Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя ДОУ
Аналитическая справка о деятельности музыкального руководителя ДОУ
Автор: Латышева Наталия Евгеньевна, музыкальный руководитель МАДОУ «Центр
развития ребенка Детский сад № 114» г. Сыктывкара
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования
утвердил основные принципы, одним из которых является поддержка инициативы детей в
различных видах деятельности.
Инициативность ребенка - это важнейший показатель детского интеллекта, его развития,
проявляющийся во всех видах деятельности, в том числе музыкальной. Развитие
творческих способностей ребенка позволяет особенным образом влиять на становление
его социально-личностного роста в перспективе достижения целей, на которые
ориентирует педагога Концепция модернизации российского образования.
Внедрение в практику технологии развития музыкальных творческих способностей детей
дошкольного возраста, которые реализуются в разных видах музыкальной деятельности,
предполагает не только развитие его музыкальности, но и развитие конструктивности и
креативности мышления, мобильности, динамичности, самостоятельности, успешности
самореализации в социуме.
Анализируя деятельность по реализации рабочей программы развития музыкальности для
детей 3-7 лет, и результаты педагогической диагностики освоения программы, пришла к
выводу о необходимости направлять усилия на развитие инициативы ребенка, его
мотивации.
Успешное освоение программы развития музыкальности было обеспечено в основном за
счет развития музыкального мышления на репродуктивном уровне. Компонент свободы
творческого самовыражения на базе приобретенных умений и навыков выражался в
незначительной степени: приобретая различный музыкальный опыт, ребенок практически
не умел творчески преобразовывать и использовать его в разных видах самостоятельной
деятельности.
Определила проблему: развитие музыкальных творческих способностей у детей
дошкольного возраста невозможно без внедрения системы образовательной деятельности
на основе музыкальной творческой педагогики.
Предположив, что использование системы образовательной деятельности на основе
специальных технологий, обеспечит развитие музыкальных творческих способностей
детей дошкольного возраста, определила данное направление как приоритетное.
Определила цель - создание условий для развития музыкальных творческих способностей
детей дошкольного возраста в разных видах музыкальной деятельности.
Для достижения цели поставила следующие задачи:
- разработать и реализовать систему музыкально-игровых заданий и развивающих
упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих способностей детей;
- обогатить развивающую предметно-пространственную среду, направленную на развитие
творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в
музыкальной деятельности;
- повысить компетентность педагогов и родителей ДОУ в вопросах музыкального
развития детей дошкольного возраста.
Для решения поставленных задач собственную педагогическую деятельность выстраивала
на основе соединение принципов музыкально-творческой педагогики К.Орфа с
методиками отечественной детской музыкальной педагогики - творческой
(«Элементарное музицирование с дошкольниками» Т.Э Тютюнниковой) и
профессиональной.
Планируемый результат на уровне всех участников образовательных отношений:
·дети: положительная динамика развития творческих музыкальных способностей детей
дошкольного возраста;
·родители: участие в образовательном процессе; приобретение опыта совместной
музыкальной творческой деятельности с детьми;
·музыкальный руководитель: повышение уровня профессиональной компетентности по
вопросам развития музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста;
активизация личного творческого потенциала; приобретение опыта использования
творческой музыкальной педагогики в образовательном процессе; обогащение опыта
создания и совершенствования развивающей предметно-пространственной среды в
соответствии с ФГОС ДО; освоение технологии проектной деятельности; расширение
опыта партнерского взаимодействия со всеми участниками образовательных отношений.
При разработке системы образовательной деятельности, направленной на развитие
музыкальных творческих способностей детей дошкольного возраста в разных видах
музыкальной деятельности, использовала технологии и подходы орфовской педагогики
(элементарное музицирование). В основе его концепции «элементарное музыкальное
воспитание» лежит идея личностно-ориентированного импровизационно-творческого
музыкального обучения. Акцент сделан не на конструктивно-технологических, а на
художественно-творческих заданиях, способствующих пробуждению и развитию
музыкальных способностей. Главный дидактический принцип музыкально-
педагогической концепции Карла Орфа – «учимся, делая и творя». Ребенок во всем
принимает участие, вовлекается педагогом в процесс активных действий. Действие,
умение делать что-либо - надежная гарантия усвоения любого знания. В коллективном
музицировании дети не только учатся у педагога, но и друг у друга. Идея, подсмотренная
у партнера, находит иное воплощение – так работает вариативное развитие, необходимое
для приобретения разностороннего музыкального опыта. Детям
необходимо творить и переживать, чтобы понимать.
Принципы музыкального воспитания, лежащие в основе методики отечественной детской
музыкальной творческой педагогики «Элементарное музицирование с дошкольниками»
(автор Т.Э Тютюнникова), подобны принципам и методам орф-технологии. В каждом из
разделов программы «Учусь творить» (разработана секцией «Музыка. Творческая
музыкальная педагогика» Педагогического общества России) значительное место уделено
созданию условий для естественной мотивации музыкально-творческой деятельности
детей, способов их внутреннего раскрепощения. В основу методики положены два метода,
которые определяют приемы, способы, средства, необходимые для развития
эмоциональности детей, их креативности, любви к музицированию, формирования
навыков и умений.
Метод активизации творческих проявлений подразумевает направляемое педагогом
детское импровизационное творчество, создание ситуаций для творчества. Здесь
импровизация рассматривается как главный принцип музыкального и личностного
развития детей. Метод моделирования элементов музыкального языка позволяет показать
и дать почувствовать ребенку в доступном и обозримом для него виде особенности
выразительных средств и их отношений. Метод моделирования является здесь
механизмом обучения. Различными способами моделируются ритмические и
звуковысотные отношения, динамика, темп, форма, фактура и другие компоненты
музыкального языка.
Проектируя педагогическую деятельность по развитию музыкальных творческих
способностей, опиралась на технологию творческой музыкальной педагогики (автор
Т.Э.Тютюнникова), которая соответствует поставленным задачам и требованиям ФГОС
ДО.
Были определены основные направления деятельности:
- организация развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей
развитие творческих способностей, инициативы и самостоятельности детей дошкольного
возраста в музыкальной деятельности;
- разработка и внедрение в практику работы системы музыкально-игровых заданий и
развивающих упражнений, направленных на развитие музыкальных творческих
способностей детей;
- разработка системы мониторинга развития музыкальных творческих способностей в
соответствии с методической темой;
- взаимодействие с педагогами, родителями, социальными партнерами.
Образовательную деятельность осуществляла на основе рабочей программы,
переработанной с учетом ФГОС ДО. Для решения задач музыкального развития
использовала модель образовательной деятельности, которая включала непрерывную
образовательную деятельность, разные формы совместной деятельности педагога и детей,
самостоятельную деятельность детей, а также взаимодействие с педагогами, родителями и
социальными партнерами.
Педагогическую деятельность по организации развивающей предметно-
пространственной среды (далее РППС) осуществляла в соответствии с ООП детского
сада, рабочей программой и требованиями федерального государственного
образовательного стандарта дошкольного образования.
Образовательное пространство музыкального зала оснащено разнообразными
средствами обучения и воспитания (дидактические пособия, игрушки, детские
музыкальные инструменты, атрибуты для игр, костюмы), в том числе техническими
(телевизор, музыкальный центр, синтезатор, проектор, экран). Разнообразие и достаточное
количество детских шумовых музыкальных инструментов было обеспечено за счет
активного участия родителей и детей в изготовлении нетрадиционных инструментов из
различных материалов. Сформированы комплекты творческих шумовых оркестров:
оркестр «поварят»; оркестр «школьных принадлежностей»; оркестр «маминых
предметов»; оркестр «папиных инструментов»; «лесной» оркестр.
Элементы среды музыкального развития детей дошкольного возраста, являются
полифункциональными, что обеспечивает возможность разнообразного использования
предметов, пособий, атрибутов. В зависимости от задач они могут быть дидактическим
пособием, шумовым или детским музыкальным инструментом, атрибутом для игры,
танца, двигательного этюда, средством коммуникации, стимульным материалом для
проявления творческих, лидерских, индивидуальных особенностей ребенка.
В целях совершенствования программно-методического обеспечения педагогической
деятельности по музыкальному развитию детей:
- пополнила методическую библиотеку новыми разделами (здоровьесберегающие
технологии музыкального развития, материал регионального содержания);
- сформировала электронный вариант библиотеки методической литературы и нотного
материала, а также информационный банк литературы по творческому музыкальному
развитию детей;
- составила рукописный сборник, содержащий народные, в том числе уральские
хороводные и музыкальные игры, картотеку авторских музыкальных игр;
- разработала авторские варианты игр других авторов с включением в них задач
творческого развития или определенных дидактических компонентом с учетом
индивидуального подхода к воспитанникам;
- разработала авторские партитуры для детского оркестра с учетом конкретных
индивидуальных особенностей и потребностей каждого участвующего ребенка.
Все это способствовало поддержанию интереса к разным видам музыкальной
деятельности, развитию музыкальных творческих способностей у детей дошкольного
возраста.
Для развития творческих музыкальных способностей детей дошкольного возраста были
подобраны из разных источников игры, музыкально-игровые задания и развивающие
упражнения, которые систематизированы по видам музыкальной деятельности.
Для эффективного использования данного материала были составлены картотеки
музыкальных игр и игровых заданий, направленных на коммуникативно-социальное и
музыкально-творческое развитие дошкольников, в которые включила авторский материал
(игры, ноты, тексты, игровые модели).
Примеры игрового материала в картотеке (по видам деятельности):
- пение («Звучащие нити», «Как кричит крокодил», «Песенка моя», «Сидит Яша»);
- музыкально-ритмические движения («Учитель танцев», «Часы», «Боюсь - не боюсь»,
«Танцуй-замри», «8 шагов»);
- слушание («Вижу музыку», тематические творческие задания на передачу музыкального
образа в рисунке);
Включить звук
Перейти на сайт
Вернуться к просмотру
- игра на музыкальных инструментах («Мани-мо», «Топ, топ, топотушки», «Разноцветные
коты», «Что услышала ворона»);
- игра-драматизация («Таря-маря», «Растворились ворота», «Однажды музыканты»,
«Гости», «Кострома», «Как у дяди Трифона»).
Для создания благоприятного психологического климата учитывала
индивидуальные и возрастные особенности воспитанников. Способствовала
формированию устойчивой мотивации детей к музыкальной деятельности, развитию
художественного вкуса, расширению и обогащению их музыкально-образных
представлений через учет и отражение в непрерывной образовательной деятельности их
текущих интересов и потребностей. Уделяла постоянное внимание формированию
личностных качеств воспитанников, создавала условия для развития коммуникационных
способностей, обеспечения позитивной социализации, развитию детской инициативы и
самостоятельности.
В образовательном процессе активно использовала современные педагогические
технологии:
- специальные технологии (технология музыкального воспитания К.Орфа и его
последователей);
- здоровьесберагающие (логоритмика, пальчиковые игры, двигательные разминки,
фонопедический метод развития голоса, психогимнастика, игровой массаж);
- метод проектов (детско-родительский проект «Я знаю, кто написал эту музыку»;
индивидуальные творческие проекты «Моя сюита», «Я рисую музыку»; групповые
детские творческие проекты «Музыка осени: веселая и грустная», «Сказки-шумелки»);
- информационно-коммуникационные технологии (видеопрезентации «Танцы народов
Севера», «Кружева: красота русских хороводов», «Масленица», «От улыбки станет всем
теплей», «Оркестр и дирижер», «Оркестр русских народных инструментов», «Уральские
ложкари», «Встреча с оркестром»; виртуальные экскурсии «Веселый выходной», «Во-
кузнице»).
Составила видеотеку в соответствии с календарно-тематическим планом, материалы
которой использовала в разных формах образовательного процесса:
- мультфильмы по дорожной и пожарной безопасности;
- видеоматериалы по формированию представлений детей об окружающем мире (птицы,
космос, времена года, явления природы, профессии, театр, уральские творческие
коллективы, деятели культуры),
- мультфильмы по сказам П.Бажова;
- мультфильмы и фильмы с музыкой П.И.Чайковского, М.П. Мусоргского, С.Прокофьева,
В.Бибергана (уральский композитор), А.Хачатуряна, К.Сен-Санса, А. Вивальди, Э.Грига,
И.С.Баха, Л.Бетховена, а также советских композиторов–песенников (В.Шаинский,
Г.Гладков, Гр. Гладков, В.Львовский, А.Рыбников, А.Градский, Е.Крылатов, Ш.Калош,
Д.Кривицкий, И.Цветков).
Осуществляла постепенный переход от репродуктивных, объяснительно-иллюстративных
методов к продуктивным методам обучения (исследовательско-поисковый). Например,
при работе в разделе «игра на детских музыкальных инструментах в оркестре» дети
самостоятельно предлагали разные варианты оркестровки того или иного произведения,
исполняли, самостоятельно выбирали из нескольких вариантов лучший. Поощряла
инициативу и творческие проявления в традиционных подвижных играх с музыкальным
сопровождением.
Акцентируя внимание на поощрение инициативы и разнообразных творческих
проявлений, в работе с детьми использовала следующие педагогические методы и
приемы:
- игры, игровые задания и упражнения; музыкально-дидактические игры; игры со
звуками; логоритмические игры и упражнения; пальчиковые игры, упражнения для
развития мелкой моторики;
- показ, наглядно-иллюстративные методы, использование дидактических пособий;
- моделирование;
- импровизация;
- экспериментирование; творческие, исследовательско-опытнические, проектные задания;
- создание проблемных ситуаций;
- использование ИКТ;
- переключение (комбинирование) деятельности;
- положительное подкрепление, поощрение;
- самооценка результативности собственной деятельности (для старших дошкольников);
- наблюдение за музыкальной деятельностью сверстников и взрослых.
Большое внимание уделяла проектной творческой деятельности и использованию ИКТ,
позволяющей эффективно влиять на образовательный процесс по музыкальному
развитию.
Для оценки педагогической деятельности разработала карту мониторинга развития
музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста, позволяющую
отслеживать не только динамику индивидуального развития воспитанников, но и
анализировать отдельные показатели.
Результаты мониторинга использовала для оптимизации групповой, а также
индивидуально-дифференцированной работы посредством динамичной корректировки
содержания деятельности, направленной на развитие творческого потенциала детей во
всех видах музыкальной детской деятельности.
По данным мониторинга развития музыкальных творческих способностей воспитанников
отмечено значительное приращение количества детей, у которых показатели
музыкального творчества проявляются на достаточном и близком к достаточному уровню.
Если в 2013-2014 учебном году на конец года недостаточные показатели отмечены у 40%
детей, то в конце 2015-2016 учебного года этот показатель снизился до 12%. Проявление
показателей музыкального творчества на достаточном уровне у воспитанников ДОУ на
конец года выросло с 7% (май 2014) до 48% (май 2016).
Положительная динамика развития музыкальных творческих способностей у детей
дошкольного возраста позволяет сделать вывод об эффективности и целесообразности
педагогической деятельности.
Кроме фиксированных показателей мониторинга я также наблюдала изменения,
происходящие в детях, которые имеют для меня как педагога особую ценность: дети стали
более инициативными, повысилась их мотивации к музыкальной деятельности, выросла
их самооценка. Я постоянно была свидетелем ярких положительных эмоциональных
проявлений детей в коллективной музыкальной деятельности, их удовлетворенности
возможностью самореализации в процессе музыкального творчества, а также роста
потребности в приобретении нового творческого опыта.
Отслеживая успехи выпускников, отметила, что за последние 4 года около 20%
выпускников детского сада успешно продолжают свое музыкальное развитие в детских
музыкальных школах, два ребенка получают образование в специальной школе-
десятилетке при УГК им. М.П.Мусоргского. Среди детей-выпускников детского сада есть
лауреаты и дипломанты музыкальных конкурсов различного уровня. Эти данные также
свидетельствуют об успешности музыкального развития детей на уровне дошкольного
образования, их стойкому интересу к музыкальной деятельности, желанию расширить
свои непосредственно исполнительские возможности.
Модель педагогической деятельности по развитию музыкальных творческих
способностей, кроме воспитательно-образовательной работы с детьми, включала и такие
направления как взаимодействие с педагогами и родителями воспитанников.
Организуя взаимодействие с педагогами, применяла личностно- ориентированный
дифференцированный подход. Проводила консультации для молодых педагогов («Роль
воспитателя во время организованной музыкальной обучающей деятельности»,
«Подготовка детей к утренникам, праздника, развлечениям», «Логоритмические игры и
музыкальные физкультминутки в НОД», «Музыка в организации режимных моментов»,
«Организация самостоятельной музыкальной деятельности детей», «Содержание
музыкальных уголков в группах»). Совместно с опытными педагогами разрабатывала и
принимала участие в открытых образовательных мероприятиях разного уровня:
методическое объединения воспитателей, методическое объединение учителей-логопедов,
участие детей в фестивалях, конкурсах (в том числе в областных олимпиадах по
программе дополнительного образования – английский язык), районных мероприятиях,
проведении мастер-классов.
По запросам педагогических работников оказывала консультативную и техническую
поддержку в работе с программами ПК, по использованию ИКТ в образовательном
процессе (помощь в подготовке презентаций, электронном оформлении иллюстративного
материала).
Являюсь членом методического совета детского сада, экспертом смотров и конкурсов
внутри учреждения, секретарем Педагогического совета, членом Аттестационной
комиссии.
Одним из направлений взаимодействия с педагогами является развитие их творческого
потенциала. С 2009 года вокальный ансамбль педагогов детского сада принимает участие
в концертах и досуговых мероприятиях для детей и родителей, в 2017 году фольклорный
ансамбль стал лауреатом городского фестиваля творческих возможностей педагогов
«Большая перемена».
Через сеть Интернет осуществляла взаимодействие с коллегами из других ДОУ, в том
числе из других городов России (общение, обмен опытом через электронную почту и
видео звонки Skype). На сайте «Учебно-методический кабинет «Пед-копилка» www.ped-
kopilka.ru веду личный блог /blogs/irina-sergevna-kurkina, где размещаю авторский
материал и сценарии.
При реализации рабочей программы по музыкальному развитию детей дошкольного
возраста использовала сетевую форму. Она включала организацию музыкальных досугов
и развлечений для воспитанников детского с участием педагогов и учащихся ДМШ № 3,
фольклорного ансамбля «Красно Солнышко» (худ.руководитель Матвеева Т.В.), артистов
екатеринбургских театров и филармонии.
Ярким примером сетевого взаимодействия служит музыкальная гостиная «Нас песня к
Победе вела», которая была проведена в 2015 году в рамках областной акции «Марш
победы». В ней приняли участие воспитанники, родители, сотрудники детского сада, его
выпускники и учащиеся ДМШ № 3 (материалы мероприятия и фильм-отчет представлены
на личном блоге).
Реализуя содержание части, формируемой участниками образовательных отношений,
активно сотрудничаю с композитором, профессором УГК М.А.Баском. Формы
сотрудничества: организация встреч композитора с детьми, концерты, методическая и
консультационная помощь. На сборник авторских песен, музыкальных игр и партитур для
детского оркестра, который готовится для издания, имеется отзыв композитора.
Организуя взаимодействие с семьями воспитанников, опиралась на концептуальные
подходы современных педагогов (Доронова Т.Н.,Соловьева Е.В., Гризик Т.И., Арнаутова
Е.П.) и ФГОС ДО (раздел III, п.3.2.5):
- диалогичность общения;
- деятельностный характер сотрудничества;
- непосредственное вовлечение в образовательную деятельность;
- поддержка образовательных инициатив семьи.
Для реализации данных подходов использовала активные формы взаимодействия:
- совместные детско-родительские проекты «Музыкальная мастерская», "Я знаю, кто
написал эту музыку!"
- практикумы и мастер-классы («Дома играем - музыкально развиваем»,
«Логоритмические и музыкальные пальчиковые игры», «Как нарисовать музыку»,
«Домашний оркестр»);
- участие родителей в образовательных и досуговых мероприятиях (праздники,
музыкальные развлечения, концерты).
В целях повышения компетентности родителей по вопросам музыкального развития
дошкольников проводила консультации на темы: «Развитие музыкальности детей
младшего дошкольного возраста», «Музыкальное развитие как фактор подготовки детей
старшего дошкольного возраста к школе», «Развитие музыкального творческого
потенциала ребенка как путь к развитию детской инициативы и самостоятельности».
Размещала информацию для родителей на родительском форуме и в группах социальных
сетей, созданных родителями воспитанников для оперативного обмена информацией.
В результате планомерной и систематической работы по развитию музыкальных
творческих способностей детей дошкольного возраста добилась положительной динамики
развития, о чем свидетельствуют результаты диагностики.
Наряду с положительной динамикой развития музыкальных творческих способностей
мною отмечены следующие изменения:
- активизация уровня инициативности детей, повышение мотивации к музыкальной
деятельности;
- повышение самооценки детей;
- яркие проявления положительного эмоционального опыта в коллективной музыкальной
деятельности;
- удовлетворенность детей возможностью самореализации в процессе музыкального
творчества, их потребность в наличии новых возможностей.
Результаты, полученные при использовании нового подхода к музыкальному развитию
детей дошкольного возраста через внедрение технологии музыкально-творческой
педагогики, свидетельствуют о его целесообразности и эффективности.
В ходе реализации системы педагогической деятельности по созданию условий для
развития музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста были
выявлены следующие проблемы:
- индивидуализация музыкального развития детей, в том числе развития музыкальных
творческих способностей;
- вариативность содержания, форм, способов и методов реализации системы деятельности
по развитию музыкальных творческих способностей детей.
Выявленные проблемы актуальны в современных условиях развития системы образования
и введения ФГОС ДО. Для их решения необходим поиск и внедрение новых форм работы,
направленных на реализацию принципа индивидуализации образования. В связи с этим
целью педагогической деятельности на ближайшие годы определяю как создание условий
для индивидуализации и вариативности работы по развитию музыкальных творческих
способностей у детей дошкольного возраста.
Ставлю перед собой следующие задачи:
- скорректировать рабочую программу в части, формируемой участниками
образовательных отношений с учетом парциальной программы, направленной на развитие
музыкальных творческих способностей у детей дошкольного возраста;
- составить индивидуальные маршруты развития детей по результатам педагогической
диагностики;
- осуществлять образовательную деятельность с учетом индивидуальных маршрутов
развития детей;
внедрить инновационные формы образовательной деятельности по развитию
музыкальных творческих способностей детей, обеспечивающих индивидуализацию.
Анализ собственной педагогической деятельности позволяет сделать выводы об
успешности достигнутых результатов на уровне всех участников образовательных
отношений. Повышение личных профессиональных компетенции через внедрение
технологий музыкальной творческой педагогики, активизацию личного творческого
потенциала, создание необходимой РППС, расширение практики использования в
образовательной работе современных педагогических технологий, в том числе ИКТ,
расширение опыта партнерского и сетевого взаимодействия позволило эффективно
повысить результативность поставленных педагогических задач.
Педагогика - еще материалы к урокам:
- Презентация для детей "Что же такое «Здоровый образ жизни»"
- СЦЕНАРИЙ проведения торжественной церемонии посвящения в юнармецы НГО
- Конспект НОД "Пробуждение природы"
- План-конспект НОД "Ознакомление с рассказом М.М. Пришвина «Лисичкин хлеб»"
- Конспект НОД "Саратов - мой город родной!"
- Беседа "Почему на Пасху красят яйца"