально-ритмическая гимнастика, нетрадиционные виды упражнений и
креативная гимнастика.
Цель:
Воспитание в детях работоспособности, физической подготовленности и всесторонней
развитости средствами танцевально- игровой гимнастики.
Задачи:
укрепление здоровья, формирование правильной осанки, содействие
профилактики плоскостопия, развитие и функциональное совершенствование органов
дыхания, кровообращения, сердечно - сосудистой и нервной систем организма;
формирование навыков выразительности, пластичности, грациозности и
изящества танцевальных движений и танцев;
содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха, памяти, внимания,
умения согласовывать движения с музыкой.
Т. К Барышникова «Азбука хореографии».
В книге содержатся упражнения партерного, классического и народно- характерного
экзерсисов, а также упражнения, помогающие исправить дефекты фигуры
Н.В. Зарецкая, З.Я. Роот «Танцы в детском саду».
Особенностью программы является то, что, программа включает в себя изучение двух
направлений танцевального искусства: современного и национального, который, в свою
очередь, воспитывает в учащихся уважение национальным традициям. Программа
предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных
элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к
танцевально-музыкальной импровизации.
Цель: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства- от историко-бытового
до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.
Задачи:
использовать специфические средства искусства танца для гармонизации
развития учащихся, расширения рамок культурного и исторического образования детей:
углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных
возможностей учащихся в области истории, географии, литературы, фольклора;
• использовать этические особенности танца для воспитания нравственности,
дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить
танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и
общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
• обеспечить эмоциональную разгрузку учащихся, воспитать культуру эмоций.
1.2. Планируемые результаты освоения программы
1 Укрепление здоровья детей и их физическое развитие:
Развитие способности передавать в пластике музыкальный образ, используя
перечисленные ниже виды движений.
Основные:
ходьба бодрая, спокойная, на полупальцах, на носках, на пятках, пружинящим,
топающим шагом, "с каблучка";
• вперед и назад (спиной), с высоким подниманием колена
(высокий шаг), ходьба на четвереньках, "гусиным" шагом, с ускорением и замедлением;
бег легкий, ритмичный, передающий различный образ, а также высокий,
широкий, острый, пружинящий бег;
• прыжковые движения — на одной, на двух ногах на месте и с различными вариациями, с
продвижением вперед;
различные виды галопа (прямой галоп, боковой галоп), поскок "легкий" и "сильный" и
др.
Общеразвивающие упражнения:
на различные группы мышц и различный характер, способ движения (упражнения на
плавность движений, махи, пружинность);
упражнения на развитие гибкости и пластичности, точности и ловкости движений,
координации рук и ног.
Имитационные движения:
различные образно-игровые движения, раскрывающие понятный детям образ,
настроение или состояние, динамику настроений, а также ощущения тяжести или
легкости, разной среды — "в воде", "в воздухе"
и т.д.).
Плясовые движения:
• элементы народных плясок и детского бального танца, доступные по координации,
танцевальные упражнения, включающие асимметрию из современных ритмических
танцев, а также разнонаправленные движения для рук и ног,
• сложные циклические виды движений: шаг польки, переменный
шаг, шаг с притопом и др.
2 Социально-коммуникативное развитие личности:
воспитание умения сочувствовать, сопереживать, воспринимая музыкальный образ,
настроение, объясняя свои чувства словами и выражая их в пластике;
формирование чувства такта (например, не танцевать и не шуметь в помещении, если
кто-то отдыхает или занимается, сочувствовать, если кто-то упал или что-то уронил во
время движения);
воспитание культурных привычек в процессе группового общения с детьми и
взрослыми, привычки выполнять необходимые правила самостоятельно: пропускать
старших впереди себя, мальчикам уметь пригласить девочку на танец и затем проводить
ее на место, извиниться, если произошло нечаянное столкновение и т.д.
3 Художественно-эстетическое развитие:
воспитание интереса и любви к. музыке, потребности слушать знакомые и новые
музыкальные произведения, двигаться под музыку, узнавать, что это за произведения и
кто их написал;
обогащение слушательского опыта разнообразными по стилю и жанру
музыкальными сочинениями; развитие умения выражать в движении характер
музыки и ее настроение, передавая как контрасты, так и оттенки настроений в
звучании;
развитие умения передавать основные средства музыкальной выразительности:
темп разнообразный, а также ускорения и замедления; динамику (усиление и
уменьшение звучания, разнообразие динамических оттенков); регистр (высокий, средний,
низкий); метроритм (разнообразный, в том числе и синкопы); различать 2-3- частную
форму произведения малоконтрастными по характеру частями), а также вариации,
рондо;
развитие способности различать жанр произведения плясовая (вальс, полька,
старинный и современный танец);песня (песня-марш, песня-танец и др.),марш, разный по
характеру, и выражать это в соответствующих движениях;
• развитие умений сочинять несложные плясовые движения и их комбинации;
формирование умений исполнять знакомые движения в игровых ситуациях, под другую
музыку, импровизировать в драматизации, самостоятельно создавая пластический образ;
развитие воображения, фантазии, умения находить свои, оригинальные движения для
выражения характера музыки, умение оценивать свои творческие проявления и давать
оценку другим детям.
4 Развитие и тренировка психических процессов:
тренировка подвижности (лабильности) нервных процессов умение изменять
движения в соответствии с различным темпом, ритмом и формой музыкального
произведения — по фразам;
развитие восприятия, внимания, воли, памяти, мышления на основе
усложнения заданий (увеличение объема движений, продолжительности звучания музыки,
разнообразия сочетаний упражнений и т.д.);
развитие умения выражать различные эмоции в мимике и пантомимике: радость, грусть,
страх, тревога, и т.д., разнообразные по характеру настроения, например: «Рыбки легко и
свободно резвятся в воде», «Кукла не хочет быть марионеткой, она мечтает стать
настоящей балериной» и.т.д.
5 Развитие умений ориентироваться в пространстве:
другом, в несколько кругов, в шеренги, колонны, самостоятельно выполнять
перестроения на основе танцевальных композиций («змейка», «воротики», «спираль» и
др.).
Целевые ориентиры и показатели эффективности освоения
программы
Дети знают о назначении отдельных упражнений хореографии. Желают двигаться,
танцевать под музыку, передавать в движениях, пластике характер музыки, игровой образ.
Умеют выполнять простейшие построения и перестроения, ритмично двигаться в
различных музыкальных темпах и передавать хлопками и притопами простейший
ритмический рисунок; ставить ногу на носок и на пятку. Умеют выполнять танцевальные
движения: прямой галоп, пружинка, подскоки, кружение по одному и в парах. Знают
основные танцевальные позиции рук и ног. Умеют выполнять простейшие двигательные
задания творческие игры, специальные задания, используют разнообразные движения в
импровизации под музыку. Дети выразительно, свободно, самостоятельно двигаются под
музыку. Умеют точно координировать движения с основными средствами музыкальной
выразительности. Владеют навыками по различным видам передвижений по
залу и приобретают определённый «запас» движений в общеразвивающих и танцевальных
упражнениях. Выполняют танцевальные движения: поочерёдное выбрасывание ног
вперёд в прыжке; приставной шаг с приседанием, с продвижением вперёд, кружение;
приседание с выставлением ноги вперёд; шаг на всей ступне на месте, с продвижением
вперёд. Владеют основными хореографическими упражнениями по программе этого года
обучения. Выполняют танцевальные движения: шаг с притопом, приставной шаг с
приседанием, пружинящий шаг, боковой галоп, переменный шаг; выразительно и
ритмично исполняют танцы, движения с предметами (шарами, обручами, цветами).
Занимающиеся дети могут хорошо ориентироваться в зале при проведении
музыкально – подвижных игр. Выразительно исполняют движения под музыку, могут
передать свой опыт младшим детям, организовать игровое общение с другими детьми.
Способны к импровизации с использованием оригинальных и разнообразных движений.
Тематическое планирование содержания работы по музыкально-ритмическому
воспитанию для детей 4-5 лет (первый год обучения)
Дата
проведе
ния
Тема
Цели и задачи
Музыкально-
ритмический репертуар
Часы
Октябрь
(1
неделя)
Неделя
радостных
встреч
Социализация детей,
развитие нравственно
коммуникативных навыков.
Развитие музыкальной
памяти, обогащение
музыкально-слуховых
представлений Активизация
связи между музыкой и
движением, бережное
отношение к музыке, во
время ее звучания нельзя
шуметь, говорить, смеяться,
без музыки не разрешается
двигаться.
«Ритмическая мозайка»
Буренина А.И. «Потанцуй со
мной дружок» И. Каплунова
Коммуникативные игры
танцы «Найди себе пару»,
игры с именами. Разучивание
парной пляски по показу
2
Октябрь
(2
неделя)
Неделя
осенних
прогулок
Развитие музыкального
восприятия: умения отражать
в движениях характер
музыки: «Спокойный»,
«Осенний». Развитие
сенсорных способностей:
различение контрастов в
динамике (тихо-громко), в
темпе (быстро медленно) и
умение согласовывать темп
движения с темпом музыки.
«Хоровод с осенними
листиками», муз.-ритм.
упражнение «Веселые
путешественники», игра
«Эхо» с хлопками
2
Октябрь
(3
неделя)
Неделя
танцев с
осенними
листьями
Развитие слухового
внимания и тембрового
слуха. Различение на слух
различных
тембров(металлический
звук, деревянный,
бумажный, струнный).
Закрепление умения
двигаться с метрической
пульсацией.
Формирование движений:
хороводный шаг,
топающий шаг,
поочередное выставление
Разучивание хороводов
осенней тематики. Пляска с
листиками, осенними
веточками под двухчастную
музыку с контрастными
частями
2
ног на пятку.
Октябрь
(4
неделя)
Неделя
красивых
листьев
Развитие умения менять
темп движения в
соответствии с музыкой.
Ходьба в свободных
направлениях по залу .
Закрепление двигательных
навыков (хороводный,
топающий шаг, легкий
бег).
Танец с осенними
листочками(Г.
Вихарева),игра «Листики и
дворник», Музыкально-
пластичные этюды на
развитие танцевального
творчества.
2
Ноябрь
(1
неделя)
Неделя
дождиков и
танцующихх
зонтиков
Развитие образного
восприятия музыки,
умения передавать в
движениях контрастный
игровой образ (Солнышко
и дождик, Зайчик, лисичка)
Пляска- игра с зонтиками
(музыка по ваыбору)
Инсценирование сказки
Сутеева «Под грибком»,
«Прятки» и «Догонялки» с
персонажами сказки
2
Ноябрь
(2
неделя)
Неделя
осенних
подарков
Освоение танцевального
шага, шаг с носка на пятку,
шаги на полупальцах.
Выработка осанки.
Игровое творчество.
Формировать умение
передавать ритмический
рисунок хлопками и
притопами.
Совершенствовать умение
перестраиваться с одной
фигуры в другую.
Слышать начало и
окончание фраз
.ориентироваться в
пространстве зала.
Развивать слуховое и
зрительное внимание,
память, быстроту реакции,
двигаться в темпе и
характере музыки.
Хоровод «Вот какой
огород», игра- догонялка
«Листики», хоровод с
осенними листиками,
танцевальные
импровизации «Подарки
Осени».
2
Ноябрь
(3
неделя
Неделя
осенней
грусти
Воспитание музыкальной
отзывчивости на музыку:
умение выражать в
движениях спокойный,
Повторение танца с
зонтиками, упражнение
«Прыжки через лужицу»,
упражнения в легком беге в
2
неторопливый образ осени.
Развитие слухового
внимания, умение менять
движения в соответствии с
контрастными частями
музыки.
рассыпную по залу.
Ноябрь
(4
неделя
Праздник
Осени
Подведение к
самостоятельному
исполнению несложных
плясок с листиками,
грибочками, зонтиками.
«Танец с зонтиками»,
«Танец с грибочками»,
«Хоровод с осенними
листьями»
2
Декабрь
(1
неделя)
Неделя
запасливых
зверушек
Подведение детей к
пластической
импровизации в движения
во время инсценирования
знакомых сказок под
музыку.
Разучивание элементов
народного танца- хлопки,
шаг с переступлением.
Круговая пляска под
русскую народную музыку.
Инсценирование
рус.нар.сказок «Репка».
Ж.Е. Фирилева,
«Осенний хоровод».
2
не
Неделя
первого
снега
Развитие выразительности
движения ,мимики.
Усложнение техники
танца. Работа над
композицией. «Снежинки»
(повороты
вокруг себя, приседания,
полуприседания)
- приобретать новые и
закрепить старые
музыкально-ритмические
навыки.
Разучивание парных
круговых плясок.
Инсценирование игровых
песен «Санки» А.
Филиппеко, «Зима» М.
Красева
2
Декабрь
(3
неделя)
Неделя
счастливых
снеговиков
Закрепление элементов
русского танца
положение корпуса рук,
ног, головы; притопы.
Танец «Снеговики» муз. К.
Вебера, Танец «Снежинок»
2
Декабрь
Путешествие
Развитие музыкального
восприятия: муз.
Пластические этюды на
музыку Ю. Забутова
2
(4
неделя)
в зимний лес
построения игрового
образа. Импровизация под
музыкальные пьесы
игрового характера
«Ворона сердится»,
«Трусливый заяц».
«Ворона сердится»,
«Храбрый заяц».
Повторение танца
«Снежинок»
Январь
(1
неделя»
Неделя
зимних
звуков
Развитие эмоциональной
сферы: умение выражать в
движениях различные
игровые образы.
Закрепление навыков
ориентировки в
пространстве- ходьба
хороводным шагом по
кругу, сужение и
расширение круга,
выполнение несложных
плясовых движений
Музыкальные игры и
этюды по выбору, танец
«Медвежат», «Снежинок».
2
Январь
(2
неделя)
Прощай,
Ёлочка
Побуждение к исполнению
знакомых плясок, игр,
хороводов. Развитие
танцевального творчества:
импровизация плясовых
движений,
самостоятельное
исполнение танцев и
хороводов по желанию
детей.
Повторение знакомых
плясок, игр, упражнений,
хороводов. «Пляска
зайчиков с морковками»,
«Танец снежинок», «»Танец
конфеток», «Сновиков»
2
Январь
(3
неделя
Неделя
снежных
дорожек
Развитие навыков
ориентировки в
пространстве, умение
выполнять простейшие
перестроения- по кругу,
парами лицом друг к
другу. Закрепление раннее
полученных навыков,
репетиция танцевальных
шагов.
Разучивание круговых и
парных танцевальных
движений, игры
«Догонялки», «Прятки с
платочками
2
Январь
(4
неделя
Неделя
ледяных
фигур
Развитие танцевально-
игрового творчества,
умения самостоятельно
находить движения в
Упражнения
«Снеговики»(музыка по
выбору). Муз.-ритм.,
игровые движения на
2
соответствии с
музыкальным образом.
Продолжение работы над
развитием навыка
ориентировки в
пространстве: умение
выполнять простейшие
перестроения - по кругу,
парами лицом руг к другу
и спиной, врассыпную
змейкой.
основе двухчастной
контрастной музыки: бег
или ходьба, с окончанием
музыки замереть в образе
ледяной фигуры. Парный
круговой танец, образно-
игровые композиции
«Чебурашка», «Белочка».
Февраль
(1
неделя)
Неделя
снежных
дорожек
Формировать умение
передавать ритмический
рисунок хлопками и
притопами.
Совершенствовать умение
перестраиваться с одной
фигуры в другую.
Слышать начало и
окончание фраз
.ориентироваться в
пространстве зала.
Развивать слуховое и
зрительное внимание,
память, быстроту реакции,
двигаться в темпе и
характере музыки.
Упражнения на
перестроение под
спокойную и подвижную
музыку(по выбору)
Разучивание круговых и
парных танцевальных
движений,
2
Февраль
(2
неделя)
Неделя
домашних
животных
Развитие эмоциональной
сферы детей, создание
радостной атмосферы
(психологического
комфорта) средствами муз.
игр, веселы плясок.
Муз.-ритм. композиция по
показу педагога
«Разноцветная игра»,
«Птички и ворона», «Кошка
с котятами»
2
Февраль
(3
неделя)
Льдинки и
сосульки
Развитие ритмического
слуха: воспроизведение
ритмической пульсации,
выделение сильной доли в
ритмических играх,
плясках, хороводах.
Специфика танцевального
шага, бега. Упражнение
для рук (открываются из 1
Музык.-коммуникативные
игры с предметами
(палочки, бубны,
колокольчики) на основе
народных плясовых
мелодий. Разучивание
танца с цветами П.
Чайковского
2
поз. и закрываются на
поясе во 2 поз.).
Постановка танцевального
номера.
Февраль
(4
неделя)
Блинная
неделя
Специфика танцевального
шага, бега. Упражнение
для рук (открываются из 1
поз. и закрываются на
поясе во 2 поз.).
Постановка танцевального
номера
Разучивание танца с
цветами П. Чайковского
Музык.-коммуникативные
игры с предметами
(блинчики, снежки)
2
Март
(1
неделя)
Ожидание
весны
Закреплять умение
воспроизводить в
движении ритмическую
пульсацию, несложный
ритмический рисунок.
Разучивание новых
танцевальных элементов,
закрепление раннее
изученных танцевальных
позиций.
Танец «Солнечные
лучики», весенние
хороводы, музыкально-
подвижные игры по выбору
детей
2
Март
(2
неделя)
Музыкальны
е подарки
для бабушки
и мамы
Развитие умений
выполнять плясовые
движения по показу и
самостоятельно.
Постановочная работа.
Развитие выносливости
при исполнении движений
в быстром темпе.
Пляска «Кнопочки», «Две
капельки» Е. Зарицкой,
упражнение с цветами
«Вальс» Кишко, парные
пляски .
2
Март
(3
неделя)
Неделя
маминых
улыбок
Репетиционная работа
отработка движений
танцевальных постановок.
Индивидуальный и
групповой просмотр
отдельных танцевальных
элементов.
Пляска «Кнопочки», «Две
капельки» Е. Зарицкой,
упражнение с цветами
«Вальс» Кишко, парные
пляски .
2
Март
(4
неделя)
Встречаем
птиц
Закрепление навыков
легкого бега, прыжков на
двух ногах, мягкой
пружинки.
Упражнение «Воробушки»
муз. Т. Вилькорейской.
Повторение хороводов
2
Апрель
(1
неделя)
Неделя
капели и
ручейков
Совершенствование
навыка легкого бега,
умений начинать и
заканчивать движение
вместе с музыкой.
Выполнять перестроения в
соответствии с частями
музыки. Работа над
танцевальной композицией
«Аннушка». Отработка
движения танцующих по
кругу, против хода часовой
стрелки.
Упражнение «Ручейки» К.
Вебера, повторение парных
плясок по желанию детей.
2
Апрель
(2
неделя)
Неделя
весеннего
ветерка
Совершенствование
навыка легкого бега,
умений начинать и
заканчивать движение
вместе с музыкой.
Выполнять перестроения в
соответствии с частями
музыки. Работа над
танцевальной композицией
«Аннушка». работа над
основными фигурами
танца: переходы, воротца,
качели.
Упражнение «Ручейки» К.
Вебера «Русский
хороводный танец».
2
Апрель
(3
неделя)
Наши
любимые
игрушки
Работа над элементами
джаз-танца- Маховые
упражнения рук, плеч,
упражнения для
координации. Упражнение
выполняется с палкой.
Пляска «Куклы и
Мишки»,«Чарли».
2
Апрель
(4
неделя)
Любимые
песенки
Разучивание танцевальной
композицией «Лето».
Четкое и точное
исполнение танцевальных
элементов, уметь слушать
музыку, начинать и
заканчивать танец точно по
времени.
Совершенствовать умение
выполнять несложные
плясовые по показу
взрослого при обыгрывании
детских песен
2
Май
(1
Праздник
первых
Работа над танцевальными
композициями из
проученных упражнений.
Танец с цветами,
«Волшебный цветок» муз.
Ю. Чичкова, повторение
2
неделя)
цветов
Игровое творчество.
Формировать умение
передавать ритмический
рисунок хлопками и
притопами.
Совершенствовать умение
перестраиваться с одной
фигуры в другую.
Развивать слуховое и
зрительное внимание,
память, быстроту реакции,
двигаться в темпе и
характере музыки.
знакомых плясок.
Май
(2
неделя)
Праздник
весенних
лучиков
Закрепление навыка
легкого бега, топающего
шага, прыжков на двух
ногах, закрепление навыка
перестроений в
пространстве, движения по
кругу, врассыпную,
«Змейкой» за ведущим.
Упражнения с цветами и
зелеными веточками,
образно- игровые
композиции: «Кот
Леопольд»,
«Поросята».»Птички и
ворона».
2
Май
(3
неделя)
Встречаем
дорогих
гостей
Развитие умений
выполнять движения в
паре с ребенком старшего
возраста (формирование
коммуникативных
навыков). Выполнение
движений по показу,
импровизация движений в
соответствии с характером
музыки
Пляски игры «Найди себе
пару», «Разноцветная
игра».
Парная пляска на 2-3
фигуры.
2
Май
(4
неделя)
Праздник
одуванчиков
Отработка движений в
паре. Побуждение детей к
активной творческой
деятельности, к
эмоциональному
исполнению фигур под
счет.
Упражнение с цветами и
зелеными веточками
(музыка по выбору),
«Песенка о лете» муз. Е.
Крылатова
2
ИТОГО
64
2.2. Содержание работы по хореографии
.
Учебный план первого года обучения.
Виды деятельности
Кол-во часов
введение в мир эстрадного искусства:
- занятие-знакомство
- занятие-творчество
4
азбука музыкально-ритмических движений
16
Танцевальная разминка
7
Элементы современного, бального, эстрадного танца
11
система корригирующих движений
2
творческая импровизация и танцевальные игры
4
постановочная и репетиционная работа
20
Всего:
64
Виды деятельности первого года обучения.
Введение в мир эстрадного искусства:
Различать основные направления хореографического искусства.
Азбука музыкально – ритмических движений. Мелодия и движение.
Темп. Контрастная музыка: быстрая - медленная, веселая – грустная.
Соотношение пространственных перестроений с музыкальным материалом. Выделение
сильной доли. Определение характера музыки словами и передача характера в движении.
Музыкальные размеры 4/4, 2/2. Правила и логика перестроений, логика поворотов.
Соотношение сильной и слабой доли, с правой и левой ногой. Методика исполнения
основных танцевальных элементов.
Практика: Практические занятия заключаются в музыкально- пространственных
упражнениях. Танцевальные шаги со сменой музыкального темпа. Умение различать и
двигаться под музыку в музыкальном темпе. Ходьба, марш в темпе и ритме музыке, шаг
на месте вокруг себя. Умение начинать движение с началом и окончанием музыки.
Фигурная маршировка с перестроениями из одного в два и обратно; из колонки в линию.
Правая нога сильная доля, левая нога слабая доля. Выразительное исполнение
основных танцевальных элементов. Начало и окончание движений вместе с музыкой,
различие музыкальных частей. Соотношения пространственных перестроений с музыкой.
Музыкальность и грамотность исполнения. Упражнения исполняются детьми
индивидуально. Пространственные музыкальные упражнения. Ритмические упражнения с
музыкальным заданием. Контрольный показ. Музыкальные игры. Дидактическая игра.
Танцевальная разминка. Начало тренировки суставно-мышечного аппарата ребенка
Ознакомление с искусством хореографии Специфика танцевального шага, бега Позиции
положения рук и ног Понятие твердо - мягко Мышечная и эмоциональная память Понятие
«мышечного напряжения» Сила движения, точность направления Знание правил
исполнения каждого отдельного движения и упражнения. Красиво, грамотно «строить»
свое тело Практика: комплекс упражнений лежа на полу Выработка осанки, опоры
Постановка рук в позиции. Умение напрягать и расслаблять мышцы. Упражнения для
укрепления всех групп мышц. Позиции ног. Подъем на полупальцы по 6 и 1 позициям.
Выполнение упражнений в комбинациях. Позиции ног: 6, 3, 1 Танцевальный шаг, бег.
Маленькие прыжки. Выполнение упражнений с чередованием комбинаций.
Элементы современного, бального, эстрадного танца. Понятие современного бального,
эстрадного танца. Отличительные черты характера исполнения в различных танцевальных
жанрах. Виды танцев. Тематика танцев. История возникновения данных танцевальных
жанров. Понятие «Стиль». Многообразие жанров танцевального. Понятие «Стилизация».
Виды, направления, особенности современного танца. Эстрадная азбука.
Правила и техника исполнения движений эстрадного экзерсиса. Комплекс эстрадной
разминки. Проучивание и исполнение движений бального и современного танца.
Передача характера исполнения современного, эстрадного и бального танца. Стилизация
народных движений. Характер исполнения танцевальных движений. Повторение
хореографических номеров.
Постановочная и репетиционная работа. Знакомство с сюжетом танца,
Рассказ и показ танцевальных комбинаций.
Порядок танцевальных комбинаций, положения рук в паре. Техника выполнения, порядок
движений.
Порядок танцевальных комбинаций, четкое перестроение.
Правила перестроений, манера исполнения.
Практика: Разучивание танцевальных комбинаций; положение рук в паре, работа над
рисунком танца. Общение в паре, равнение в линию, в колонку, красиво перестраиваться.
Натяжение стопы, динамичное исполнение, осанка при выполнении танцевальных шагов.
Разучивание танцевальных комбинаций, построение рисунков танца.
Отрабатывание техники исполнения движений, танцевальных комбинаций.
Выразительность и грамотность исполнения. Проведение соревнования кто лучше
выполнит зачет по комбинациям. Показ танцевальных комбинаций индивидуально и в
паре. Открытое занятие, показ родителям. Постановка нового танца: Сыщики, Яблонька,
Светит солнышко, Весёлые горошины, Мухоморы.
Показ танцевального материала Открытое занятие, показ родителям. Показ танца на
утреннике.
Что должен знать и уметь ребенок к концу первого года обучения
Знать специальную терминологию.
Уметь согласовывать движения с музыкой. Применять навыки, которые способствуют
эмоциональному,
выразительному, непосредственному исполнению движений под музыку.
Развить специальные навыки (выворотность, гибкость, шаг, прыжок, координация
движений, устойчивость). Уметь передавать характер исполняемого движения. Знать
музыкальные размеры, правила и логику фигурных перестроений из одного рисунка в
другой. Использовать и совмещать теоретические знания с практической деятельностью.
Четко и выразительно исполнять движения. Закрепить полученные знания и умения по
основным учебным темам.
Методическое обеспечение
Буренина А.И.Ритмическая мозаика
Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего
школьного возраста
Са-фи-дансе. Танцевально-игровая гимнастика для детей.
Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных и
школьных учреждений
Танцы в детском саду. Н.Зарецкая, З.Роот.
Народное искусство в воспитании детей / Под ред. Т. С.
Комаровой. - М, 2005
«Танцевальная ритмика для детей» Т. Суворова
Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,:
Мозаика-Синтез, 2017