Презентация к занятию в подготовительной к школе группе "Золотая Хохлома"

Подписи к слайдам:
  • МДОУ «Детский сад №7 «Калинка»
  • Презентация к занятию в подготовительной к школе группе
  • на тему «Золотая Хохлома»
  • Воспитатель Гордеева М.В.
  • г. Егорьевск
  • Жил когда-то в нижегородских лесах чудо-мастер. Построил он дом на берегу реки и начал делать, да красить деревянную посуду. Его узорные чашки и ложки были похожи на золотые. Слава об этой посуде до Москвы дошла и дальше по всем миру пошла. И тогда передал мастер секрет золотой посуды жителям села Хохлома, а сам исчез…
  • Вы не знаете, ребята,
  • Отчего и почему
  • Очень часто называют
  • Золотою Хохлому?
  • Разве золотом покрыты
  • В ней деревья и дома,
  • Может всюду там сияют
  • Золотые купола?
  • Деревянная, резная,
  • Расписная Хохлома!
  • Удивительной посудой-
  • Вот чем славится она!
  • Этот тонкий, этот дивный
  • Золотистый завиток!
  • Раз увидишь – не забудешь,
  • И хотел бы, да не смог!
  • В старину люди пользовались деревянной посудой. В селе Хохлома искусные мастера делали такую посуду, расписывали ее красивой росписью и отправляли в другие города. Посуда эта нравилась людям своей яркостью, праздничностью, узорами. Чашки, ложки, ковши пользовались большим успехом , а позже стали делать и детскую мебель.
  • Для изготовления изделий с хохломской росписью сначала делают грубые бруски-заготовки из дерева, затем на токарном или фрезерном станке заготовке придают нужную форму. Полученные изделия — резные ковши, ложки и чашки становятся основой для росписи, которые называются «бельё».
  • После придания формы заготовки сушат и покрывают жидкой очищенной глиной. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями льняного масла. Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы масло распределялось равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покрывают этим маслом 3-4 раза.
  • Следующий этап — «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск и готовы для росписи.
  • В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие узнаваемость хохломской росписи — красный и чёрный, но для оживления узора допускаются и другие — коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.
  • Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при высоких температурах до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».
  • С большим старанием делают хохломчане свою посуду, с выдумкой и фантазией придумывают узоры, которые часто видят в окружающей природе. На хохломской посуде вьется, кружится травка - былинка, то красная, то черная, а из-под нее выглядывает ягодка: смородина, малина, рябина — или цветы: маки, колокольчики, ромашки и др.
  • Искусство хохломы, имеющее вековые традиции, продолжает жить и в наше время, органично и полнокровно входя в современный быт и украшая его. Сегодняшняя хохлома – это искусство, которое творится руками большого художника – народа.