Игры, используемые при работе с подростками в группах

ИГРЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ РАБОТЕ С ПОДРОСТКАМИ В ГРУППАХ
Название
Краткое
описание
Цель игры
Количеств
о детей
Примечания
1.
«Путаница»
Каждый берет за
руки двух разных
людей стоящих,
желательно, не
рядом. Задача –
не разнимая рук
распутаться в
новый круг.
Сплочение и
бережное
отношение друг
к другу, снятие
возбуждения.
5-10
Перед
началом
распутывания
рекомендуется
отметить
необходимост
ь бережного
отношения
друг к другу,
уникальность
и ценность
каждого.
Можно
использовать
для
завершения
занятия.
2.
«Вася - Вася»
Вся группа
задает
определенный
ритм с помощью
хлопков по
коленям и
щелчков
пальцами. Во
время первого
щелчка называют
свое имя, второго
имя другого
человека, на
которого
смотрит, не
сбиваясь с ритма.
Знакомство,
внимание,
наблюдательност
ь и координация.
5-10
Желательно во
время
называния
чужого имени
смотреть на
адресата.
Довольно
сложно,
участники с
медленным
типом
мышления
могут
выпадать из
процесса.
3.
Имена - качества
Каждый
придумывает
какое-либо
качество
личности,
свойство
характера и т.д.
начинающееся на
ту же букву что и
имя (например:
Лариса – любовь,
Сергей -
скромность)
которое он мог
бы принести в
эту группу
сегодня.
Знакомство,
создание
доброжелательно
й атмосферы,
работа по
осознанию себя
как личности
Любое
Подходит для
начала
занятия, когда
участники уже
чувствуют
себя
достаточно
безопасно.
4.
Вопросы на
бумажках
Каждый пишет
на маленькой
бумажке вопрос,
на который хотел
бы получить
ответ (вариант –
на который сам
бы хотел
ответить).
Бумажки с
вопросами
складываются в
шляпу,
перемешиваются
и раздаются
участникам в
произвольном
порядке. Каждый
отвечает на тот
вопрос, который
ему достался.
Знакомство,
выход на
серьезный
разговор,
возможность
увидеть
товарищей по
группе с новой
стороны
Любое
Возможный
уход от
серьезной
работы
написание
вопросов типа
«Какого цвета
у меня
волосы?».
Ведущий
заранее может
сказать,
каково было
бы ему
получить
такой «вопрос
отмазку».
5.
Мозговой штурм
Все участники
обсуждают
проблему и
выносят свои
предложения по
определенным
правилам. Важно
очень четкое
соблюдение
принципов
демократии.
Возможность
демократическог
о и
ненавязчивого
решения или
обсуждения
любых вопросов
и проблем.
Любое
Техническое
обеспечение –
ватман,
маркеры
разных
цветов.
6.
«Поиск общего»
Группа делится
на двойки, и два
человека находят
определенное
количество
общих
признаков, затем
двойки
объединяются в
четверки с той же
целью и т.д.
Знакомство,
внимание к
личности
другого и
осознавание
проявлений
своей личности
8-30
Ведущий по
своему
усмотрению
может
остановить
процесс на
четверках,
восьмерках и
т.д.
7.
«Времена года»
Участники молча
развиваются на
группы по
временам года,
соответственно
дате рождения.
Затем каждая
группа
пантомически
изображает свое
время года,
Разрядка,
знакомство,
сплочение
группы
10-25
задача остальных
угадать какое.
8.
«Дни рождения»
Участники молча
сроятся в
линейку по дням
рождения.
Разрядка,
знакомство,
сплочение
группы
5-30
9.
«Эхо»
Один человек
что-то говорит
всем остальным,
которые стоят
напротив и
повторяют как
эхо.
Взаимодействие
«личность -
группа»,
обратная связь.
5-25
При желании
можно
добавлять
жесты.
10.
«Зеркало»
В парах один
человек
повторяет
движения
другого. Вариант
вся группа
повторяет
движения одного.
Межличностное
взаимодействие,
опыт ведения и
ведомости.
Обратная связь.
Любое
11.
«Выход-вход в
круг»
Задача одного из
участников
любым способом
выйти или войти
в круг, задача
группы не дать
ему это сделать.
Применимы
любые методы –
от физических до
убеждения.
Противостояние
группе, умение
убедить, умение
сказать «нет»
6-12
Может
стимулировать
групповой
процесс
12.
«Семеро козлят
и волк»
Участникам
раздаются
бумажки, треть
из которых с
надписью
«волк», треть
«коза», треть
«козленок».
«Козлята» идут в
свой дом, а
«волки» и «козы»
(не показывая
своих бумажек)
по очереди
пытаются их
Умение сказать
«нет», умение
убеждать,
умение
распознать
обман и
внимание к
невербальным
отношениям
12-25
Подростки
обычно
действуют по
принципу
«нравится – не
нравится», а
не делают
выводы из
формы и
содержания
убеждения.
убедить, что они
«козы» и, что им
надо открыть
дверь. «Козлята»
решают пускать
или нет. Если
пустили «волка»
то он забирает 1-
2 «козлят», ели
«козу» не
пустили, то 1-2
«козленка»
умирают от
голода.
13.
«Мои
особенности и
преимущества»
Рисунок на
чистом листе на
данную тему или
рисунок или
надписи на
бланках
(например на
листе
нарисованы
пустые шарики,
звездочки и т.д.,
которые надо
заполнять
информацией о
себе на заданную
тему). По
желанию можно
показать рисунок
группе и
рассказать о нем.
Формирование
позитивной
самооценки,
внимание к
собственной
личности и к
особенностям
другого.
7-15
Рисунки
желательно
оставить
участникам и
предложить
им обращаться
к нему в
дальнейшем,
что-то
дополнять.
14.
Карта моей
души
Рисунок на
чистом листе
либо на бланке с
контурами
территорий. По
желанию можно
показать рисунок
группе и
рассказать где и
что находится.
Формирование
«Я - концепции»,
возможность
побыть с самим
собой,
формирование
более глубокого
отношения друг
к другу.
10-20
Если всем
захочется
делится
рисунками
процесс может
затянуться и
стать скучным
для
участников.
Рисунки
участников
хорошо взять
себе и
возвращаться
к ним в
дальнейшем.
15.
«Преодоление
препятствий»
Участники
выстраиваются в
линейку.
Инструкция:
Необходимо
мобилизовать
всю свою волю к
победе и
7-10
Очень
эмоциональна
я игра. В ее
процессе
«Представьте,
что Вы стоите на
краю пропасти и
Вам надо
преодолеть
сложные
препятствия.
Препятствия
представляют
собой участники
команды.
Преодолевающий
должен
мобилизовать
всю свою
фантазию, чтобы
каждое из
«препятствий»
было
преодолено.
Варианты
препятствий
могут быть
совершенно
различными:
моральные,
физические,
эмоциональные,
интеллектуальны
е, и т.д.
требующие
различных и
нестандартных
подходов к
решению
проблемы
преодоления
препятствий.
Одно условие
не наносить друг
другу
физического или
морального
ущерба. Каждый
из участников
команды
обязательно
должен быть и
препятствием и
преодолевающим
»
обязательно
постараться
быстро и
нестандартно
мыслить, чтобы
понять «что
хочет
препятствие»,
как и каким
образом его
следует
преодолевать.
поощряется
открытое
проявление
эмоций.
Ведущий
внимательно
следит за
соблюдением
правил. В
конце игры
проводится
тщательное
обсуждение.
16.
«Клубок»
Каждый из
участников
держа в руках
Осознавание
общности
проблем и
Любое
Ведущему
следует задать
тон серьезного
клубок говорит о
том, как его
коснулась лично
обсуждаемая
проблема. Затем
наматывает на
палец нитку и
отдает клубок
следующему, кто
хочет говорить.
Готовую
«паутинку»
можно распутать,
а можно
скомкать
возможности
взаимоподдержк
и
разговора.
Упражнение
эмоционально
е, могут
возникнуть
глубокие
переживания.
17.
Деловая игра
«Предотвращен
ие употребления
ПАВ»
Участникам
предлагается
представить себя
руководителями
учебных
учреждений.
Задача
предотвращение
употребления их
в учебном
заведении ПАВ.
Как это сделать,
решается с
помощью
техники
мозгового
штурма
Осознавание
степени своего
участия в
решении
проблемы
Любое
Правила
проведения
мозгового
штурма
18.
Кочки
На листочках
пишется по
одному слову из
пословицы,
листочки
раздаются
участникам
произвольном
порядке).
Участники
встают в линейку
на листы бумаги
(А4). Задача – не
становясь на пол
построится в
правильном
порядке.
Сплочение,
разрядка,
выработка
групповой
стратегии
решения
проблем.
7-10
19.
«1,2,3,4,5»
Участники
произносят счет
«1,2,3,4,5» делая
движения руками
(как бы стуча в
Разрядка,
позитивные
эмоции.
Любое
дверь, сначала
правой рукой,
потом левой,
сначала на
уровне головы,
потом на уровне
пояса),
наклоняются
вперед и говорят
5 раз «ХИ», затем
назад и 5 раз
«ХА». Убыстряя
тем делают это 5
раз, затем 4,3,2,1.
Игра «Встречают по одежке»
Цель игры: развивать активное групповое общение, учиться внутренне
анализировать свою социальную «маску».
Участники садятся в круг. Каждый получает карточку с надписью, например: «Я
плохо слышу», «Я богатый», «Похвалите меня», «Решаю все проблемы», «Люблю
подраться», «Дам денег», «Я все умею», «Пожалейте меня», «Я вас обманываю»
и т.п. Карточки держат так, чтобы обладатель ее не видел надпись, в то время как
все другим она видна. Участники активно общаются друг с другом в соответствии
с тем, что написано на карточке. Общение с обладателем карточки строится в
форме вопросов, просьб или утверждений завуалированно, косвенно, намеками, а
не «в лоб» и при этом он должен догадаться, что именно (желательно дословно)
написано на его карточке. На вопросы, просьбы, утверждения он, естественно,
пока принимает информацию, не отвечает и никаких наводящих вопросов никому
не задает.
Обсуждение: проводится методом поиска ответов на вопросы:
Что помогло догадаться о содержании надписи на карточке?
Что мешало понять содержание надписи на карточке?
Какие самые тонкие и остроумные высказывания или вопросы звучали в
адрес владельцев карточек?
Игра «Ближе – Дальше»
Цели игры:
получить представление о психологической структуре группы по принципу
принятия-непринятия и сверить его со своими представлениями;
научиться критически относиться к результатам игры;
научиться объективно и достойно воспринимать психологически
неблагоприятную информацию.
Ведущий разъясняет, что у каждого из участников игры есть свое представление о
структуре группы с самим собою в центре и это представление может совпадать с
представлением одних и отличаться от представления других. Ведущий просит
одного из участников расставить всех остальных вокруг себя на определенном
расстоянии и с учетом того, где, по его мнению, удобнее стоять каждому члену
группы, например, к кому ближе, от кого подальше. Затем ведущий просит
поднять руку всех, кто не согласен с указанным ему местом.
Обсуждение: проводится путем обмена мнениями между теми участниками,
которые не согласны со своим местом; обращается внимание на то, кто с кем был
не согласен и по каким мотивам.
Игра «Скрытый мотив»
Цель игры: научиться понимать проблему собеседника, открыто им не
высказываемую.
Игра проходит в парах. Ведущий вручает каждому из них карточку с текстом,
состоящим из трех частей.
1. Посвящена общему описанию ситуации, зачитывается до начала разговора;
в ней подчеркнута роль, которую будет играть обладатель карточки.
2. Содержит текст, который обладатель карточки будет открыто говорить
своему партнеру.
3. Излагает истинную причину поведения участника в ситуации, которую он не
готов сразу открыто высказать.
Задача второго участника, принимающего на себя другую роль, указанную в
карточке, – понять истинную позицию собеседника. Для достижения этой цели он
использует уточнение, пересказ, дальнейшее развитие мыслей собеседника и т.д.
В его задачу вовсе не входит решать проблему собеседника, необходимо только
понять, в чем дело. В каждой паре состоится два разговора: сначала один из
участников будет разбираться в проблеме другого, потом наоборот.
Примеры текстов карточек:
1. Сын (дочь) уговаривает мать (отца) поехать в санаторий. Мать (отец) живет
вместе с семьей сына (дочери).
2. Мать (отец) отказывается, говоря что семье сына (дочери) будет сложно
самой справиться с хозяйством, с детьми.
3. На самом деле у матери (отца) появился новый знакомый (знакомая), с
которым (которой) мать (отец) расставаться сейчас вовсе не желает.
1. Сотрудник приходит к начальнику отдела и говорит, что хочет уволиться.
2. Он говорит, что нашел работу ближе к дому и сможет больше времени
уделять воспитанию детей.
3. На самом деле он считает, что его работа не оценивается по заслугам,
обижен на начальника и поэтому решил уволиться.
1. Заведующий кафедрой написал заявление ректору академии с просьбой
освободить его от обязанностей заведующего.
2. Он объясняет, что хочет сосредоточиться на написании и издании учебных
пособий для студентов.
3. На самом деле он не кочет работать с начальником учебного отдела,
который ведет себя с ним казенно-бюрократически, авторитарно и
недоброжелательно.
Обсуждение: все по очереди обмениваются результатами беседы -удалось или
не удалось понять проблему другого. Насколько использование в беседе приемов
активного слушания помогает разобраться в скрываемой партнером проблеме.
Игра «Семейный совет»
Цель игры: научиться нейтрализовать комплекс неполноценности и
самоутверждение за счет других.
Все участники игры разбиваются на три «семьи». Задание для всех: провести
«семейный совет» по проблеме, сформулированной в индивидуальном задании.
На «семейном совете» каждый «член семьи» имеет голос вне зависимости от
возраста и индивидуальных особенностей и может свободно выражать свое
мнение. Председатель «совета» записывает основные идеи, которые обсуждает
«семья», решение «совета» и возможные последствия, если решение не будет
принято. За ходом «семейного совета наблюдают по два представителя
«общественности», однако «члены семьи» об этом как бы не знают. Наблюдатели
нужны для более полного обсуждения хода и результатов «совета». Задания,
полученные каждым из трех «семей» следующие.
Первая: «муж» – русский немец, «жена» – русская, трое «детей» (мальчики 17 и 7
лет, девочка 14 лет). В «семье» также «теща», «брат жены»(шурин), «свекор».
«Муж» хочет эмигрировать в Германию, на свою историческую родину,
естественно, с семьей. Его «жена» этого не хочет. Голоса «детей» и
«родственников», конечно, разделились!
Вторая: «семья» врачей, династическая. «Родители» – известные врачи,
заслуженные, обеспеченные приносящей приличный доход практикой. Их «сын»,
молодой человек, студент 5-го курса столичного медицинского университета,
принимает неожиданное решение, ошеломившее родителей, бросить
университет, уехать на периферию, чтобы заняться прибыльным бизнесом.
Третья: «дочь» 17 лет хочет выйти замуж за 27-летнего азербайджанца,
становящегося на ноги предпринимателя. Выбор «дочери» «родители» не
одобряют, зато ее 15-летний «брат» и «бабушка», напротив, считают, что
решение «сестры» и «внучки» нормальное, что это ее личное дело. После
замужества «дочь» хотела бы вместе с «мужем» первое время пожить у своих
родителей.
Обсуждение: каждая из «семей» рассказывает в общем кругу о том, по какой
«легенде» шел «семейный совет», как он проходил, какое решение в конце концов
было принято. Наблюдатели делились своими впечатлениями. Всеми
оценивались эффективность «семейного совета», особенности коммуникативного
поведения.
Игра «Министры и конструкторы»
Цель игры:
установить зависимость продолжительности общения от личного обаяния;
научиться определять и развивать личностные ресурсы влияния на
собеседника.
Группа делится пополам, участники садятся в две шеренги напротив друг друга.
Одна сторона – «министры», другая – «конструкторы», придумавшие «летающие»
велосипеды и обратившиеся к «министрам» с просьбой поставить производство
этих велосипедов на поток. Задача «конструкторов» убедить «министров»
принять нужное им решение. Задача «министров» – по возможности заявку
отклонить или потребовать от «конструкторов» дополнительных аргументов.
После завершения первой части игры стороны меняются ролями.
Обсуждение: участники обмениваются мнениями, отвечая на вопросы:
Что было сложнее (для каждой из сторон в обеих ролях): доказывать и
убеждать или принимать «министерское решение»?
В каких случаях отказывать было сложнее?
Как звучал самый примитивный отказ?
Как выглядел самый блестящий отказ?
В чем особенность внутри группового взаимодействия обеих сторон в обеих
ролях?
Что помогало (или, напротив, мешало) реализовать поставленные задачи?
Упражнение «Понятие Карьеры»
Цели: Раскрепощение участников тренинга, создание благоприятного
эмоционального фона, включение участников в работу, активизация их
творческого потенциала.
Необходимые материалы: Листы ватмана для фиксации ассоциаций, маркеры,
небольшой мяч.
Время: 15 мин.
Содержание: Один из тренеров стоит в круге участников. Он передает
произвольно выбранному участнику мяч, называя ассоциацию, связанную с
понятием карьеры. Участник ловит мяч и, в свою очередь, сам называет первую
приходящую в голову ассоциацию, связанную со словом «карьера», а затем
передает мяч другому участнику. Очередь передается произвольно по желанию.
Второй тренер по ходу упражнения фиксирует возникшие ассоциации на листах
ватмана, накапливает «банк» представлений о карьере.
Инструкция: Тренер: «Сейчас мы проведем своего рода интеллектуальную
разминку, называя как можно больше ассоциаций, связанных с понятием
«карьера». Я кину мяч любому участнику, назвав свою ассоциацию, он поймает
мяч, назовет ту ассоциацию, которая родилась у него, и передаст мяч
произвольно другому участнику. Наша цель создать как можно более обширный
«банк» ассоциаций со словом «карьера».
Обсуждение: Результаты Мозгового штурма обобщаются. Тренером
формулируются вопросы для участников:
Что общего в перечисленных ассоциациях?
Каким образом их можно сгруппировать?
Насколько отличаются современные представления о карьере от тех, что
господствовали 10-15 лет назад?
Упражнение «Как разрешать конфликтные ситуации»
Это упражнение поможет учащимся научиться грамотно и с пользой разрешать
конфликтные ситуации; понять, что всегда существует несколько вариантов
поведения в конфликтных ситуациях.
Возьмите «Чашу чувств» и кажите следующее: «То, что у нас накопились вопросы
по поводу взаимоотношений хорошо, хотя бы потому, что вы о них не
постеснялись написать. Не побоялись неодобрения, а приняли решение
разобраться в ситуации. Конфликты – это часть нашей жизни. Предлагаю вам
подумать о том, как мы ведем себя в конфликте. Состязаемся, соревнуемся?
Проигрываем? Какие чувства вызывает у нас соперник? Непреднамеренные
конфликты приводят к обидам, потере дружбы, к вспышкам гнева, отчуждению.
Поэтому важно знать, как вести себя в конфликтных ситуациях. Сегодня мы будем
учиться разрешать конфликты.
Для начала давайте попробуем вместе подумать о том, как лучше всего поступать
в определенной ситуации, чтобы уладить конфликт. Я буду называть ситуацию, а
вы – обсуждать ее по следующим правилам».
Правила обсуждения
Рассказывайте о любых идеях, приходящих в голову.
Не осуждайте чужие идеи.
Выдвигая свои идеи, используйте уже высказанные.
Предлагайте как можно больше идей.
Из следующего списка ситуаций выберите одну и предложите участникам
обдумать все возможные варианты ее решения.
Записывайте ответы детей на доске, и после проигрывания ситуаций обсудите
варианты, выбрав среди них; приемлемые.
Кто-то дразнит или обзывает тебя.
Учитель несправедливо обвиняет тебя в списывании во время контрольной.
Родители на неделю запретили тебе ходить гулять с друзьями за драку с
младшим братом.
Во время уроков одноклассник, сидящий за тобой, постоянно колет тебя в
спину ручкой или бросает в тебя ластик.
После того как ребята предложат все возможные варианты решения проблемы,
обсудите, какие из них были бы наиболее эффективными. Подчеркните два
лучших.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите следующие вопросы:
В чем причины конфликтов?
Как можно предотвратить конфликт?
Что чувствуют в ситуации конфликта обиженный и обидчик?
Какое поведение помогает с достоинством выйти из конфликта или не
допустить его разгорания?
Пусть дети по ролям разыграют конфликтные ситуации из «Чаши чувств»,
придумав для них благополучный исход.
Упражнение «Конфликт или взаимодействие?»
Цель упражнения: продемонстрировать детям, что часто люди относятся к
жизненным ситуациям как к соревнованиям, в которых есть победители и
проигравшие.
Возраст: подростковый, юношеский.
Участники рассаживаются парами за столами лицом друг к другу (как в
армрестлинге).
Скажите следующее: «Ваша задача – за 30 секунд «уложить» руку партнера как
можно больше раз. Как только его рука коснется стола, возвращайтесь в исходное
положение и начинайте снова. Приз достанется той паре, которая наберет
больше всего очков (1 касание 1 очко)».
Большинству пар придется бороться за каждое очко, но! некоторые участники не
будут оказывать никакого сопротивления тому, кто наклоняет их руку, а будут
сами помогать в этом партнеру.
Когда время, отведенное на упражнение, закончится, вручите призы победителям.
Дискуссия на тему занятия
Обсудите с ребятами различия между парами, которые состязались и которые
действовали сообща.
Как вы думаете, почему некоторые пары соревновались, а некоторые
действовали вместе?
Часто и в реальной жизни мы рассматриваем некоторые ситуации как
состязание – с победителем и проигравшим, в то время как сообща можно
достичь больших результатов. Вспомните такие ситуации.
Как люди договариваются, кто будет решать, а кто подчиняться
решениям?
Игра «Есть контакт»
Цель игры: приобрести навыки невербального общения в группе.
Ведущий просит всех расположиться большим полукругом. Затем он предлагает
каждому по очереди выйти в центр и постараться любыми доступными ему
средствами, кроме словесных, установить контакт с каждым участником.
Обсуждение: анализируются впечатления, возникшие в процессе игры, те
средства установления контакта и те признаки, которые свидетельствуют о том,
что контакт установлен.
Игра «Конфликт в транспорте»
Цель игры: приобрести опыт умения договариваться в условиях столкновения
интересов.
В комнате ставят стулья: два – рядом (имитируя парные сиденья в автобусе),
один впереди. Участников игры трое (два плюс один). Двое получают
инструкцию втайне от третьего, третий – втайне от двоих. Задача двоих: «войти в
автобус» и сесть рядом, чтобы поговорить на важную для обоих тему. Задача
третьего участника: занять одно из спаренных мест, например, «у окна» и
уступить место только в том случае, если действительно возникнет такое
желание.
Обсуждение: участники игры отвечают на вопросы:
Почему «третий» все-таки уступил (или, напротив, не уступил) свое место?
Были ли моменты, когда «третьему» хотелось освободить это место?
Какие чувства испытывали играющие?
Чей способ решения проблемы самый успешный?
Что именно было причиной успеха (или, напротив, неудачи)?
Игра «Поведение в конфликте»
Цели игры:
сформировать понятие о видах поведения в конфликте;
показать основные психологические факторы, определяющие конфликт;
учиться выбирать адекватные стили поведения в конфликте в конативной
(поведенческой) системе межличностного взаимодействия.
Ведущий делит всех участников на пять групп, в каждой выбирается ее
представитель, которому ведущий дает одну из пяти карточек с названием
определенного стиля поведения в конфликте с соответствующим девизом:
Стиль «Конкуренция»: «Чтобы я победил, ты должен проиграть».
Стиль «Приспособление»: «Чтобы ты выиграл, я должен проиграть».
Стиль «Компромисс»: «Чтобы каждый из нас что-то выиграл, каждый из нас
должен что-то проиграть».
Стиль «Сотрудничество»: «Чтобы выиграл я, ты тоже должен выиграть».
Стиль «Избегание»: «Мне все равно, выиграешь ты или проиграешь, но я
знаю, что в этом участия не принимаю».
Каждая группа обсуждает и готовит сценку, в которой демонстрируется
предложенный ей вид поведения в конфликте.
Обсуждение: проводится в форме ответов на вопросы:
Как данный вид поведения в конфликте повлиял на эмоциональное
состояние, на чувства его участников?
Могли ли другие виды поведения в этой ситуации быть более полезными
для участников?
Что заставляет людей выбирать тот или иной стиль поведения в
конфликте?
Какой стиль самый конструктивный для взаимоотношений людей?
Игра «Переговоры»
Цель игры: приобрести опыт поиска совпадающих интересов, умения
анализировать интересы различающие.
Ведущий предлагает участникам разделиться на три группы, например, учителя
родители – ученики, или преподаватели – студенты – заместитель декана, или
родители невесты –родители жениха - друзья молодых и т.п. Каждая из групп
получает задание подготовиться к переговорам по вопросу, например,
организации выпускного бала, или выезда на сельхозуборочные работы, или
проведения свадьбы и т.п. Когда подготовительная работа завершена, ведущий
раздает участникам карточки с индивидуальными заданиями, предупреждая, что
их нельзя обнародовать до конца игры. Необходимо обеспечить видеозапись.
Содержание текстов в карточках:
«Твоя задача: прояснить точку зрения говорящего, чтобы лучше его понять»
(2 шт.).
«Твоя задача: выделить проблему и возвращать ход обсуждения к ней» (2
шт.).
«Твоя задача: в любой ситуации стараться захватить инициативу в
разговоре» (1 шт.).
«Твоя задача: найти общее в точках зрения сторон и показывать это общее
всем участникам переговоров» (2 шт.).
«Твоя задача: уводить разговор в сторону от обсуждаемой проблемы» (1
шт.).
«Твоя задача: фиксировать промежуточные договоренности и предъявлять
их сторонам переговоров как общее достижение» (1 шт.).
«Твоя задача: подчеркивать общие интересы сторон в переговорах» (1 шт.).
«Твоя задача: выбрать необычный для тебя стиль общения и
придерживаться его» (2 шт.).
«Твоя задача: внимательно слушать говорящего и повторять или
перефразировать его главную мысль своими слогами так, как она понята
тобой» (1 шт.).
Обсуждение: просматривая видеозапись, участники анализируют всевозможные
формы общения, пытаются выявить «секретные задания», отвечают на вопросы:
Что помогало или, напротив, мешало достигнуть договоренности?
Какова психологическая удовлетворенность участников ходом
переговоров?
Какие приемы использовали участники переговоров, выполняя свои
«секретные задания»?
Игра «Белые маги – Черные маги»
Цель: Развитие навыков социальной перцепции.
Необходимое время: 40 минут.
Материалы: Разноцветные повязки, маски в пол-лица и маски, полностью
закрывающие лицо, а также черные и белые карточки (размером с визитку) и
черные и белые кружки с одной стороной одинакового цвета.
Подготовка: Специальной подготовки не требуется.
Процедура: Упражнение можно проводить в конце тренинговых занятий как одно
из итоговых.
В этой игре я буду играть роль директора школы магов. Вы все – выпускники
этой школы. В знак завершения обучения вы получите такие символы: белый
кружок означает, что вы становитесь белым магом, а черный – соответственно,
черным. Со всеми вытекающими отсюда последствиями. Какой кружок кому
достанется, решит случай. О том, какого цвета ваш кружок, не должен знать никто
кроме вас. Перед каждым будет стоять задача определить цвета всех
остальных магов. Разговаривать запрещено. Если вы решили, что встретились с
черным магом, то должны вручить ему черную карточку. Белый маг получит от вас
белую карточку. Каждый из вас будет иметь два набора белых и черных карточек
по числу членов группы. Обозначьте каждую карточку своим личным символом.
При встречах магов друг с другом на первых двух этапах игры запрещено, во-
первых, использовать для объяснения своего цвета не только вербальные
сигналы, но и пантомимику, во-вторых, подавать какие бы то ни было знаки
(согласия или несогласия) при предъявлении партнером карточек. Оценить
результаты игры помогут карточки с символами. Соотношение белых и черных
карточек в руках каждого мага позволит ему понять, насколько «читаемыми» для
других оказались его мимические сигналы. Подсчет правильно отданных карточек,
которые маг получит по завершении игры, покажет его собственное умение видеть
и чувствовать партнера.
I этап. Игроки получают от ведущего разноцветные повязки, которыми
закрывается нижняя часть лица, и два набора карточек, которые тут же
помечаются личными символами (например, инициалами). После этого они по
очереди вытягивают кружки из тех, что разложены на столике стороной
одинакового цвета вверх. Увидев выпавший цвет, игроки сразу же убирают кружки
в карман. Когда последний игрок выяснит, каким магом он является, начинается
собственно игра. Участники не торопясь движутся по помещению, рассматривают
друг друга и обмениваются карточками. Раздавшие все карточки занимают места
в кругу. Когда все окажутся в кругу, первый этап игры завершается, и по команде
ведущего маги предъявляют коллегам свои кружки. Производится подсчет
карточек.
Каждый маг заполняет нужные ячейки в бланке для игры.
Бланк для игры «Белые маги Черные маги»
Каким магом я
являюсь
Мне вручено
карточек
Я правильно определил
магов
белых
черных
II этап. Но этом этапе несущий вручает игрокам маски, закрывающие верхнюю
чисть лица. Повторяется процедура определения цвета мам. Ведущий еще раз
напоминает правила игры. Поскольку каждому магу были возвращены наборы
белых и черных карточек, помеченных его личными символами, можно сразу
переходить к процедуре магических встреч.
По окончании этапа снова заполняется бланк для игры.
III этап. Начальные процедуры аналогичны. Только теперь игроки закрывают
масками лица полностью. Ведущий поясняет, что на этом этапе. можно и нужно
использовать пантомимику при общении с другими магами. Вербальные средства
по-прежнему запрещены.
Проводится окончательное заполнение бланка для игры и записывается вывод.
Обсуждение игры нужно провести обязательно. Особое внимание следует
уделить следующим вопросам:
Какой этан игры оказался для вас наиболее успешным?
В какой ситуации ваши невербальные сигналы «прочитываются» другими
магами лучше всего?
В какой ситуации вам удается лучше понимать сигналы партнеров?
Какая часть лица, по вашему мнению, наиболее информативна при
общении?
Какие именно особенности мимических сигналов помогали вам принимать
правильное решение?
Насколько легко вы понимаете пантомимические сигналы?
Кто из магов оказался на всех этапах наиболее понятным для вас?
Игра «Супербол»
Цель: выработка согласованных действий между партнерами, которым предстоит
совместная деятельность, то есть выработка навыков взаимопонимания между
членами группы.
Для самих участников предлагается цель – максимально проявить свои
способности работать в команде и для команды. В игре имеется потенциал для
развития умения вести переговоры, укрепления сплоченности команды, наконец,
просто для иллюстрации групповых процессов. Данная игровая процедура
позволяет выработать толерантность к стрессовым условиям групповой
деятельности. Указанные возможности позволяют использовать эту игру для
решения различных задач.
В качестве сюжета, моделирующего реальную ситуацию, выбрана ситуация
соревнования одна команда, проводя условный розыгрыш, «нападает», другая
«защищается», стремясь помешать соперникам.
Игровые роли «команды» следующие: «разыгрывающий» («игрок с мячом»),
«завершающий атаку» («снайпер»), «успешный» игрок («снайпер»), «менее
успешный» («игрок – не снайпер») и «неуспешный игрок» («теряющий мяч»).
Каждый участник может получить любую роль. Это создает необходимость
каждый раз использовать другую модель поведения, таким образом